Произведение «Русские духом(1-5)» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 598 +1
Дата:

Русские духом(1-5)

Русские духом.

- Владимир Владимирович, так же нельзя!

- Я не алкаш, как Борис, Родину не пропиваю,

а продаю по частям…

(из одного анекдота)

1.

- Слушай, зачэм мнэ маминкин сынок? - с легким акцентом сверкал карими глазами Исмаил хан Нахичеванский.

Сорокалетний матерый «азер» хмурил смоляные брови. Густая черная борода придает лицу больше мужественности. При бедре короткая сабля из доброй кованной стали. Непослушные волосы слегка растрепаны. Лицо белое, присущее лицам благородный кровей. Исмаил происходил из некогда татарского рода. Город Нахичеван принадлежал к Ереванской губерне. Во времена царской Империи Россия едина и неделима.

- В вашем отряде нет ни одного пушкаря? - уточнил капитан Штоквич. - Если придется защищать город, шашками уже не помашешь.

Бледное лицо с запавшими скулами выдавало в офицере дворянина. Светлые волосы и наружность типично славянские. Старому вояке уже за сорок. Залысины украшают высокий лоб. Но наибольшее впечатление производят усы, такие же длинные, как у Буденого. Последнему суждено родиться на целый век позднее. 

- Остаться за стэнами, как звэрь в капкане, - огорчился Исмаил. - Лучше: ударил — отскочил, как волк!

Преимущество его отряда конной милиции заключалось в маневренности и внезапных ударах, которые невозможны без знания горных троп. Русским воевать на чужой земле тяжело, если не помощь местных. Армяне и азербайджанцы недовольны жестокостью турок. Военачальники султана имели привычку набирать в войска необузданных курдов и прочих разбойников. Вырезалось мирное население. 

Когда идет открытая война, русские способны постоять за себя и за того соседа. Однако, всегда терпят поражение изнутри, когда губится культура, а с нею общественная мораль. Инфраструктура, армия, тяжелая промышленность — все уничтожается планомерно, через подставных лиц. Здесь уже мужик беспомощен, ибо не знает кого рубить топором. 

- Ай, пускай сидит в моем дворце, - хвалился хан, не желавший над собой другой воли.

Не упустил в очередной раз похвастаться постройкой. Откровенно любовался на высокую круглую башню со шпилем. Само здание представляет коробку из блоков, в три этажа. Напротив находится город Баязет. Со стены открывается чудесный вид. Во дворце несколько арочных ворот. Крыша напоминает купол мечети. Капитан понимал и принимал тщеславие восточного человека. Тем более Исмаил отменный рубака и не предаст. Слишком упрям и независим, чтобы прогибаться под турок. 

- Парящему в небе орлу нужен простор, - любил говорить хан.

Набрал в отряд одних земляков. Армяне кучковались отдельно, под командованием поручика Гидуляна. Последнему выделили сотни две. Всего же кавалерии около тысячи. Для небольшого городка этих сил достаточно. Основной корпус генерала Тергукасова двинулся дальше, в обход Карса. Левый фланг насчитывал 12 тысяч солдат. Чем дальше продвигался корпус, тем глубже обнажались тылы. 

Почему затеяли войну с Турцией? Впервые интересы двух держав столкнулись на море. Болгары и сербы попросила поддержку единоверцев? Дело не только в этом. Не стоит забывать, что англичане усиленно подогревали интерес соперничающих держав. Поставляли новое вооружение врагу, не из-за сильной любви или чувства справедливости. За каждую партию щедро платили. Одновременно ослабляли две могучие империи.

- Учись братец, мировой политике, - просвещал Семен Петрович денщика.

Лениво откусил сладкий корешок травинки, развалившись на лужайке. Под низ постелил новую шинель. Блестят медные пуговицы. Лоснится слегка грубоватая ткань. Кирзовые сапоги без портянок велики. Несмотря на крепкое телосложение, дворянин не отличался высоким ростом. Кудрявые черные волосы и румяное лицо, безусловно, нравятся девкам. Мечтательные голубые глаза пронизывают насквозь. Не каждая мещаночка устоит. 

Клубится над вершинами гор белесая дымка облаков. По равнине раскиданы стада. Доносится привычный рев быков и козлиное блеяние. Весна в самом разгаре. В далеком Новгороде текут ручьи и разливаются полноводные реки. Здесь рельеф более не ровно мерен. Вздымаются неприступные кручи. Между городом и дворцом утонула лощина. Всадникам не разогнаться. Маленькая роща просвечивает насквозь. Крестьянам запрещено рубить ценную древесину. Отапливают кизяком и редким кустарником. 

- Как на гору Арарат поднимается солдат, - напевал Матвейка. - Полк за полком, х...ли толку?

- Не матерись, удачу в карты потеряешь, - оборвал друг детства.

В России разница сословий не ограничивалась строгими ритуалами, как в Японии. Нет пренебрежительного отношения к «боям». Колонизаторы не только негров считали ниже себя, но и индейцев, китайцев, индусов. У нас крестьянские и барские дети играли вместе, особенно в отдаленных имениях и городках. Более старший, Семен возглавлял ватагу и проявлял лидерские качества. Придумывал различные забавы. 

Матвей отличался светлой кожей и волосами, на несколько лет моложе. Старших обычно рано запрягали в работу. В девять-десять лет пасли скот, а с одиннадцати страдавали на полях. Обучались кожевному и бурачному делу, рыболовству, собирательству… Получилось: крестьянский сын ел за одним столом с барином. По очереди читали молитвенное правило и псалтырь. Ходили в воскресную школу на приходе.

Ничего удивительного, когда донашивал одежду с чужого плеча. Ростом друзья детства одинаковы. У Матвейки вечно обгорал нос и рассыпаны веснушки. Кожа менее приспособлена к палящим солнечным лучам. Больше всего малый любил рыбалку. Сноровисто плел морды из ивовых прутьев. Знал все заводи, на какую наживку лучше клюет. 

- Когда перестанешь жульничать, удача ко мне вернется, - припомнил прошлые обиды денщик.

Умело подшивал стоптанные кожаные сапоги, орудуя шилом. Толстыми короткими пальцами придерживал дратву. Нить сперва смазывается мылом, а затем — смолой. Пожалуй, в этом простом шве заключается основа кожевенного ремесла, как подбивка дамских каблучков. Синие глаза щурятся от ярких лучиков. Пыхтит от усердия. Пот струйками стекает по круглому лицу. За счет широкого костяка на пол пуда тяжелее Семена. 

- Не понял? - последний приподнялся. - А где новые сапоги? Недавно же получал!

- Да, оне пальцы жмут, - парень потупившись отвернулся.

- Брешешь, как сивый мерин, - вывел на чистую воду товарищ. - Небось, на рынке маркитантам толкнул?

2.

Некоторое время препираясь, дружно повернули головы на приближающегося всадника. Норовистая кобыла гарцевала, стремясь пуститься вскачь, но опытный наездник сдерживал ее, пощелкивая нагайкой. Одну руку держит на бедре, показывая идеальную осанку. Подбородок гладко выбрит. Над губой отрастил небольшие усы. Телогрейка из драгоценного меха барса накинута поверх мундира. Синие глаза с красными прожилками навыкате. Нос армянина длинный, с горбинкой, словно у хищной птицы. 

- Кто такие? Почему прохлаждаетесь? - лихо сдвинул тюбетейку на затылок.

- Семен Петрович — прапорщик четвертой батареи, - молодой человек протянул руку, не любивший всяческие расшаркивания.

У артиллеристов с парадами гораздо проще. Дадут залп и поминай, как звали! Приехавший на проверку генерал предпочел наблюдать издали, как отработали траншею 9-фунтовыми. Специально для труднодоступной местности отливали калибр поменьше, на четыре фунта. Идеальна против кавалерии. Весит около 350 кг. Занимались этим не только царские заводы, но и Пермский, Демидовские.

- Вижу, вы дворянин, - немного потеплел армянин, ловко спрыгивая с седла и отвечая на рукопожатие. - Поручик Ваган Гидулян. Желаете прогуляться и встретить прекрасных дам-с?

По русски глаголил безукоризненно. Выполнял просьбу полковника Ковалевского принять госпиталь. Сестры милосердия ехали в одной повозке с госпожой — Александрой Ефимовной Ковалевской. Она участвовала во врачебной деятельности. Конечно, не выносила вонючие горшки из под лежачих. Но сделать компресс, подать лекарства, заштопать рану могла. Многие удивятся: как жена полковника, не побоялась запачкать руки? Для той социальной среды, когда всех объединяла православная вера, нет ничего зазорного. 

Некоторые обеспеченные дамы содержали пансионаты для несчастных инвалидов — жертв войны. Милосердие, сострадание и забота — не пустой звук. Впоследствии даже дочери царя Николая не гнушались работы сестер милосердия. Не все хроники уничтожены. Сохранились реальные записи, вот только их отчего-то не показывают по телевизору. Съемка делалась не для галочки или популярности у народа. У девушек совсем другие — чистые, не заносчивые лица, более искренние. Мировоззрение и мораль сильно изменились.

- Да, надо застолбить место, а то на всех молоденьких «цыпочек» не хватит, - потер руки Семен. - Матвей, дуй коню под хвост!

- Э? - поручик непонимающе выпучил глаза.

Денщик радостно захохотал, вспоминая детские шалости, когда дергали скотину за хвост. Последняя резвилась, отбрыкиваясь. Весь фокус в том, чтобы вовремя отскочить. Однако, приятели не отличались ловкостью и изрядно получили синяков. К сожалению, молодой артиллерист плохой наездник. В седло взгромоздился, словно мешок с горохом. 

Армянин откровенно забавлялся над неуклюжим крепышом. Никакие увещевания не могли укорить неуклюжего мерина. Лодырь часто притормаживал, надкусывая тот или иной стебелек. Тучные бока тяжело вздымались. По возрасту не уступал хозяину. При хорошем уходе лошади живут до сорока лет, но этот питался всем подряд. Пил из грязных луж. Грузный и неповоротливый мало обращал внимания на заигрывания кобылы. Последняя не понимала, что у старичка ничего не работает. 

- Ну, что ты возишься? - не вытерпел Ваган. - В штаны насрал?

Семен дернулся от грубого обращения. С поручиком познакомились недавно. Кто давал право на столь панибратское обращение? Впору вызывать на дуэль. Молодой человек не был трусом. Благоразумно взвешивал серьезное решение. Сейчас не время и не место. Парные пистолеты остались в казарме. В отличие от секундантов без них не обойтись. Мода стреляться появилась недавно. В какой-то мере молодой человек ей благодарен. В искусстве фехтования не продвинулся далеко. Не хватает роста, скорости и сноровки. Точный расчет, как в стрельбе, не играет особого значения.

- Где вы достали это ископаемое? - Ваган решительно перехватил повод.

- Подарок предку от первого Романова, - съязвил прапорщик, судорожно вцепившись в седло.

Толстые щеки тряслись, когда пронеслись рысью по узкой лощине. Ветер свистел в ушах. Глаза слезились. Не ожидал такой прыти от вечно флегматичного мерина. Хитрец откровенно пользовался нерешительностью хозяина. Почувствовав твердую руку и свист нагайки, перестал упрямиться. Стиснутый между нависающими уступами, молодой человек невольно втянул голову в плечи. Не хватает русского раздолья, бани с девками. Тайком подглядывал в маленькое пропотевшее оконце. Чего уж скрывать? Сдобные закрасневшие тела, пышные формы, миловидные личики — казалось все пригрезилось в сладком сне.

Спуск происходил крайне медленно. Спешились, ведя лошадей на поводу. Семен досадливо прикусил язык, ударившись носком об очередной булыжник. Тяжелая дорога выложена из


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама