Стихотворение «Как Невский воевал с чудью»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Мистическая лирика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 202 +1
Дата:
Предисловие:
Александр Ярославич Невский (ок. 13 мая 1221 года, согласно старой историографической традиции). В этом году отмечается 800-летие.
Цитата из романа А. Югова, что услышал князь А. Невский перед битвой из разговора между дружинниками у костра:
— Нет, вы послушайте, послушайте, православные! У него уж и Христос нерусской стал! А?.. Нет, что-то ты заговариваться начинаешь, парень!.. Слушать тебя и то грешно!..
— И вот ты с ними и поборись — с татарами!..

Как Невский воевал с чудью

Карась на озере клевал.
Такое дело, раз пошло.
Я заговариваться стал,
в миру и слушать-то грешно...

Не всяко дело мера красит!
А рыба ходит косяком.
Подчас на ум что не налазит,
вот так и ходишь, босиком.

Прости меня, мой ум, невежду.
За две недели бью челом.
Потом забуду всю надежду,
до воскресения, о чём?

О чём пословица? - Покрась!
Полдела сделано - о деле.
Растает лёд, пойдёт карась...
Не знал о мере я, доселе...

Сижу на озере Чудском.
Сижу с мечом, ловлю на донку.
Пришёл сюда за карасём.
Вороний камень чуть в сторонке.

Карась не ходит, а поджарь,
за уши Вас не оттянуть...
А не идёт - махни стопарь!
Опять забуду, что-нибудь.

Вот так с татарами воюй...
Прости Господь, что ты не русский.
О том челом тебе и бью.
Орде не дал бы Невский спуску...

Пойдёт карась, а рыбы нет...
А я жарёху так люблю!
Не дай божок нам этих лет.
За две недели отмолю.

Худое кажется, крещусь.
Рога торчат из-под земли...
В местах величия (боюсь),
ведь чудь «ушла под землю» жить...

Я - о «Побоище» читал, -
тевтонцы падали в траву...
И каждый раз я узнавал,
как Русь любила татарву!

А первым Невский пал в орде,
затем Шемяка, куру съев...
- А это где? - в Караганде!
Ответил камень, уцелев.

Там «паде Чюди бещисла»,
а что «Ледовое» - наплюй,
с мечом приходят - без числа.
А ты - умением воюй!

В какой пещере? Сколько лет,
я стал во сне её встречать,
и в телевизоре, нет-нет...
«Чудные» тайны навещать.

Она мне снится у печи,
с косою русою до пят...
- А ты не знаешь, так молчи!
Рога торчат и говорят.

Моя рогатая земля,
Голубоглазая чудачка!
Как вижу башенки Кремля,
или когда на море качка.

Я был на озере Ильмень,
и там пельменей - завались...
Как ей варить было не лень,
зайди на чай, да угостись!

Я знаю чудные места!
Но не дай Бог, приснится Русь.
Она приходит неспроста...
Простоволоса - я боюсь.

Она приходит под конец.
- Обдайте бабу кипятком!
И всем их рыцарям - пиз@ец.
А этим, здравствуйте, шалом.

Ещё и Немець, заодно,
вопили б, Яшенька, рятуй!
Им сообщили в районо:
"яша руками" - за пяту.

Я не якшаюсь, не вожусь,
и бабу вижу их, не ту...
И кто с мечом идёт на Русь,
кто сочиняет клевету.

Она б кричала, - Одэге!
И только б начало клевать...
А из воды - хан Удегей,
на пелемени будет звать...

...Жаль не осталось языка,
а мне бы с ней поговорить.
Как чей-то голос  свысока,
- Мужик, завязывал бы пить...

Сижу на озере Чудском.
И ни бельмеса, и ни-ни...
- Христос не русский? Вы о ком?
С такой удой, да не словить...

С чего не помню, начинал,
и тем закончу под венец.
Да если б я об этом знал...
Накрасил красных бы словец...

Да если б в море я тонул,
на фотографию твою,
я б с придыханием взглянул...
И камнем ринулся ко дну.

Где «паде Чюди бещисла»,
там люди выросли - орлы!
Эпоха целая прошла...
Как ни хрена не знаем мы.


Послесловие:
* Через две недели Прощёное воскресение.
* Невский воевал с чудью.
* О «Ледовом побоище» летопись: Знамёна братьев проникли в ряды стрелявших, было слышно, как звенят мечи, рубились шлемы, как с обеих сторон падали на траву павшие...
* В Новгородской первой летописи сообщается: «и паде Чюди бещисла, а Нѣмець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ»

* яша - на примере имени Яков (Иаков) - это библейское имя, в буквальном переводе «пятка» с иврита означает «следующий по пятам». Яков был близнецом Исава и родился, держась за пятку старшего брата - такая байка. То есть последователь (в контексте - учения).
* Я не якшаюсь с новой знатью. Пушкин. И это мне понятно - не дружу, не общаюсь, не вожусь... Не понятно происхождение от тюрка, как сообщает толковый словарь русского языка (Д.Н. Ушаков). Якшаюсь, якшаешься с кем-чем от тюрк. - "хороший" и в просторечии - общаться, дружить. С ног на голову и в уничижительно-презренном по отношению к людям, трактуется еврейская пятка. Пушкин (или его литературный герой) не общался с "хорошими", так получается? и добрыми людьми... Забавно, но что-то в этом есть.

* А что за чудь (голубоглазая, любая) неизвестно и вовсе, но сказки о ней есть. Получается, что Невский даже не знал с кем ему сеча предстоит (в траве), если льда на озере уже нет, мало того - князь не знал когда состоится битва и с кем. Два года назад простым указом правительства дату битвы сместили на две недели. А городок Чудово, что у Новгорода, долго учились склонять, он чУдово или чудОво? Скажу по секрету - великий - переводится. Обыкновенный монгольский городишко на трассе Питер - Новгород - Псков на реке Волхов, в нём до сих пор проживают ханы и ханши. Ну и дети ихние. Но Великим назвали не его, иначе было бы масло масляное, а рядом стоящий Новгород. 

* Из языка чуди предания сохранили даже некоторые слова: «Однажды в деревне Важгорт появилась чудская девка — высокая, красивая, широкоплечая. Волосы длинные, черные, в косу не заплетены. Ходит по деревне и зазывает: «Приходите ко мне в гости, я пельмени варю!» Нашлось человек десять желающих, все пошли за девкой. Ушли они к Чудскому роднику, и никто больше домой не вернулся, все куда-то исчезли. Назавтра повторилось то же самое. Не из-за глупости своей попадались люди на девкину удочку, а из-за того, что обладала она какой-то силой. Гипнозом, как сейчас говорят. На третий день бабы из этой деревни решили отомстить девке. Они вскипятили несколько ведер воды, и когда чудская девка вошла в деревню, бабы облили ее кипятком. Девка побежала к роднику и запричитала: «Одэге! Одэге!». Вскоре жители Важгорта навсегда покинули свою деревню, ушли жить в другие места…». Одэге переводится - вода.

* Иногда также говорится, что чудь «ушла под землю», а иногда о том, что ушла жить в другие места.

* Великий хан Удегей (1229-1241), третий сын Чингисхана. Угэдэй (Огодай, Огодэй и прочая, и прочая) - великий хан Монгольской империи. Якобы при нём монголы начали четыре одновременных похода... 1236-1242 годы: масштабный поход на Запад (в Восточную и Центральную Европу) во главе с чингизидами Батыем и Каданом. Завоёвана Волжская Булгария, ряд русских княжеств, разорена Польша и Венгрия. Какой только мути о том времени и о монголо-татарах не пишут. Причём, на полном серьёзе. Европа узнала моголов (великих) с 1219 года, а весной 1242 года они приготовились осаждать Вену, но случилось чудо - ни один европейский город не пострадал. Ушли из Венгрии так же быстро, как и пришли. Однако в марте 1242 года под крепостью Клис (Хорватия) монголо-татарские полчища под руководством Кадагана (сын Удегея) понесли крупное поражение. Европейцы того времени так никогда и не узнали причины этого отступления и не понимали, «насколько близко от пропасти они находились» (интересно читать такое). Но почему монголы так и не вернулись? Интерес к западу иссяк. - Достойный ответ началу трудной повести. Под конец добавлю: остались в полном непонимании и мы - европейцы нашего времени...

* Шалом - слово на иврите, означающее мир (например, между Богом и человеком), здоровье, наполненность.

02.03.2021, СПб
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама