БУЛУУС. ВОСКРЕСНАЯ ПОЕЗДКА
НЕМНОГО ПРЕДЫСТОРИИ
Лето этого две тысячи четырнадцатого года крайне неустойчиво. Нет постоянства, сплошная неопределённость. Весы природы, кажется, потеряли равновесие и чаши с надписями «дождь, пасмурно, холодно» и «солнечно, ясно, жарко» без определённого алгоритма и логической последовательности, опровергая каноны природы, колеблются то вверх, то вниз. Нестабильность погоды кардинальным образом нарушает планы воскресного отдыха. Например, задумали в ближайшее воскресенье выехать на природу, на берег реки, насладиться летним покоем, подышать свежим воздухом, позагорать, как в ваши планы вносятся коррективы: оказывается, именно в этот день, выбранный загодя вами для загородной прогулки, по прогнозам синоптиков, пасмурно, ветрено, возможны осадки.
Утром вы с надеждой распахиваете шторы, открываете окно… небо хмурое укрыто облаками, ветер острыми зубами рвёт листья деревьев, гнёт к земле послушную траву, косые струи дождя, как подтверждение пословицы «человек предполагает, бог – располагает», льёт с небес.
Суббота. Звонок брата отвлёк от работы. Мой мозг кипел от наплыва информации и судорожно искал способ найти отдушину и отвлечься. Так что, брат позвонил как нельзя кстати. Вместо приветствия последовал вопрос, чем занимаюсь завтра. Грешным делом подумал, о, поедем на шашлыки; хотя предполагал заняться рассказом, набросать общие черты, скелет, говоря образно, вчерне нарисовать общую картину, но подумал, что именно этот день для литературных экзерсисов будет бесповоротно потерян. Поэтому спросил, есть предложения; на что брат ответил, собираемся на Булуус; ты, надеюсь, с нами. Между шашлыками и поездкой на Булуус нельзя поставить знак равенства, без душевных колебаний, и думаю, что не такая уж и большая потеря для экзерсисов один из множества впереди ожидающих дней.
ПОЕЗДКА
Ночью спал тревожно; впрочем, как и все предыдущие дни прошедшей недели, засыпал мгновенно, едва касаясь головой подушки.
Из всего пригрезившегося ночью можно сделать один вывод: куда ночь, туда и сон. Так советовала говорить бабушка, когда ночью вдруг приснится плохой сон.
Ещё вчера, думая, что взять с собой перекусить в дорогу, решил испечь пирожков.
Вечером приготовил требующие времени начинки. Утром рано встал, замесил дрожжевое тесто. Когда оно созрело, налепил пирожки. Половину испёк в духовке, другую – изжарил на масле. Получилось два блюда одного вида на любой вкус. Хочешь печёные, пожалуйста; душе угодно жареные – кушай на здоровье!
ПЕРЕПРАВА
По утренней свежести до Мохсоголоха, где находится переправа, добрались быстро. Дорога заняла стандартное время при крейсерской скорости автомобиля.
Чем объяснить, не берусь, и пытаться, однако движение по асфальтовому покрытию, ещё дивящему взор чёрной смоляной свежестью, вызывало приятное ощущение. По воспоминаниям, совсем уж недалёком прошлом, дорога была сплошь в ямах и впадинах; а теперь безграничное удовольствие от езды и слышен тихий шелест шин, словно радостная песня сытого удава.
Приятно удивили изменения и перед зоопарком «Орто Дойду». Убрали нелепый гофрированный забор, расчистили от мусора прилегающую территорию, сделали приличную цивильную заасфальтированную стоянку для автотранспорта; через дорогу напротив, где некогда стояли беседки-кафе, стихийные точки неподконтрольного органам контроля гигиены народного общепита, возвели стационарные брусовые домики для тех же целей на обустроенных бетонных площадках.
Ветер в щелях между стёкол поёт.
Урчат от удовольствия шины.
Время летит незаметно.
Проплывают находящиеся в стороне от дороги посёлки.
Вот пошёл на посадку АН-2, зуб даю, новое развлечение – парашютисты прыгают; и автобусы с людьми невдалеке виднеются.
Пролетел, блестя зеркально в лучах утреннего солнца самолёт сельскохозяйственной авиации. Подтверждение – указатель: «Аэропорт».
Показался и остался позади город Покровск.
Не доезжая Мохсоголоха, свернули на гравийную дорогу и, поднимая облака белёсой пыли, устремились к средней точке маршрута выходного дня – паромной переправе.
Машин, ожидающих парома, оказалось немного. Когда набралось необходимое количество, поочерёдно заехали по аппарели на паром. Рассчитались с кассиром и утлое судёнышко, тарахтя забавно дизельком, поднимая за кормой буруны, развернувшись, направилось в направлении противоположного берега.
Время в пути заняло тридцать минут с гаком.
Почти всех, находившихся на пароме, встретили затем на Булуусе.
Занимательное и увлекательное дело следить за происходящими вокруг переменами. Уменьшается в размерах оставленный нами берег, становятся игрушечными дома, лес и остальные предметы экстерьера.
Проплываем остров. Высокие, почти отвесные песчаные берега не осыпаются, держатся каким-то немыслимым образом. Думаю, остров намыло весной во время половодья, но, тем не менее, часть его украшали яркой зеленью дикие побеги тальника.
Солнечно. Ярко. Светлые паруса облаков виднеются где-то далеко на горизонте. Жарко. От реки веет приятная свежесть и прохлада. Некоторые женщины вмиг надели кофточки. Не смотря на солнце и жару. Река диктует свои правила поведения.
За кормой парома остался остров; практически слился очертаниями с берегом.
В отличие от чувствительных к прохладе особ, мне свежесть по душе. Облокотился о перила и наблюдаю за водой. Смотрю на струи, пенные и наполненные пузырьками. Под паромом вода грязно-зелёная, но прозрачная; стоит отвести взгляд дальше, как она становится голубой. Река, как зеркало отражает синь неба, солнечные лучи, «зайчики» слепят глаза; редкие облака, застывшие неподвижно, как часовые, над рекой; далёкую смазанную в один сплошной мазок зелень размытого расстоянием берега.
Племянница Лиза спросила, указывая на воду, почему из неё идет воздух и почему на ней пузырьки. Указываю рукой на нос парома, видишь, говорю ей, килем разрезается вода, поднимаются волны, под некоторые струи попадает воздух, а так как он легче воды, то в виде мелких и крупных пузырей, вспенивая воду, прорывается вверх.
Мне показалось, мой ответ её удовлетворил. Затем она задала вопрос, почему такие – ручкой показала направление – острова. По-детски наивно сформулированный вопрос понял и объяснил, не стараясь усложнять ответ.
Сказал, что есть острова постоянные, видишь, указываю на остров, который проплываем, на нём видны крупные деревья, они за один сезон не вырастут, могут только меняться очертания его, основа таких островов прочная, как камень. А есть наносные из песка, они намываются течением реки; эти, не имея прочной основы, могут за лето появиться и исчезнуть благодаря тем же движениям воды. И такие, временные острова не остаются безжизненными, жизнь проявляет себя на них в любой форме вживания: вырастает трава и невысокие кустарники, где находят приют птицы.
Также упомянул про материковую платформу, на которой расположены реки, горы и леса; хотел развить мысль дальше, но взгляду Лизиных глаз понял, что для неё достаточно и услышанного, и что она вряд ли поняла половину из рассказанного мной. Тем не менее, сказанное закрепил вопросом, всё ли ей понятно, прекрасно давая себе отчёт, что Лиза ответит «да» в любом случае.
МАГАЗИН
На пароме выяснилось, что взяли продукты, но оставили самое главное – нож.
Чего отчаиваться, говорю, заедем в магазин в ближайшем посёлке и там купим нож.
Качикатцы – так называется посёлок первый на другом берегу реки расположенный недалеко от места переправы.
Удивил магазин. Старой, ещё советской постройки крупное основательное здание на сваях, как и все строения на крайнем севере; обширное фойе, - столько свободной, не занятой под торговые места площади! – покрытый мрамором пол и ступеньки, встретило приятной неожиданной прохладой. Войдя в здание с улицы, немного ослепли от контраста сумрака внутри с солнечным светом.
В просторном торговом зале находились сразу три разных отдела, расположенных за одной неразрывной линией прилавков в виде слегка незавершённой буквы «П»: винно-водочный (стратегически важный в плане доходов для государства), продуктовый (не менее значимый в свете пополнения казны федерального и местного бюджета) и хозяйственный (сопутствующий первым двум, но не вступающий с ними в серьёзную конкуренцию).
Продавец, молодая женщина с усталым лицом и печальными глазами, показала ножи, обмолвившись, что остались только такие, маленькие, пригодные разве что для резки овощей. Не беда, утешаю её, на безрыбье и рак рыба. И увидел, как осветилось улыбкой её лицо и оживились глаза. Рядом на прилавке заметил картонную коробку с книгами, ранее пропущенную ввиду целенаправленности посещения магазина. С жадностью набросился их перебирать. Быстро вынимая и стараясь объективно судить по названию книги, решал, купить её или нет. Выбрал сборник повестей Андрея Гуляшки «Приключения Аввакума Захова», болгарского писателя, выпуска 1988 года. Если бы была возможность без спешки покопаться в книгах, напомню, едем на Булуус, посещение магазина непредусмотренное отвлечение от цели в виду обозначенной выше причины, приобрёл бы ещё парочку. Спросил у повеселевшей продавщицы, сколько я должен за нож и книгу; она ответила сто двадцать рублей. Протянул три пятидесятки и как бы забываю о сдаче. Отвлекает племянница, она заворожено остановилась у витрины с шоколадом, по её взгляду видно, что она хочет всё, расположенное на витрине и прилавке и сразу. Меня возвращает в мир взрослых игр продавец, интересуется, возьму ли я на сдачу шоколадку. Соглашаюсь, почему бы и нет, так как именно на нём сконцентрировала Лиза своё детское внимание. Но Оля, жена брата говорит, нам нужно две, детей двое. Продавец протягивает две шоколадки, племянники Лиза и Богдан сразу же с ними расправились.
ДОРОГА НА БУЛУУС
Природа Якутии не однообразна. На этом, левом берегу, природа несколько контрастирует флоре пригородов Якутска.
Ели более похожи на своих сестёр сырых и мрачных лесов средней полосы России, длинные мохнатые лапы пригибаются к самой земле, отчего по деревьями даже днём царит лёгкий полумрак; сосны выше и стройнее, упираются куполами крон в облака; гуще и зеленее трава; даже небо – чисто непредвзятое личное мнение – выше и голубее.
Трассу ведущую отчасти на Булуус и федеральный отрезок пути ремонтируют. Из-за этого в воздухе висит устойчивая рыжая пыль от снующих туда-сюда самосвалов с известняком и скальником в кузовах по грунтовке. По причине запылённости окна в машине брат закрыл и включил кондиционер. Всё лучше, нежели пыль глотать.
Немного поплутав, указатели убраны, едва не заехали в карьер, где под погрузку щебнем стоят грузовики и, поднимая облака известняковой пыли, усердно, громыхая безбожно, работают дробилки.
Брат вовремя сориентировался, вернулись на трассу и по объездному пути поехали к конечной точке нашего маршрута.
| Помогли сайту Реклама Праздники |