справа Анна Владимировна.
Я работала в городском Управлении милиции в 4 отделении уголовного розыска. Занимались мы раскрытием и предупреждением преступлений среди несовершеннолетних. Была середина 80-х годов. Этому направлению работы в органах внутренних дел уделялось очень много внимания. Чтобы как-то влиять на состояние оперативной обстановки в подростковой среде, тщательно анализировались причины и условия совершения каждого преступления. Мы имели пофамильные списки несовершеннолетних правонарушителей по каждому учебному заведению города. В отдельных из них криминогенная обстановка была непростой. Связано это было, в некоторой степени, с недоработками со стороны преподавательского состава, не имеющего достаточного опыта в этом направлении.
Прокуратурой города было принято решение обобщить положительный опыт работы ряда учебных заведений в этой части и направить методические разработки в те учебные заведения, которые в них нуждались.
В числе наиболее благополучных учебных заведений числилась школа №5 с математическим уклоном. Туда, вместе с помощником прокурора города мы и направились.
Там и состоялось мое знакомство с ее директором Анной Владимировной Мардиросовой. Внешне она никак не тянула на директора. Была какая-то вся очень домашняя.
Мы расположились в ее кабинете и стали изучать документацию, имеющую отношение к цели нашего визита.
Прозвенел звонок на перемену и буквально через минуту в кабинет вбежал мальчонка лет десяти с чем-то зажатым в кулачке. Подскочив к столу директора, он положил на краешек практически зеленый , с едва святящимися желтыми вкраплениями, крошечный мандарин со словами: «Это Вам!» . Исчез он мгновенно, так же, как и появился.
Мы вопросительно посмотрели на Анну Владимировну. Она улыбнулась и рассказала историю, связанную с жизнью этого маленького человека..
А начиналась она у него непросто. Малышом он попал в детский дом, так как маму лишили родительских прав по причине пьянства. Но, спустя несколько лет, она заболела и была признана инвалидом, бросила пить и ее восстановили в родительских правах. Мальчик обрел дом и новую школу. Правда, особого материального достатка в семье не было и ребенок получал в школе бесплатные обеды, но купить себе какое-то лакомство в буфете, как это делали другие дети, он не мог.
Как-то во время перемены Анна Владимировна зашла в столовую и увидела, что одноклассник мальчика пьет сок, а последний за ним очень пристально наблюдает.
Директор подошла, открыла кошелек и протянула ему 10 копеек, предложив купить сок. Он взял деньги и направился к стойке буфета.
На следующее утро ребенок пришел к ней в кабинет , чтобы вернуть долг. Ошеломленная Анна Владимировна сказала, что делать этого не надо и предложила ему на перемене купить себе еще стакан сока. Но мальчик оказался с характером и очень гордый. Молча положил деньги на стол и вышел.
Поскольку одного дня для изучения документации нам не хватило, мы пришли на следующий день.
Вчерашний мандарин лежал на блюдечке. Заметив мой вопросительный взгляд, Анна Владимировна вздохнула и сказала:
-Ну вот как я могу его съесть?
Оказалось, что мальчика угостил кто-то из одноклассников и, воспринимая фрукт, как нечто драгоценное, он принес его человеку, которого счел для себя самым лучшим.
Прошло тридцать лет, а я продолжаю помнить урок доброты настоящего педагога, который ребенок, скорее всего, усвоил на всю оставшуюся жизнь. Анна Владимировна, войдя в столовую в одну из перемен, сумела увидеть в его глазах несбыточное, на тот момент, желание и помогла его осуществить. Это был всего лишь стакан сока.
Вот только правильно заглянуть в глаза ребенку и разглядеть в них что-то, дано далеко не каждому.
Три года назад Людмила ШВЕЦОВА, заместитель председателя Государственной Думы в интервью Учительской газете так вспоминала о директоре школы:
«Я училась в легендарной школе, по тем временам она была одной из уникальных в стране математических школ. У нас преподавали университетские преподаватели, а Ростовский университет всегда математической школой был славен. У нас была трепетная школа.
Директор нашей школы Анна Владимировна Мардиросова, армянка, прямо жила в школе, поэтому всегда была на посту. Утром, когда мы приходили в школу, она уже стояла на входе и всех нас встречала. И учителя были все ей под стать. Преданные школе, преданные традициям...»
Совсем недавно в интернете я наткнулась на повесть выпускника этой школы, известного российского журналиста Валерия Хлебутина. У него я прочла такие строки:
«Директорствовала в пятой школе Анна Владимировна Мардиросова – умнейший педагог, отличный руководитель, да и просто прекрасный человек. Светлая ей память! К моменту нашего поступления в первый класс она занимала свою должность уже лет восемнадцать, с самого конца войны. Это обстоятельство поистине было счастливым для школы. Маленькая её квартирка располагалась здесь же, с торца школьного здания, поэтому, можно сказать, что она жила школой, жила в школе и отдала ей всю свою жизнь. Это при ней «пятая» получила физико-математический уклон и стала в ряд лучших школ не только города, но и страны. Все годы нашей учёбы и много лет после этого Анна Владимировна неизменно работала в школе, принося ей уже только одним своим присутствием огромную пользу».
Анны Владимировны уже нет. Но она живет в сердцах очень многих, давно уже взрослых людей. И свидетельством тому
комментарии в интернете, имеющие отношение к этой потрясающей женщине. Пишут бывшие выпускники.:
Екатерина 2012-12-08 21:25
Низкий поклон Анне Владимировне ! До сих пор вспоминаю с нежностью, несмотря на прожитые годы.
Nadejda 2012-10-11 19:28
Окончила эту школу еще в 1970 году. Тогда была директором Мардиросова Анна Владимировна - её энтузиазмом была заложена учебная база. И тогда уже учителями были преподаватели РГУ. До сих пор всё, что касается математики, не вызывает никаких затруднений! Вот так учили!!!
(редакция авторов сохранена)
Сегодня, рассказывая о давней встрече, я точно знаю, что светлая память живет в душах многих людей, соприкоснувшихся с этой необыкновенной женщиной.
Майор милиции в отставке
К.И.Брюхатская.
Решила вот на твои рассказы заглянуть, свет мой Клавдия.