Часть 1
ВВЕДЕНИЕ
Эта теория вызревала у меня с 1992 года – года последней по времени российской революции. Понятие «революция» далее будет означать не столько политический переворот, сколько революцию в более широком понимании - резкое изменение действительности, такое изменение, которое сразу делит общественную жизнь на «до» и «после». Политическая реальность сама по себе при этом может сильно и не измениться; например, как это случилось при Хрущеве в 1950-х годах или при Николае I в 1840–х годах. Но на самом деле революционные изменения произошли в общественном сознании: со времен Хрущева пошла активная эрозия коммунизма, а с Николая I – самодержавия.
Чем моя теория отличается от внешне похожих «предсказательных» теорий, например, исторического гороскопа Григория Кваши? Главным образом тем, что я не считаю возможным всерьез говорить о закономерности наступления исторического события с точностью до дня, месяца, года. Это, на мой взгляд, является принципиальной ошибкой. Скажем, я могу с относительной уверенностью сказать, что завтра с 10 до 18 часов я буду на работе, но я не могу с такой же уверенностью сказать, где именно я буду в 11 часов 45 минут – может быть, в оффисе, может, в другом месте. То есть достоверность прогноза сильно понижается, когда временной масштаб прогнозирования становится соизмерим или меньше чем характерный временной масштаб самого процесса. Если речь идет о процессе, измеряемом днями, то нет смысла копаться в минутах, хотя о часах говорить еще можно. Если речь идет о социальном процессе, главным «двигателем» которого выступает смена поколений, измеряемая десятилетиями, то нет смысла говорить о днях и месяцах, а говорить о годах нужно с оговорками. Поэтому «предсказательная» ценность моей теории по отношению к аналогам невелика, зато она дает предельно ясную картину закономерности общественной жизни.
МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ЦИКЛА
Будем понимать под «движением» общественного сознания изменение психосоциальной ситуации в обществе, связанной с развитием какой-либо глобальной идеи – такой, например, как идея коммунизма. Любая идея имеет местом своего рождения одно-единственное индивидуальное сознание, но жизнь свою продолжает "в массах", т. е. во множестве сознаний людей, так или иначе реализующих эту идею в своей практической деятельности. Поэтому, говоря о законах развития общественного сознания (ОС), под индивидуальным сознанием будем понимать сознание среднего "социального" человека.
Индивидуальное сознание обладает определенной консервативностью. "Тот, кто в молодости не был революционером, не имеет сердца, а тот, кто к старости не стал консерватором, не имеет ума" - эта замечательная фраза как нельзя лучше иллюстрирует тот факт, что индивидуальное сознание отнюдь не впитывает идеи равномерно на всем протяжении физической жизни своего носителя. Сформировавшись в молодости под влиянием господствующих в обществе идей, индивидуальное сознание затем делает своего носителя проводником этих идей в жизни, лишь в некоторой степени адаптируя эти идеи применительно к меняющейся ситуации. Новые же идеи, занимая господствующее положение в идеологии общества, формируют сознание новых поколений людей. Таким образом, процесс изменения ОС, по моей гипотезе, тесно связан с процессом смены поколений в обществе. Чтобы детально рассмотреть его, вначале рассмотрим основные периоды жизни "социального" человека.
12 лет, согласно древним восточным гороскопам, образуют цикл небесной и земной жизни. Пользуясь таким отрезком времени как модулем, а также понимая, то за относительно "активным" периодом жизни человека должен неизбежно следовать относительно "пассивный" период, связанный с "накоплением энергии", жизнь "социального" человека можно представить следующим образом:
• До 12 лет - детство, период формирования характера. Многие народы именно в 12-летнем возрасте устраивали инициации – обряды посвящения подростков во "взрослую" жизнь. Можно выделить "активное" детство до 6 лет, и "пассивное" детство - от 6 до 12 лет.
• От 12 до 24 лет - "активная" юность, период физического взросления и формирования личности человека. Именно в этом возрасте индивидуальное сознание приобретает свои "социальные" особенности, связанные с идеями, господствующими в обществе в это время. Заканчивается этот период исполнением воспроизводственной функции - рождением нового поколения людей.
• От 24 до 36 лет - "пассивная" юность, период относительно пассивного накопления социального опыта. В 30 лет многие люди чувствуют определенный перелом в сознании, связанный с началом перехода в новое социальное качество - "ученик" начинает примерять одежды "учителя".
• От 36 до 48 лет - начало "активной" зрелой жизни, период подъема по социальной лестнице.
• От 48 до 60 лет - вершина человеческой жизни. Идеи поколения в этом возрасте становятся господствующими в обществе, это возраст "учителей".
• От 60 до 72 лет - завершение "активной" зрелой жизни, период спуска по социальной лестнице.
• После 72 лет - "пассивная" старость, потеря основных социальных функций.
Такое представление о периодах человеческой жизни хорошо совпадает с данными социологии (начало подросткового возраста - 12-13 лет, длительность цикла биологической смены поколений - 24-25 лет, возраст начала старости и ухода на пенсию - 60-65 лет и т.д.)
Нас в данном случае интересует смена поколений не в биологической, а в социальной (точнее, психосоциальной) жизни. Социальная личность формируется с 12 до 24 лет, вершина этого процесса приходится на 18 лет – момент совершеннолетия. Формирует же эту личность поколение людей от 48 до 60 лет, вершина приходится на 54 года. Таким образом, разница в возрасте между психосоциальными «отцами» и «детьми» составляет 36 лет. То есть с периодом в 36 лет психосоциальная ситуация должна возвращаться в социальную жизнь вместе с поколением «психосоциальных детей», начинающих доминировать в обществе.
НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ
Если принять 36 лет за период смены психосоциальных поколений и сопоставить его с 24-летним периодом смены физических поколений, то можно прийти к нескольким интересным выводам. Во-первых, становится яснее проблема отцов и детей. Суть ее состоит в том, что поколение физических детей не является психосоциальными наследниками своих родителей. Действительно, когда детям 18 лет, их родителям 42 года и они только-только начинают набирать «вес» в обществе. Дедушкам же этих детей в то же самое время по 66 лет, и их поколение уже не доминирует. Поэтому поколение детей формирует, условно говоря, поколение «чужих» людей, становящихся их психосоциальными «отцами».
Тем не менее, дети оказываются духовно связанными со своими кровными родственниками. Заметим, что поколение детей отделено от поколения своих прадедов 72 годами. Но ведь и поколение психосоциальных «дедушек» этих детей также отстоит на 72 года. Следовательно, речь идет об одном и том же физическом поколении людей. Можно утверждать, что мы в большинстве своем – психосоциальные «внуки» своих прадедов.
Случайно ли такое положение вещей? Что было бы с обществом, если бы наряду с кровными узами нас и наших родителей объединяли и узы психосоциальные? Разные периоды смены поколений в социальной и биологической жизни обеспечивают процесс консолидации общества: пусть ты мой идейный противник, зато ты мой отец; пусть ты мне чужой - зато мы психосоциальные «братья». Разветвленная система связей разного типа между людьми препятствует деградации общества, обеспечивая эффективный, "эмоциональный" обмен информацией.
СТРУКТУРА ОСНОВНОГО ЦИКЛА
Итак, мы утверждаем, что всякая психосоциальная ситуация через 36 лет возвращается в социальную жизнь. С другой стороны, ясно, что в каждом полном цикле жизни какой-либо глобальной идеи в ОС имеются период формирования идеи, связанный с отрицанием предшествовавшей идеи, период доминирования идеи, связанный с переустройством жизни на новый лад, и период устаревания идеи, связанный с ее догматизацией. Логично предположить, что каждому из этих периодов соответствует в пределах цикла свой тип психосоциального времени, тип поколения и тип человека - общественного деятеля.
Период формирования идеи в ее новом облике - это период кризиса ОС, период отрицания господствовавших до этого идей. Этому типу психосоциального времени отвечает поколение нигилистов-критиков, стремящихся ревизовать достижения прошлого и ищущих решение проблем с помощью разума.
Период доминирования идеи и переустройства социальной жизни - это период революции, период установления господства идеи в ОС. Этому типу времени отвечает поколение энтузиастов-революционеров, стремящихся на практике реализовать идею и действующих больше под влиянием чувств.
Период устаревания идеи и ее догматизации - это период застоя, период "подгонки" форм жизни под застывающую догму. Этому типу времени отвечает поколение догматиков-начетчиков, стремящихся "законсервировать" идею в виде религиозной догмы и вооруженных главным своим оружием - верой.
На рисунке показана структура основного цикла развития истории. Красным цветом обозначена вероятность наступления значимых ("революционных") событий.
Наличие в каждом полном 36-летнем цикле изменения ОС трех существенно различных периодов: кризиса, революции и застоя, требует выявления временных соотношений между ними. Если допустить, что между этими периодами имеются значительные расхождения по длительности, то придется допустить и возможность быстрых, в историческом плане "мгновенных" изменений ОС. Однако это противоречит тому предположению, что главным механизмом движения ОС является процесс смены поколений, который не допускает каких-либо "мгновенных" изменений в нормально функционирующем обществе (в расчет не принимаются катастрофы, иноземные завоевания и т.п.). Поэтому остается предположить, что в среднем на каждый период приходится 12 лет.
Известная нам история является по преимуществу историей политико-экономической, а не духовной жизни общества. Если бы это было не так, то обнаружить 36-летний цикл можно было бы, задаваясь любой точкой отсчета. В данном же случае мы оказываемся "привязанными" к революционным периодам общественной жизни, поскольку именно эти периоды связаны с наиболее активными политико-экономическими изменениями. Внутри каждого 12-летнего периода можно выделить 6-летнее «ядро» периода и 6 «переходных» лет – по 3 года в начале и в конце периода. Мы вправе ожидать, что основная видимая событийная нагрузка придется на ядро каждого революционного периода.
Всегда ли это будет так? Очевидно, что не всегда. Ведь историю творят люди - существа со свободной волей и возможностью выбора. Как ни узок реально этот выбор, он вполне может сдвигать во времени социально значимые
| Помогли сайту Реклама Праздники |
приглашаю опубликовать у нас в Питере "Циклы еврейской истории"
С уважением
Александр