Стихотворение «Маяковский про ЭТО»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 129 +2
Дата:
Предисловие:
«Всё чаще думаю – не поставить ли лучше точку пули в своём конце», –

14 апреля 1930 года в Москве, в доме на Лубянке,
русский Поэт Владимир Маяковский выстрелил себе в грудь.

Ровно сто лет назад, в 1923 году, он написал свою поэму «Про это».
Ниже отрывок из начала и самый конец поэмы:


Маяковский про ЭТО

В этой теме,
и личной
и мелкой,
перепетой не раз
и не пять,
я кружил поэтической белкой
и хочу кружиться опять.
Эта тема
сейчас
и молитвой у Будды
и у негра востри́т на хозяев нож.
Если Марс,
и на нём хоть один сердцелю́дый,
то и он
сейчас
скрипит
про то ж…
…Это хитрая тема!
Нырнёт под события,
в тайниках инстинктов готовясь к прыжку,
и как будто яря́сь
— посмели забыть её! —
затрясёт;
посыпятся души из шкур.
Эта тема ко мне заявилась гневная,
приказала:
— Пода́ть
дней удила́! —
Посмотрела, скривясь, в мое ежедневное
и грозой раскидала людей и дела.
Эта тема пришла,
остальные оттёрла
и одна
безраздельно стала близка.
Эта тема ножом подступила к горлу.
Молотобоец!
От сердца к вискам.
Эта тема день истемни́ла, в темень
колотись — велела — строчками лбов.
Имя
этой
теме:
. . . . . . !

ВЕРА

Пусть во что хотите жданья́ удлинятся —
вижу ясно,
ясно до галлюцинаций.
До того,
что кажется —
вот только с этой рифмой развяжись,
и вбежишь
по строчке
в изумительную жизнь.
Мне ли спрашивать —
да эта ли?
Да та ли?!
Вижу,
вижу ясно, до деталей.
Воздух в воздух,
будто камень в камень,
недоступная для тленов и кроше́ний,
рассиявшись,
высится веками
мастерская человечьих воскрешений.
Вот он,
большелобый
тихий химик,
перед опытом наморщил лоб.
Книга —
«Вся земля», —
выискивает имя.
Век двадцатый.
Воскресить кого б?
— Маяковский вот…
Поищем ярче лица —
недостаточно поэт красив. —
Крикну я
вот с этой,
с нынешней страницы:
— Не листай страницы!
Воскреси!

НАДЕЖДА

Сердце мне вложи!
КровИщу —
до последних жил.
В череп мысль вдолби!
Я своё, земное, не дожИл,
на земле
своё не долюбил.
Был я сажень ростом.
А на что мне сажень?
Для таких работ годна и тля.
Пёрышком скрипел я, в комнатёнку вса́жен,
вплющился очками в комнатный футляр.
Что хотите, буду делать даром —
чистить,
мыть,
стеречь,
мотаться,
месть.
Я могу служить у вас
хотя б швейцаром.
Швейцары у вас есть?
Был я весел —
толк весёлым есть ли,
если горе наше непролазно?
Нынче
обнажают зубы если,
только, чтоб хватить,
чтоб лязгнуть.
Мало ль что бывает —
тяжесть
или горе…
Позовите!
Пригодится шутка дурья.
Я шарадами гипербол,
аллегорий
буду развлекать,
стихами балагуря.
Я любил…
Не стоит в старом рыться.
Больно?
Пусть…
Живёшь и болью дорожа́сь.
Я зверьё ещё люблю —
у вас
зверинцы
есть?
Пустите к зверю в сторожа́.
Я люблю зверьё.
Увидишь собачонку —
тут у булочной одна —
сплошная плешь, —
из себя
и то готов достать печёнку.
Мне не жалко, дорогая,
ешь!

ЛЮБОВЬ

Может,
может быть,
когда-нибудь
дорожкой зоологических аллей
и она —
она зверей любила —
тоже ступит в сад,
улыбаясь,
вот такая,
как на карточке в столе.
Она красивая —
её, наверно, воскресят.
Ваш
тридцатый век
обгонит стаи
сердце раздиравших мелочей.
Нынче недолюбленное
наверстаем
звёздностью бесчисленных ночей.
Воскреси
хотя б за то,
что я
поэтом
ждал тебя,
откинул будничную чушь!
Воскреси меня
хотя б за это!
Воскреси —
своё дожить хочу!
Чтоб не было любви — служанки
замужеств,
похоти,
хлебов.
Посте́ли про́кляв,
встав с лежанки,
чтоб всей вселенной шла любовь!
Чтоб день,
который горем ста́рящ,
не христарадничать, моля́.
Чтоб вся
на первый крик:
— Товарищ! —
оборачивалась Земля.
Чтоб жить
не в жертву дома ды́рам.
Чтоб мог
в родне
отныне
стать
отец,
по крайней мере, миром,
Землёй, по крайней мере, — мать.
Послесловие:
Маяковскому про ТО и ЭТО

Се́рдца — МОНОЛОГ...
Он ПОЭТ и есмь, –
искрой промеж строк огненных воскрес!
Panem et circenses — на пиру́ чужом.
Он, презрев генезис, крепким мужиком
громко – несерви́льно! – проорёт в века́,
как ЛЮБОВЬ внедрилась в ядра дээнка́!
Что любовь, как воздух для поющих ей, –
нету перехлёстов в областя́х "л ю б в е й"!
Острый нрав не дремлет, целится копьём
каверзной дилеммы: н и ч е г о  иль  в с ё.
А потом конечно:
"Быть или не быть?" –
на земле на грешной жить и не убить?!
И трещит над миром адский метроном, –
плющит, как под гирей, сердце,
а круго́м
лиц неизвращённых трудно разглядеть —
мир,  как террико́ник,  занялся́ гореть!
Сотню лет надежды  сха́вало жульё, –
лишь душой мятежной силимся — живём...
В  Римах и без хлеба  зрелищ подавай!
Выкрасили небо в серый,
под асфальт...
Курится канна́бис — стра́ждет человек, –
говоришь, тридцатый краше будет век??
Миф о счастье сладок — заперши́т потом.
Дерзких верхогляды душат — да тишко́м!
В казематах слышен лишь леда́щих вой,
в скопище сквалыжных — щедрый,
как изгой, –
застращав проказой, ско́пом мажут грязь,
мерзостной заразой  умерщвляя  всласть.
Днесь поют осанну! После — проклинать.
Жить в аду дурманном здесь не привыкать.
Звоном колокольным не разбудишь стыд, –
поспешат крамо́льным сдобрить колорит.
Гасит здравый импульс  их оксюморо́н,
тут попробуй  ры́пнись! —
выпрут за кордон.
Братство их слепое дважды не спасёшь,
как бельмо глазное — чистота святош...
Вряд ли я слукавлю, если тут скажу,
что в конце спектакля нету куражу, –
там — НЕМАЯ сцена…
Не́кто — р е в и з о р? —
настучит рефреном частный приговор, –
в общем, Маяковский, тот вердикт зачесть
с чувством – с расстановкой! –
для поэтов  —  ч е с т ь.



* Panem ét circénses! (лат.) — Хлеба и зрелищ! — крылатое выражение из 10-й сатиры древнеримского поэта-сатирика Децима Юния Ювенала, в которой он противопоставлял современную ему испорченность нравов героическому прошлому:
          Этот народ уж давно … все заботы забыл, и Рим, что когда-то
          Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
          Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
                Хлеба и зрелищ!…

Юлия Паршута & Марк ТишманМаяковский

          Версия убийства Поэта тоже имела место быть. Она строилась на том, что Маяковский порядком надоел советским властям, и в последние годы жизни у него всё чаще проявлялись ноты недовольства и нескрываемого разочарования. Несуразным был и тот факт, что Маяковский застрелился из маузера (по данным официального следствия), но в документах и вещественных доказательствах, приложенных к делу, почему-то фигурировал браунинг. Затем обнаружилось, что маузер подарил ему заведующий секретным отделом ОГПУ, курировавший творческую интеллигенцию, с которым Маяковский и Брики были хорошо "знакомы". Этому же ОГПУшнику перед отъездом за рубеж Лиля Брик пожаловалась, что она, дескать, не знает, как избавиться от надоевшего Маяковского... Однако, слухи слухами, но проведённая в наше время тщательная криминалистическая экспертиза доказала, что Маяковский выстрелил в себя сам. Безусловно, причиной смерти Поэта стали проблемы в личной жизни. За два года до смерти Маяковский познакомился в Париже с Татьяной Яковлевой, судя по фото, — роскошной красавицей. Переехав из СССР во Францию, она работала манекенщицей в фирме Chanel. «Ты одна мне ростом вровень», – писал ей Поэт, звал в Союз, предлагал жениться... Согласно достоверным источникам, инициатором их романа была сама Брик, дабы отвлечь его от другой связи, от которой у Маяковского должен был родится наследник. Однако, почувствовав угрозу своим амбициям в укрепляющихся отношениях Маяковского с Яковлевой, она лично добилась-таки, чтобы Поэту не дали визу для поездки за границу…
              «Cherchez la femme, pardieu! cherchez la femme!»
эта мудрая и крылатая мысль ещё задолго до романа «Могикане Парижа» Александра Дюма-отца прозвучала в 6-ой сатире древнеримского поэта Ювенала: «едва ли найдётся тяжба, в которой причиной ссоры не была бы женщина».
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама