Произведение «Ценная бандероль стоимостью в один доллар. История 13 ч.116» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 819 +1
Дата:
«На вершине Олимпа»

Ценная бандероль стоимостью в один доллар. История 13 ч.116


Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Игры Богов

"Обопри на себя лишь посильное..."

"Как драгоценный камень не может быть отполирован без трения, так и человек не может совершенствоваться без попыток"
(китайская пословица)

  Древнейшие боги, известные нам из мифов, сказаний и легенд, боги Древней Греции,  Древнего Рима, славянские и скандинавские боги были олицетворением  тех сил природы, чья деятельность не только помогала, но  возбуждала  в сердце человека как опасение и ужас, так  надежду  и доверие. Боги были олицетворением сил, загадочных для человека, но очевидно властвующих над его судьбой,  сил, которые были им обожествлены. (1) Сил великих и прекрасных.
  Но боги не были только символами сил внешней природы, они были вместе с тем создателями и хранителями всех нравственных начал,  определявших противостояние сил Добра и Зла. Сил, которые должны находится в равновесии  для высоконравственной жизни людей.
  Все  силы человеческого духа, всё лучшее, что создаёт культурную  жизнь людей, были вложены  в мифы о богах.
"Дел беззаконных, однако, блаженные боги не любят:
Правда одна и благие поступки людей им угодны"
(Гомер (2) "Одиссея" кн. XIV)
  Мир богов - полное отражение человеческой цивилизации. Люди сделали своих богов в мифах подобными им, потому чувствовали себя обязанными быть на них  похожими. Совершенствоваться, следить за своим телом и духом было главной заботой и непрекословной обязанностью  греков и римлян. Считалось, что боги не любят больных и увечных, не только телом, но и душой. Человек неотрывно связан с жизнью, душа его неотрывно связана с телом. И весь человек, вернее, сам человек, должен быть прекрасен и светел. Тело, как и душа, тоже должно быть "добродетельно". (3)
"Хотя верно сказано, что люди тогда наиболее подражают богам, когда совершают добрые дела, но ещё правильнее было бы сказать, что люди наиболее уподобляются богам, когда они счастливы"
(Страбон)
  Боги не лишены чувств: ими владеют любовь, ненависть, раскаяние, стыд и безрассудство. Они то и дело встают на защиту людей,  то на одну сторону, то на другую, а  с ними природные силы  - моря и океаны, леса и поля, горы и скалы камни и минералы. То  помогают, то мешают в  делах.
В начале VI века до н. э. об этом сказал в одной из своих элегий
древнегреский законодатель и поэт Солон. (4)
"Город же наш не погибнет по воле державного Зевса
Ни по решенью иных в сонме бессмертных богов:
Великодушная наша заступница, дева Афина,
Дщерь Громовержца, свою руку простёрла над ним".
  Греки почитали своих богов и шли к ним не с покаянными вздохами, не с мольбами о помиловании. Они шли к ним в белой одежде, с венком на голове  - символом радости, молились им танцами  и хороводами.  И, рождённые из радости, боги его шли навстречу радости человека. (3)
  Греки представляли своих богов такими же, как они  сами. Зевс, глава олимпийцев, почитавшийся в Греции в образе грозного громовержца, патриарха и отца многочисленного семейства, царя и судьи, стоящего высоко над всеми богами и людьми, на Крите был больше известен как божественный отрок или юноша, от благоволения которого зависело приумножение стада и плодородие полей.
  Считалось, что этот Зевс, рождённый на Крите, как его называли,
Криторождённый,  каждый год рождается заново. В его честь устраивались празднества/мистерии, разжигались большие костры  на вершинах гор. На Крите сохранилось и место рождения этого Зевса - в пещере на горе Дикта, и  его могила.
  Среди олимпийских богов мы не найдем ни одного монстра вроде египетских божеств в столь характерном для них полузверином облике или божественных слонов и обезьян индуистского пантеона.  Когда-то такие божества-чудовища  существовали и у греков. О них напоминают некоторые фантастические образы греческой мифологии: змееногие гиганты, горгоны с волосами в виде клубка змей, сфинксы с женской головой на львином туловище, грифоны-полульвы-полуптицы и многие другие.
  Все эти чудища были изгнаны из светлого и гармоничного мира олимпийцев, как об этом рассказывает в своей "Теогонии" древнегреческий поэт Гесиод,  либо сброшены в пропасти мрачного Тартара, либо выселены куда-нибудь на самые дальние окраины земли, где с ними еще могли сражаться случайно забредшие туда герои.(5)
    Аполлон, один из самых светлых богов Олимпа, ясновидец, предсказатель будущего,  бог-целитель, гарант законности и правопорядка, покровитель искусств и сам великий музыкант,  в некоторых областях Греции почитался в странных зверообразных обличьях. В ионийских полисах/городах-государствах Малой Азии он был известен как Аполлон Сминфейский, то есть "Мышиный" -  бог в облике мыши, которое оберегало от грызунов поля и амбары, но в гневе мог в несколько раз увеличить их полчища. В Аркадии почитали Аполлона Ликейского. Ликейский - прозвище  Аполлона, первоначально означало его как бога света, потом стало приводиться в связь с символом волка (греч. Λиκος). В Лаконии представаляли Аполлона Карнейского - древнего бога плодородия -  в облике барана.
    Артемида, сестра Аполлона, гордая и строптивая богиня-охотница, вечная девственница, жестоко каравшая мужчин  за одно лишь приближение к ней, в одном из главных городов греческой Малой Азии Эфесе почиталась в образе Великой матери - загадочного многогрудого божества, воплощавшего в себе несметные силы земного плодородия.
  Совершенно ясно, что все эти разноликие боги первоначально вели совершенно самостоятельное существование и лишь на каком-то неизвестном для  нас этапе эволюции религиозного сознания древних греков были скорее искусственно объединены под  псевдонимом  того или иного олимпийца. (6) Но как и как это произошло, сказать трудно, да и стоит ли.
"Не пытай бессмертия, милая душа,
Обопри на себя лишь посильное"
(Пиндар)
Зависть богов
"Человек, которому завидуешь (по-настоящему завидуешь!), - не тот, кто достиг большего, чем ты. Человек, которому завидуешь, -  тот, кто по сути своей лучше тебя"
(Мэри Уэстмакотт "Роза и тис")

  Одиссей у Гомера рассуждает:
Если же кто из богов мне пошлёт потопление в тёмной
Бездне, я выдержу то отверделою в бедствиях грудью:
Много встречал я напастей, немало трудов перенёс я
В море и битвах; пускай же случится со мною и это.
  Так Одиссей безропотно встречает препятствия на своем пути. Домой вернется только через 20 лет....да...
  Архилох утешает друга, оплакивающего близких друзей, погибших в морской пучине:
"Но и от зол неизбывных богами нам послано средство:
Стойкость могучая, друг, вот этот божеский дар,
То одного, то другого судьба поражает: сегодня
С нами несчастье, и мы стонем в кровавой беде,
Завтра в другого ударит. По-женски не падайте духом,
Бодро, как можно скорей, перетерпите беду".
  Остается терпеть и стойко переносить все, что уготовано судьбой.
    Может показаться, что и  Геродот в "Истории" (7)  представляет человека несчастным существом, со всех сторон окружённым  враждебными и загадочными силами, которые внимательно следят за каждым его шагом, лишь выжидая подходящего момента для нанесения гибельного удара. Он постоянно возвращается к  теме зависти богов к выдающимся людям.
"Безделью сопутствует зависть"
(Веллей Патеркул)
  Но боги не всегда проводят дни в бездельи, пирах и праздности. Они внимательно следят как сами за собой, друг за другом, так и за людьми.
  По этому поводу  Геродот утверждает:
"По своей природе боги страшно завистливы и терпеть не могут, когда кто-нибудь из людей намного превышает других смертных в богатстве, славе, могуществе и вообще счастлив больше,  чем ему положено судьбой".
  Боги нарочно заманивают таких "счастливчиков" в хитроумно расставленные ловушки и западни, усыпляют их бдительность множеством выпавших на их долю благ, а потом испытывают удовлетворение, видя, как они погибают. (6)  Конечно не все.
"Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют"
(Будда)
  Богатство лидийского царяч Крёза (8) вошло в поговорку, о нём сложилось много легенд. Согласно одной из них, столицу Лидии Сарды посетил греческий мудрец Солон, известный своим изречением: "Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь". Крёз спросил у Солона:
"Можно ли считать владельца столь великих богатств поистине наисчастливейшим из смертных?"
На что Солон ответил:
  "Меня ли, знающего, что всякое божество завистливо, капризно, непостоянно, спрашиваешь ты о человеческой жизни? Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти."
Так он предупреждает Креза, возомнившего себя самым счастливым человеком на свете, что все меняет смерть.
"Счастью следует доверять всего меньше, когда оно всего больше"
(Тит Ливий)
  Зависть и капризы богов делают человека "игрой случая". Человек никогда не знает, что может с ним произойти на следующий день и потому до самой своей смерти не может с уверенностью сказать, что он действительно был счастлив.
Черно завистника нутро и злому сердцу в лад,
Извечно ближнего добро его глаза когтят.
Бел потолок, как серебро, и тянется к нему
От угасающих свечей завистливый их чад.
(Бедиль)
  Крез не внял предупреждению афинского мудреца и вскоре жестоко за это поплатился. Сначала он из-за нелепой случайности потерял своего горячо любимого сына, а затем сбитый с толку двусмысленными ответами оракулов ввязался в войну с владыкой персов и мидян Киром. (9) Вот тогда и  потерпел поражение, едва избежав смерти.
Кир пощадил Крёза, сохранив ему жизнь, сделав своим советником.
Крез напоминает Киру:
"Ты и его воины смертны и, стало быть, нельзя равняться с богами, которым все доступно и все позволено. Существует круговорот человеческих дел, который не допускает, чтобы всегда одни и те же люди были счастливы".
  Не прислушался Кир к словам Креза. Сопутствовавшее ему военное счастье заставило забыть об осторожности, когда он,  рассчитывая замкнуть кольцо своих владений на востоке, выступил в свой очередной поход против диких и воинственных кочевников массагетов. (10)
"Лучше пусть завидуют, чем жалеют"
(Греческие пословицы и поговорки)
  Кир поступает так, как если бы он и в самом деле был богом, и, вторгшись в земли массагетов, находит в бою свою смерть.
  Судьбу Кира во многом повторяет и один из его преемников на персидском престоле Ксеркс. (11)  Римский историк Гней Помпей Трог в знаменитом труде "Филиппова история"  называет Ксеркса I "ужасом народов". Действительно, властитель огромной империи Ахеменидов, чье имя в переводе означает "воин", наводил страх на тех, кого подчинил или собирался подчинить.(12)
  Разрушитель Афин, но не покоритель греков, Ксеркс, который  находился у власти, в славе и почете 20 лет и 8 месяцев, был убит на 55 году своей жизни. И уже из Европы, которую так и не покорил Ксеркс, с походом на Персию отправился Александр Македонский,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     10:25 09.02.2019 (1)

Тьма провокаций, взрывов злобы... И всюду - он, его рука, от похищения Европы в нелепом образе быка до разных мелких актов мести...

Все эти авантюры вместе, и спесь, и блажь, и хвастовство, о доброй мудрости его, о благородстве и о чести не говорят нам ничего.
(Владимир Масс)

 прочла и возник вопрос:


 Как можно молиться богу, который допускает столько ошибок?

     13:00 09.02.2019 (1)
1
Греки не столь наивны...
     13:01 09.02.2019
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама