Предисловие: Статья написана к сентябрьскому номеру местной газеты "Мир литературы", в которой я публикуюсь. Маленькие сентябрьские размышления
Здравствуйте, дорогие мои читатели!
Написала эти слова и задумалась. Ведь как важно, как необходимо для души, чтобы каждый день тебе желали здравствовать, желали добра и радости. И, чтобы эти слова не были бы пустым звуком для галочки.
В последнее время, к сожалению, пишу не так регулярно. Сказывается общая сильная загруженность. Но при всяком удобном случае, в минуту отдохновения души (мне нравится это старинное изящное выражение!) пальцы мои тянутся к перу, простите, к клавиатуре компьютера. Минута, и мысли свободно потекут…
Я пишу в основном к знаменательным датам. Дни рождения, дни памяти известных писателей и поэтов. Пытаюсь напомнить обо всех, чьё творчество взывало к добру и милосердию, а сила художественного слова помогала выразить эти чувства наиболее трепетно и проникновенно. То есть о тех, кто силой Литературного, Художественного Слова служил Культуре.
Вот и предыдущая моя заметка была посвящена памяти замечательного Фазиля Искандера, чей уход из жизни я восприняла как личное горе, и кому принадлежат изумительные слова о совести, как о мериле всех нравственных ценностей:
«Великий Весовщик Нашей Совести создал нашу бессмертную душу для того, чтобы живые люди все время думали об этом и чтобы их души в наиболее чистом виде попадали в вечность. Но если душа бессмертна для пользы земной жизни, разве не ясно, что и земная жизнь бессмертна? Разве наш бог, Великий Весовщик Нашей Совести, мог бы сотворить такую бессмысленность, при которой людей на земле уже не будет, а их бессмертная душа, созданная именно для поддержания земной жизни, продолжает пребывать в бессмысленном бессмертии?!»
Я не знаю, верил ли уважаемый Фазиль Абдулович в Иной Мир, в жизнь после смерти, и проч. Я к существованию иных миров, ангелов и т.д. отношусь все же скептически. Как дочь физиков и химиков, больше разделяю утверждение Энгельса о том, что "жизнь - есть способ существования белковых тел". Но в одном мой опыт убедил меня. Есть некая круговая порука добра, мощная лучезарная энергетика, помогающая нам выстоять в этом мире. И есть клоака зла, разрушающая нас. Вопрос в том, что мы выберем сами для себя. А уж наш выбор зависит от внутреннего вектора культуры. Подчёркиваю – не самой культуры – о, она есть в той или иной степени! - а именно от её вектора, определяемого подчас на самом простом бытовом уровне.
Поясню свою мысль на примере. Ни для кого не секрет, что культурный человек культурен во всем. Тогда, внимание! Кто ездит в общественном транспорте, особенно по утрам, в час пик, поймёт меня!
Зимой – все объёмные, в пальто, шубах, куртках. Летом этой проблемы нет, но есть другая – жара, пот, духота. В общем, час от часу не легче.
Но, Бог с этим. Объясните мне, непонятливой, почему подавляющая часть наших граждан, втиснувшись в вагон, считают своим святым долгом встать несокрушимым монументом у самых дверей? Почему?!!
Сколько раз мне приходилось наблюдать такую картину. Грузная тётка со следами сердечной болезни на лице, одышливая, одутловатая тащит за собой малолетнего внука, а то и двух, или великовозрастную внучку, танком останавливается у входа и ещё приказывает им:
- Далеко не идите. Здесь стойте. Сейчас выходим!
Ну, это понятно, она радеет за себя и за чад родимых. Чтобы им не пришлось продираться к выходу. Только, простите, так ведь все думают! И, что получается?! Середина относительно свободная, у выхода - затор!!! А как войти людям на следующей остановке? Проталкиваясь локтями и пихаясь, огрызаясь и нервничая? А, что им остаётся делать? И все потому, что кто-то, думая об удобстве для себя и своих родных, не думает о других людях. И ведь все считают себя культурными. А ведь первый показатель настоящей культуры – это когда ты немного больше думаешь о других, чем о себе. Только не истерично-показно: «Ой, я лучше сама недопью-недоем, недосплю, а все - только ребёнку, ему все самое лучшее, я всем пожертвую ради него, моего золотца и т.д. и т.п.» И в безудержном рвении жертвуются не только самые румяные пирожки и спелые фрукты (это естественно!), но и элементарное уважение к правам другим граждан («А, какие-такие права-мрава, не видишь, дорогой, это же ребенок, это же такая лапочка, пупусик-мумусик!!!») А то, что эта лапочка-пупусик-мумусик может верещать дурным голосом в общественном транспорте, пинаться, брыкаться, щипаться, видите ли потому, что он хочет сидеть у окошка, а место занято! Это как?! Или сидит восьмилетний пацан с безучастным видом в метро, автобусе, рядом мамка-бабка с каменным лицом, а перед ними на поручнях болтается пожилой человек, но пацан сидит намертво, потому что мать приказала: «Сиди, и не вставай!»
А потом эти же мамки-бабки как-нибудь в задушевной женской беседе, нет-нет да и всплакнут украдкой, жалуясь на бабью долю, что, мол, не осталось-то мужиков настоящих, все хлюпики и маменькины сыночки, а настоящие мужчины перевелись ещё в Великую Отечественную Войну! Интересно, а кто растит таких хлюпиков и маменькиных сыночков? Не дражайшие ли маменьки?..
Помню, как-то осмелилась сделать замечание парнишке в метро в аналогичной ситуации. Он сидел, удобно развалившись на сиденье и прикрыв глаза. Очевидно, изображал глубокий сон. Перед ним на поручнях болтались двое мужчин среднего возраста, я и пожилая женщина лет за шестьдесят с большой сумкой наперевес.
Я не выдержала и потеребила парня за руку. Он открыл живо глаза. Спрашиваю:
- Тебе сколько лет?
-Одиннадцать?
-Ты плохо себя чувствуешь?
- Нет!
- Тогда встань и уступи место женщине!
Он вскочил быстро. Женщина с большой сумкой села. Какой же благодарный и сердечный взгляд она бросила на меня! И какими злющими глазами на меня посмотрела женщина, сидящая рядом! Очевидно, мать этого мальчика, потому что она сразу схватила его за руку и велела стоять рядом с ней.
А ведь всё это люди, - по меткому выражению Гоголя – просто приятные и приятные во всех отношениях. Уверяю вас, придя в гости к кому-нибудь, они будут рассыпаться в изысканных приветствиях и любезностях, за столом будут есть изящно и бесшумно, и непременно оставят на тарелке какой-нибудь кусочек, чтобы, упаси Бог, о них не подумали, что они из голодного края! То есть постараются соблюсти все нормы этикета. И искренне будут полагать себя культурными людьми. Так почему же, черт побери, в таком простом и понятном деле, как элементарная вежливость, и умении хоть немного думать о других, они проявляют полную непробиваемость?!! Почему?!! Ведь это все азы культуры, этому учит литература, ведь все мы чему-то и как-то хотя бы учились!!! Но, видно не каждое ученье впрок, а может дело как раз в том самом злополучном векторе?! Ведь все знают, что хорошо и, что плохо, как надо делать и как нельзя, но, как только дело касается себя любимых и людей, близких нам лично, тут можно и через другого переступить. «Ничего, один раз можно», - думаем мы, и переступаем. «Ничего, и второй раз так получилось, ну, что уже делать.» А потом и третий, и четвёртый. И вот уже это входит в привычку и, более того, мы себя патетически оправдываем: «Это я не для себя, это я для ребёнка, близкого, друга стараюсь, чтобы моим хорошо было бы» и т.д. Ключевые слова в этой патетике: «я», «моим»!
Или вот ещё пример. Хочу сразу оговориться, этому всему я была свидетелем лично. Зачем об этом говорю? Да, так, наболело! Какое это имеет отношение к литературе? Самое прямое! Ибо литература неотъемлемая часть культуры, а именно о ней я сейчас веду речь.
Опять метро. К счастью, не пик. Час дня. Но все же на перроне достаточно народу. Все спешат куда-то. Идут нормальным, рабочим шагом. И это правильно. Чай, не бульвар, где можно и променад совершить! Иду и я.
И вдруг с изумлением наблюдаю картину. На всю ширину перрона в середине вытянулась шеренга молодых женщин в хиджабах с маленькими детьми. Кто-то на руках, кто-то за руку держится. Не считала специально, но навскидку: четыре женщины плюс четверо детишек от пяти до трёх лет. Они держатся за руки мамаш. Остальные двое детей – груднички. Они были на руках.
К этой шеренге подходит вторая шеренга таких же женщин. Тоже с детьми. Две шеренги останавливаются посреди перрона и начинают лобызать друг друга, как это принято у нас. «Ай, Аллах, какой хорошенький! Сколько лет ему? Ай, Аллах, ты на ее бантик посмотри! Дай я как тебя мач-ч-ч- сделаю (поцелую)! Почему к нам давно не приходите?» И все в таком же духе!
Прекрасно? Возможно! Это называется у нас ёмким и непереводимым словом «истиганлЫг», что дословно означает «теплокровие», а более широко и образно – теплоту и душевность в человеческих отношениях.
Я ещё раз повторю, что ничего против такого проявления чувств не имею. Но, простите, почему подиумом для демонстрации нежных и тёплых чувств должен служить перрон метро – общественного транспорта, когда люди, априори, спешат по своим делам? Получается, чтобы выказать одним свои хорошие качества, такие как душевную теплоту, добросердечие и расположение, надо попирать права других?! Странная логика!
В общем, закончилась эта история тем, что я не стала ждать, пока горячие лобзания иссякнут - мне надо было скорее выйти из метро, где на выходе меня ожидали, и я просто передвинула одну из лобызающихся дам в сторону и пошла к эскалатору. Видимо, на дам сей акт подействовал, потому что двойная шеренга дрогнула и немного сместилась к колонне, дав возможность людям идти.
Мы сетуем на то, что наши дети подчас растут жестокими. А как им не быть такими, если на каждом шагу в мясных лавках, они видят, как забивается мелкий и крупный рогатый скот? А уж во время праздника Гурбан-Байрамы это происходит массово. Режут жертвенных животных чуть ли не у подъездов домов. Воздух насыщен кровью.
Нет, я не вегетарианка и люблю есть и готовить мясо. И в праздник буду поздравлять своих близких, ибо праздник есть праздник и надо желать благоденствия и процветания. Но категорически против того, чтобы забой (а это все же, как ни крути - убийство), происходил бы на глазах людей, особенно детей. Мы все же в ответе за тех, кого мы растим. Пусть это глупо и, может, наивно, но ситуация с прилюдным забоем животных мне напоминает притчу о старике и нищем. Возле дома старика какой-то нищий просил подаяния. Старик прекрасно знал, что это не настоящий нищий, а просто лодырь и лоботряс. И, выходя один, никогда не подавал ему. Но однажды люди заметили, что, когда старик идёт с внуком, он всегда кладёт в ладонь нищего копеечку. У него спросили, зачем он поступает так непоследовательно. Старик ответил: «Да, я знаю, что он просто бездельник, но это я делаю не для него, а для внука. Нельзя идти с ребёнком мимо нищего и не подать ему! Ведь я ращу человека!» То же и здесь.Все мы взрослые люди, прекрасно понимаем, что мясо не растёт на деревьях, но нельзя акт умерщвления показывать детям, неокрепшим душам.
Или. Частенько порой доводилось слышать рассуждения о святости и чистоте. Замечательно! Но как же часто такие разговоры плавно перетекают в сплетни о том, кто живёт праведно, а кто нет! И вот уже смакуются подробности, обрастают деталями, половина из которых – фантазия! Но как при этом горят глаза у кумушек! Задаёшь невинный вопрос, а ведь это
|
Но поднимать эту тему надо, иначе болото и вовсе затянет тиной.
С теплом, Ляман!