Произведение «Два письма» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 48
Читатели: 1507 +1
Дата:
Произведение «Два письма» заняло 1 - место на конкурсе
29.01.2015
Предисловие:

Два письма

Ведь это так важно – знать,
что тот, кого ты ждёшь,
обязательно вернётся,
несмотря даже на всемирные законы.


Лондон, 1825 год

В просторной гостиной в викторианском стиле за вечерним чаем в доме лорда Дэвидсона сегодня принимали гостя. Майор Эдвард Уилсби, давний друг семьи, накануне прибыл из Индии.
- Мы чрезвычайно рады снова видеть вас в нашем доме, майор, – проговорил лорд Дэвидсон.
- Сэр, позвольте поблагодарить за столь любезное приглашение. Безмерно рад встрече с вами, вашей прекрасной супругой леди Маргарет и юной леди Мэри, – учтиво улыбнулся Уилсби. – Особенно счастлив оказаться в столь уютном обществе после посещения Индии.
- В Индии сейчас неспокойно, мистер Уилсби? – с тревогой спросила майора супруга лорда.
- Да, мэм. Поездка была напряжённой. Ост-Индская компания испытывает значительные препятствия по продвижению в Индии, во многом из-за ситуации с Бирмой.
- Ох уж эта Бирма, – раздражённо вздохнул лорд Дэвидсон. – Вот уже больше года генерал-губернатор Индии не может справиться с кучкой туземцев! Право, это начинает утомлять не только меня, но и других членов Парламента.
- Позволю себе некоторое уточнение ситуации, сэр, – произнёс майор, опустив взгляд. – Бирманская армия, несмотря на старое оружие, достаточно хорошо организована. Мой давний друг и сослуживец капитан Сэлман участвовал в последних столкновениях с бирманцами в Аракане, на границе с Индией. Он отметил их высокий боевой дух и храбрость.
При этих словах майора на лице Дэвидсона отразилась брезгливость.
- Не думаю, что само понятие храбрости может быть применимо к этим азиатским варварам. К тому же, насколько мне известно, после высадки нашего экспедиционного корпуса на юге бирманцы оставили Аракан и вынуждены обороняться в Рангуне.
- Это так, сэр, – кивнул Уилсби. – И эта оборона длится уже почти год. К сожалению, корпус генерал-майора Кэмбелла несёт большие потери.
При этих словах офицера Мэри, дочь лорда Дэвидсона, выронила чайную ложечку. Прибор громко звякнул, ударившись о край блюдца.
- Прошу прощения, – тихо проговорила девушка. – Скажите, мистер Уилсби, а каковы последние известия из Рангуна?
- Юная леди интересуется политикой? – удивился майор.
Лорд с улыбкой взглянул на Мэри и произнёс:
- Моя дочь обладает широким кругозором и множеством талантов.
- Не сомневаюсь, что свою любознательность леди наследовала от вас, сэр, – улыбнулся Уилсби и ответил на вопрос девушки: – Действительно, последние сообщения из Рангуна обнадёживают. Сообщают, что командующий бирманской армией генерал Бандула убит. Думаю, сопротивление бирманцев вскоре будет сломлено.
Мэри вежливо улыбнулась и поблагодарила майора.
- А какие они, эти бирманцы? – спросила с интересом супруга лорда. – То же, что и китайцы? Или как индийцы?
- Нет, – ответил Уилсби. – Внешностью схожи с китайцами, но по сути совсем иные. Маленький, но гордый народ. От китайца или индийца вы вряд ли увидите столько презрения и пренебрежения к европейской культуре, которые способен выразить бирманец. Представьте: в Бирме верят, что их обычаи более прогрессивны, чем европейские.
- Но это, право, черта дикарей, – недовольно проговорил Дэвидсон.
Майор решил не противоречить лорду и сменил тему беседы.

Сегодняшний вечер был необычен тем, что в пасмурном и мрачном Лондоне незадолго до заката вдруг выглянуло солнце. Его косые лучи скользнули по тёмной решётке камина. Изысканные тяжёлые гобелены в золотом вечернем свете как бы утеряли свою величавость, сделав обстановку в комнате более уютной.
Мэри сидела за столиком из красного дерева, перед зеркалом в изысканной резной оправе. На столе стояла пара шкатулок и ларь с многочисленными подарками от отца: украшениями и разными другими дорогими вещицами. Лорд Дэвидсон любил свою единственную дочь безмерно и нежно, как любят редкий и дорогой цветок. Отец ни в чём не отказывал Мэри и, несмотря на строгость характера, свойственную ему как политику, никогда не позволял себе даже повысить голос на любимую дочь. Желая ей самого счастливого будущего, лорд Дэвидсон, однако, не мог знать, сколько печали кроется в сердце юной и такой одинокой девушки.
В сотый раз перебирая бусы и серьги из дорогих заморских камней и золота, Мэри старалась не расплакаться – её слёзы не для родителей… Вот луч солнца коснулся края столика и узорной рамки зеркала. Девушка вдруг улыбнулась. Она вспомнила, как Роберт делился с нею впечатлениями о своей первой военной экспедиции в Индию. Будучи солдатом колониального корпуса, он рассказывал, как необычно для англичанина видеть солнце каждый день…
Роберт любил юную леди Дэвидсон. А она чувствовала себя виноватой в том, что именно по этой причине он сейчас рискует своей жизнью на военной службе в далёкой Азии.
- Я обязательно женюсь на тебе, обязательно! – жарко шептал Роберт, сидя рядом с Мэри на скамейке в саду особняка лорда Дэвидсона, куда он проник тайно.
- Моя нежность к тебе безмерна, – шептала в ответ она, – но ты знаешь моего отца… Он не позволит нам…
- Это поправимо! Поправимо, моя милая Мэри! – отвечал молодой человек, крепко сжимая тонкое запястье девушки. – Пусть я небогат, но военная служба даст мне возможность стать офицером. Твой отец очень уважает людей военного сословия…
- Роберт, я не могу так, – опустила взгляд Мэри. – Ты говорил, твой отец хочет, чтобы ты последовал его традиции и стал пастором. Я не хочу, чтобы из-за меня…
- Да, я хотел стать служителем церкви, – перебил девушку Роберт, – но встретив тебя, понял, что живу только ради того, чтобы быть с тобой… Потому сейчас я вынужден покинуть тебя – на время. Набирают добровольцев в экспедицию в Ост-Индию. Это мой шанс. Наш шанс когда-нибудь быть вместе…
Это было год назад. Уже больше двенадцати долгих месяцев Мэри не видела возлюбленного. Не знала, что с ним. Не знала даже, может, он…
В груди так тягостно сжалось сердце. Так же тягостно, как сегодня во время вечерней беседы с майором Уилсби, когда он рассказал о тяжёлой военной ситуации в Бирме. В последнем письме, написанном почти четыре месяца назад, Роберт сообщил, что их корпус вероятно перебросят из Калькутты именно в Бирму…
В комнату вбежала горничная.
- Госпожа! Госпожа! Пришло! Оно пришло…
Мэри резко поднялась из-за столика.
- От Роберта? – почти шёпотом от неожиданного волнения спросила леди.
- Да!
Горничная протянула юной госпоже небольшой конверт.
- О Боже… – девушка нежно провела пальцами по надписи на конверте. Это был его почерк… Мэри строго взглянула на служанку. – Пенни, отец не заметил тебя?
- Что вы, госпожа, что вы, – замахала руками горничная.
- Хорошо, – улыбнулась девушка. – А теперь ступай и следи, чтобы отец или мать не зашли случаем ко мне в комнату.
- Конечно, госпожа.
Пенни вышла, затворив за собой дверь.
Тяжело дыша, Мэри села за столик и вскрыла конверт. На листе серой бумаги знакомым и таким любимым почерком было написано её имя. Слёзы счастья застыли в её глазах…

«Здравствуй, моя милая Мэри! Не имел возможности отправить тебе письмо последние два месяца. Представляю, как ты волнуешься, и прошу у тебя прощения за эту боль.
Как я и думал, долго отсиживаться в Калькутте нам не пришлось. Сейчас я пишу тебе из Рангуна – это город в Бирме. Нас предупреждали, что кампания в Бирме может быть тяжёлой, но я всё же согласился. Это реальный шанс получить внеочередное повышение и дополнительное жалование. Ты знаешь – я небогат и не из знатной семьи. Поэтому военная служба – единственный шанс стать достойным твоей руки в глазах твоего отца. Прошу тебя помнить об этом. Всё это – только ради нашего с тобою будущего.
В составе пополнения мы прибыли в Рангун три недели назад. Положение наше тяжёлое. Рангун практически обезлюдел: после высадки нашего корпуса почти все местные жители покинули город. Судя по всему, многие из них сформировали партизанские отряды, которые нападают внезапно, чаще по ночам. Перестрелки и мелкие стычки с бирманцами изматывают, хотя в целом дни и часы проходят мучительно и монотонно… Бирманцы отчаянно сопротивляются, хотя это – далеко не самая горькая из бед. Не хватает продовольствия и лекарств. Лазареты переполнены: солдаты гибнут от болезней. Недавно в моей роте несколько человек заболели и умерли. Медик заподозрил, что это холера. Я уже видел, как погибают мои товарищи на поле боя, но смерть от болезни вдали от родины ужаснее в разы… Да и эта война не представляется мне чем-то доблестным или необходимым. Я не имею ничего против этого народа, моя милая леди. Я не политик, а просто солдат…
Иногда, признаюсь, мне страшно, что и я могу умереть здесь, не увидев более тебя, моя милая Мэри. Но я гоню от себя эти мысли. Тем более, что мы, вероятно, скоро вернёмся обратно в Англию. Часть нашего корпуса продвинулась вверх по реке Иравади, к столице Бирмы. Скоро бирманцы вынуждены будут сдаться.
Хочу рассказать тебе об одном случае. Две недели назад, ночью, патрулируя пригород, я заметил у колодца троих бирманцев. Возможно, они хотели отравить воду. Я выстрелил – завязалась перестрелка. Через пару минут на помощь подоспели ребята из моего отряда – и двое бирманцев убежали. Но третий убежать не успел и накинулся на меня. Я ударил его, он упал. Признаюсь, направив на него ружьё, я чуть не выстрелил. Что остановило меня? Понимаешь, Мэри, в пылу схватки часто не думаешь ни о чём, просто сражаешься, понимая, что если не убьёшь врага, то сам будешь убит. Но когда я уже держал этого бирманца на прицеле, мне помешал нажать на курок его взгляд. О чём думает человек перед лицом смерти? О своём страхе. Да, в его глазах был страх. Страх и отчаяние. Но это не было просто страхом умереть – тут было нечто иное… Подоспели мои товарищи. Мы решили взять бирманца в плен.
Утром я доложил о пленном капралу. Капрал посчитал этого бирманца бесполезным и приказал расстрелять его.
Дождавшись темноты, я повёл пленника к тому месту, где накануне у нас случилась стычка. И снова я увидел что-то странное в его глазах. Наверно, он осознавал свою участь. Но взгляд его выражал не страх перед смертью.
Дойдя до колодца, я развязал бирманцу руки. Он был очень удивлён. Знаешь, о чём жалел я в тот момент? О том, что не знаю его языка и не могу спросить, что значат тоска и боль в его глазах…
Опустив ружьё, я сел на траву. Удивлённый бирманец последовал моему примеру. «А может, всё же удастся спросить?» – внезапно подумал я.
Я указал на свои глаза, а потом – на его, не надеясь, что мой вопрос в форме жеста будет понят. Но, к моему удивлению, пленник вдруг улыбнулся и приложил руку к груди – туда, где сердце. И тогда я понял…
Не о своей жизни грустил он, понимая накануне, что я вот-вот спущу курок.
Бирманец улыбнулся и указал пальцем на яркую луну в небе над нами, а затем – на свои глаза.
«Её взгляд прекрасен, как свет луны», – промелькнуло в моей голове…
Пленник аккуратно коснулся зелёной травы, а потом провёл рукой по своему предплечью.
«Её кожа нежна, как молодая трава», – подумал я…
Бирманец закрыл глаза, опустил голову и крепко прижал к груди смуглую ладонь.
«И моё сердце навсегда принадлежит только ей одной». Я понял это так ясно, как будто он сам сказал это…
Бирманец снова смотрел на меня,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:51 26.04.2019 (1)
Прекрасный рассказ, Володя! Получила истинное удовольствие от прочтения! А Вы ранимой и светлой души человек! Мне это очень приятно. 
     08:50 28.04.2019 (1)
Значит, писал не зря. 
     12:43 28.04.2019 (1)
1
Христос Воскресе, Володя! С праздником! 
     15:38 28.04.2019 (1)
Воистину Воскресе! 
     15:43 28.04.2019
     18:03 26.04.2019 (1)
1
Володя, порадовал! Отлично! Спасибо за прекрасную работу!
     10:15 28.04.2019
1
Всегда рад Вам! 
     15:04 26.11.2016 (1)
1
В Мьянме полгода дождь, полгода сухо... ну и климат) С октября по май там сухо, а потом сезон дождей)
     15:07 26.11.2016 (1)
Несёт свои воды великая Иравади...
И летают воздушные шары над золотыми храмами Багана...
     15:10 26.11.2016 (1)
1
..."все дальше, дальше от земли. Как будто звезд достать хотим..."
     15:14 26.11.2016
И бесконечен путь любви.
     21:40 17.01.2015 (1)
1
Какая романтическая история! Язык влюблённых - он универсальный. Любовь открывает двери, побеждает предрассудки, примиряет врагов. Приятно и отрадно было окунуться в мир вымысла и вместе с героями пережить волнующие минуты опасности, а потом и исполнения желаний. Автору спасибо!
     13:17 28.01.2015 (1)
Спасибо за высокую оценку, Анна!  
     13:49 28.01.2015 (1)
Какой вы умница! Честно, мне очень понравился рассказ! Дамы любят читать именно такие душеволнительные рассказы о вечной любви, верности, отваге и благородстве. Всё это есть в вашем рассказе.А ещё после прочтения рассказа я даже обращалась к справочникам, чтобы больше узнать о той войне. Успехов вам. С уважением.
     15:22 28.01.2015 (1)
Да, история там очень интересная. Бирманцы почти век упорно сопротивлялись британским колонизаторам, превосходившим их в оружии и технике.
А рассказ прежде всего о том, что в любой ситуации человек должен оставаться человеком. Хотя бы должен пытаться.
     15:24 28.01.2015 (1)
А как вы вышли на конкурс? И как у вас замысел рассказа возник? и какое-то место рассказ занял?
     15:35 28.01.2015 (2)
Увидел, что проходит конкурс и решил отправить что-нибудь из неопубликованного.

Писали научную статью на работе - о распространении особо опасных болезней в Юго-Восточной Азии. Собирал материал, в т.ч. исторический. Попалась книга Васильева по истории Бирмы. Вдохновило.  

Рассказ прошел в отборочном туре чемпионата. Результат есть в заметке "Чемпионат Фабулы по прозе - Итоги Отборочного тура Третьего Чемпионата".
Гость      10:51 29.01.2015 (1)
Комментарий удален
     11:45 29.01.2015
Опубликовали пару небольших статей, но они вряд ли будут интересны.
Могу рекомендовать монографию В.Ф. Васильева "История Мьянмы/Бирмы XX век" - интересная книга.
Мне понравился также цикл передач "В поисках приключений" с Михаилом Кожуховым (три фильма о путешествии в Мьянму - есть на ютубе).
     15:47 28.01.2015 (1)
Чем писать такое длинное последнее предложение. ссылку бы дали.)))) А тема конкурса какая была? Какие особо опасные болезни в Азии? К нам не перейдут?
     15:57 28.01.2015 (1)
Отборочный тур конкурса - на свободную тему)
В Азии есть почти все особо опасные болезни: чума, холера, разные лихорадки. К нам их могут завезти - но Роспотребнадзор со всем справится!  
     16:07 28.01.2015
1
Я уже прочитала там и отозвалась. Спасибо за беседу.))))
     06:36 27.01.2015 (1)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Трэвелер?

Лучшее.
     13:13 28.01.2015 (1)
     20:55 28.01.2015
Я вот почему на Трэвелера подумал: он написал про мои вирши: "Лучшее из прочитанного на данный момент".
Так я и подумал, логически рассудив, что он - автор ещё более лучшего, не иначе.
А Трэвелер, видимо, попросту не добрался на тот момент до Ваших "Двух писем".
Такой возможности я не учёл, и логика меня подвела. ))  
     12:17 28.01.2015 (1)
Спасибо, Владимир, за доставленное удовольствие от прочтения вашего рассказа.
Вы - настоящий писатель.
     13:12 28.01.2015 (1)
Рад, что понравилось. Добро пожаловать на мою страничку!  
     14:29 28.01.2015
Спасибо)
     23:10 09.01.2015 (1)
2
Рассказ очень понравился.
     13:18 28.01.2015
Спасибо!
     22:48 25.01.2015
я знаю автора. Каждая встреча  на его страничке - праздник
     19:55 07.01.2015
В некоторых браузерах есть опция "режим чтения". Она оставляет на экране только текст и делает строчки короче. Читать гораздо удобнее.
Реклама