Произведение «Слёзы Воронежа» (страница 3 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Темы: историявремяжизньвойначеловек
Сборник: Была нужна одна победа... - рассказы о ВОВ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 62
Читатели: 2683
Дата:
«Слёзы Воронежа» выбрано прозой недели
21.10.2019
«Слёзы Воронежа1»

Слёзы Воронежа

Sie waren die Feinde?** – спросила внучка Гюнтера.
    – Ja, waren. Es gab einen Krieg und wir wollten einander zu t;ten und zu zerst;ren, aber Sie rettete mich***.

    Стоя позади Марты и положив ладони на её плечи, Гюнтер тоже смотрел на изображения молодой санитарки. На его глазах сверкнули едва заметные слёзы.
    – Сейчас вода закипит, и я угощу вас чаем с мятой. Давайте, Гюнтер, присядем, – Настя, приглашая гостей присесть, спросила: – Расскажите, пожалуйста, о себе. Где вы так хорошо выучили русский?
    – В русском плену, – ответил он, когда они с внучкой заняли место за журнальным столиком. – Времени на это было предостаточно.

    Гюнтер рассказал, что после Воронежа его перевели в лагерь для военнопленных. По его словам, в тех местах царила жестокая атмосфера. Раздача продуктов происходила неравномерно. Нередко пленные гибли от голода и истощения. Случались случаи каннибализма и нападений на разносчиков пищи, отчего со временем их даже стали обеспечивать охраной. К удивлению, местное население не испытывало к пленным лютой ненависти. Напротив, оно старалось подкормить тех, кто когда-то, считая русских «недочеловеками», убивал их отцов и братьев. Как только Гюнтер оправился от ран, его перевели в рабочий батальон из пленных. Он всё оставшееся время помогал восстанавливать разрушенные заводы и фабрики на освобожденных территориях, по которым особенно жестоко прокатилась война. По словам Гюнтера, после лагеря, где их содержали, эти работы были подобны глотку свежего воздуха.

    Рассказ прервал свист чайника на кухне. Человек, когда-то бывший для Насти смертельным врагом, вызвался помочь. Они разлили на кухне чай по кружкам, принесли их в комнату, и Гюнтер продолжил свой рассказ. За время, прошедшее в плену, он пересмотрел всё, что вдалбливалось в голову нацистской пропагандой. Гюнтер увидел, что русские – такие же люди, как и немцы. Он неоднократно отмечал, что «недочеловеки» оказались благороднее и человечнее своих врагов и лишний раз старались не припоминать пленным ужасы, которые те принесли на их землю. В Германию Гюнтер вернулся в 1950-м году, и, к его удивлению, перед возвращением домой ему даже выплатили деньги, которые он заработал в рабочем батальоне.

    За разговорами время пролетело очень быстро.
    – Простите, но нам уже пора возвращаться в гостиницу, – Гюнтер взглянул на Настю испытывающим взглядом и добавил: – Вы знаете, я так и не могу понять русских. Давайте я помогу вам деньгами?
    – Спасибо, не надо. Того, что у меня есть, мне хватает. Если у вас всё измеряется деньгами, вы никогда нас не поймёте. Приходите с миром, как сегодня, может, тогда получится, – вежливо отказалась она.
    В прихожей, где они прощались, Гюнтер неожиданно крепко обнял Настю. Она почувствовала, как на её шею закапали горячие слёзы.
    – Danke dir! Danke f;r dein Leben, f;r das Recht, deinen Sohn und deine Enkelin zu umarmen! Verzeih mir****! – Гюнтер так и не смог сказать по-русски всё то, что чувствовал.
    Настя не знала немецкого, но и без слов поняла всё, что он хотел ей передать. Неожиданно она тоже испытала тёплые чувства к бывшему врагу и также не могла себя сдерживать. Пара пожилых людей стояли в прихожей и тепло обнимались, словно они были близкими родственниками. Они живые в своё время чудом вернулись из ада, и получается, что по сути дела, ими и были.

    Марта с нескрываемым удивлением смотрела на своего деда, обнимающего незнакомую русскую женщину. Она не понимала, что за странные слова он ей говорит, и почему эти пожилые люди обнимаются и плачут. Малышка, не знавшая лишений и ужасов войны, не понимала, что слёзы на лицах её деда и русской незнакомки были слезами радости! Они победили смерть и остались живы в одной из самых страшных войн человечества! Немецкая девочка даже не запомнила, где на карте находился Воронеж. Марта не ведала, что капли на лицах Гюнтера и Насти были слезами победы, победы над смертью – это были слёзы Воронежа.
 
* РККА – Рабоче-крестьянская Красная армия;
**(нем.) – Вы были врагами?
*** (нем.) – Да, были. Шла война, и мы хотели друг друга убить, но она спасла меня, а не своего товарища…
**** (нем.) – Спасибо тебе! Спасибо за жизнь, за возможность увидеть сына и внучку! Прости меня!
      
08.06.2017
© Сорyright

Обсуждение
20:28 05.10.2022(1)
1
Виктор Зубарев
Читал раньше. Повторно прочитал с удовольствием. 
22:21 05.10.2022
Андрей Штин
Спасибо, Виктор, за отзыв. Рад, что нравится.

С уважением, Андрей. 
14:26 16.12.2020(1)
1
Надежда Шереметева - Свеховская
Андрей, прекрасная проза современника, с  проникновением в  самую суть,  душевной, неподдельной болью!
18:41 16.12.2020
Андрей Штин
Спасибо, Надежда, за отзыв. Рад, что понравилось.

С уважением, Андрей.
06:57 16.12.2020(1)
1
Виктор Зубарев
Очень понравилось. Замечательный рассказ. Великолепно передан весь драматизм сюжета и того героического времени. Успехов.
13:26 16.12.2020
Андрей Штин
Спасибо, Виктор, за отзыв. Городские бои в Воронеже были такими же жестокими, как и в Сталинграде.

С уважением, Андрей.
11:40 24.10.2019(1)
1
Как звали снайпера: Семен Павлович или Иван Петрович? Местами по разному. Рассказ понравился, но кажется странным, что немца после допроса не расстреляли. При таких боях это было нормой, некогда особо возиться с переправкой в тыл было тогда. У меня дядя воевал на Первом воронежском, а отец всю войну прошел в разведке. Не церемонились тогда с пленными особо, А бойня здесь была жуткая, особенно на Чижовке, под каждым домом скелеты. Немцы, заняв правобережную часть выгоняли жителей из города, а если те не уходили, то расстреливали у дома. Обе бабушки остались в городе под немцем и были вынуждены уйти из города. Город не был полностью разбит, в основном центр, а окраины остались целы. Разбиты улицы вдоль реки. Дом , в котором до войны жил отец был полностью цел, даже в шкафу остались висеть вещи. И улица Урицкого осталась цела с деревянными домами, на которых вырезана дореволюционная дата постройки. Но на Чижовке была жесть.Когда город освободили , то жителей в нем почти не было, никто не встречал своих. Так что странно , что немцу не досталось по полной, Но все может быть. Рассказ хороший.
13:02 24.10.2019(2)
Андрей Штин
Спасибо, Марина, за отзыв. Надо проверить имена нашего снайпера, мог опечататься, спасибо, что подсказали. Немцу повезло, он дал ценные сведения и, в отличии от венгров, наши не испытывали к ним такой ненависти, да и в наших лагерях для военнопленных в те времена выживали не все. Очень скудное было снабжение продовольствием, всё-таки это был ещё 42-ой год. Даже нашему населению в тылу не хватало продовольствия. 

С уважением, Андрей. 
21:23 13.01.2020(1)
Здравствуйте Андрей, мой друг перевел венгерскую статью о битве на воронежском направлении, если вам интересна эта тема, поставлю вам ссылкуhttps://zen.yandex.ru/media/id/5e0fcda4e6e8ef00b12d7a06/voronejskaia-bitva-perevod-vengerskogo-saita-5e11044c16ef9000add91b8e.
22:57 13.01.2020(1)
Андрей Штин
Спасибо, Марина, интересно, что пишут по этому поводу венгры.

С уважением, Андрей. 
20:00 15.01.2020(1)
Почитайте, никакого переосмыслевания у венгров нет, нет ни слова о собственных зверствах по отношению к мирному населению, все погибшие герои. Зато хорошо описано где они стояли и как их били.
21:55 15.01.2020(1)
Андрей Штин
Статью я прочитал - хорошая информативная статья. Марина, у меня в рассказе идёт речь не о пленном венгре, а о немецком офицере-танкисте и немецких военнопленных. А венгров и в самом деле и в самом деле не всегда брали в плен. О том, что они там творили мне рассказывали другие ваши земляки-читатели. Любимое издевательство мадьяр над мирными жителями было без причины стрелять по ним поверх голов, венгров сильно забавлял испуг ни в чём не повинных людей. Статья венгерская, что они - придурки писать об издевательствах над мирными жителями, все мадьяры на Восточном фронте - невинные зайчики-лапочки, которых Хорхе с Гитлером насильно заставили воевать. Хотя. наверное, вы правы, надо бы подредактировать рассказ и лучше убрать оттуда упоминание о венграх, они в рассказе не участвуют и это лишнее.

С уважением, Андрей. 
22:18 15.01.2020(1)
вы просто заинтересовались битвой за Воронеж и я вам сбрасываю материалы  исторические.А как вы их будете использовать, решайте сами, я просто поняла, что вам эта тема интересна , вот и сбросила, наткнувшись.Вот и все.
23:13 15.01.2020
Андрей Штин
В любом случае спасибо, Марина, тема, конечно, интересная. Там и фото венгерских танков есть, и подробная информация - мне, как человеку, который увлекается историей, всё это очень интересно.

С уважением, Андрей. 
16:07 24.10.2019(1)
Если честно, мне не понятно поиск немцем своей пленительницы, ведь она его в плен дотащила. Зачем ему ее искать? я не могу представить психологически
это поведение. Мне это кажется выдуманным.Хотя выдумали красиво. Хотя как-то ваш рассказ напоминает мне   мальчика из Уренгоя, который говорил о том как хороши немцы и что немцы хотели жить мирно и никого не хотели убивать. Правда, почему они хотели жить мирно на чужой территории? Есть такая тенденция, ну очень либеральная. Не замечаете? Я чувствую параллель с уренгойским мальчиком.
16:38 24.10.2019(1)
Андрей Штин
Нет в рассказе никакого "уренгойского мальчика", я в отличии от него хорошо знаю историю - высшее историческое образование. Смертельно раненный разведчик объяснил санитарке ситуацию, и она, сама того не желая, ради нашей же победы спасла пленному жизнь, вряд ли бы он выжил бы в дальнейших боях. Допрос и данные немецкого танкиста помогли нанести упреждающий удар по скоплению сил противника, который не дал врагу перейти в наступление. И немцам в плену и в самом деле приходило переосмысление действительности и немецкой пропаганды. 

С уважением, Андрей.
19:27 24.10.2019(1)
Про смертельно раненного разведчика хорошо. В плену тоже выжить было нелегко.  мог и не выжить. Переосмыслевание , конечно, было, но все равно не понятно за чем искать девушку, которая только под стрельбой дотащила его до плена, и как ее имя узнать  можно? Вряд ли он у нее спрашивал. Уж если бы искал, то ту которая выхаживала его раненного. К которой была благодарность. что помогала вылечиться. И какие такие данные были известны танкисту-ефрейтору?, Часть приказа о наступлении? Обер -лейтенанта могли бы передать в центр для допроса, а танкиста- ефрейтора при том бардаке , который был вряд ли.... ну будем считать , что повезло парню, осмыслил и в руководстве не был. Всяко бывает. Но уренгойским мальчиком пахнет. он тоже про хороших немцев рассказывал, которые никого не хотели убивать , но вот померли на чужой территории.
22:39 24.10.2019(1)
Андрей Штин
Мой немец отнюдь не был хорошим, и я ни в коем случае не оправдываю уренгойского мальчика, которому ради грантов и денег вбили в голову слова, и он их повторил, не понимая смысла. Моего немца поразил подвиг девушки, которая ради общей цели, рискуя жизнью, стала спасать его, своего смертельного врага, а не раненного разведчика, поразила способность русского человека к самопожертвованию ради победы. Данные от допроса унтер-офицера помогли точнее скоординировать на местности и нанести удар по частям, готовящимся к наступлению. Количество, состав подразделений, из взаимодействие, направление атаки - эти данные у немца имелись, так как он унтер-офицер, младший командир оперативного звена подвижной бронетанковой части на линии фронта, который должен быть готов к действиям на любом из участков данного района готовящегося удара. Как только Карасёва дотащила пленного до своих, то "Пленного с картами сразу же отправили в штаб полка..." Можно сказать, что своими данными немец спас себе жизнь, иначе на фига его тогда вообще было спасать, взяли бы карты при нём и всё. Повторюсь, мой немец не был хорошим, он пришёл на нашу землю убивать, но когда увидел кто есть русский человек на самом деле, а не со слов Гебельса, изменил в плену своё мнение. А найти Карасёву при желании можно было, ведь мы хорошо сотрудничали с ГДР, где замечательно жили многие бывшие немецкие солдаты и офицеры, такие к примеру, как Паулюс, вернувшиеся домой и даже немного заработав денег в нашем плену. И эти люди после плена и того, как наши с ними там обращались раз и навсегда изменили своё мнение о русских. Так что было и такое, не дружили семьями, конечно, но и не забывали.

С уважением, Андрей. 
22:46 24.10.2019
Да ладно , Андрей, пусть будет так, мне очень жаль, что я не могу показать вам город
17:18 26.10.2019(1)
Екатерина Рафальская
Андрей, рассказ читается на одном дыхании, потом стало интересны обсуждения. Да, никто не остался равнодушным. Поэтому продолжать творить! Молодец!
17:34 26.10.2019
Андрей Штин
Спасибо, Екатерина, за отзыв. Рад, что понравилось.

С уважением, Андрей. 
15:13 26.10.2019(1)
Анна Магасумова
Очень трогательно...жизнь побеждает!
17:31 26.10.2019
Андрей Штин
Спасибо, Анна, за отзыв.

С уважением, Андрей. 
Гость00:13 24.10.2019(1)
Комментарий удален
11:04 24.10.2019
2
Андрей Штин
Спасибо, Полина, за отзыв. Конечно, надо, чтобы люди знали правду, и всякая либеральная мразь не рассказывала "сказки" о тех страшных временах, поливая грязью весь наш народ.

С уважением, Андрей.  
Гость17:20 11.02.2018(1)
Комментарий удален
12:03 22.03.2018(1)
1
Андрей Штин
Простите, Алла, за столь поздний ответ. Только сейчас, когда стал готовить этот рассказ к профессиональной озвучке на радио к 9-ому мая, увидел Ваши строки. Спасибо за отзыв. Когда я писал этот рассказ, я заново открыл для себя этот город, колыбель русского флота. Этот лётчик не один такой представитель этого славного города, в котором я, к сожалению, был только в детстве, да и то проездом. Когда я начинал писать этот рассказ, я изучил все факты о Воронеже в той страшной войне. Ни один из его жителей так и не поступил к оккупантам на службу в полицию, за что этот город при освобождении был практически полностью стёрт с лица земли отступавшими фашистами, да и городские бои в нём шли точно такие же, как и Сталинграде. И заметьте, в то же самое время - Воронеж прикрывал Сталинград с севера.

С уважением, Андрей. 

12:48 24.10.2019(1)
Андрей, а я живу в Воронеже сейчас и бабушки мои в нем жили до войны.И в друзьях у меня один из самых интересных историков города, у него есть книга воспоминаний его дяди, который остался в оккупации в городе был еще мальчишкой. Можно много рассказать про реальных людей, потому что как это было реально- самое интересное. Я в детстве собирала воспоминания о прошлом, но историком не стала, стала архитектором. Не все вы изучили, хотя пишите вы хорошо, мне нравится.Мне в детстве казалось, что я уже жила на этой земле и что надо записать все , чтоб потом, когда приду еще раз , можно было прочитать и вспомнить. И я всю свою родню заставляла рассказывать и записывать.Теперь пришла пора разобрать записи и можно будет обнародовать. Пока только начала. Часть уже вбила в комп из желтых тетрадных листов.Мой дядя Семен Данилович Легеня был фронтовым художником и в музеях и краеведческом и имени Крамского есть его рисунки времен войны. и в 2009 году ( может ошибаюсь с годом) была в музее его выставка военного рисунка. Повесть , конечно, патриотичная, но ..... у меня вызвало недоверие.Патриотизм -это конечно прекрасно, но правда, она тоже патриотична. Даже еще больше.Правда она жесткая.Я , например, понимаю, почему городу не дали  звание героя.
16:28 24.10.2019(1)
Андрей Штин
Я думаю, что звание "героя" Воронежу не дали из-за венгров, ведь там воевала и творила страшные вещи, которым поражались даже немцы, 2-ая  венгерская армия в и под Воронежем. В итоге наши даже перестали брать венгров в плен, венгры были полностью разбиты, а после войны Венгрия вошла с Варшавский блок. Думаю, чтобы не поднимать эти неудобные страницы истории, городу и не дали "героя".

С уважением, Андрей.
18:48 24.10.2019(1)
Венгры  были не так близко к Воронежу, под Гремячьем большое венгерское кладбище, а Гремячье- это не Воронеж.Это  за Нововоронежем ( где атомная станция)через Дон, у нас рядом в деревне дом. Кладбище очень ухоженное, никакого сравнения с нашими российскими кладбищами и от вандалов при кладбище хорошая охрана. И памятники поставлены шикарные и архивы, кто где похоронен сохранились, так что венгры память о себе хранят. Я думаю , совсем по другим причинам не дали героя, бардак тут был во время войны огромный. И погибло много народу как раз из-за бардака в том числе.У немцев по плану пока не было брать левый берег, сохранились их приказы, что надо дойти до реки и стать. На левый берег они взошли небольшой частью и ... вернулись назад.  То есть они не собирались пока идти дальше.По радио говорили, чтоб народ не волновался и город сдан не будет, а потом не было должным образом организованная эвакуация жителей, хотя заводы эвакуировать успели, что не успели взорвали сами. Да люди , брощенные своим партийным руководством, защищали родину как могли.  И погибло очень много, где не копнешь при современной стройки - везде захоронения. Именно так по факту. Но разбит город на 95 процентов не был, кто-то написал это , а вы повторили. До войны был район, где базировалась летная бригада, организованная в Воронеже и там строились в 1933 году дома для летчиков. В этом доме жил дядя моего отца, а потом и мой отец. И в 1933 году был целый дом построен для немецких летчиков, которые наших обучали летать. Так вот, во время войны , немцы этот район вообще не бомбили, а потом , когда город был взят, они там жили. и район остался практически целым. Разбит был центр вдоль реки- улица Проспект революции, причем артналет был с нашей стороны , как подготовка к штурму. Немцы уходя часть зданий минировали, но они остались. Так что разбит был часть города вдоль реки, он ведь  был низким- до 3-5 этажей, не более и то в центре. А усадебные дома вокруг сохранились. А после войны здесь стали строиться космические секретные учреждения, тут было головное космическое предприятие и город стал как бы слегка закрытый. Лишних людей сюда не возили и туристический центр из города делать не стали.  Луноход делали у нас, мои друзья гордились этим страшно. Его ни где, ни как  не афишировали как туристский центр. Это тоже повлияло.
19:31 24.10.2019(2)
Андрей Штин
Спасибо за более точную информацию, в том числе и по венграм. Я писал по многочисленным свидетельствам и воспоминаниям, что после того, как оттуда выбили немцев от Воронежа вообще мало что осталось, едва ли не сплошное пепелище. И многие читатели этого рассказа, ваши земляки, это подтверждают. Согласен, вполне возможно, какие-то районы были уничтожены, какие-то уцелели, но общее ощущение от таких воспоминаний было очень мрачным.

С уважением, Андрей. 
20:42 24.10.2019
Знаете Андрей, если вы пишите про город, то приезжайте в него , лучше летом, можно списаться и встречу. У нас по городу по выходным с экскурсиями ходят историки за небольшую плату. Кто написал, что город стерт с лица земли , пусть это на его совести, скорее всего в советское время пустили эту утку и а потом люди мало интересующиеся историей ее повторяют. А историки поводят вас по улицам, где видно из какого кирпича сложен дом , из дореволюционного или после военного. и какие места заменены, в связи с попаданием снаряда. Если от дома остались стены. а еще и частично перекрытия. выбиты стекла и разорвана крыша- это 95 процентов или все таки меньше? Вот сами и оцените. Сохранился домик, где жил Бунин, домик Никитина с мебелью, домик губернатора. Много домов с исторической ценностью снесла советская власть , в том числе старинные кладбища, где похоронены почетные жители города и построили там развлекательные центры.Город стоит того, чтоб по нему походить, приезжайте.
19:45 24.10.2019(1)
Самое страшное, что город был практически без жителей, пустой, даже к кухне солдатской, которую всегда ставили для жителей, никто не подходил. Жителей выгнали, и  очень много было неубранных трупов у домов, тех кто по каким-то причинам не ушел. Трупы были объедены крысами, которые расплодились в огромном количестве, трупы вытаскивали жители на дорогу, а по ней ездили на телеге раненные бойцы и собирали эти трупы  и жителей и немцев, и их где-то сжигали, так как боялись эпидемии. По опросам у жителей спрашивали , узнали ли ли кого из соседей. и так создавались данные о погибших. Некоторых узнать можно было только примерно, лица и руки были съедены. Бабушка и тетя , ей было 14 лет, выкопали на огороде немца , слегка прикапанного, и соседей  и  их отнесли на дорогу. Тетя истерила и ничего вспоминать не хотела. Вообщем, ужас!
22:13 24.10.2019
Андрей Штин
Спасибо, Марина, за ваши воспоминания и подробности, они очень для меня важны - дополняют картину. Я писал свой рассказ лишь по информации и документам, которые смог найти в сети. Помню о факте массированной ковровой бомбардировки Воронежа, такой же, как позже бомбили и Сталинград, в начале его осады и штурма, когда погибло множество детей и мирных жителей. В первую очередь меня поразил тот факт, что все эти события и городские бои проходили в то же самое время, что и сталинградская битва - битва за Воронеж продолжалась так же не менее полугода. Хотел бы побывать на Чижовке и в тех местах, но вряд ли получиться. После тяжёлой черепно-мозговой травмы я на инвалидности, левая часть тела почти не работает, с трудом хожу с тросточкой.

С уважением, Андрей. 
01:14 24.10.2019(1)
1
Анна Калашникова
Пусть и мои слёзы присоединятся к тем чистым и светлым слезам Анастасии и Гюнтера. Плачу над судьбой, что досталась нашим родным, которые прошли через горнило страшной войны. Какие же они все честные, прямодушные, верные слову, отзывчивые и отважные. Их судьба накрепко связана с судьбой города Воронеж. Они его отстояли, не дали фашистским флагам развеваться над городом. а вражеским солдатам маршировать по его улицам.  Очень понравился и очень тронул рассказ.
11:11 24.10.2019(1)
1
Андрей Штин
Спасибо, Анна, за отзыв. К чести Воронежа могу добавить - ни один из его жителей не пошёл на работу к оккупантам в полицию. Долго думал, почему такие тяжёлые городские бои шли за Воронеж, оказалось всё просто: если бы немцам удалось бы полностью взять Воронеж, они с севера ударили бы по Сталинграду.

С уважением, Андрей. 
11:53 24.10.2019(1)
Это ложь, что не пошли на работу к оккупантам, Реклама , можно сказать.  Немцы собирались устраивать здесь плацдарм для дальнейшего продвижения и им жители были вообще не нужны, а полицаев из местных было море, бабушка записывала воспоминания по моей просьбе. Так вот она почти не видела , как местных жителей расстреливали немцы, а вот полицаи ходили по домам и предупреждали людей, что если за сутки не уйдут, то будут расстреляны. При бабушке были расстреляны соседи- евреи. Бабушка , мать и дочь. А сын был от русского , блондинчик и решили полицаи , чти он бабушкин, она была блондинка, ей швырнули 7-летного мальчика , она прижала его губы к ноге, чтоб он не закричал и не видел , как расстреливают его семью. Мальчишка ушел с ними в сторону Тамбова в немецкий тыл. С полицаями приходилось общаться по дороге, они ее в основном и контролировали, немцы периодически среди беженцев проезжали на мотоцикле. И еще , что немаловажно: руководители города за неделю до взятия немцами города, сбежали из него.Город был брошен властями.Никакой администрации. И да , в коммунальной квартире , где потом жила моя бабушка жил бывший полицай со своей семьей, 10 лет отсидел. Все его дети из тюрем не вылазили. Со временем ему отрезали ногу и он стал нищенствовать по улицам, выдавая себя  за участника войны, просил милостыню. Бабушка его разгоняла.За это ей в суп сыпали какую-то дрянь, в лучшем случае соль, поэтому , мы, дети не отходили от плиты, если там что-то варилось. В этом доме жил еще один бывший полицай на другом этаже. Так что отсутствие предателей врать не надо!.
13:13 24.10.2019
Андрей Штин
Согласен, насчёт "ни один" я переборщил. 

С уважением, Андрей. 
17:17 23.10.2019(1)
Андрей, спасибо тебе за такую прозу. Это очень важно и нужно, а ты умеешь ещё и облечь всё это важное и нужное в увлекательную форму художественной литературы. Ещё раз искренняя благодарность!
17:56 23.10.2019
1
Андрей Штин
Спасибо, Иван, за отзыв. Несмотря на моё высшее историческое образование, то, что во время сталинградской битвы, точно такие же городские бои проходили в Воронеже, стало для меня сюрпризом. Воронеж с севера прикрывал Сталинград, и очень жаль, что ему так и не присвоили звание города-героя, как Волгограду, ведь заслуга его защитников и масштаб разрушений были ничуть не меньше.

С уважением, Андрей.