Произведение «Из песни слова не...»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 8
Читатели: 368 +1
Дата:

Из песни слова не...

Из песни слова не…
«Может, не считает и до ста он,
Но могу сказать без лишних слов:
Был бы глаз второй бы у Тостао,
Он бы вдвое больше забивал голов».
«После чемпионата мира по футболу». В. Высоцкий.
Как же порой несправедливы гении, заметив на белоснежной стене тень рифмы! Вот и Владимир Семенович, на мой взгляд, довольно жестко обошелся с одним из величайших форвардов в истории бразильского футбола. В далеком тысяча девятьсот семидесятом огромная страна так же, как и сейчас, жила Игрой. Турнир проходил в Мексике, если и не дома, то у соседей. Безумный ажиотаж. И – чемпионство! Кубок, «Золотая Богиня Ника», навсегда осталась в Бразилии, так как эти счастливчики выиграли ее в третий раз. Пеле! Пеле!! Пеле!!! И, конечно, Эдуа́рдо Гонса́лвес де Андра́де – Тостао. Практически у всех бразильских футболистов есть прозвища, многие из них обросли легендами и мифами, но в случае с Эдуа́рдо Гонса́лве …с Тостао всё очень просто. Тостао – это мелкая монетка, вышедшая из обращения еще до того, как юный Эдуардо стал звездой. Так парнишку прозвали за щуплое телосложение, а отнюдь не за бедность, через которую прошли многие великие южноамериканские игроки. Семья Тостао не бедствовала. А недостаток физических данных юный игрок компенсировал потрясающим голевым чутьем, тонким игровым мышлением, и беззаветной любовью к футболу. Любопытно, что значительную часть своей карьеры Тостао провел в «Крузейро» - известном бразильском клубе. Но крузейро (крест) – это еще и название местной валюты. Тостао крузейро бережёт? Именно в этом клубе в полной мере раскрылся бомбардирский талант щуплого паренька, и, как выяснилось, талант далеко не единственный.
Не думаю, что Тостао забивал бы «вдвое больше» в сборной Бразилии, даже если бы у него было не два, а четыре глаза. Цели у него на поле были иными. Он был, как ни странно, «подносчиком снарядов» или «носильщиком рояля». Роль неблагодарная, но необходимая. Но ведь многое зависит и от самого «чернорабочего». Тостао справлялся с отнюдь не звездными обязанностями с блеском. Филигранные передачи, умелый прессинг, потрясающая техника, позволяющая зарабатывать огромное количество штрафных. Я говорю сейчас не о привычной для нас симуляции, а именно о технике. Ну и, конечно, голы – обязательные спутники настоящего форварда. Голов Тостао забил много, но рекордам Пеле никогда не угрожал. Интересно, что львиную долю забитых им мячей составляли не футбольные шедевры, а совсем неэстетичные тычки под опорные ноги вратарей, хитрющие удары с невозможно острых углов, вполне осознанное использование рикошетов. Я не просто так упомянул прессинг – Тостао беспощадно «давил» на защитников, постоянно курсируя перед вражескими воротами. Не счесть мячей, которые он забил, попросту обокрав игроков обороны. Роль Тостао в той великой команде огромна и оценена по достоинству. Конечно, помогло и то, что бразильцы уже тогда демонстрировали революционный универсализм. Даже Пеле не был чистым бомбардиром, а один из голов итальянцам в финале забил защитник Карлос Альберто. По моему скромному мнению, именно бразильцы стоят у истоков того самого «тотального футбола», который через четыре года с блеском продемонстрировали игроки сборной Нидерландов. Но это уже другая история.
Так что со вторым глазом, которого не было? Глаз был, но почти не видел. В результате травмы, полученной за два года до Кубка мира, произошло отслоение сетчатки. Тостао дважды оперировал левый глаз в США, пытался играть, тренировался. И – о чудо! Вполне восстановился к отборочному турниру. Правда, по мнению непререкаемого для меня авторитета в сфере бразильского футбола Игоря Фесуненко, радоваться возвращению Тостао тренеры сборной не спешили. Вернуться-то он вернулся, но с просто неприличным лишним весом. Но Эдуардо не в первый раз сталкивался с трудностями. Он поехал на турнир и победил. Он стал одним из главных героев Бразилии, практически ничего не видя левым глазом. Тостао почти не играл головой, опасаясь рецидива. Не ищите – вы не найдете другого чемпиона мира с подобной судьбой.
После чемпионства было еще несколько лет, проведенных в бразильских клубах – за границу Тостао не уехал и никогда не рвался. Еще два года в национальной сборной. И завершение карьеры в двадцать шесть – дальше играть не позволяла травма. У нас принято считать, что Тостао закончил чуть ли не юношей, но не будем забывать, что в семидесятых роковым футбольным рубежом считались тридцать лет. Тостао ушел в расцвете, на пике карьеры.
Может, не считает и до ста он? Сильно сомневаюсь, что в той сборной Бразилии, фундамент которой заложил Салданья, а стены возвел Загалло, был хоть один неграмотный футболист. Но если и был, то точно не Тостао. Интеллигент на поле и вне его, после окончания карьеры Эдуардо Гонсалвес де Андраде получил высшее медицинское образование и стал доктором. Позже по его верной дороге пошел другой известный бразильский футболист – Сократес. Сейчас Тостао – авторитетный футбольный аналитик и комментатор, а так же один из главных критиков бразильской сборной и всех ее тренеров. Еще бы, ему есть с чем сравнить.
Конечно, Владимир Семенович пошутил. И я искренне благодарен ему как за замечательную песню, так и за прекрасный повод немного поговорить о моем любимом футболисте.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама