Часть 2
Три завершенных культурно-исторических макроцикла российского бытия легко поддаются интерпретации с позиций традиционной историографии. Это эпоха варягов и Киевской Руси /750-1110/, удельных феодалов и Московского государства /1110-1470/, дворянства и Российской империи /1470-1830/. Последний макроцикл, который пока завершен лишь наполовину, можно условно назвать «Технократия и социализм». Поскольку, согласно схеме, наступает время очередного выбора цели общественного развития («нулевая» точка - 2010 год), было бы интересно отследить ход принятия аналогичных решений в предыдущих макроциклах (930, 1290 и 1650 годы). Однако с точки зрения наполненности яркими, а потому прочно зафиксированными в источниках событиями эти годы сильно уступают годам «впадин» и «вершин» – эпохам наиболее «судьбоносных» революций. Каждая из этих революций несла в себе определенный спектр альтернативных возможностей, конкурировавших между собой в общественном сознании. Чтобы понять механизм общественного выбора, следует хорошо представлять этот спектр и те ценности, с помощью которых производился выбор.
МАКРОЦИКЛ 1 – ВАРЯГИ И КИЕВСКАЯ РУСЬ
Период с конца 8 до середины 11 века в истории Европы называется эпохой викингов. Походы датчан, норвежцев и шведов сопровождались, кроме грабежа, также географическими открытиями, активизацией торговли и созданием новых государств. Богатая Византия с ее крупнейшим центром Константинополем постоянно присутствовала в сознании викингов как цель экспансии. И эта цель требовала адекватных средств для достижения: во-первых – удобных транспортных путей, во-вторых – серьезной военной силы (по-другому в те времена, как и сейчас, общаться на равных не получалось). Путь «из варяг в греки», проложенный по речным системам Восточно-Европейской равнины, плюс боевые дружины шведских конунгов – будущих русских князей, пополненные сильными славянскими воинами – вот найденное прекрасное средство установления паритетных отношений с гордой Византией. Взятое в совокупности, включая главную цель и всю инфраструктуру для ее достижения, средство это получило наименование «Русь». Что и зафиксировал в конце 18 века ученый немец А.Л.Шлецер на основании изучения летописных источников, создав так называемую «норманнскую теорию» происхождения русского государства. С чем здесь спорить? Начало было именно таким; начало любого явления, в конце концов, лежит вне его самого, как начало каждого индивида – в папином сперматозоиде и маминой яйцеклетке. Так и с Русью: идея шведская, материал славянский – и дело пошло!
Год призвания варягов Рюрика, Синеуса и Трувора на княжение в новгородских землях – 862, хотя уже в 860 Русь совершила первый поход на Константинополь под руководством киевских князей Аскольда и Дира. То есть эти, согласно летописи, рюриковские дружинники, захватив Киев еще раньше, вполне справились с ролью князей и без участия конунга. Этого им не простил преемник Рюрика князь Олег Вещий, убив обоих в 882 году и объединив Киев с Новгородом. Действуя далее в соответствии с главной целью, он совершил в 907 или 911 году поход на Константинополь, заключив почетный договор, добившись большой контрибуции и выгодных условий торговли (например, нормы берегового права, запрещающей местным жителям захватывать выброшенные на берег торговые суда). Результатом стало усиление княжеской власти, скорое объединение вокруг Киева почти всех восточнославянских племен и расцвет раннефеодального государства. Элитой в этом обществе стали князья-конунги и их дружинники, независимо от происхождения последних. Со временем, естественно, дружина росла и доля славян увеличивалась, поэтому шведское происхождение первых князей вовсе не ставит под сомнение «национальность» элиты в целом. Таким образом, Русь как политико-экономическое образование обрела плоть и кровь, постепенно обретая и самоценность в сознании элиты общества.
Последнее выразила своим правлением княгиня Ольга /945-969/– вдова убитого древлянами в 945 году за повторный сбор дани князя Игоря Старого /922-945/. Ольга, по предположению болгарская христианка (в крещении – Елена), сумела упорядочить систему киевской власти путем установления фиксированного размера дани – введения первого «налогового кодекса», а также идейно подготовила будущее правление своего внука Владимира Святого /980-1015/ – крестителя Руси /988/. Вершиной эпохи (согласно схеме – 1020 год) стало блестящее правление князя Ярослава Мудрого /1016-1054/, при котором был отстроен Киев, создан летописный свод, введена «Русская Правда» - первый правовой кодекс, разгромлены печенеги /1036/, совершен последний поход на Византию /1043/. Ярослав породнился путем династических браков своих дочерей с королевскими домами Франции, Польши, Норвегии. После его правления начался заметный спад: поражение от половцев /1068/, первые проявления сепаратизма, связанные с ростом княжеских и боярских вотчин. И хотя половецкая опасность на какое-то время сплотила элиту, особенно после княжеских съездов в Любече /1097/, Витичеве /1100/, Долобе /1103/ и последовавших за ними походов в глубь половецких степей /1103, 1107, 1111/, все же вслед за правлением Владимира Мономаха /1113-1125/ распад Киевской Руси произошел уже окончательно. Первый 360-летний макроцикл развития на этом завершился (согласно схеме – 1110 год).
МАКРОЦИКЛ 2 – УДЕЛЬНЫЕ ФЕОДАЛЫ И МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО
В муках наступившего распада возникали новые вотчины и княжества, росли производительные силы, велись междуусобные войны и активно формировалась новая элита общества – удельные феодалы. Сын Мономаха, родоначальник Владимиро-Суздальской династии князь Юрий Долгорукий /1125-1157/ с 1132 года вступил в активную борьбу за Киев и южные земли. Он еще продолжал считать Киев столицей, два раза, в 1149 и 1155 годах, брал его с боя и формально был там великим князем, хотя базой его всегда оставался Суздаль. Поддержкой южан Юрий не пользовался, в конце концов на пиру в Киеве его отравили. Кроме основания Москвы /1147/, этот князь известен тем, что впервые ввел на северо-востоке страны уделы для своих сыновей. Его сыновья Андрей Боголюбский /1157-1174/ и Всеволод Большое Гнездо /1176-1212/ уже не считали Киев столицей, ходили туда походами как в чужую землю (разгром Киева войсками Андрея в 1169 году). Князь Андрей Боголюбский перенес из Киева в свою столицу Владимир особо чтимую икону Богородицы, а князем в Киеве посадил своего брата Глеба. Князь Всеволод Большое Гнездо, который «мог Волгу расплескать веслами, а Дон шлемами вычерпать», только на Рязань совершил три похода /1180, 1187, 1207/. Вследствие его происков в 1203 году случился очередной разгром Киева. В 1207 году произошло восстание в Новгороде Великом и его выход из сферы владимирского влияния. Согласно схеме, это была очередная «впадина» в российской истории – 1200 год. Первое известное произведение русской литературы «Слово о полку Игореве» описывает события тех же лет – неудачный поход новгород-северского князя против половцев /1185/. Пожалуй, пафос этого произведения и годы его создания – наилучшее подтверждение того, что 1200 год – апофеоз эпохи распада, эпохи формирования новой удельно-феодальной элиты. В 1216 году произошла печально знаменитая Липицкая битва – разгром войск самого сильного Владимиро-Суздальского княжества объединенными силами новгородцев и галичан. В первой битве с монголо-татарами на Калке /1223/ вместе с половцами сражались только южнорусские князья, причем без общего командования. Эти факты следует рассматривать как выражение полного распада общерусского государственного организма, и уже не удивительно, что нашествие монголо-татар основные политические центры Руси – Северо-Восток, Юго-Запад и Новгород Великий встретили поодиночке, без взаимопомощи.
В середине 13 века, вслед за нашествием монголо-татар /1237-1240/, Русь подошла к очередному историческому выбору цели. Великий князь Владимирский Александр Невский /1252-1263/ решительно отверг союз с западными странами и принял протекторат Золотой Орды. Разгромив шведов в Невской битве /1240/ и ливонских рыцарей в Ледовом побоище /1242/, предприняв поход в Финляндию /1256/, отвергнув попытки папской курии вызвать войну с Золотой Ордой, активно поддержав ордынскую перепись русской земли /1257-1259/, получив из рук хана ярлык на великое княжение и прогнав с помощью татарского войска ("Неврюевой рати") своего брата Андрея, пытавшегося вести антиордынскую политику /1252/, он определил основную идею, легшую в основу целой эпохи исторического развития Руси - использование мощи и авторитета Золотой Орды для укрепления великокняжеской власти. То, что идея в течение последней трети 13 века была принята «практически единогласно», хорошо иллюстрирует тот факт, что данниками Орды оказались даже господин Великий Новгород и Псков – сильные феодальные республики, которые совершенно не подверглись разгрому завоевателями и имели возможность получить военную помощь на Западе. Вместо этого на двести с лишком лет – татаро-монгольское иго, которое, как представляется, логичнее назвать по аналогии с варягами «призванием монголо-татар на Русь».
Пока старшие сыновья Александра Невского Дмитрий и Андрей боролись за владимирский престол, третий сын Даниил /1276-1303/ укреплял доставшееся ему Московское княжество. Последний большой поход Орды на Северо-Восточную Русь состоялся в 1293 году, привел войска князь Андрей для борьбы с братом. Цели своей князь добился, разгром родственника был полным и убедительным. Этот исторический момент, как бы «покрывший» в народной памяти предыдущие походы Орды и запечатленный в фольклоре как «нашествие Дедюни», совпадает с «нулевой» точкой схемы, 1290 годом - началом нового 180-летнего этапа российской истории под названием «Московское государство», поскольку избранная русской элитой при Александре Невском стратегия была до конца успешно реализована именно московскими князьями.
Что было дальше? Сыновья князя Даниила московские князья Юрий /1303-1325/ и Иван Калита /1328-1341/ продолжили политику деда и отца в отношении Орды, одновременно упорно борясь с первым серьезным соперником на общерусское лидерство и великое княжение Владимирское - Тверским княжеским домом. Юрий Данилович, к примеру, был женат на сестре хана Узбека /1313-1342/ - выдающегося хана Золотой Орды, принявшего в качестве официальной религии ислам. И когда она погибла при поражении московского войска от великого владимирского князя Михаила Ярославича Тверского, то с одобрения хана слуги Юрия Даниловича вскоре убили в Орде Михаила Тверского /1318/. Та же судьба ждала и его сыновей - Дмитрия /1325/ и Александра /1339/ Михайловичей, споривших с Москвой. А после того, как Иван Калита с помощью татарского войска Федорчука подавил восстание в Твери /1327/ и стал великим владимирским князем /1332/, московская династия уже больше никогда не отдавала первенства. Московское княжество стало быстро богатеть, собирая от имени хана налоги – так называемый ордынский выход. Приобретались и захватывались силой новые земли, в Москву переехала резиденция русского митрополита /1326/, надолго прекратились
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |