Произведение «И снова осень, или пляска рыжего коня.» (страница 1 из 7)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 1805 +1
Дата:
Предисловие:
...............

И снова осень, или пляска рыжего коня.

И снова осень, или пляска рыжего коня.

«И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч».

Росный ковыль медленно приподнимался над приплюснутой степью, на встречу не по-утреннему жаркому солнцу.
Высокое, полинялое за лето небо, опускалось к далеким холмам, желтым от вытоптанной, высохшей чахлой травы и, смешивая блеклые краски, отсвечивало бледно-зелеными штрихами на размытом жаркой дымкой горизонте.
Раскаленный воздух, пропитанный запахом крови, подсыхающего конского навоза, и свежей, влажной, вывернутой наизнанку орудийными снарядами земли, стеклянисто колыхался над пыльной дорогой, извилисто уползающей в сторону голубоватых, округлых, Златоустовских гор, густо поросших сосновым и кедровым лесом - тайгой.

В осязаемо вязкой тишине, ровно в болотной трясине тонут и суховатые встрески саранчи, и одинокие посвисты ширококрылой, хищной птицы, кругами парящей над опустелым полем боя.
И посвисты ее, не то жалобные, не то требовательные странным образом походят на человеческий стон:
- Пить, пить, пиииииииииииииииить…

Сентябрь в этом году, выдался на Южном Урале на редкость жарким и сухим.
То тут, то там, среди измочаленных конскими копытами зарослей татарника и душицы, валялись раздетые до исподнего, а иной раз и совершенно голые мертвяки. Ни оружия, ни обмундирования, ни лошадей – народ, опустившийся за годы войны, легко переходит грань человеческого достоинства, вставая на путь грабежа и мародерства…
Тишина и безветрие…

И пыль.
Красная невесомая пыль, висящая в воздухе час за часом, словно кто-то, какой-то неведомый, шалый конь огненно-рыжей масти, нарочно мечется по пролысинам степи, поднимая ее, веками копившуюся на местных солончаках, своими огненными копытами.

Совершив еще несколько широких кругов вокруг поля и не заметив ничего для себя съестного, птица, явно брезгавшая падалью, скрылась из глаз где-то среди жиденьких туч, голубеющих над казахскими степями.
Унылое солнце, надежно утвердившееся в самом своем зените, равнодушно смотрело на землю, искореженную кровопролитной, гражданской войной, пожалуй, и, не замечая бредущего по горячей дорожной пыли человека. Почти голого, в одних кальсонах, с пятнами зелени на коленях, и грязными, обремкавшимися тесемками.

1.
Город открылся совершенно неожиданно, как-то вдруг, сразу.
Буквально четверть часа назад, вокруг бредущего человека еще шумела, казалось бесконечная, первозданная уральская тайга, и вот на тебе: прямо перед ним, серый прокопченный приземистый вокзал, извилистые железнодорожные нитки, скоро сворачивающиеся за невысокую скалу красного, обомшелого гранита, высокое кирпичное здание водокачки. А за перроном, за чахлыми кустами ирги и корявого вишенника начинался непосредственно и сам город, купеческий и древний…
Человек вновь вернулся в лес и по чуть заметной тропке, пошел по направлению увиденной им скалы, - в таких скалах частенько можно отыскать если не пещеру, то хотя бы нору, где бы можно было без опаски отсидеться до наступления сумерек.
Нора и в самом деле нашлась: чуть ниже тропки бегущей по щебенистому обрыву, гранит нависал длинным широким козырьком, под которым отрухлевшая с годами хвоя, превратилась в довольно мягкую и теплую подстилку. Человек забрался в нору, с протяжным стоном вытянул усталые ноги и с минуту повозившись, уснул тихим, беззвучным сном.
Мимо него, спящего, улыбающегося во сне, надсадно кашляя белесым паром, и громко гремя железными сочлениями, проносились составы и паровозы, груженные лесом и орудиями, прикрытыми рваным, выцветшим брезентом.
Черный, лоснящийся мазутом мастодонт бронепоезд, с наскоро замалеванными двуглавыми орлами на клепаных бортах, украшенный красными звездами и гирляндами из сосновых лап, ощетинившись пулеметами и стволами легких орудий, уходил на юг, в сторону Уфы.

«…Я не кадетский, я не советский, я не партийный большевик,
Цыпленок жареный, цыпленок пареный, цыпленки тоже хочут жить…»

Разношерстная, пестро одетая группа полу пьяненьких и крикливых, вооруженных трехлинейками мужиков, вразнобой, не в ногу уходили вдоль железнодорожного полотна в противоположную сторону.
Торговки жареными семечками и отварным рубцом изредка и лениво переругиваясь, торчали возле своих мешков и исходящих выбивающим голодную слюну паром прокопченных казанов.
Начальник вокзала, в дореволюционном кителе, но с красной тряпицей на впалой груди чем-то зеленым натирал золотом сверкающий колокол, висевший на цепочке под большими, лишенными минутной стрелки часами.
Город, вернее вокзал в его лице жил нормальной, насыщенной жизни тех бестолковых времен, а полуголый, заросший золотистой щетиной на впалых щеках человек спал, свернувшись по - щенячьи, спал крепко, до тягучей слюнки и странно – мечтательной улыбки на растрескавшихся губах…
Солнце, словно спохватившись, торопилось убраться за потемневшие кроны сосен. Удручающая жара спадала, приближался вечер, тихий, теплый, богатый на росу…
Спящий заворочался, до хруста в костях потянулся, удовлетворенно зевнул и наконец-то окончательно проснулся. Он выпростался из-под гранитного козырька, и вольготно откинувшись на теплый, шероховатый гранит принялся с удрученным видом рассматривать вокзал, с погашенными уже лампами внутри и с трудом читаемой в полумраке вывеской, установленной на самой крыше, между двумя застывшими флюгерами в виде двугорбых верблюдов.
- «ЧЕЛЯБИНСК». - Пробормотал он недоуменно и вновь надолго задумался.
Ни верблюды на флюгерах, ни название города, ничего не говорили этому странному человеку, да и что они могли ему сказать, коли он, за исключением двух последних суток, блужданий по тайге, ничего, абсолютно ничего не помнил…Кто он, как оказался в одних кальсонах на той обожженной солнцем, перемолотой сотнями лошадиных подков пыльной дороге, приведшей его в конце –концов к челябинскому вокзалу – все было словно вымарано из его памяти…
Мужчина сплюнул и аккуратно, чтобы не распороть босые ноги о гранит и щебень начал спускаться вниз, к железнодорожному полотну.

К вокзалу примыкала прямая улица, засаженная высокими, широколистными тополями, состоящая в основном из крепких, добротных, одно и двух этажных, кирпичных домов под крытыми железом крышами.
На многих, возле дверей, поблескивали бронзовые таблички, небольшие, но чрезвычайно солидные: «ДОМ СВОБОДЕН ОТ ПОСТОЯ».
Ночь, безлунная и темная, наконец-то прочно упала на город, и человек в белеющих кальсонах уже более смело шлепал по деревом замощенной улице.
Окна в домах гасли одно за другим, и лишь тусклый огонек лампадок в красных углах, несколько оживляли уснувшую улицу.
Собак не было, их ленивый перебрех слышался лишь иногда, да и то в еще более темных и мрачных переулках, где чернели ветхие, деревянные постройки.
Метрах в трехстах от вокзала, туда, где возвышался черной глыбой католический костел, да и дома были явно более богатые, на площади, освещенной несколькими кострами, взад и вперед сновали какие-то люди, устало всхрапывали лошади, слышался мат и вызывающий смех пьяных женщин, мужчина в таком виде идти не рискнул и свернул в приоткрытую калитку небольшого, ладного домишки с полуосвещенным окном.
Обогнув кучу угля, сваленную возле крыльца, неизвестный прижался лбом к стеклу, восторженно рассматривая довольно непритязательно обставленную комнату, с голландской печкой облицованной молочно-белыми изразцами и широкой кроватью с железными шарами, на которой, вольготно раскинувшись, спал мальчик лет шести, ногами скомкав в жгут стеганное, в пестрый лоскуток одеяло.
Никого из взрослых в комнате не было и мужчина осмелел, локтями расположился на прохладном жестяном сливе, и застыл в немом восторге…Казалось он готов был стоять так всю ночь, радостно глядя на чьего-то сына, спящего спокойно и безмятежно, на пухлые подушки, на печь с приоткрытым черным поддувалом, на небольшой домашний иконостас с темными, любовно протертыми маслицем строгие, старого письма лики.
Позади него что-то чуть слышно скрипнуло, похоже, дверь, но он, кажется, совершенно не придал этому значенья, и все также заворожено разглядывал кусочек чужой жизни.
- …И долго так стоять собираешься, болезный? Продрог, небось?
Вдруг услышал он позади себя негромкий женский голос, вздрогнул от неожиданности и медленно, настороженно обернулся.

2.
На невысокой скамеечке, под черной рваной тенью раскидистого кустарника (должно быть сирени), он вдруг заметил довольно непринужденно, без малейшего намека на испуг, сидевшую молодую женщину. У ее ног в траве, поблескивая жалом, лежал топор.
- Ну, так, рассказывай, чего ты там, в моем доме высматривал, филлер противный…, гороховое пальто? И что это за маскировка такая: бродить по городу совсем неглиже? Или у вас, в охранке, деньги закончились, на содержание таких типов?
Он подошел к скамейке, медленно и слегка покачиваясь, присел и всмотревшись в ее плохо различимое в ночи лицо проговорил, медленно, словно тщательно обдумывая каждое слово:
…- Я хочу есть и я очень грязный…
Женщина коротко хохотнула и постаралась отодвинуться от незнакомца как можно дальше, настолько, насколько позволяла длинна скамеечки:
- Покормить-то я пожалуй тебя покормлю, но вот насчет мытья…В колонке вот уже неделю как воды нет, говорят где-то что-то пушкой повредило…Приходится на реку ходить, там по берегу ключи бьют- вот оттуда воду и берем…Но уж больно далеко, оттого и только для питья бережем… Ну да ладно, пошли, помою как ни то…
Она нагнулась, прихватила с земли топор и, не оглядываясь, пошла к дому.
Мужчина спохватился и поспешил за ней, внимательно глядя под ноги – куски угля, а может быть и кокса затерявшиеся в траве, вдали от кучи, нещадно ранили его и без того измученные ступни.
- И потише, Сережку разбудишь, сынишку моего…- предупредила она и, приоткрыв дверь, пропустило ночного гостя в дом…
Задернув полупрозрачной занавеской кровать со спящим сыном, она провела мужчину на кухню и, засветив керосиновую лампу, уже более серьезно оглядела чужака.
- Александра Петровна Решетникова. – Представилась женщина, и, усадив гостя на венский стул с витой спинкой, продолжила неторопливо выискивать что-то в полках и ящичках шкафчика, укрепленного над приземистой русской печью.
- А ты кто? – Решетникова наконец-то нашла то, что искала: граненый штоф темно- зеленого, волнистого стекла, наполовину опорожненный.
- Не знаю…- Сознался мужчина и горько, очень честно вздохнул:
- Кто я, что я…? Ничего не помню…
- Контузия что ли?
- А я знаю!? – уже более раздраженно буркнул он, и устало уставился на свои грязные, оцарапанные ноги, рванные и грязные кальсоны.
Александра, а по виду ей было не более двадцати пяти лет, и она наверняка в своей жизни прекрасно пока еще обходилась без отчества, поставила посреди кухни большой медный таз, а рядом на табуретке – штоф и кругляш марли, уже явно бывшей в стирке.
- Ну, вставай орел в таз.- Приказала хозяйка, задергивая занавески на небольшом оконце.
- Исподнее снимай и отбрось к печке. Не хватало еще вшей нам с сыном через тебя


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:56 23.07.2011 (1)
Мне честно сказать очень всегда интересно ,откуда приходят сюжеты.Вы взяли на себя определенную смелость ,после Булгакова и его "Бега", ,писать  том времени.
Я еще , вернусь еще почитаю.как то трудно читается .
С уважением .
     23:10 23.07.2011
...Естественно подожду...С уважением Влалимир...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама