ГДЕ ТЫ, МААС? (страница 1 из 2)
Тип: Проза
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор: Казбек Чагаров
Баллы: 30
Читатели: 176
Внесено на сайт: 16:08 08.01.2018
Действия:
«МААС»

Предисловие:
Мир опустел, сгорел дотла,
Померкло солнце днем.
Одна кровавая зола
Под проливным дождем.

В аланский дом пришла беда,
И отвернулся Бог.
Небесный пламень навсегда
Родные нивы сжег.

Костьми засеяны поля,
Повсюду смрадный дым.
Рыдай, аланская земля,
По сыновьям своим!

(Карачаевский народный фольклор)

ГДЕ ТЫ, МААС?

Наследие предков.

Скудные упоминания во всеобщей истории и в народном фольклоре, каменные глыбы – вот то немногое, что осталось от былого величия аланской державы. Да еще отчаянный спор между некоторыми северокавказскими народами за право называться аланским наследниками, в ходе которого те и другие стремятся натянуть ветхое аланское одеяло на себя.
Оставим то, что было, и поразмышляем немного над тем, что есть. Карачаево-Черкесия – - небольшая северокавказская республика, которую от аналогичных субъектов отличают лишь относительная внутриполитическая стабильность(тьфу-тьфу-тьфу) да солидная доля в аланском наследии. Пять самых древних христианских храмов на всей территории современной России и наскальное изображение лика Христа – это еще не все. На их фоне так называемое лесо-кяфарское городище известно более узкому кругу почтеннейшей публики. Но не будем забегать вперед.
Как всякое государство, Алания обладала своей столицей. Маас имя было этому городу. В 1239 г. после нашествия монголов Маас перестал существовать, и по сей день ученные мужи и дамы лишь спорят о том, где он располагался. География его предположительного местонахождения довольно обширна – весь Северный Кавказ.
Немалое число историков сходится во мнении, что Маас находился вблизи современного поселка Нижний Архыз. В пользу этой версии говорит наличие трех храмов на сравнительно небольшой площади. Безусловно, здесь было заслуживающие внимания поселение. Вот только Маас ли?
Согласно тем скромным фактам, что сохранила для нас история, монголы штурмовали Маас полтора месяца. Однако, нигде вблизи Нижнего Архыза следов серьезных боев не обнаружено, да и сами остатки городища расположены в низине, месте крайне неудобном для обороны. Что могло заставить грозных чингизидов топтаться здесь полтора месяца, принимая во внимание тот колоссальный боевой опыт, каковым они располагали? Неясно.
При взятии Мааса монголы, взбешенные упорным сопротивлением жителей, истребили все население города, после чего произвели подсчет поверженных противников. Практика учета у потомков Чингисхана была гениально проста: каждому убитому отрезали правое ухо. Было собрано около 27 000 ушей. Учитывая, что в то время средним (не маленьким!) городом считался город с количеством жителей в три-четыре тысячи, Маас был настоящим мегаполисом. Территория же Нижне-Архызского городища выглядит весьма скромной для столь многочисленного населения.
Так где же затерялся Маас?

На руинах столицы?

Лесо-Кяфарь – маленький и практически вымирающий поселок в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской республики. Недалеко от него находится местность, официально именуемая Лесо-Кяфарским городищем. Отсутствие, в отличие от Нижнего Архыза, качественной дороги и элементарных благ цивилизации, делает Лесо-Кяфарь менее привлекательным для туристов, хотя и на недостаток внимания городище не жалуется: гости посещают его регулярно.
Что представляет собой сие городище на первый, неискушенный, взгляд обывателя? Это – ГОРОД! На каждом шагу здесь встречаются каменные плиты с изображениями людей и животных, ритуальных знаков (крестов, лабиринтов, аккуратных, круглых углублений в камнях), многочисленные остатки жилых строений и крепостных стен, мощеных дорог – следы творения рук человеческих. Здесь просто кипела жизнь! Встречаются и остатки дольменов, которые, вероятней всего, в первую очередь и привлекают туристов, которые не стесняются оставить следы своего пребывания, как правило, в виде многочисленных свечных огарков и громадных надписей: от  «Здесь были Вася и Алёна» до «Господи, храни Святую Русь и нас!». Невольно вспоминается Гоголь: «Александр Македонский, конечно же, герой, но зачем же стулья ломать?» Пусть Господь хранит, кто ж против, но скалы-то для чего марать?!
Осознание масштаба города просто потрясает воображение: только его верхняя часть представляет собой площадь около 5 кв.км. Да-да, город, вне всякого сомнения, делился на Верхний и Нижний по классической схеме той эпохи. Верхний  город, соответственно, располагался на возвышенности: крутые склоны и скальные породы создавали естественное и весьма ощутимое препятствие для врага. Добавьте к этому великолепный обзор, так как произрастающий вокруг лес выглядит более чем юным в сравнении с городом. Из этого следует, что когда-то тут мог быть отличный сектор обстрела при обороне. А еще были мощные крепостные стены, остатки которых даже сегодня производят впечатление.
Да, тут было отчего застрять на полтора месяца непобедимым монгольским туменам!
Свидетельством ожесточенных боев в районе Лесо-Кяфари являются многочисленные находки боевых секир, наконечников от стрел. И это при том, что оружие представляло большую ценность, и его старались собирать после сражения (например,  даже на Куликовом поле обнаружили очень  мало боевых артефактов).

Среда и быт средневековья.

На наличие Нижнего города прямо указывают остатки строений и большое содержание в почве данных районов остатков железной руды и отработанного шлака. То есть, по всем признакам, здесь располагались ремесленные кварталы. Кто-то может возразить, мол, как могла знать, обитавшая в Верхнем городе, терпеть дым, гарь и прочие неудобства, исходящие снизу. Но, во-первых, мы ничего не знаем о направлении ветров в те времена в данной местности, во-вторых, средневековые города благоуханием-то и не отличались. Хотя, конечно же, понятия о гигиене имелись.
В центральной части Верхнего города сохранились остатки весьма внушительного здания, выделяющегося своими масштабами и структурой. Ступени, бегущие наверх, выводят на ровную обширную каменную площадку. С нее город и подходы к нему открываются как на ладони. По всем признакам это здание напоминает донжон – так называлась главная башня в европейских феодальных замках, расположенная внутри крепостных стен, обычно, в самом недоступном и защищённом месте —  крепость внутри крепости. Но еще более любопытно наличие в этой постройке специфического каменного сооружения, в сочетании с водостоком являющееся, судя по всему, не чем иным, как … клозетом.
О нет! Предвижу возмущение ханжествующих борцов с пошлостью, хотя тогда уже следует признать пошлым и само существование человека, поскольку у него имеются желудок, кишечник, и следовательно, все естественные оправления.  И есть надо каждый день!
Гораздо интереснее задуматься над тем, кто мог в средневековье обладать такой царской роскошью, как уборная внутри дома?
И не случайно именно в Лесо-Кяфаре был обнаружен  уникальный каменный мавзолей, покрытый рельефными изображениями людей и животных (ныне хранится в Ставропольском краевом музее). Царский мавзолей.
А детальное изучение остатков мелких крепостей в окрестностях создает вполне определенную картину существования четкой оборонительной линии, цель которой была прикрывать пути, ведущие в город, находившийся в Лесо-Кяфаре.
Некоторые ученые, признавая значительность Лесо-Кяфарского городища, но, очевидно, все же не желая отнимать пальму первенства у Нижнего Архыза, выдвигают версию, что в Лесо-Кяфаре находилась летняя резиденция аланского царя. То бишь, не более, чем дача, выражаясь на современный манер.
Ой ли? Не слишком ли серьезно для дачи, учитывая все вышеизложенное?

Река времен в своем стремленье…

Самое главное - город был еще больше, еще значительнее, чем можно сейчас представить, ибо с прискорбием следует отметить, что наиболее серьезный ущерб ему был нанесен все же не чингизидами и не Тамерланом, а гораздо позже.
В XIX веке в ходе завоевания Кавказа, камни и плиты древнего города активно использовались при строительстве крепостей и казачьих укреплений. А уж в XX веке советская власть, довольно внимательно (следует признать) относившаяся к археологическим памятникам Нижнего Архыза, использовала Лесо-Кяфарское городище в качестве каменного карьера! Местные жители усердно растаскивали древние камни на постройку сараев, домов, оград, предприятия выписывали наряды на получение плит. Разбирались крепостные стены, мощенные дороги… Не обошли стороной городище и лихие девяностые: по городу прошлись лесхозовские бульдозеры. По этому факту даже возбуждалось уголовное дело, которое, после некоторой волокиты было прекращено в связи с тем, что «ущерб, причиненный


Оценка произведения:
Разное:
Подать жалобу
Обсуждение
Ирина Верехтина      23:50 14.03.2018 (1)
Ваша статья не оставила читателей равнодушными, это видно по комментариям. Читала с огромным интересом. Были у меня знакомые, осетины, называли себя аланами.  А карачаевцы  говорили о себе с гордостью - карачаИ мы! В каждой строчке вашей статьи - тоже звучит гордость - за свой народ, за его великую историю, которая, я верю, не прервётся, продолжится. РПЦ следовало бы дать по рукам, чтобы не протягивала их куда не надо.
Казбек Чагаров      23:43 22.03.2018
Спасибо, Ирина!
Мне 10 лет было, когда прочел об Алании и легенду о том, как потомки аланов вернулись из плена на землю предков. И привел их богатырь КарчА. И стали зваться они карачаевцами. Но это уже отдельная тема.
Лана Литл      14:18 19.02.2018
Отличная работа. С любовью к родной земле и гордостью за нее.
Борис Костинский      13:07 22.01.2018 (1)
Исключительно интересный материал, Казбек!  Прочитал с реальным удовольствием!
Казбек Чагаров      13:48 22.01.2018 (1)
Спасибо, Боря!
У нас много чего интересного. Но никому это не надо, культурное наследие, реально, пропадает.
Борис Костинский      02:41 23.01.2018 (1)
Удивлён! Кавказцы не интересуются своей историей? А чем же они интересуются тогда? Уж не заработками ли в других странах? Для Украины проблема гастарбайтерства сейчас - основная. Миллионы уже пашут вне Родины! Ничем, кроме денег эти люди не озабочены. Разваленные семьи, несчастные полу-сироты дети, Мамона, как реальный Бог! У вас там, очевидно, в основном, в Москву на заработки едут... Или Турция больше народу всасывает?
Казбек Чагаров      10:34 23.01.2018 (1)
Зарабатывать пытаются, кто как может. Предпринимательствуют, в основном. Простых людей интересует, как выжить, руководство интересует, как бы удержаться в своем кресле. Недавно президент Карачаево-Черкесии передал аланские храмы(10 век, самые древние в России) РПЦ. Эдакий широкий жест. Люди возмущаются, недоумевают. А чего недоумевать?Москва его поставила, она же может и снять. А РПЦ - это Москва. Любое пожелание Москвы будет выполнено с полуслова. РПЦ нужны храмы, а ему - кресло. Все просто.
РПЦ очень давно подбиралась к аланским храмам и то, что она заглотнула, обратно уже не отдаст.
https://youtu.be/83YT7IXgV-g?t=233
Борис Костинский      03:08 24.01.2018 (1)
Касательно видео. С РПЦ всё ясно и очень давно, а вот красота вашей природы меня крепко зацепила! Ух-х-х! Воздух в горах ОСОБЫЙ! Вода - ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ! Уверен, что и еда у вас там вся полностью натуральная. В принципе, понятно - почему на Кавказе столько старожилов - ВСЁ этому способствует. А храмы... Казбек, в довольно-таки обозримом будущем РПЦ может стать совсем не до аланских храмов... Другие проблемы могут возникнуть!
Казбек Чагаров      10:04 24.01.2018 (1)
Природа - да. Не все еще люди загадили. Насчет еды... Были у  меня в гостях друзья. Из Москвы. После нашей еды стойко заняли кабинет "00". Я был в шоке - как же так, все же свежее, натуральное. Друзья пояснили: "В том-то и дело, что все натуральное. А мы же к полуфабрикатам привыкли, желудок не выдерживает!" С собой москвичи привезли какой-то паштет, вовсю его ели и нахваливали. У меня же возникло ощущение, как в анекдоте: "Это уже кто-то кушал". Для интереса дали кусочек паштета нашему коту. Он понюхал, что-то проворчал насчет идиотских шуток и отвернулся.
Борис Костинский      13:03 24.01.2018
Нурия Шагапова      07:39 18.01.2018 (1)
1
Прочитала на одном дыхании. Обожаю историю и мне было очень интересно узнать об аланах. Они упоминаются в устной форме и в кыргызском фольклоре связным с Аттилой, правда, здесь завоеватель воспевается, как герой. Спасибо Вам огромное, Казбек. С уважением, Нурия.
Казбек Чагаров      14:11 18.01.2018 (1)
1
Да, когда гунны прошли через Кавказ, часть алан ушла с ними.
Нурия Шагапова      14:47 18.01.2018
1
У нас тоже есть версия о затерянном древнеусуньском городе Чигу.
Аглая Конрада      18:16 10.01.2018 (1)
1
Очень интересно и познавательно! Я люблю читать такие исторические расследования, остается только жалеть и вздыхать, сколько загадок скрывает земля: Атлантида, Гиперборея. А тут — вот он древний город! 
В детстве слышала от бабушки, что на месте деревни, где она всю жизнь прожила давным-давно шли бои с монголо-татарами: деревня стоит на двух берегах небольшой речки Меча, название дали оттого, что много мечей находили, и шлемы, и даже доспехи полностью нашли в болоте, где в войну торф копали.

 
Казбек Чагаров      22:55 10.01.2018 (1)
1
Спасибо, Аглая!
Вы правы - древних тайн земля полна. Я вот люблю собирать окаменелости, у нас их много. А как-то нашел холм, весь покрытый осколками керамики. Даже не покрытый,а пропитанный - и внутри, и снаружи. Больше ничего, кроме керамики. Может быть - языческое святилище, место поклонение богу гончарного ремесла?
Аглая Конрада      07:16 11.01.2018 (1)
1
А может, гончарная мастерская. Если столько находок, стоит пригласить археологов наверное.
Казбек Чагаров      12:00 11.01.2018
Следов поселений, поблизости, не наблюдается. И, для гончарной мастерской нужна вода, с этим та же проблема. А там, кто его знает.
Да не нужно это никому, Аглая, говорили, приглашали.
Алиса Корвин      18:21 09.01.2018 (1)
Спасибо, Кзбек!
Столько раз быть в Архызе и ничего не знать о Лесо- Кяфаре- позор на мою седую голову! Обязательно доберусь следующим летом.
Казбек Чагаров      23:01 09.01.2018
Так Лесо-Кяфарь не в Архызе, но недалеко, возле ст. Сторожевой.
Успеете еще, Алиса!
Татьяна Лаин      16:19 08.01.2018 (1)
1
 Очень познавательно и интересно,Казбек. Спасибо вам!
Казбек Чагаров      09:19 09.01.2018
2
Рад, что Вам понравилось!