Беспричинная агрессия.
Я очень часто наблюдал у людей самого разного образования, социального положения и отношения к церкви проявления неприязни к священнослужителям. Это может быть и грязная ругань со стороны не слишком трезвого прохожего в адрес мирно идущего по улице священника. Бывает - полная эмоций ругань в адрес духовенства и самого Патриарха из уст бабушек побывавших на патриаршем Богослужении. Примерно так они ругают отрицательных героев телесериалов. Бывает псевдо-аргументированная псевдо-критика от интеллигенции в адрес священнослужителей. Эта критика отличается грубым нарушением законов логики: например, из того, что один священник сделал что-то нехорошее, делается вывод, о том, что все священники плохие. Информация о нехорошем поступке священника принимается из источника, в других случаях не заслуживающего доверия (бульварная газета, запись в блоге и т.п.). Православных священников обвиняют в преступлениях инквизиции инквизицию, которая не имела ни какого отношения к православию и России (интеллигент это не может не знать). То есть взрослые люди ведут себя как двоечники, пытающиеся подогнать решение задачи под подсмотренный правильный ответ. В Интернете публикации о церкви, священниках и православном христианстве вызывают всплески троллинга – бессмысленных гневных высказываний и стеба – весьма плоских шуток с элементами иронии и сарказма. По отношениям к другим социальным группам такого нет. Например, инспекторов ГАИ не любят автомобилисты за то, что те вместо того чтобы оптимизировать дорожное движение занимаются простым вымогательством денег. Те же инспектора наоборот, вызывают симпатию у пешеходов, так как наказывают водителей, которые ставят машины на тротуарах, мешая пешему движению. Логично было бы, если к священникам были претензии только со стороны прихожан. Такие претензии бывают, но это уже внутрицерковные конфликты, которые успешно решаются без привлечения внешнего внимания, речь не о них. Но священников не любят те, кто в церковь не ходят, стало быть, со священниками не контактируют! Таким образом, неприязнь к священникам вызвана никак не их профессиональной деятельностью (со всеми недостатками и злоупотреблениями) а чем-то иным.
Так может быть причина не в священниках, а в тех, кто их не любит?
Психологический взгляд на проблему
Если рассмотреть ситуацию с позиции психологии, то получаются интересные результаты. Причем глубоко лезть в психологию не надо, хватает очевидного, с чем каждый, скорее всего, сталкивался в школе, на работе или в ином коллективе. Я специально не буду в статье касаться внутрицерковных проблем, а так же проблем отношения церкви и общества, так как для этого требуется отсутствие предрассудков и компетентность в рассматриваемом вопросе. А если имеет место агрессия против незнакомого человека только из-за того, что он в рясе и с бородой (ибо что еще видит обыватель на улице) то ни о каком отсутствии предрассудков говорить не приходится. Да и с компетенцией проблемы
Священник внешне не такой как все.
Сразу бросается в глаза внешнее отличие священника от обыкновенного человека. Священники носят бороды, что нельзя сказать про большинство мужчин. Одежда священника выделяется из толпы. Казалось бы: ну и что же? Но давайте вспомним школу! Ребенок толстый или рыжий, носит очки, намного выше или ниже сверстников и его уже начинают в лучшем случае дразнить. В худшем случае он становится объектом жестоких издевательств, если не проявит особые таланты, или кто-то за него не заступится. Страшнее того, что часто так поступают с инвалидами. Дети вырастают, а привычка остается. Человеку могут отказать в приеме на работу по внешним признакам. Не понравился, а повод найдется. Нападкам часто подвергаются люди, принадлежащие к разным субкультурам и религиозным конфессиям, имеющие необычные увлечения. Ни чего плохого за человеком не замечено, но мнение о нем сформировано: он не такой как мы. В бытовой жизни много подобных примеров. Например, когда за столом все пьют водку, а один не пьет, хоть и не за рулем и не закодирован? Не уважает! Все идут в курилку, один не курит. Не уважает!
Священнику что-то дарят
Каждому нравится получать подарки, ибо подарки – это знак внимания. А уделенное одному из членов группы внимание часто настраивает против него всю группу. Угостил директор школы одного мальчика из класса яблоком. Просто потому что у него в руках было яблоко, и он зашел с ним в класс. Если это не отличник, то часто дети сразу озлобляются: «почему ему?» Начинаются подозрения. Могут даже побить. У взрослых то же самое. Люди занимаются одной и той же работой, и вдруг у кого-то в ведомости по зарплате стоит сумма чуть-чуть больше, чем у других. Сразу начинаются шептания за спиной. Особенно это хорошо было видно в больших женских коллективах советских канцелярий и бухгалтерий. Деятельность священника связана со сбором пожертвований. Причем из этих пожертвований состоит и зарплата священника. Священникам дарят не только дорогие автомобили. Дорогие подарки получают единицы, у которых в приходе есть настолько богатые люди, для которых подержанный роскошный автомобиль ценен не более, чем для обывателя поношенная куртка, которую он готов кому то отдать, чтобы не занимала место в шкафу, а выбросить жалко. В отдаленной деревне священник будет рад и ведру картошки. Но! Это самое ведро картошки ни кто и ни когда не подарит просто так простому трактористу. А батюшке, то продукты подарят, то одежду, то бытовую технику. А ведь он, когда не в облачении, то простой мужик. И это порой вызывает дикую зависть. Завидует не тому, какую вещь подарили, а самому принципу, что подарили.
Священник занят непонятной работой
Большинство россиян не слишком хорошо представляют себе, в чем заключается работа священника. А все непонятное уже вызывает раздражение у окружающих. За это часто ненавидят отличников в школе. Почему он не в компании, а на каких то подготовительных курсах? Во взрослой жизни на этом основан конфликт между производительными силами и производственными отношениями. «Почему я целую смену за станком в горячем цеху работаю и получаю меньше чем директор, который сидит в мягком кресле в отдельном кабинете?» - типичное возмущение рабочего. Политикам достается еще больше ненависти, ибо их работа еще менее понятна, ведь далеко не все изучали макроэкономику и политологию.
Почему такой проблемы нет в других религиях
Возникает вопрос: почему такого нет в других религиях? Я думаю основная причина в том, что контраст между священнослужителем и обывателем не так велик. В исламских странах сильны родственные связи, поэтому люди меньше страдают от недостатка внимания. Да и внешних отличий меньше: как минимум, все мужики бородатые. В европейских христианских странах религия изучается в школе, и существует много общественных организаций, где можно видеть работу священнослужителей. Кроме того, ведется с детства воспитание уважения личности и терпимости к непохожим. Попытки применения подобного в России известны как «воспитание толлерантности» и, похоже, успеха не имели. Толерантность изначально – это не дразнить рыжего или носящего очки, в безногом не видеть безмозглого, а в онкологически больном не видеть «не успевший умереть труп». Однако в понимании обывателя толерантность вошла, как идея свободы наркомании и сексуальных извращений. Похоже, что в России еще не готовы начать уважать человеческую личность и не видеть изгоя в «не таких, как все».
Как исправить положение
Таким образом, получаются, что причины нелюбви к священникам лежат не в священниках, а в тех, кто их не любит, то есть в обществе. Движущие силы этой ненависти – зависть и страх. Священник выглядит не так как все. Священник получает, что-то в дар. Священник занимается непонятной работой. Поэтому он будет ненавидим. И эта ненависть не «за имя Христово» а ненависть толпы к «не таким, как все». Ненависть «за имя Христово» добавится, когда священник начнет говорить о христианстве.
Исправить отношения к священнослужителям внешними силами невозможно. Можно приставить охрану, и защитить от хулиганских действий, но нельзя защитить от человеческой неприязни. Единственное что возможно – это каждому отдельному священнику за счет своих личных талантов и помощи Божьей изменить отношение людей себе. И история Церкви знает много примеров, когда священникам это удалось.
Колян Платков
Март 2015
ПОЧЕМУ??? Грязная ругань со стороны не слишком трезвого прохожего в адрес мирно идущего по улице священника. Бывает - полная эмоций брань в адрес духовенства и самого Патриарха из уст бабушек побывавших на патриаршем Богослужении. Псевдо-критика от интеллигенции в адрес священнослужителей полна нарушений законов логики. Публикации о церкви и священстве вызывают вспышки троллинга и стеба.
Попробую воспроизвести здесь.
Не любовь эта - на генетическом уровне и странно бы было, если бы её не было...
Первые священники - иноземнцы, рушившие веру предков и несшие свою "огнем и мечом"
Потом 300 лет истории церкви под теплой опекой Золотой Орды... отнюдь не теплой для народа...
На протяжении 1000 лет истории христианства на Руси, правители и некоторые иерархи церкви безуспешно пытались бороться с процветающими в ней пьянством, развратом и стяжательством. Управилась только советская власть, а теперь все по новой началось...
В Российской Империи за не посещение церкви, по инициативе попа, вполне можно было угодить в тюрьму или на каторгу, так как вопрос веры попадал под уголовное право с не хилыми сроками наказания... Так откуда взяться народной любви к попам? Сам термин, говорит сам за себя...
И советская власть, где попов на бытовом уровне практически не было, тут не причем...
Хорошо суть вопроса отношения к религии/священникам отражает цитата Герцена
И это легко проверяется на бытовом уровне - попросите любого, называющего себя "православным" ответить кратко, своими словами, что такое православие/в чем его суть - и вразумительного ответа вы не услышите...
А сказки про хорошего попа мне не известно ни одной...
Сравнивание священника с другими профессиями автоматически низводит вопрос на атеистический уровень, отметая существование бога.