Предисловие: Для некоторой остроты истории романа "Мастер и Маргарита" попробую Вам показать образ потешного персонажа - Семплярова Аркадия Апполоновича или Тухачевского Михаила Николаевича. Семплеяров Аркадий Апполонович - такой потешный скоморох ...
Итак, всмотритесь:
1. А.А.Семплеяров во время сеанса находится в правительственной ложе № 2, куда в СССР допускались лишь руководители партии и правительства. Ложа № 1 в известных московских театрах была предназначена только для одного человека и его свиты - И.В.Сталина.
2. А.А.Семплеяров "помещался (проживал) в доме у Каменного моста".
Так в Москве в 1930-ых годах называли Дом Правительства на Болоте на улице Серафимовича, построенного по проекту архитектора Б.М.Иофана в 1928-1931-ом годах, позже, благодаря известной повести писателя Ю.В.Трифонова "Дом на Набережной", дом получил своё самое знаменитое имя одноимённое с названием произведения.
Именно в этом доме проживал перед своим арестом маршал М.Н.Тухачевский.
Для продвинутых литераторов и булгаковедов добавлю, что Авель Сафронович Енукидзе в этом доме никогда не проживал, что полностью исключает его в качестве прототипа А.А.Семплеярова, несмотря на многословные труды авторитетных маститых специалистов и любвеобильность самого А.С.Енукидзе.
Стоит заметить, что любвеобильными хотели выглядеть буквально все руководители СССР, поэтому они изощрялись в сексуальных утехах открыто все, а Киров (по одной из существующих версий его убийства) был даже убит без штанов, когда чекист Николаев застал его в кабинете во время случки со своей женой на рабочем столе.
3. Возможно, М.Н.Тухачевский был репрессирован в числе прочего и за то, что И.В.Сталин ревновал его к В.А.Давыдовой, солистке Большого Театра (или, быть может, только за эту связь?).
Вот только ревность в среде революционеров считалась анахронизмом, признаком слабости духа, как и в любой криминальной среде считается привязанность к семейным ценностям.
Милица Андреевна Покабатько - отсутствующая в романе театральная фаворитка Аркадия Аполлоновича Семплеярова, чей испуганный возглас "Ой!" ненароком выскочит из женской груди безымянным в сцене разоблачения в главе 12 о сеансе чёрной магии.
Итак, Милица - это имя Святой Милицы Сербской (1335-1405), жены и вдовы князя Лазаря Хребеляновича, погибшего в битве с турками на Косовом поле в 1389-ом году.
Сама Милица происходит из семьи княжеской династии Неманичей.
Её отец князь Вратко, в народной традиции известен как Юг-Богданович.
Для Булгакова явно показалось юмористичным само избранное им имя, созвучное времени, когда близкой приятельницей царицы Александры Федоровны была черногорская княжна Милица, жена великого князя Петра Николаевича, и в дополнении "милицией" стала называться в СССР полицейская служба.
И это в стиле сатирического повествования, когда среди множества ложных аналогий прячется реальный тайный ироничный смысл.
Теперь разоблачение-совпадение.
А.А.Семплеяров, как я считаю, - это М.Н.Тухачевский.
Известно из его биографии, что перед его арестом в 1937-ом году его любовницей была Вера Алесандровна Давыдова (1906-1993), по мужу Мчедлидзе, - певица Большого Театра (меццо-сопрано). А также современными историками утверждается, что В.А.Давыдова была избранницей (пассией?) И.В.Сталина, который якобы даже собирался сочетаться с нею браком (?).
Так какому-такому "БАТЬКО" шлёт свой привет ("ПОКА") из своего времени М.А.Булгаков? Как вы думаете?..
Данные из Википедии.
4. Все руководители советского государства, особенно её прославленные маршалы, были почётными председателями всяких выдуманных комиссий, которые высмеивает М.А.Булгаков, придумывая сатиричные названия типа "Акустической комиссии московских театров", "Комиссия зрелищ и увеселений облегчённого типа"(так автор обозвал Наркомат просвещения), "Зрелищная комиссия" (другое более благозвучное название того же Наркомата).
Наркомат просвещения, водного транспорта и подобные им бутафорские Наркоматы служили в СССР местом временной ссылки перед арестом и казнью для многих опальных вождей советской страны.
5. В тексте романа в главе 27 "Конец квартиры № 50" М.А.Булгаков запишет главную причину случившегося с А.А.Семплеяровым несчастья.
"Само собой разумеется, что показания Аркадия Аполлоновича, интеллигентного и культурного человека, бывшего свидетелем безобразного сеанса, свидетеля толкового и квалифицированного, который прекрасно описал и самого таинственного мага в маске, и двух его негодяев-помощников, который прекрасно запомнил, что фамилия мага именно Воланд, - значительно подвинули следствие вперед".
Криминал Семплеярова состоит в том, что он обвинил в качестве организатора в произошедшем в театре Варьете как бы сеансе чёрной магии Воланда, а не Коровьёва, как позже в Эпилоге официально установят в своём заключении следователи.
То есть А.А.Семплеяров подвергается высылке в Брянск (или уничтожается) из-за того, что был продвинутым свидетелем преступлений Воланда-Сталина ...
6. А.А.Семпляров сослан в Брянск на заготовку грибов (гробов?), то есть его сослали в издревле знаменитый на Руси своей дремучестью сказочный лес то ли на лесоповал, то ли в мифологию. Никаких пунктов по заготовке грибов в СССР не существовало. Это ирония автора над судьбой высокопоставленных служащих в СССР.
В конце могу лишь с печалью добавить, что ни у одного из литераторов, считающих себя знатоками творчества М.А.Булгакова, я не нашёл сколько-нибудь достоверной аргументации своих домыслов относительно прототипа А.А.Семплеярова.
Послесловие: Выражение "брянский лес" однотипное "тамбовскому лесу", обозначает глухое дремучее место в российской природе. Есть мнение, что идиома "тамбовский волк" имеет более позднее появление в сравнении с брянским.
Итак, господа, Вы уверенны, что всё это случайные совпадения известного мистификатора или графомана?.. |