Произведение «О механизме поэтического дара» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Новелла
Автор:
Читатели: 899 +1
Дата:

О механизме поэтического дара

  С чего-то статью надо начинать, и я начну её с цепочки реинкарнаций насекомого: яйцо(зима) — личинка(весна) — куколка(лето) — взрослая, крылатая особь(осень). И у человека есть подобные стадии. Впрочем, песня из репертуара  Софии Ротару «Обычная история» воспевает только две фазы — детство и двухкрылую любовь:

Ах, как хотелось быть, ах, как хотелось быть нам взрослыми,
С вихрами не ходить, с вихрами не ходить и с косами.
И вот уже зовут, и вот уже зовут по отчеству,
А в детство заглянуть, а в детство заглянуть так хочется.

Обычная совсем, обычная совсем история.
Немножко грустно всем, немножко грустно всем не более.
Пусть изредка вздохнем, пусть изредка вздохнем по прошлому, —
Есть в возрасте любом, есть в возрасте любом хорошее,
Хорошее всегда.

И нам еще любовь дана,
Чтоб целый мир собой заполнила она,
Чтоб никогда не исчерпать ее до дна.
Тебе и мне любовь дана.
Мы ей подарим два крыла,
Чтобы она всегда высокою была,
Чтоб за собой в просторы звездные звала,
Звала!

Нам жизнь открыла мир, нам жизнь открыла мир, спасибо ей
За то, что видим мы, за то, что видим мы красивое.
И даже снег простой, и даже снег простой, что падает,
Пленяет красотой, пленяет красотой и радует.
И, может, потому, и, может, потому мы счастливы,
Что в жизни ко всему, что в жизни ко всему причастны мы.
(Игорь Шаферан)

ВСЯКОМУ ЧЕЛОВЕКУ МЫ ПРИКРЕПИЛИ ПТИЦУ К ЕГО ШЕЕ И ВЫВЕДЕМ ДЛЯ НЕГО В ДЕНЬ ВОСКРЕСЕНИЯ КНИГУ, КОТОРУЮ ОН ВСТРЕТИТ РАЗВЁРСТОЙ: «ПРОЧТИ ТВОЮ КНИГУ! ДОВОЛЬНО ДЛЯ ТЕБЯ В САМОМ СЕБЕ СЧЁТЧИКА!»(Коран 17:14-15) — эта кораническая строка говорит о том, что именно в крылатом, зрелом возрасте человек способен подытожить свою судьбину. Хотя комментаторы и переводчики под птицей понимают гадание на её внутренностях, но следующая строка Корана настаивает, что апофеоз крылатости, духовности надо искать в Боге: О ДА! ПТИЦЫ ИХ — У АЛЛАХА, НО БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ИХ НЕ РАЗУМЕЕТ(Коран 7:126). Или ещё пример из Корана, который «переехал» сюда из апокрифического Евангелия детства:  Я НАУЧИЛ ТЕБЯ(Ису, сына Марйам) ПИСАНИЮ, МУДРОСТИ, ТОРЕ, ЕВАНГЕЛИЮ, И ВОТ ТЫ ДЕЛАЛ ИЗ ГЛИНЫ ПОДОБИЕ ПТИЦ С МОЕГО ДОЗВОЛЕНИЯ И ДУЛ НА НИХ, И СТАНОВИЛИСЬ ОНИ ПТИЦАМИ С МОЕГО ДОЗВОЛЕНИЯ. ТЫ ИСЦЕЛЯЛ СЛЕПОГО И ПРОКАЖЁННОГО С МОЕГО ДОЗВОЛЕНИЯ, И ТЫ ИЗВОДИЛ МЁРТВЫХ С МОЕГО ДОЗВОЛЕНИЯ(Коран 5:110). Процесс запускания крылатости,  мудрости, духовной зрелости и позволял Иисусу Христу исцелять и воскрешать. А вот как теми же символами-птицами Коран отмечает родство Давида с горними высотами: ДАУДУ МЫ ДАРОВАЛИ ОТ НАС ПРЕИМУЩЕСТВО: О ГОРЫ, ПРОСЛАВЛЯЙТЕ ВМЕСТЕ С НИМ, И ПТИЦЫ! Молва и Соломона роднит с птицами, якобы он знал их язык, но это только символ, образ: ни кошки, ни собаки, ни птицы языком не обладают, а могут извлекать только некоторые эмоциональные звуки.
  Теперь надо охватить крылья взором пошире: голова и хвост, перед и зад, верх и низ, правое и левое, мужское начало и женское — это всё несчётные крылья. Крылья, как удостоверяет пророк Даниил есть и во святилище, обиталище Божием, а это не только храм, но и вселенная и даже священная седмина творения(Даниил 9:27). Но почему, если на крыле святилища мерзость запустения, - об этом и Евангелие предупреждает,(Матфей 24:15) - надо бежать оттуда? Хорошо это или плохо?
  Кстати, уместен здесь вопрос: откуда благодать в церкви? Считается, что благодать и умиление даёт жених Христос в ответ на молитвы и хвалу. Но разве не умиляется и старушка, которая изо дня в день на свою скудную пенсию кормит шесть-семь бомжатных кошек? Разве взаимно не умиляются в благодати артисты и зрители? На стадионах тоже витает завораживающая энергия между футболистами и болелами, хотя эту грубую, неотёсанную силу с трудом можно назвать благодатью. А посмотрите на влюблённых: они явно полны благодати! Урок благодати опять же дают нам птицы: РАЗВЕ ОНИ НЕ ВИДЯТ ПТИЦ НАД НИМИ РАСШИРЯЮЩИМИ КРЫЛЬЯ, А ПОТОМ — СЖИМАЮТ. НИКТО ИХ НЕ ДЕРЖИТ, КРОМЕ МИЛОСЕРДНОГО; ОН ВСЯКУЮ ВЕЩЬ ВИДИТ!(Коран 67:19) Метафорически здесь показывается, что благодатью наполняются симбионты, участники симбиоза — одни дают, расширяют десницы, другие принимают, сжимают длани. В сущности, дают и принимают те и другие, это обмен мужскими и женскими энергиями. Блажен Единый Бог, в котором неразрывно слито мужское и женское начало, поэтому и имя Ему — Любовь. Но благодать вибрирует и в Его подобиях — симбиозах, когда они едины. Так что между хвостом и головою, между уБОГими и БОГатыми, между подчинёнными и начальниками, между внуками и дедами, между цветами и солнышком благодать возможна, если они едины, если над ними не нависли тучи.

Ну а тебе теперь медные трубы стяжать
так же бессмысленно, как и за сцену держаться.
Место неважно - пещера, лачуга, палаццо...
Лишь бы за словом сходила с небес благодать.
(Олен)

  Но ведь бывает так, что тебя, бескрылого или однокрылого одухотворяет некто из параллельного нематериального мира. Притчи о брачном чертоге говорят об этом, а библейская Песня песней — воистину стекающий нектар с влечения жениха и невесты друг к другу, этих двух разнополярных миров. Люди творческие и духовные должны понимать, что библейские жёны и мужья, невесты и женихи — из потустороннего мира, ведь Библия - не уставы домостроя. НАСЛАЖДАЙСЯ ЖИЗНЬЮ С ЖЕНОЮ, КОТОРУЮ ЛЮБИШЬ, ВО ВСЕ ДНИ СУЕТНОЙ ЖИЗНИ ТВОЕЙ, И КОТОРУЮ ДАЛ ТЕБЕ БОГ ПОД СОЛНЦЕМ НА ВСЕ СУЕТНЫЕ ДНИ ТВОИ; ПОТОМУ ЧТО ЭТО - ДОЛЯ ТВОЯ В ЖИЗНИ И В ТРУДАХ ТВОИХ, КАКИМИ ТЫ ТРУДИШЬСЯ ПОД СОЛНЦЕМ(Екклесиаст 9:9). Вот так образно Соломон мог отзываться о пророческих духах, которые были ему подвластны. А для болгарской пророчицы Ванги разве не подходят слова из псалма о брачном чертоге: СЛЫШИ, ДЩЕРЬ, И СМОТРИ, И ПРИКЛОНИ УХО ТВОЕ, И ЗАБУДЬ НАРОД ТВОЙ И ДОМ ОТЦА ТВОЕГО.  И ВОЗЖЕЛАЕТ ЦАРЬ КРАСОТЫ ТВОЕЙ; ИБО ОН ГОСПОДЬ ТВОЙ, И ТЫ ПОКЛОНИСЬ ЕМУ(Псалтирь 44:11-12). Православная церковь считает Вангу колдуньей, но если почитать коранические истории, которые фактически парафраз библейских, то здесь тоже пророков встречали в штыки, называя их колдунами, в том числе и Мухаммеда. Для фарисеев пророки всё равно, что зубная боль, и Христос много и гневно высказывался об этом в Евангелии.
  А теперь пора перейти к поэтам. Песнопевцы, сказители эпоса, бояны, кифареды, трубадуры, акыны, ашуги — это служители муз, если их приклеить к древнегреческой мифологии.  Муз девять, и старшая из них Каллиопа, муза эпоса. Эвтерпа представляет лирическую поэзию, Терпсихора — муза танцев, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — трагедийная дева, Талия  выражает комический эффект, Клио отслеживает историю, летописица, Полигимния воспевает богов в священных гимнах, Урания — муза астрономии.
Всё это давно кануло в историю, но поэты ревностно вспоминают своих муз и их прародителей — языческих римских и греческих богов.

Там конь не валялся, копытом не бил,
Орёл в тех высотах ещё не парил,
Подводный владыка один на один
Не выдержит вечного мрака глубин.
Зато в этих сферах бывает поэт.
Веленье судьбы? Добровольный обет?
Творит по веленью ниспосланных дев,
Отсюда любви и страданий напев.
(Валентин Фёдоров, Камены)

В Евангелии говорится о двух периодических жизненных фазах, которые отражает и религия:  МЫ ИГРАЛИ ВАМ НА СВИРЕЛИ, И ВЫ НЕ ПЛЯСАЛИ; МЫ ПЕЛИ ВАМ ПЛАЧЕВНЫЕ ПЕСНИ, И ВЫ НЕ ПЛАКАЛИ(Лука 7:32), - так реагируют на поступательные постулаты обычно те, кто никуда не стремится: ни в лидерах не замечен, ни в затылок дышать никому не хочет. Но поэты исключительно за гедонистический образ жизни, который их, конечно, подводит.  Если дивномудрый Одиссей заткнул уши своим спутникам, когда они проплывали мимо сладкоголосых сирен, а себя привязал к матче корабля, то поэты запрограммированы затыкать уши от плачевных, погребальных песен. И как яркий пример, напомню есенинский драйвер против жизненной агонии: «на рукаве своём повешусь» - и повесился, и такая же пророческая позиция Маяковского  «поставить точку пули в своём конце» - и застрелился. СЕРДЦЕ МУДРЫХ - В ДОМЕ ПЛАЧА, А СЕРДЦЕ ГЛУПЫХ - В ДОМЕ ВЕСЕЛЬЯ(Екклесиаст 7:4). Сами поэты, конечно понимают, что ставка на муз  - химера, фата моргана, но ничего с этим сделать не могут.

                  *  *  *
И музы розами нам веки отобьют,
Нас выбросят, как тапочки пустые.
И в грязном мраморе мы, слипшись, встанем тут –
Смиренные, а значит – не живые.
(Екатерина Симонова, Северная элегия-2)
                  *  *  *
На музу глядя, я краснею!
Она теряет всякий стыд
И давит формою идею,
Приняв отменно важный вид;
Не скажет «страсти», а «вулканы»,
Не «заговор», а «грозный риф»!
Ее герои - истуканы,
И вся их слава - дутый миф...
(Пьер-Жан Беранже)

                *  *  *
Скажу, любезный мой приятель,
Ты для меня такой смешной,
Ты муз прилежный обожатель,
Им даже жертвуешь собой!..
Напрасно, милый друг! коварных
К себе не приманишь никак;
Ведь музы женщины - и так
Кто ж видел женщин благодарных?..
(Михаил Лермонтов, К Грузинову)

Конечно, человеческое мнение можно посчитать капризным, но со Священным Писанием не поспоришь: НЕ СООБЩИТЬ ЛИ МНЕ ВАМ НА КОГО НИСХОДЯТ САТАНЫ? НИСХОДЯТ ОНИ НА ВСЯКОГО ЛЖЕЦА, ГРЕШНИКА. ОНИ ИЗВЕРГАЮТ ПОДСЛУШАННОЕ, НО БОЛЬШИНСТВО ИХ ЛЖЕЦЫ. И ПОЭТЫ — ЗА НИМИ СЛЕДУЮТ ЗАБЛУДШИЕ. РАЗВЕ ТЫ НЕ ВИДИШЬ, ЧТО ОНИ ПО ВСЕМ ДОЛИНАМ БРОДЯТ И ЧТО ОНИ ГОВОРЯТ ТО. ЧТО НЕ ДЕЛАЮТ, КРОМЕ ТЕХ. КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ И ТВОРИЛИ ДОБРЫЕ ДЕЛА И ПОМИНАЛИ АЛЛАХА МНОГО. И ПОЛУЧИЛИ ОНИ ПОМОЩЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК БЫЛИ УГНЕТЕНЫ, И УЗНАЮТ УГНЕТАТЕЛИ, КАКИМ ПОВОРОТОМ ОНИ ОБЕРНУТСЯ(Коран 221-228).
  То есть муз Коран считает духовными сущностями невысокого порядка. Я противник того, чтобы словом «сатана» навешивать ярлыки на всякий негатив и оппозиционное мнение, как принято в православной среде. Да, это антипод Бога, но разве все остальные, ординарные  люди, помимо одарённых талантом поэтов, в гармонии с Богом!? По Евангелию сатана тот, кто против совершенствования, против восхождения к Богу, и, как летучая мышь, вполне приспособлен к жизни во тьме. Сатана просит Бога сеять верующих как пшеницу, то есть с одноразовым результатом, без восходительной периодики, ведь таковых всегда поразит моль и ржавчина(Лука 22:31). Именно он, сатана, похищает Божье слово, посеянное в сердцах верующих, чтобы они не сиротили его, любимого(Марк 4:15). Сатана искушает Иисуса в сорокадневном посте, чтобы заглушить духовный порыв, (Марк 1:13)ведь с куском еды ему запросто залезть в душу(Иоанн 13:27). Сатана связывает узами, чтобы опять же не рыпались, не  думали о Боге(Лука 13:16). Наконец, Христос даже ученика своего, Петра, называет сатаной, для которого сиюминутное важнее перспективы(Матфей 16:23). Как грибы, огурцы, капусту засаливают впрок под гнётом, так страдание и угнетение — полезная фаза для человека. А жестокая зима с замиранием растений и животных в длительный пост терпения!?. Карпатский мольфар и знахарь Михайло Нечай ежегодно в августе ложился в облюбованную пещеру и замирал там, как медведь в берлоге, от 12 до 40 дней благодаря прекращению обмена веществ при температуре 8-10 градусов в подземелье, - такой у него был пост.

Чище светлой души станет тело твоё, только надо,
Чтоб его сорок дней окружала темницы ограда.
У побывших в темнице высокое качество есть.
Был в темнице Иосиф. Темница — великая честь.
(Низами, Сокровищница


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама