Сто лет под градусом веселья.
1917 год. В России, по-прежнему, сухой
Закон. Самогон-самая твёрдая валюта.
\из Википедии\
Она уважала себя и очень гордилась своей родословной. Была незаменимой спутницей и в радости, и в горе. Она умела облегчить боль физическую, и боль душевную. Но, с некоторых пор, решила ни во что не вмешиваться, а, как премудрый пескарь, наблюдать за событиями из укромного уголочка.
Кухня, в их огромной коммунальной квартире, помнила много лиц и рассказов. Вот старожилы вспоминают отмену десятилетнего сухого закона в 1924 году и первую водку «Рыковку» , крепостью в 30 градусов. Название это было получено в честь председателя Совнаркома А. Рыкова, к тому же страстного любителя зелёного змия. Красная Армия нуждалась в срочном перевооружении, поэтому –то, начиная с 1925 года, началась массовая продажа «Рыковки» по всей стране. Люди плакали, обнимались и поздравляли друг друга с этим событием. А вот уже спивающиеся фронтовики с их воспоминаниями о наркомовских 100 граммах. Оттепели и застои, перестройки и бандитские 90-е… Дырявый госбюджет, делая хук слева, отправлял борьбу за трезвость в очередной нокаут, а по стеклотаре жильцов их коммуналки можно было проследить историю страны. Студенты обожали портвейн, у среднего класса особой популярностью пользовались бомбы Солнцедара. Ну и, независимо от курса доллара, самой твёрдой валютой оставалась бутылка сорокаградусной. Конечно, цена её не оставалась постоянной: 2р 87коп, 3р12коп, 5р30коп \афганский фактор\, «Андроповка» за 4р70, 9р10коп-\привет от Горбачёва\, и т.д.
Народный фольклор оперативно реагировал на все изменения в этой отрасли. В 1961 году, после денежной реформы, цена на водку несколько возросла.
-Товарищ, верь! Придёт она- на водку прежняя цена,- шутили в народе.
ВПК потребовал дополнительные расходы на войну в Афганистане, и цена на сорокаградусную возросла до пяти рублей.
- Даже если будет восемь- всё равно мы пить не бросим. Передайте Ильичу – нам и десять по плечу. Ну а станет двадцать пять – Зимний будем брать опять!- распевали в многочисленных частушках.
Но когда цена бутылки подскочила до 9р10копеек, веселье в народе начало угасать.
- Вот спасибо, Горбачёв. Вот спасибо, Миша. Пили, пьём, и будем пить. Только чуть по тише. Или –«откопаем Брежнева –будем пить по-прежнему».
Менялась и сама коммуналка. Разъехались и расселились по разным местам прежние обитатели, а «новые русские» хозяева стали единовластными жильцами роскошных апартаментов. В перестроечные времена в этих стенах появились новые напитки: суррогатные ликёры- «Амаретто», «Наполеон», спирт Рояль. Да и сами стены повидали многое – от бандитских разборок до судебных приставов. Лишь старый платяной шкаф, несмотря ни на какие евроремонты, оставался неприступной, непобедимой крепостью.
Но вот ушла в мир иной хозяйка этого шкафа, а её внуки и правнуки, наконец –то, смогли избавиться от этого раритета. Вот тут –то, разбирая содержимое, они и обнаружили ЕЁ. Эту молчаливую свидетельницу времён и событий, в бескозырке из зелёной фольги и надписью на белой наклейке « водка Московская». А рядом, в этом же узелке, прикорнули спички, мыло и пачка соли. Строители коммунизма уверенно шагали в светлое завтра, но в обязательном порядке имели подобные НЗ.
P.S. 2017 год. Жизнь, в общих чертах, устаканилась. Сухого закона нет. А самогон снова становится самым надёжным и проверенным продуктом.
«Прошло сто лет, а пьют ни -чуть не реже. И для веселья стимулы всё те же…»
Наталья Бахтина. г. Коряжма.
| Помогли сайту Реклама Праздники |