Произведение «К вопросу об особенностях национальной идеологии России» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Баллы: 3
Читатели: 740 +1
Дата:

К вопросу об особенностях национальной идеологии России

Перед Пасхой (2013 г. - Авт.) премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в англиканской газете The Christian Times заметил, что "Великобритании не следует стесняться проповедовать слово Господне и быть христианской страной".
В ответ 55 английских писателей и лауреатов Нобелевской премии написали ему открытое письмо, в котором "британские интеллектуалы, относящие себя к иным верованиям или являющиеся атеистами, упрекнули главу правительства в том, что он не придерживается в общественной жизни нейтральной позиции в отношении религии. "Премьер-министр имеет право быть верующим. Однако его характеристика Великобритании как "христианской страны" имеет негативные последствия для политики и общества в целом. Имеющиеся факты показывают, что нет оснований называть Великобританию христианской страной"(www.pravoslavie.ru/news/70150.htm).
Очень показательный выпад.

Путь Европы

Признаться, до сих пор мне не совсем было понятно, к чему стремится европейская правящая элита. Теперь все становится на свои места. Несомненным завоеванием европейской цивилизации явилось равенство всех членов общества перед законом, во всяком случае, декларируемое. Сегодня общество, опираясь на судебные органы, исполнителей буквы ювенальной юстиции, лишает, не задумываясь, родителей их детей, а детей - родителей. Некоторое время назад заговорили об одобрительном отношении в Европе, Америке (Слава Богу, не всех граждан) к гомосексуализму, законодательном оформлении двуполых браков, о праве таких "родителей" усыновлять детей. Недавно ЕС оформил признание "третьего пола": его получили трансвеститы (меняющие пол в результате человеческого вмешательства) и транссексуалы (люди, от природы, при рождении имеющие признаки обоих полов). В борьбе за новое мировоззрение удары получает прежде всего религия. Мы были свидетелями требований к Греции сделать открытой монашескую республику на Афоне, на землю которой с 8 века не ступала нога женщины. Это нарушение прав человека! Уже несколько лет строгая традиция нарушается: среди туристов, посещающих Афон, встречаются и женщины. Судебным преследованиям подвергаются священники, имевшие смелость негативно высказаться о гомосексуализме. Крестики на службе носить нельзя, так как это оскорбляет религиозные чувства нехристиан. Невольно возникают вопросы: К чему ведут западные правящие круги, приверженцы так называемой гендерной идеологии? Европейский идеал сконцентрирован в человеке. По размышлению приходишь к выводу, что идеальным европейцем будет (если будет) некое абстрактное существо непонятного пола, подобно ежу ощетинившееся правами. Весь мир подчинен удовлетворению его желаний. А желания у него останутся, в основном, плотские. Эго такого существа будет раздуто до вселенских масштабов. Оно будет стоять в центре мироздания, оно будет Богом, потому что истинный Бог ему не нужен. Западный идеал человека равно удален от добра и от зла. Обществу все равно, какую сторону человек выбирает, главное, чтобы он платил налоги, не нарушал закон и не угрожал безопасности других. Но какой безопасности? Физической. Духовная и нравственная безопасность человека западное общество не интересует.
На Западе Ф.М.Достоевский является самым читаемым русским писателем. Но там плохо усвоили его произведения и, особенно, его знаменитую формулу: "Если Бога нет - значит все дозволено". Достоевский им не указка, хоть они его и читают. Как и Иисус Христос. О чем это я? Ведь большинство тех же англичан уже не считают себя христианами.
И еще одно наблюдение: во многих современных государствах Европы, в США, некоторых других странах осуществляются важнейшие мечты марксистов 19 века. Им позавидовали бы и большевики России в 20 веке. Ну как же - высшей ценностью на Западе становится человек ("Человек - это звучит гордо!" - устами Сатина заявил "пролетарский писатель" М.Горький в пьесе "На дне"). Реализуется лозунг "Все для человека". О материальном изобилии я уж и не говорю. Потрясающе! Хотя любому здравомыслящему и образованному жителю планеты сегодня ясно, что это- тупиковый путь. Без духовности и нравственности человек превращается в животное. Читатели, надеюсь, не будут возражать, если от их имени или от имени большинства из них, я скажу: такое "светлое будущее" нам не нужно...
А мы (Россия, русский народ) знаем, куда идем?..
Национальная идеология России и должна определить направление развития российского общества, сориентировать его движение в сторону новых ценностей, сохраняя ценности традиционные.

Куда мы идем

В период "перестройки", пользуясь "гласностью", некоторые советские мыслители и философы (Н.Моисеев, А.Назаретян) начали говорить об идее ограниченного гуманизма. Суть ее заключается в том, что эгоцентризм человечества (антропоцентризм) должен быть чем-то ограничен. Думаю, естественно-историческим ограничителем гуманистического "разгула" человечества могут быть только Бог, религиозное мироощущение, а также право на существование и деятельность "братьев по разуму", если таковые встретятся.
По-моему, в человеческом обществе всегда действуют внешний и внутренний регуляторы. Внешний регулятор - это государство: законы, суды, чиновничество, полиция, армия. Внутренний регулятор - нравственные и моральные представления людей, их ценности. Так уж получилось, но, к примеру, в России исторически развивался преимущественно внешний регулятор, а внутренний проявлял и проявляет себя слабо. Отсюда извечная тоска по "сильной руке", претензии к государству, которое обязательно должно что-то сделать, с другой стороны, шатания, беспредел, чинимые русским человеком, опьяневшим от свободы и почувствовавшим ослабление вешнего контроля.
Телевизионные ток-шоу В.Соловьева пользуются заслуженной популярностью. На последнем "Воскресном вечере" активно обсуждался и затронутый президентом вопрос о том, что есть русский человек. Среди участников была И.Прохорова, которая, надо сказать, отнюдь не является "дамой, приятной во всех отношениях". Она попыталась сбить накал эйфории, но другие участники обсуждения ее не поддержали. А ведь в ее позиции есть и рациональное зерно. Думаю, реальная проблема состоит в следующем: существует ли опасность того, что формирование национальной идеологии, национальной идеи будет сопровождаться в России ростом русского национализма и шовинизма, усилением русского имперского сознания? Если да, то что нужно сделать, чтобы этого не произошло? Предвидя возможную разницу мнений, хочется спросить: А может и нет никакой опасности в русском национализме и шовинизме или в русском имперском сознании? Но как же тогда быть с "высшей моральной ценностью", имеющей, по словам президента, такое большое значение для русского человека, с его душевной распахнутостью во вне, в мир, в общество? И вопрос совсем уж в стиле пятой колонны: а может мы все выдумываем, так сказать, восхваляем себя?
Во второй половине 20 века один из западных исследователей предложил понятие мобилизующего мифа. Мне кажется, это очень интересное и точное понятие. В любой идеологии, тем более, национальной, мобилизующий миф представлен в той или иной степени. В 19 веке и в начале 20 века Турция приступила к решению задач модернизации. Идеолог турецкого национализма Зия Гек-Альп в поэме "Красное яблоко" использовал мифологические и легендарные образы турецкого исторического сознания. Прародиной турок оставался "предвечный Туран". А священным животным для них является волк, выведший когда-то на дорогу заблудившиеся турецкие племена ("Красный Восток". М., 1926). Не перестаешь удивляться человеческой способности фантазировать, когда узнаешь, что, например, украинцы - пришельцы с Венеры. Подтверждений можно привести множество. Но в таком случае, наличие в формирующейся российской национальной идеологии мобилизующего мифа вполне допустимо. Таким образом, для задач развития не столь важно, соответствуют действительности представления народа о себе или нет. Рефлексия самосознания здесь очень сложная.
А может махнуть на все рукой и вслед за Тютчевым сказать: "Умом Россию не понять, в Россию можно только верить"? То есть, пространство национальной идеологии - среда иррациональная. Но и без рационального подхода нам не обойтись. Национальная идеология может быть условием решения практических задач развития, а может быть и мифологемой, призванной тешить наше самолюбие. На самом деле, одного без другого не бывает. Национальная идеология укрепляет веру народа в себя, приводит его в состояние"восхищения собой", содействует его эмоциональному подъему и воодушевлению. Политические партии, руководство государства, правительство вырабатывают практические, выверенные задачи развития и добиваются выполнения намеченных планов, опираясь на эмоциональный подъем народа.

Православная Россия

Но мы хотим знать точно, ясно и недвусмысленно, кто мы, русский народ. После развала СССР россияне искренне радовались возвращению права на существование религий, а православные - возрождению церкви. Однако, религиозный ренессанс проходит противоречиво. Сегодня многие православные разочаровались в своих ожиданиях.
Осквернение и поджог храмов, "крестоповал", убийство священников. Такого не было со времен большевистского нашествия на церковь. В годы Великой Отечественной войны, столкнувшись с реальной угрозой уничтожения СССР и порабощения его народов, руководство страны вспомнило о Боге.
После войны советская власть взяла объекты церкви под охрану, считая их общенародной собственностью.
Экстремистских выпадов граждан в сторону церкви не наблюдалось. Что же случилось с распадом СССР?
Ослабление государства и правоохранительной системы, атеистическое воспитание в Советском Союзе и его последствия, целенаправленное разжигание антирелигиозных и антихристианских настроений стали причинами враждебного отношения к церкви части населения. С одной стороны, многокилометровые очереди в храм Христа Спасителя на поклонение поясу Пресвятой Богородицы и святым дарам волхвов, с другой - убийство священников и порча церковного имущества - и все это происходило в одной стране, совмещалось в сознании одного народа. Но и сама церковь (РПЦ) дает повод для появления негативного к ней отношения.
РПЦ превратилась в корпорацию, настойчиво охраняющую собственные интересы. Напоминая приснопамятную КПСС, православная церковь мало чем отличается от обычного российского министерства, только дресс-код другой. В остальном - бюрократическая организация хоть куда. Внутри церкви между клиром и мирянами растет настоящая пропасть. РПЦ на современном этапе развилась в информационно замкнутую организацию. Время от времени ее потрясают скандалы, сопровождаемые сплетнями, слухами и домыслами. Когда скандал уже скрыть невозможно, о нем становится известно обществу. О том, что происходит между скандалами, можно только догадываться.
РПЦ, видимо, запустила пробный информационный шар, заявив о намерении участвовать в выборах депутатов.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама