Константин (К): Отец Григорий прояснил небесное. Как совместить высокое с земным?
Александр (А): Надо бы отвечать словами его творений.
Через неделю. В гостях у Константина.
А: Представь: вселенная, но не во мраке, а пронизанная золотистыми
лучами. Мчатся галактики, звезды, туманности. Вот Земля,
внедряемся в нее, постепенно различаем крупные молекулы.
Вдруг все исчезает. Мы в микромире (фон тот же).
Смотри! Частицы – это клубочки полей, а материя - сгусток
разряженного… ничего.
Боже! Что происходит?
Медленно проявляется икона человека в облачениях епископа.
- Господи Иисусе Христе, слава Тебе! Гость превратился в монаха,
пригладил волосы.
К: Вы Григорий Палама? Но ведь до сих пор все происходило в нашем
воображении…
- Да. Здравствуйте. Вы слишком увлеклись. Итак, в чем затруднение?
А: Добрый день… Как изложить суть Вашего богословия и соотнести
вышнее с земным?
- “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного
Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
Какова цель жизни? - стяжание благодати Святого Духа:
«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце
человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это
Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии”.
А: … Вы ответили на вопрос.
- В 4 веке Аэций (столп аномейства, противник единосущия) изыскав
логический метод, заявлял, что знает Бога так, как не знает себя.
Его приемник Евномий проповедовал, что можно выразить
Божественную Сущность понятиями, в которых Она открывается
миру. А цель и содержание веры заключаются в процессе поиска и
осмысления Божественных имен.
Критика указанных измышлений и разработка (не создание: подобные
представления бытовали с первых веков) учения о непостижимости
Бога в Сущности и познаваемости Его в действиях принадлежит
Великим Каппадокийцам.
Григорий Богослов: “Бог будет ограничен, если охватывается мыслью”;
Василий Великий: “Мы познаем Бога в действиях (энергиях), не касаясь Тайн Природы”;
Григорий Нисский: “ Постигнуть Сущность разум не может, но осознает действия Божии”.
Вслед за названными святыми спор блистательно завершил Иоанн Златоуст. Пресвятая Троица обладает единым действием.
А: Батюшка, почему же говорится: благодать Святого Духа?
Бог Един по Существу, и Троичен в Лицах. Троица Единосущная и
Нераздельная. Но Создателю угодно, дабы действие, низводимое Им
на тварь, имело другой вневременной образ откровения: от Отца
исходило, чрез Сына простиралось и совершалось Духом Святым.
Благодать усваивается человеком силою Святого Духа.
А: Мне не было дано даже задуматься над этим.
- Молитесь. Трезвитесь. И Бог даст нерассеяную молитву, пост и
радость несения креста.
К: Вы не сказали о Вашем вкладе.
- Об этом расскажете вы. Отмечу лишь: после слов Апостола Петра о
том, что нам обетовано стать «причастниками Божеского
естества», нет сомнений в реальности соединения с Богом.
Таким образом, битва за догматы, ведомая Церковью, есть сражение
с князем мира, уводящим в сторону даже от мысли о дарованной нам
возможности обожиться. Прощайте.
И пропал. Мы, как сироты, остались одни.
В комнату заглянула дочка Константина, держа детскую Библию.
- Папа, смотри, что мне подарили!
Она устроилась на коленях “дяди Саши” и спросила, любуясь иконой Вседержителя:
- Это Бог?
А: Да.
Малышка открыла страницу с изображением Николая Мирликийского:
- Это Бог?
А: Нет, это угодник.
- А почему у них кружочки одинаковые?
А: Какие кружочки?
- Вокруг головы.
К: Это Сияние Славы – знак святости.
- Ой! Меня мама зовет! Девочка убегает.
Жена Константина:
- Чай пить будите?
К: Посиди с нами. Мы пытаемся осмыслить гносеологию Паламы.
- В календаре написано, что1000 лет после Евномия подобных прений
не возникало. В 14 веке Варлаам инициировал новое несогласие.
Оказывается, еще не была определена природа энергий.
Извините, мне ребенка кормить надо. Она вышла.
В шкафу чихнули. Дверца отворилась, оттуда выпал мужчина и … апчхи!
К: Кто там?
- Варлаам. В шкафу схоронился, чтоб не мешать, да запутался.
А: Какой Варлаам?
- Тот самый и есть: вражина.
А: Присаживайтесь, пожалуйста.
- Разве я не верю? У исихастов главное – созерцания в молитве.
Григорий видел Фаворский Свет. А я считаю энергии тварными,
Убеждал, и продолжаю настаивать, что Бог общается с нами
созданными символами, и познать Его нельзя.
К: Вы учились на Западе …
- Я ушел от католиков. Но с чем столкнулся в Православии?
С “духовидцами”, поклоняющимися воздушным бликам?
Каюсь, с тех пор, как Григорий встал на защиту своего личного
опыта, он претерпел (не без моего старания) обвинения в ереси,
темницу, рабство. Восточная Церковь, боготворящая мучеников, на
Соборах 1341, 1347, 1351 годов одобрила его учение.
Его объявили чудотворцем.
При жизни-то! Я опять перешел в католичество.
Но за искренние убеждения Бог не судит.
Истина многогранна, молодые люди! Надо мыслить шире и глубже.
К: Святитель писал, что не отгораживается Бог от нас, смердящих
грехами, так, что ангелам тошно. Но нисходит к людям Своими
энергиями, которые и есть Бог, а если не так, “То какая нужда во
Христе, Его пришествии и Крестных страданиях?”
Где Варлаам?
А: Исчез. Не нравится он мне. Апостол Павел взывал:
“Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден”.
Комнату наполнил голос:
- Остерегайтесь прелести. Помните: истина во Христе. В двух естествах
неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно познаваемого.
Человечество Христа - это с самого момента воплощения обоженная,
пронизанная Божественными энергиями человеческая природа.
К: Благодарим, отец Григорий. Ты доказал: энергия нетварна.
Она исходит из Сущности, и от нее не отделяется. Энергия - это Сам
Бог: образ бытия Бога вне Сущности.
Сущность позволяет только единственное число.
Энергия – допускает множественное.
Сущность невыразима, энергии - именуемы.
Различение в Боге Сущности и энергии не противоречит простоте
Божества. Причастность Богу есть приобщенность Его энергии, но не
Сущности. Это догмат.
Тот, кто отвергнет его, не может оставаться православным.
Во второе воскресение Великого Поста Церковь прославляет Григория Паламу (1296-1359), архиепископа Фессалонийского, чудотворца, заверяя: путь к озарению один – пост, молитва, покаяние.
Некто предстал Пимену и толковал о высоком. Авва молчал. Старца спросили: “Почему ты не ответил?” Тот вздохнул: “Он вещает небесное, а я твержу о земном”.