Произведение «РЕЛИГИИ МИРА (очерки)» (страница 1 из 16)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 1653 +1
Дата:
«РЕЛИГИИ МИРА (очерки)»
Предисловие:
В книге речь пойдет о религии, но не о Вере, Полагая, что Вера — дело сугубо личное и интимное, а религия — общественное и культурологическое явление. Причем, явление системное иерархическое, включающее: основателя или пророка; источник вероучения (свод моральных норм и типов поведения, обрядов и культовых действий); объединение людей в организации (церковь) и собственно верующих.

Слово «религия», по-видимому, произошло от латинского глагола religаre, (букв. воссоединять) и означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. В этом смысле феноменологию религии можно определить как «инструментарий», с помощью которого каждый отдельный человек и все человечество в целом пытаются найти и утвердить свое место в системе мироздания, то есть ответить на извечные вопросы: кто мы, откуда пришли, зачем существуем и куда идем. священник Русской православной церкви, богослов, религиозный философ, поэт Павел Флоренский по этому поводу писал: «Религия есть — или, по крайней мере, притязает быть — художницей спасения, и дело ее — спасать. От чего же спасает нас религия? Она спасает нас от нас, — спасает наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса. Она одолевает геенну, которая в нас и языки которой, прорываясь сквозь трещины души, лижут сознание. Она улаживает душу, а водворяя мир в душе, она умиротворяет и целое общество, и всю природу».

В настоящее время на нашей планете сформировались три мировых религии: христианство (общее число верующих — около 2,4 миллиарда человек); ислам (около 1,6 миллиарда верующих) и буддизм (около 0,5 до 1,5 миллиарда верующих). В отличие от национальных и национально-государственных (локальных) религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями, эти религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических отношений. Помимо мировых религий, насчитывается около сотни локальных. Некоторые из них возникли самостоятельно, вне зависимости от мировых религий (иудаизм, зороастризм, даосизм, индуизм и др.), а большая часть — в результате раскола мировых и дальнейшего размежевания локальных религий (католицизм, православие, протестантизм, вишнуизм и др.).
В Европе распространено почти исключительно христианство во всех трёх его формах: католицизм, протестантизм и православие. Католицизм распространен в южной, отчасти западной и восточной Европе, протестантизм — в северной, центральной и западной частях, православие — на востоке и юго-востоке Европы. На постсоветском пространстве наибольшее распространение получили христианство (православие и католицизм) и ислам. В Азии распространены все мировые религии. В Северной Африке, в некоторых странах, лежащих к югу от Сахары, господствует ислам суннитского толка. В ЮАР, среди белого населения, преобладает протестантизм, в Эфиопии — христианство. Во всех остальных африканских странах представлены и христианство (католицизм и протестантизм), и традиционные местные верования. В Северной Америке господствует христианство в двух его формах: 51 % населения США — протестанты, 25 % — католики. В Канаде протестантов 25%, католиков 46%, православные составляют около 3% населения страны.  В Латинской Америке преобладает католицизм. В Австралии среди верующих превалируют протестанты, которых примерно в два раза больше, чем католиков. В Индонезии  более 88 % населения исповедуют ислам. Католицизм исповедует 80,9 % населения Филиппин.

Возникает естественный вопрос: почему существует так много религий и их ответвлений? Множественность религий есть проявленный результат религиозных конфликтов, то есть конфликтов между людьми, следующими учениям разных пророков. Главная же причина религиозных конфликтов заключена в фундаментальном противоречии между коллективным и индивидуальным осознанием бытия вообще и общественного в частности. Только в исключительных случаях индивид осознаёт тенденцию общественного развития и никогда не постигает её в полном объёме. Знания о бытии распределены в социуме, и их носителем не может быть только одна личность, как бы мудра она ни была. Великое счастье — понять хотя бы главное в общественном развитии и следовать этому главному. Того, кто постигает идею и цель развития бытия и общества, пропагандирует и возвещает открывшуюся ему истину, называют Пророком. Основатели мировых религий Христос, Мухаммед, Будда — великие Пророки, но они люди (в биологическом смысле) и уже в силу этого не могли вместить в себя всю информацию о бытии в полном объеме (даже если она была им ниспослана свыше). Поэтому любая религия как система взглядов ее основателя не является полной и охватывает только часть бытия. Эти части имеют непересекающиеся области, и это служит основанием тому, что в различных вероучениях по-разному и зачастую противоречиво представляется сущность бытия и проповедуется его смысл. Ситуация усугубляется еще и тем, что простые верующие не всегда могут до конца постичь вероучение своего пророка или понимают его положения по-разному. Это приводит к появлению в рамках одной религии множества противоречий, которые вначале  перерастают в противоположности, затем переходят в конфликты, а уже конфликты расчленяют ранее единое вероучение на различные ответвления.
Отличительной чертой действительно религиозных конфликтов является их когнитивный характер и преимущественно не силовой способ урегулирования. Ни в одном истинно религиозном учении нет призыва к насилию. Оно всегда гуманно, исходит из потребностей человека и обращено к душе каждого. Такие исторические факты, как преследование иноверцев, охота на «ведьм» и другие кровавые события, происходившие на религиозной почве, свидетельствуют лишь об отклонениях от действительной веры и ничего общего с истинно религиозными учениями не имеют. В этом плане следует различать: религию как вероучение; религию как толкование учения апостолами; религию как специализированный социальный институт (церковь), созданный людьми вокруг вероучения, и религию как веру, то есть восприятие верующими учения пророка и следование его догмам. В обществе всегда будут существовать конфликты как между указанными слоями одной религии, так и между слоями различных религий, однако, как показывает история, в своем подавляющем большинстве конфликты, которые принято называть религиозными, порождены и инициированы экономическими, политическими, финансовыми и другими противоречиями в религиозных институтах. Соответственно, так их и надо называть.

Говоря о религии, нельзя не упомянуть о сектантстве. Сколько в мире сект и сколько сектантов, не знает никто. Официальная статистика здесь бессильна. Секты боятся гласности, а их адепты не горят желанием сделать свой выбор достоянием общественности: кто опасается, кто стесняется, кто..., в общем, разные есть у людей причины не разглашать тайны своего внутреннего мира.
Не подлежит сомнению, что сектантство как социальное явление было всегда (адвентисты, баптисты, духоборы, молокане, пятидесятники и другие). Однако в последнее время в этой области наблюдается определенный подъем. Сатанисты, сайентологи, белое братство, различного рода восточные школы типа аум-синрикё и многие другие все более активно вторгаются в нашу жизнь, вытесняя традиционные религии. Специалисты, изучающие эту область социальных отношений, выделяют следующие признаки сектантства:

 в секте всегда есть лидер, требующий подчинения себе всех остальных ее членов, преследующий свои личные цели или являющийся человеком с психическими отклонениями;
 деятельность секты сопровождается покровом мистики и таинственности, истинные цели открыто не провозглашаются, а наоборот — маскируются;
 идеология, лежащая в основе секты, антагонистична по отношению к традиционным вероучениям и обращена к низменным человеческим чувствам;
 по мере втягивания в секту от людей требуют все больших жертв (ухода из семьи, материальных, денежных взносов и даже добровольного лишения жизни);
 концептуальные основы секты представляют собой конгломерат философских, религиозных и научных знаний, замешанных на парапсихологии, астрологии и гипнозе.

В целом можно сказать, что сектантство — это временное пристанище заблудших душ, отрезанных от Бога. В отличие от истинных вероучений, сектантство представляет собой внесистемное образование, исключительно противоречивое и изворотливое явление. В нем изначально заложены духовные, психологические, личностные, экономические, политические и другие противоречия, которые рано или поздно перерастают в системные кризисы, как бы не изворачивались руководитель сект. Поэтому подавляющее большинство сект представляют собой «бабочек-однодневок», погибающих еще при жизни своих основателей, но оставляющих после себя горе и несчастья тем, кто уверовал в их «учения».

Распространенность и постоянство сектантства как явления связано с периодическими кризисами в духовной жизни общества. В результате этих кризисов в сознании людей образуются своеобразные «духовные ниши», которые немедленно заполняются сектантскими доктринами. В обществе всегда будет существовать конфликты между традиционной религией и сектантством. Функция этих конфликтов в том, чтобы, с одной стороны, ликвидировать застойные явления в традиционных религиозных институтах, а с другой — не позволить их деятелям уйти слишком далеко в сторону от учения своего пророка.
На фоне падения уровня гуманитарного образования в современной России, сектантство превращается в исключительно опасное явление, угрожающее нашей безопасности. Поэтому проблема борьбы с сектантством должна стать приоритетной в ряду государственных программ и быть приравненной к программам по борьбе с наркотиками и с терроризмом.

Завершим краткое предисловие словами, мотивирующими заняться изучением религий мира: религиозная безграмотность вызывает злобу к иноверцам и пробуждает воинствующий атеизм; доминирование зла и воинствующего атеизма — это апокалипсис во всех сферах человеческой деятельности.

РЕЛИГИИ МИРА (очерки)

1. ХРИСТИАНСТВО

Христианство возникло в первом веке н.э. в восточных провинциях Римской империи в среде евреев, но уже в первые десятилетия получило распространение и среди других этнических групп. В настоящее время христианство является одной из самых распространенных религий — её исповедуют более четверти населения планеты. Оно занимает первое место в мире и по географической распространённости. Почти в каждой  стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Христианство — монотеистическая религия пророческого типа, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, имя которого в переводе с греческого означает «мессия» или «спаситель». Прижизненного изображения Иисуса Христа нет ни на холсте, ни на пергаменте, ни в камне. Но сохранилась так называемая Туринская плащаница — четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. На этом полотне имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. На одной половине Плащаницы — образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине — то же тело со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное, оно дано одним цветом: желтовато-коричневым разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы. На Плащанице имеются следы крови, текшей из многочисленных ран: следы кровоподтеков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Вся совокупность фактов, полученных при исследовании Плащаницы, не исключает, что на ней — подлинные отпечатки лика и тела Христа. Официальная церковь не признаёт Плащаницу подлинной, однако считает её важным напоминанием о Страстях Христовых.

Христианство — многогранная, многослойная, можно сказать — системная и чрезвычайно глубокая религия, постигать которую можно всю жизнь. Однако стержневых истин в христианстве не так уж много:
 вера, что бог един, но имеет три «лика»: Отец, Сын и Святой Дух;
 вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второго лица Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос, имеющий одновременно две природы: божественную и человеческую;
 вера в божественную благодать — таинственную силу, посылаемую богом для освобождения человека от греха;
 вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь;
 вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной;
 вера в то, что приход бога на Землю будет сопровождаться страшным судом, когда он будет судить живых и мертвых по их земным деяниям и направлять их в рай или ад.

Помимо этого христианам предписано избегать поступков, которые подталкивают человека к семи грехам, названных смертными: нетерпимость, гордыня, зависть, ненасытность, похоть, алчность и праздность. Прямой альтернативой этим грехам выступают семь христианских добродетелей: терпение, смирение, доброта, умеренность, целомудрие, щедрость и усердие. Эти грехи и добродетели не основываются на библейских текстах, они появились в текстах богословов позднее и имеют расхождение в различных направлениях христианства.

Квинтэссенцией христианского учения выступает представление о двойственной сущности человека. С одной стороны, в христианстве постулируется греховность природы человека, а с другой стороны, утверждается его высокая предназначенность, как существа, созданного по образу Божьему и призванного стать его подобием. Осознание грешности, памятование того, что человек — «раб земным страстям», предохраняет людей от духовной слепоты. Не пасть же низко, не скатиться в «омут» греховности и забвения ему помогает другой полюс: понимание своей богоизбранности — Творец поставил человека господином во Вселенной и подчинил ему все творение. Ради разрешения этой двойственности и, в конечном счете, спасения каждого человека в отдельности и всего человечества Бог воплотился в земное материальное тело в образе Иисуса Христа, который передал людям величайшие знания, показал пример беззаветного служения Всевышнему, принял мученическую смерть и воскрес.

Христианское признание существования Бога основывается не на чувственных восприятиях или рассудочных началах, не на научных доказательствах и опытах, а на внутреннем, высшем убеждении, имеющем духовное основание. Веровать в Бога значит, в христианском понимании, не только умом признавать Бога, но и сердцем стремиться к нему. Говоря современным научным языком, существование бога в христианстве, как, впрочем, и в других религиях, постулируется, а не обосновывается и в обоснованиях не нуждается.

Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия по праву считается Книгой Книг. Она занимает первое место в мире по читаемости, по  издаваемым тиражам и переводам на другие языки. О значении ее для верующих христиан вообще говорить не приходится. Библия давно и бесповоротно вошла в плоть и кровь повседневной жизни, а также в разговорный язык. Люди даже не замечают (а подчас и не подозревают) библеизмов, которыми насыщена их речь и которые давно превратились в поговорки:

Вавилонское столпотворение.
Власть тьмы.
В огонь и в воду.
Волки в овечьей шкуре.
Глас вопиющего в пустыне.
Да минует меня чаша сия.
Да не знает левая рука, что творит правая.
Земля обетованная.
Земля, текущая млеком и медом.
Змей-искуситель.
Имеющий уши да слышит.
Имя им — легион.
Ищите и обрящете.
Каинова печать.
Камень преткновения.
Книга за семью печатями.
Козел отпущения.
Колосс на глиняных ногах.
Кто не работает — тот не ест.
Манна небесная.
Не ведают, что творят.
Не мечите бисер перед свиньями.
Не оставить камня на камне.
Не от мира сего.
Не сотвори себе кумира.
Не хлебом единым.
Нет пророка в своем отечестве.
Ничего нового под солнцем.
Ничтоже сумняшеся.
Око за око, зуб за зуб.
Отряхнуть прах со своих ног.
Перековать мечи на орала.
Повиснуть между небом и землей.
Поднявший меч от меча и погибнет.
Поклоняться золотому тельцу.
По образу и подобию.
Посеешь ветер — пожнешь бурю.
Посыпать голову пеплом.
Соломонов суд.
Соль земли.
Строить дом на песке.
Терновый венец.
Тьма египетская.
Умывать руки.
Фиговый лист.
Фома неверующий.
Что сверх того, то от лукавого.
Хлеб наш насущный.
Хранить, словно зеницу ока.
Яко тать в нощи.

Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии и общий священный текст иудаизма и христианства. Завет — это не завещание мудрых, как думают некоторые. Завет — это договор, заключенный между Богом и человеком, и который рассматривается как обязательство, наложенное Богом на людей. В настоящее время существуют три канона Ветхого Завета, незначительно отличающиеся по составу и происхождению: иудейский, христианский и протестантский. В любом своем варианте Ветхий Завет — это кладезь мудрости и беспредельной глубины познания сущности человеческого бытия. Для подтверждения этого достаточно обратиться к небольшой по объему части Ветхого Завета, одному из ранних философских произведений о смысле жизни — «Книге Екклесиаста»:

Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
- время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
- время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
- время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
- время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
- время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
- время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
- время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
Еккл. 3.1-3.8

Мудр Екклесиаст, но сердцевину Ветхого Завета составляют десять заповедей, которые, согласно преданию, были даны самим Богом Моисею на горе Синай:
 

  • Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

  • Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

  • Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

  • Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

  • Не убивай.

  • Не прелюбодействуй.

  • Не кради.

  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

  • Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.



Обстановка, в которой Бог дал Моисею эти заповеди, красочно описана в Библии. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блистали молнии, и, в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди. Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях и передал их Моисею. Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями. После последовавшего раскаяния всего народа, Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали, и принести Ему для повторного написания десяти заповедей. Что и было исполнено. С тех пор эти заповеди стали священными сначала для иудеев, а затем, через полторы тысячи лет, и для христиан.

Новый Завет составляет вторую часть Библии. Иисус Христос не оставил после себя никаких собственноручных сочинений; все сведения, приведенные в книгах Нового Завета, исходят от его первых последователей — апостолов и их учеников. Первые четыре книги называются Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна на. Их содержание составляет «благая весть» об Иисусе Христе — о его рождении, служении, выразившемся в проповеди и в сотворенных им чудесах, о его смерти и воскрешении. Деяния апостолов, пятая книга Нового Завета, представляет собой исторический рассказ о подвижничестве последователей Иисуса Христа, распространявших христианскую веру, и о росте и усилении древней христианской церкви. Последняя книга, завершающая Новый Завет (Откровение Иоанна Богослова), принадлежит к жанру апокалиптической литературы: она возвещает о грядущих событиях, которым предстоит совершиться на


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама