Проблема интеллигенции в России всегда была актуальной, а сейчас, во времена очередного раскола в обществе (и особенно последней его волны, связанной с событиями на Украине и новым витком холодной войны между Россией и Западом), стоит особенно остро. Многие ставят вопрос об основных отличиях русского интеллигента и западного интеллектуала, но каждый отвечает на него по-своему, единого мнения здесь нет и быть не может. Так в чем же основная разница между ними?
Прежде всего интеллигенция – национальное русское явление, порожденное самобытной русской культурой. На Западе интеллигенции нет, там интеллектуалы. Само слово “интеллигенция” пришло туда из России и воспринимается именно как русское.
Западный интеллектуал – высокообразованный человек с высоким уровнем интеллекта. Само слово “интеллектуал” говорит о том, что именно высокоразвитый интеллект является главной отличительной чертой данного социального среза общества, хотя на самом деле каждый человек в потенциале обладает чрезвычайно высокими интеллектуальными способностями, просто не всем удается развить их в достаточной мере.
Русский интеллигент, при не менее высоком интеллектуальном уровне, главный упор делает на не столько интеллектуальной, сколько духовной жизни. Если для западного интеллектуала главное – интеллект, то для русского интеллигента главное – совесть. Именно она является основным ориентиром в его жизни.
Западный интеллектуал – элита общества, и эту элитарность он постоянно ощущает. Он чувствует себя посвященным в некую тайну, недоступную обывателю, и как бы стоит над непосвященным, смотрит на него сверху вниз. Он гордится своей образованностью, своей принадлежностью к интеллектуальной элите. Отсюда нередко возникает высокомерное отношение к тем, кто к данной элите не принадлежит.
Русский интеллигент всегда испытывал комплекс вины перед народом. Ему и в голову не приходило гордиться своей образованностью и, тем более, козырять своей “интеллигентностью”, противопоставлять себя “плебеям”. Напротив, он всегда чувствовал себя недостойным тех людей, кто не смог получить его образования, и всячески стремился им помочь. Стремился дать им то, что есть у него и чего нет у них. Русский интеллигент всегда думал в первую очередь не о своих интересах, а об интересах народа, который нередко идеализировал и абсолютизировал. В результате столкновение с реальной народной жизнью нередко приводило его к крушению идеалов, возникало разочарование, а затем и осуждение, “народофобия”, и, в конце концов, русский интеллигент превращался в некоторое подобие западного интеллектуала, только сильно ухудшенное. Такая опасность всегда стояла и стоит перед идеалистичным и романтичным мировосприятием русского интеллигента.
На Западе широко распространено такое понятие, как “интеллектуальный снобизм”. А интеллигентского снобизма не бывает.
Западный интеллектуал обладает гораздо большей практичностью по сравнению с русским интеллигентом. Как пишет один современный автор, после фразы “что делать” интеллектуал ставит двоеточие, а интеллигент – сакраментальный знак вопроса. В этом основная слабость русского интеллигента. Хотя, с другой стороны, многие выдающиеся представители русской интеллигенции (прежде всего ученые), в данном случае проявляют себя именно как рационально мыслящие интеллектуалы, хотя в морально-этическом плане, а также по своему мировоззрению это типичные русские интеллигенты.
Вообще интеллигенция в России традиционно смотрела на Запад как на основной ориентир. Поэтому для нее всегда был характерен евроцентризм. Многие лучшие черты западного интеллектуала (и не только лучшие, к сожалению) перенимались русской интеллигенцией, но с адаптацией к русской традиции. Русский интеллигент всегда был открыт миру, готов был взять лучшее (и не только) у других стран и народов, но при этом всегда сохранял русский духовный стержень, национальную идентичность. В результате получался сложный синтез традиционной русской духовности, идущей из Православия, и западных идей Просвещения, идей свободы и прогресса. В периоды стабильного развития России это сочетание сохраняло устойчивость, противоречия между этими двумя основными началами в душе русского интеллигента не было.
Однако в моменты кризисов у всего русского общества, и в особенности у интеллигенции, происходило расщепление сознания. Многие утрачивали национальную идентичность и превращались в сильно ухудшенную копию западных интеллектуалов. Они отбрасывали груз традиционной русской духовности, пытаясь заменить ее набором западных “ценностей”, и в результате приходили к духовному опустошению. В то же время часть национально ориентированной интеллигенции впадала в другую крайность, отрицая все иностранное (прежде всего западное), сами идеи Просвещения, и, в конце концов, приходила к тому же культурному нигилизму, что и крайние “западники”. Этот глубокий культурный кризис интеллигенции и общества в целом очень дорого обходился России.
Тот кризис, в которое российское общество погрузилось в 90-е годы, после распада СССР, нанес тяжелую духовную травму русскому народу и, в частности, интеллигенции, привел к расщеплению ее сознания. Но если большая часть народа в целом сохранила духовную устойчивость и здравый смысл, то наиболее активная часть интеллигенции, с ее традиционным евроцентризмом, в массе своей не выдержала этого испытания и заразилась различными духовными болезнями, от “ультралиберализма” до “ультрапатриотизма”.
Немалая часть интеллигенции утратила связность мышления, стала противоречить сама себе. Лишившись своих родовых черт, русский интеллигент не превратился в интеллектуала, он взял от него только худшее, утратив даже те его положительные черты, которые заимствовал. Он не стал так же рационально мыслить, напротив, впал в иррационализм. При этом утратил те лучшие черты, которые всегда были характерны для русской интеллигенции: высокий уровень духовности, любовь к людям, стремление бескорыстно служить своему народу. Лишившийся своей идентичности интеллигент утратил прежнюю широту и глубину мышления, стал мыслить крайне плоско, смотреть на мир зашоренно, перестал замечать очевидные факты, не вписывающиеся в рамки, ограничивающие его мировосприятие.
Прежнее представление о мире и человеке, характерное для русской культуры и идущее из Православия, сменилось в сознании “бывшего интеллигента” типично западным представлением, основанным на протестантской этике, делении людей на избранных (сильных) и отверженных (слабых). Сознание значительной части русской интеллигенции сдвинулось к социал-дарвинизму и тесно связанной с ним “народофобии”.
В последние годы наметилось движение русского общества к оздоровлению. Стали возрождаться традиционные духовные ценности русского народа. Понимая, что другого пути нет, власть также сделала ставку на восстановление “духовных скреп”, пытаясь при этом оставить неизменной несовместимую с ними политико-экономическую систему. Понятно, что вечно это продолжаться не может, рано или поздно систему придется в корне менять. Но первый шаг уже сделан, общество стало духовно выздоравливать. Впереди еще ждет немало испытаний, но в целом траектория движения верная. А трудности для нас – дело привычное.
Разумеется, русская интеллигенция играет в процессе духовного возрождения крайне важную роль. Пройдя через все соблазны “рыночного мышления”, она сама потихоньку выздоравливает, многое пересматривает в своих убеждениях. Конечно, значительная ее часть больна очень глубоко и, как порой кажется, безнадежно. В Интернете можно найти немало совершенно абсурдных и человеконенавистнических публикаций, проникнутых патологическим мышлением. Разумеется, это будет продолжаться еще очень долго. Но все же не вечно!
Таким образом, современное русское общество, и, в частности, интеллигенция, сделав огромный круг, возвращается к тем духовным ценностям, от которых ушло в начале 90-х. Патриотическая часть интеллигенции оценивает это положительно, либеральная, понятное дело, отрицательно. Но все это опять же на уровне идеологии, в вопросах морали большая часть либеральной интеллигенции по-прежнему склоняется к традиционным ценностям. Та же ее часть, что решительно порвала с русской культурной традицией и ее основными ценностями, все больше озлобляется и склоняется к национальной измене. События на Украине выявили это со всей очевидностью. Тем не менее, есть надежда, что и эта часть русской интеллигенции, в конце концов, одумается и “вернется к истокам”. Очень хочется верить, что это не пустые иллюзии.
Выявив основные различия между русским интеллигентом и западным интеллектуалом, можно сказать, что у них есть также немало общего. Ведь западный интеллектуал создал великую многонациональную элитарную культуру Запада, как русский интеллигент великую русскую культуру. И эти культуры находятся в постоянном взаимодействии, являясь составными частями единой мировой культуры. Русская культура получила всеобщее признание на Западе, как и западная культура в России. Есть все основания полагать, что и дальше, сохраняя национальную самобытность, русская и западные культуры будут взаимно обогащать и дополнять друг друга. И русская интеллигенция, пройдя через все испытания и соблазны, в конце концов, очистится от духовной заразы и продолжит свою великую миссию – нести народам свет, сеять разумное, доброе, вечное!
| Помогли сайту Реклама Праздники |