Рецензия на отрывок из баллады Жуковского Кубок
Вашему вниманию предлагается отрывок из баллады "КУБОК" ЖУКОВСКОГО.
Для тех, кто "ревностно соблюдает" инструкцию: как правильно писать стихи.
Забывая при этом, что стихи пишутся сердцем тоже. Иногда вопреки инструкциям...
И тогда нужна особая чуткость читателя, рецензента, чтобы не погубить молодой талант прежде времени...
И волны спирались, и пена кипела:
Как будто гроза, наступая, ревела.
И воет, и свищет, и бьёт, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнём,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом;
Пучина бунтует, пучина клокочет...
Не море ль из моря извергнуться хочет?
В этом отрывке глаголам тесно. Они занимают место не только в конце строки,самом выигрышном положении, частенько и под ударением, но и в середине строчки, но и целая строка отведена глаголам, одним глаголам.
Цель этого описания устрашить слабого человечка, желающего шагнуть в бушующюю пучину для владения кубком,
предотвратить его погибель.
У Саламатина в его стихотворении:" И океан запел..." другая цель.Он не думает о сокровищах, лежащих на дне моря. Он не собирается нырять в глубину океана за царскими перстнями и кубками. Нет в его стихотворении пиратской жажды обогащения.Он уважает стихию.
Он весь обратился в слух. Он услышал в рёве стихии звуки музыкальных инструментов, созданных руками человека. Тяжёлый рок.
Он услышал концерт, исполняемый природой: и в довершении картины вплетается высокий женский голос. Соло в сопровождении могучего оркестра...
Для тех, кто решил, "по невежеству своему", изгнать из стихотворений ДЕЙСТВИЕ.
Без действия поэзия приобретает застывшую форму. Это графоманство в чистом виде.
Формой, лишённой смысла, можно любоваться, но понять её нельзя.
Желание изгнать глагол из стихотворений возникло на западе. Существует даже
"студии", где учат писать поэтов свои стихи без глаголов. Есть даже англичанин,
который преуспел в этом настолько, что написал целое четверостишье другими
частями речи.
А у нас ретивые через чур рецензенты или критики взяли на вооружение изгнание
глаголов из стихов, как метод борьбы с поэтами, имя которых недостаточно
известно в литературных кругах. Сказал одну фразу: "Слишком много глаголов!"-
И дело сделано! "И пошли они, ветром гонимые..." Поэты-имеется ввиду.
Как и в каждой статье, начнём с определения: что такое глагол, какая часть речи?
И теперь вопрос! Можно ли описать разбушевавшуюся стихию без глаголов?
С минимальным их количеством? Кто осмелится опровергнуть ЖУКОВСКОГО в его
БАЛЛАДЕ- перевод немецкого поэта ШИЛЛЕРА?. Двух классиков разом.
"Одним махом семерых убивахом!"
Очень важен довод против глаголов. Глагольные рифмы- слишком легко искать!
Пусть поэты сначала помучаются... Учатся в муках рождать произведения...
На это ответ- прост. Русский язык, а мы сейчас говорим о русском языке,
настолько музыкален, что рифмы прилагательных и других частей речи находятся
так же легко, как и глагольные.
Так что здесь реч идёт лишь о том, чтобы лишить произведение жизни, придать ему
застывшую форму, а поэтов превратить в графоманов. Они должны научиться создавать стихи красивые по форме, бессмысленные по содержанию.
P.S.
И в заключение приведу слова А.С. Пушкина.
Рецензия на «Рецензия на отрывок из баллады Жуковского Кубок» (Димитрий Долженков)
Вы знаете, что рифмой наглагольной
Гнушаемся мы. Почему? спрошу.
Так писывал Шихматов богомольный;
По большей части так и я пишу
К чему? скажите; уж и так мы голы.
Отныне в рифмы буду брать глаголы.
Пушкин "Домик в Коломне".
Елена Шувалова 06.12.2015 00:50 |