Произведение «Память Святого Григория Паламы»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Сборник: Религия
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 732 +1
Дата:
Предисловие:
Во второе воскресение Великого Поста Церковь прославляет Григория Паламу (1296-1359), архиепископа Фессалонийского, чудотворца, заверяя: путь к озарению один – пост, молитва, покаяние.
Некто предстал Пимену и толковал о высоком. Авва молчал. Старца спросили: “Почему ты не ответил?”  Тот вздохнул: “Он вещает небесное, а я твержу о земном”.

Память Святого Григория Паламы

Константин (К): Отец Григорий прояснил небесное. Как совместить высокое с земным?
Александр   (А): Надо бы отвечать словами его творений.

Через неделю. В гостях у Константина.
    А: Представь: вселенная, но не во мраке, а пронизанная золотистыми      
        лучами. Мчатся галактики, звезды, туманности. Вот Земля,  
        внедряемся в нее, постепенно различаем крупные молекулы.
        Вдруг все исчезает. Мы в микромире (фон тот же).
        Смотри! Частицы – это клубочки полей, а материя - сгусток  
        разряженного… ничего.

        Боже! Что происходит?

Медленно проявляется икона человека в облачениях епископа.
    -   Господи Иисусе Христе, слава Тебе! Гость превратился в монаха,
        пригладил волосы.
    К: Вы Григорий Палама? Но ведь до сих пор все происходило в нашем  
        воображении…
    -   Да. Здравствуйте. Вы слишком увлеклись. Итак, в чем затруднение?
    А: Добрый день… Как изложить суть Вашего богословия и соотнести  
        вышнее с земным?
    -   “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного
        Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
        Какова цель жизни? - стяжание благодати Святого Духа:
        «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце  
        человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это  
        Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии”.
    А: … Вы ответили на вопрос.  
   -    В 4 веке Аэций (столп аномейства, противник единосущия) изыскав
        логический метод, заявлял, что знает Бога так, как не знает себя.
        Его приемник Евномий проповедовал, что можно выразить  
        Божественную Сущность понятиями, в которых Она открывается  
        миру. А цель и содержание веры заключаются в процессе поиска и  
        осмысления Божественных имен.
        Критика указанных измышлений и разработка (не создание: подобные  
        представления бытовали с первых веков) учения о непостижимости  
        Бога в Сущности и познаваемости Его в действиях принадлежит  
        Великим Каппадокийцам.

Григорий Богослов: “Бог будет ограничен, если охватывается мыслью”;

Василий Великий: “Мы познаем Бога в действиях (энергиях), не касаясь Тайн Природы”;

Григорий Нисский: “ Постигнуть Сущность разум не может, но осознает действия Божии”.
         
Вслед за названными святыми спор блистательно завершил Иоанн Златоуст. Пресвятая Троица обладает единым действием.
    А: Батюшка, почему же говорится: благодать Святого Духа?
        Бог Един по Существу, и Троичен в Лицах. Троица Единосущная и
        Нераздельная. Но Создателю угодно, дабы действие, низводимое Им    
        на тварь, имело другой вневременной образ откровения: от Отца      
        исходило, чрез Сына простиралось и совершалось Духом Святым.
        Благодать усваивается человеком силою Святого Духа.
    А: Мне не было дано даже задуматься над этим.
    -   Молитесь. Трезвитесь. И Бог даст нерассеяную молитву, пост и
        радость несения креста.
    К: Вы не сказали о Вашем вкладе.
    -   Об этом расскажете вы. Отмечу лишь: после слов Апостола Петра о  
        том, что нам обетовано стать «причастниками Божеского  
        естества», нет сомнений в реальности соединения с Богом.      
        Таким образом, битва за догматы, ведомая Церковью, есть сражение  
        с князем мира, уводящим в сторону даже от мысли о дарованной нам  
        возможности обожиться. Прощайте.

И пропал. Мы, как сироты, остались одни.

В комнату заглянула дочка Константина, держа детскую Библию.
     -  Папа, смотри, что мне подарили!
Она устроилась на коленях “дяди Саши” и спросила, любуясь иконой Вседержителя:
     -  Это Бог?
    А: Да.
Малышка открыла страницу с изображением Николая Мирликийского:
    -   Это Бог?
    А: Нет, это угодник.
    -   А почему у них кружочки одинаковые?
    А: Какие кружочки?
    -   Вокруг головы.
    К: Это Сияние Славы – знак святости.
    -   Ой! Меня мама зовет! Девочка убегает.
Жена Константина:
    -   Чай пить будите?
    К: Посиди с нами. Мы пытаемся осмыслить гносеологию Паламы.
    -   В календаре написано, что1000 лет после Евномия подобных прений
        не возникало. В 14 веке Варлаам  инициировал новое несогласие.
        Оказывается, еще не была определена  природа энергий.  
        Извините, мне ребенка кормить надо. Она вышла.

В шкафу чихнули. Дверца отворилась, оттуда выпал мужчина и … апчхи!
    К: Кто там?
    -   Варлаам. В шкафу схоронился, чтоб не мешать, да запутался.
    А: Какой Варлаам?
    -   Тот самый и есть: вражина.
    А: Присаживайтесь, пожалуйста.
    -   Разве я не верю? У исихастов главное – созерцания в молитве.
        Григорий видел Фаворский Свет. А я считаю энергии тварными,
        Убеждал, и продолжаю настаивать, что Бог общается с нами  
        созданными символами, и познать Его нельзя.
    К: Вы учились на Западе …
    -   Я ушел от католиков. Но с чем столкнулся в Православии?
        С “духовидцами”, поклоняющимися воздушным бликам?
        Каюсь, с тех пор, как Григорий встал на защиту своего личного
        опыта, он претерпел (не без моего старания) обвинения в ереси,    
        темницу, рабство. Восточная Церковь, боготворящая мучеников, на  
        Соборах 1341, 1347, 1351 годов одобрила его учение.
        Его объявили чудотворцем.
        При жизни-то! Я опять перешел в католичество.
        Но за искренние убеждения Бог не судит.
        Истина многогранна, молодые люди! Надо мыслить шире и глубже.
    К: Святитель писал, что не отгораживается Бог от нас, смердящих  
        грехами, так, что ангелам тошно. Но нисходит к людям Своими
        энергиями, которые и есть Бог, а если не так, “То какая нужда во
        Христе, Его пришествии и Крестных страданиях?”
        Где Варлаам?
    А: Исчез. Не нравится он мне. Апостол Павел взывал:
        “Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,  
        зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден”.
Комнату наполнил голос:
    -   Остерегайтесь прелести. Помните: истина во Христе. В двух естествах
        неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно познаваемого.
        Человечество Христа - это с самого момента воплощения обоженная,  
        пронизанная Божественными энергиями человеческая природа.
    К: Благодарим, отец Григорий. Ты доказал: энергия нетварна.
        Она исходит из Сущности, и от нее не отделяется. Энергия - это Сам  
        Бог: образ бытия Бога вне Сущности.
        Сущность позволяет только единственное число.    
        Энергия – допускает множественное.
        Сущность невыразима, энергии - именуемы.
        Различение в Боге Сущности и энергии не противоречит простоте  
        Божества. Причастность Богу есть приобщенность Его энергии, но не  
        Сущности. Это догмат.  
        Тот, кто отвергнет его, не может оставаться православным.

Реклама
Реклама