Типография «Новый формат»
Произведение «Хочу в СССР!»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 71
Читатели: 3025
Дата:
Произведение «Хочу в СССР!» самая комментируемая(14) работа за сутки
22.01.2026

Другие значения: 
29.10.2022 (значение 51), 28.10.2022 (значение 105), 27.10.2022 (значение 77), 15.05.2022 (значение 64)
5
Произведение «Хочу в СССР!» самая оцениваемая(11) работа за сутки
15.05.2022
Произведение «Хочу в СССР!» самая читаемая(22) работа за сутки
15.05.2022

Хочу в СССР!

    В последнее десятилетие я все чаще слышу сожаления о развале СССР, несмотря на то, что с каждым годом все меньше остается людей которые помнят те времена. И я это не совсем понимаю, поскольку у большинства (уже большинства, увы) это тоска умозрительная, как у иных тоска по временам средневековых рыцарей. Только вдуматься – тем кто знает что-то о Советском Союзе исключительно из книг, фильмов и рассказов уже минимум сорок лет! Иное дело поколение 50+. Тем есть что помнить и по чему скучать. Что-то типа такой же ностальгии до недавних пор периодически всплывало и у меня. Я точно знаю, что это не умиление по уравниловке и по очередям, по выездным визам и тотальному дефициту, по коммуналкам и общагам. Я догадываюсь, что моя ностальгия могла быть связана с детством, юностью и молодостью, когда и море теплее, и небо голубее и поэтому вычеркивал и их, понимая, что главная причина тоже не в этом. И даже утраченная возможность без виз и таможен поездить по, без малого, трети мира, тоже не являлась основной, хотя и играла важную роль. Но совсем недавно - неожиданно, вдруг - я нашел корень этой своей непонятной тоски-не тоски, но сожаления. Моя тоска по СССР – это тоска по грандиозности! И ведь действительно, события, в которых на первых ролях была та моя страна, имели поистине планетарный масштаб! Полезность и целесообразность некоторых из них весьма сомнительна, но чего у них не отнять, так это грандиозности и величия.
    В ХХ веке было четыре эпохальных события, изменивших, перевернувших-перетряхнувших весь мир кардинально и бесповоротно. Это Первая мировая война, революция в России, Вторая мировая война и выход человека за пределы нашей планеты - в космос. Знак плюс или минус здесь не важен, важно, что во всех этих глобальных событиях Россия и СССР не просто принимали участие, но были главными действующими лицами! И это осознание что мы – главный актор на планете Земля, наполняло меня какой-то неосознанной гордостью, хотя лично я к этому не имел никакого отношения. После 1945 года событий такого размаха на мировой арене уже не было, да и не ожидались. Но зато им на смену пришли грандиозные события внутри страны и в моей жизни, к которым я уже был причастен: самая длинная железная дорога, самое красивое метро, освоение целины, самые высокие в мире плотина и телевышка, самый сильный человек на планете и лучшая Олимпиада-80, самая крупная АЭС и, наконец, без сомнения, самое выдающееся событие мирного времени в ХХ веке – полет Ю. Гагарина в космос!
    Необходимо учитывать и то, что действительно очень и очень многие делали все это своими руками и по праву могли гордиться результатами своего труда. И совершенно верно, что не все в мире заточено на деньги. Такая причастность к великому – это чрезвычайно мощный эмоциональный энергетик. Ну и вдобавок понимание того, что любое, даже самое легкое движение «плечами» Советским Союзом вызывало «там у них» испуг, трепет и дребезжание столовых сервизов в буфетах, а легкое покашливание (лишь для привлечения внимания слушателей) хорошо слышали даже в самых глубоких бомбоубежищах. Все это приводило в восторг советских граждан и вызывало гордость – мол, знай наших! Это ведь тоже признаки масштабности к которой я привык и на которой был взращен и воспитан.
    Такие признаки могущества власть  при помощи пропаганды умело выдавала за процветание, поскольку грандиозность свершений и замыслов – реальных и мнимых – идеологически с лихвой перекрывали и убогость провинций, и страшный дефицит, и ужасающую бытовую неустроенность подавляющего большинства граждан страны. Очень точно это подметил Юрий Визбор:

    Зато мы делаем ракеты
    И перекрыли Енисей…

    На этой сопричастности каждого советского человека к масштабности событий и проектов очень умело играли власти. Много-много лет. Да и сейчас продолжается эта игра в величие. Увы, без особых успехов. Хотя я уверен, что желания вернуться в те времена у меня вообще бы не возникало, имей нынешняя Россия если не экономическое благополучие и современный бытовой комфорт граждан, то хотя бы замену, соразмерную тем масштабам: например, освоение Марса, перекрытие Гольфстрима, полную и окончательную победу над раком, глубокое и всестороннее освоение Арктики или океанического дна... К сожалению, сегодня хвастать особо нечем. Разве что количеством супермиллиардеров на тысячу обычных граждан. В общем, надеяться и рассчитывать на что-то выдающееся уже давно не приходится. И как я понимаю теперь, во мне, вдруг и внезапно обездоленном, лишенном этой причастности к грандиозному, постепенно накапливалось недопонимание, переросшее, по-видимому, сначала в разочарование, потом в раздражение и, в конце концов, в неясную, бессознательную, но глубокую обиду. Можно сказать в родовую травму.
    И думается, что эта неудовлетворенность присуща не только мне. Эти тоска и обида – у кого-то глухие и глубоко спрятанные, у кого-то открытые и неуемные – изводят многих, и все эти неудовлетворенные граждане ждут, требуют огромных, масштабных событий, соразмерных державе! Это своего рода искривленная, извращенная, вывернутая наизнанку сублимация – когда неприемлемость существования не является мотивом для созидания и не служит культурной или общественно полезной цели, например, созданию предметов культуры и искусства или изобретению прорывных технологий, меняющих мир, а работает исключительно на получение признаков грандиозности. Это трансформация, перерождение копившейся десятилетиями тоски в эмоциональный выплеск и перенаправление ее на любые масштабные события в которых мы опять станем главными, пусть даже все будет вдребезги и пополам! Как там говорится – украсть так миллион, любить – так королеву! Ну или если спасать, то весь мир, не меньше! И чтобы бабахнуло погромче, чтобы все вспомнили, что мы еще о-го-го!.. В общем, грандиозность и адреналин – это наше все.
    Разумеется, в этой трансформации человеческого состояния лучше разбираются психологи и биоэтики, но ведь и я не лыком шит! Разобравшись и поняв, откуда во мне росли эти тоска и обида, я выдохнул и, кажется, успокоился. Умерла, так умерла! В конце концов, большинство людей на планете живут счастливо и благополучно без страданий по величию. Маловероятно, что итальянцы до сих пор бредят восстановлением Римской империи, англичане тоскуют по бывшей половине мира, испанцы планируют вернуть себе Южную Америку, а в Монголии задумываются над восстановлением величайшей Золотой Орды. Почему-то мне кажется, что у них сейчас несколько иные цели и приоритеты. Более рациональные и безопасные и для них, и для всей планеты. Правда, я уже больше 20 лет слышу, что мы как бы другие, особенные, мы же русские, а не какие-то там греки или чухонцы, да простят меня уважаемые финны. Нам же кровь из носу нужны грандиозность и осознание величия, а там хоть трава не расти! Но я надеюсь, что людей, сумевших справиться с этой тоской и фрустрацией государственного масштаба, забывших про обиды на непонятно кого, с каждым годом будет все больше. 
И все же, хочу ли я в СССР или в его нынешний аналог? Пожалуй, уже нет.

Обсуждение
22:32 14.05.2022(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Была бы возможность вернуться в СССР, я бы не согласилась. Ничего хорошего я там не видела, кроме своих молодых лет. Я с ужасом вспоминаю очереди за колбасой, когда держала на руках дочку, а за руку сына, чтобы купить этой чёртовой колбасы по 2.20, потом рассовать её в морозилку. Или поездки в Литву за мясом, когда на нас смотрели наши же граждане, ведь СССР, как на второй сорт. Когда про нашу жизнь могли поговорить лишь на кухне, а политические анекдоты говорили о той нашей жизни. Когда я пыталась доказать, что нет никаких лишних 20 кв. см, чтобы могла купить квартиру кооперативную за свои же деньги. Когда моя бабушка, проработавшая всю блокаду на торфоразработках, не могла получить квартиру почти 20 лет, а получила в семидесятых маленькую однушку вместе с дочерью. Когда меня с высокой температурой выписали из роддома, потому что было 31 декабря. Мне не за что любить ту страну, которая называлась СССР, несмотря на все её достижения. Потому что главным в стране должно быть благополучие собственного народа, а не "родина слонов".
Про сейчас я лучше промолчу.
22:43 14.05.2022(1)
Александр Джуга
Я с ужасом вспоминаю очереди за колбасой... главным в стране должно быть благополучие собственного народа
==========================================================

И я хорошо помню эти безумные очереди )) Хорошо если летом, а зимой на улице?..
И совершенно согласен с вами, Моряна, что главная задача власти - это благополучие граждан, причем каждого в отдельности, а не дорогостоящие понты и надувание щек.
Считайте, что этим комментарием вы здесь нажили себе нескольких смертельных врагов, которые обвинят вас в грязной лжи про колбасу ))


22:58 14.05.2022(2)
Моряна (Галина Димитрова)
Думаю, в Москве таких проблем не было. Из Питера тоже тётушка привозила продукты. Наверное, и ещё где-нибудь на просторах СССР колбаса была в избытке. А у меня вся молодость была лишь одним вопросом: чем кормить детей?
23:23 14.05.2022
Александр Джуга
у меня вся молодость была лишь одним вопросом: чем кормить детей?
=================================================

Очень хорошо вас понимаю! Летом 1991 года мы с женой всерьез задумались над тем, чтобы шестилетнюю дочь отправить в Сибирь к родным, потому что в Москве был полный аут с продовольствием! А там хозяйство - корова-козы-куры-огород, с голоду помереть не дадут. Даже с местной школой договорились, что ее примут там во второй класс. Благо родные были не последними людьми в тех местах.

23:17 14.05.2022(1)
Александр Джуга
Думаю, в Москве таких проблем не было.
============================================

Да были проблемы, Моряна! И с сахаром, и с крупами, и с сигаретами, и с обувью, и с одеждой... И карточная система была, и продуктовые наборы на предприятиях перед праздниками выдавали, чтобы хоть что-то на столах у людей было. Да что там говорить, я водку на свою свадьбу покупал через райсовет! Заявление писал, чтобы можно было купить два ящика. 

23:24 14.05.2022(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Александр, это уже позже. А мои родители в конце семидесятых за коляской для сына моего ездили в Белоруссию, потому что у нас не было ничего, кроме рыбных консервов. Не, сахар был, и крупы. И водка всегда была. А пелёнок для деток не было, на подгузники за марлей гонялись. Страшно вспомнить... И про медицину страшно вспомнить - до сих пор удивляюсь, как выжила тогда в свои 19 лет, видимо, организм молодой не подвёл...
Спирта не было руки протирать. На тумбочке у кормящей матери бутылка водки стояла.
23:33 14.05.2022(1)
Александр Джуга
Александр, это уже позже.
=======================================

Ну как позже... Водку "Андроповка" я покупал по заявлению осенью 1983-го.

23:39 14.05.2022(1)
Моряна (Галина Димитрова)
С 1976 до 1983 целых 7 лет. Водка меня тогда совсем не интересовала. Как мать-одиночка, я получала 5 рублей в месяц. А в 1983 году я выходила замуж в очередной раз - с водкой проблем не было, а вот за продуктами ездили в Литву.
23:44 14.05.2022
Александр Джуга
Как мать-одиночка, я получала 5 рублей в месяц.
=======================================

Да, не пошикуешь...

22:57 14.05.2022(1)
-1
ОлГус
И я нет.  Вообще, считаю страдания по какому-либо величию абсолютно неприемлемыми.
23:09 14.05.2022(1)
Александр Джуга
считаю страдания по какому-либо величию абсолютно неприемлемыми.
===========================================

Выражение абсолютно неприемлемо - громкое, сильное. Но тема-то есть, она имеется, об этом говорят, спорят, пишут статьи и книги, снимают фильмы... Делать вид, что этого не существует?
И еще: ОлГус, я же не призываю и не настаиваю ))
Это попытка разобраться в себе и в своих ощущениях, выяснить  откуда ноги растут у этой проблемы в моей голове. А она существует, хоть и не является доминирующей или даже важной в моей жизни... Это как попытка понять почему 45 лет назад тебя навсегда кинула симпатичная девушка, не явившись на свидание. Всего лишь один из вопросов на который хочется получить ответ, чтобы больше к нему не возвращаться.

23:20 14.05.2022(1)
ОлГус
Я забыл добавить - былому величию, Александр... 
Со всеми тезами этого эссе я безоговорочно согласен.
думал, по моему комменту это понятно...

с уважением, Олег
23:29 14.05.2022(1)
Александр Джуга
забыл добавить - былому величию
=======================================

Это существенное уточнение )))

23:31 14.05.2022
ОлГус
ок!  Просто рука опередила мысль.  Бывает...
18:47 14.05.2022(1)
1
Likin M
Хороший анализ собственного отношения к тому периоду и собственно ощущений. Добавлю несколько штрихов к сказанному. На чисто бытовом и моральном уровне СССР развращал и упрощал людей. Вы помните, что тогда надо было "крутиться". Можно было крутиться по-разному. Делать партийную карьеру, например, или продвигаться по служебной лестнице, обрастать нужными связями и шустрить по коммерции на грани. Последними двумя талантами я обладаю в достаточной степени. И продлись совок дальше, занял бы нишу и жил не хужее других. Правда, без веры в "светлые идеалы", с презрением к фетишам и отвращением к идолам. То есть, делал бы одно, говорил другое, а думал третье. Как и все, собственно. Но, вот именно такое положение вещей меня не устраивало от слова совсем. Вынь мне и положь делать, говорить и думать в унисон. Потому, ни совок не для меня, ни какой другой авторитарный режим. Хотел бы я в СССР? Нет, ибо всю юность, молодость наоборот хотел из СССР ))) 
18:58 14.05.2022(1)
Александр Джуга
На чисто бытовом и моральном уровне СССР развращал и упрощал людей. Вы помните, что тогда надо было "крутиться"
=========================================================

Это весьма спорное утверждение, как минимум, дискуссионное. Ведь не выдумка, что действительно были целые трудовые династии учителей и врачей, рабочих и военных, шахтеров и рыбаков. И они не крутились, в том числе и потому, что разница в з/п между всеми, включая руководителей страны была не столь велика, а зачастую ИТР в этом серьезно проигрывали рабочим, особенно тем кто работал на северах, в горячих цехах или на вредном производстве. Доктор наук, профессор получал столько же сколько высший партийный чиновник, а их обоих в свою очередь мог превзойти какой-нибудь шахтер или "северянин". И на совершенно законном основании.

20:52 14.05.2022(1)
Likin M
Без связей и блата вы не могли бы реализовать те же "северные" деньги, для покупки машины например. Кроме того, я не шахтёр и не промысловик, а наоборот проживал в Москве и Подмосковье. А наличие высшего образования автоматически отбрасывало меня в самый низ советской пищевой цепочки ) Вот и приходилось "крутиться" ))) 
20:57 14.05.2022
Александр Джуга
Без связей и блата вы не могли бы реализовать те же "северные" деньги, для покупки машины например.
=========================================================

Это да, тут спору нет.

19:02 14.05.2022(1)
Владимир Турчин
К девяностым отношусь резко отрицательно, хоть я и пережил их спокойно.
СССР ничего плохого мне не дал. Поэтому ничего плохого не скажу. Воспоминания только самые лучшие. Я имею ввиду СССР до 1985 года. Считаю, что после прихода Горбачёва к власти СССР кончился. 1992 год - контрольный выстрел.
Согласен с Леонидом Лялиным. Было всё, и хорошее, и плохое. Тема бесконечная для обсуждения.
19:10 14.05.2022(1)
Александр Джуга
Воспоминания только самые лучшие. Я имею ввиду СССР до 1985 года.
=========================================================

Владимир, рассуждать можно действительно до бесконечности. Но СССР все же существовал и после 1985 года. Как это время вычеркнуть, тем более, что отношение к Горбачеву весьма различное? Тогда можно вычеркнуть и Гражданскую войну, и подавление бунтов тамбовских крестьян, и Голодомор, и репрессии 30-40-х годов, и расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 году... И от всего Советского Союза останутся только тихие "золотые" 70-е.
Но я говорил в своей заметке вовсе не об этом. Я говорю о себе сегодняшнем. И о том, что меня больше всего привлекало тогда и по чему я долгое время тосковал после развала СССР.
20:17 14.05.2022(1)
Владимир Турчин
Я могу отвечать за то, что видел своими глазами. По большей части, глазами ребёнка, подростка и вполне сформировавшегося молодого человека))
Я служил в  Советской Армии 1985-87, и вернулся из далёкого Казахстана совсем в другую страну. И далеко не сразу это осознал... лишь с годами.
Мне вдруг предложили посмотреть на СССР другими глазами) Извиняюсь за рифму в прозе) Согласен с тем, что в разные годы и СССР был разным. Тот, в котором я жил, я люблю. Он требовал реформ, но не тотального разрушения.
20:48 14.05.2022(1)
Александр Джуга
Я служил в  Советской Армии 1985-87, и вернулся из далёкого Казахстана совсем в другую страну.
=======================================================================

Вы как раз относитесь к последнему поколению советских людей, помнящих СССР и осознающих себя в то время и в тех обстоятельствах. После вас уже пошли школьники, которым до всего этого было мало дела.

20:52 14.05.2022
Владимир Турчин
Вот тут уж не поспоришь))
17:02 14.05.2022(1)
2
Эрнэста Старикова
Я в свое время тоже рассуждала о желании вернуться. Сейчас есть острое осознание того, что ничего не изменилось! Мы до сих пор живем в "той" стране, в той же нищете и глобальном КГБ. 
17:06 14.05.2022(1)
Александр Джуга
И даже то и это политбюро по возрастам похожи...

18:48 14.05.2022
1
Эрнэста Старикова
А главное что все те же лица... члены КПСС...перекрасившиеся члены, что сути не поменяло.
17:03 14.05.2022(1)
1
Rocktime
А мне нравились всеми проклятые 90-е. Несмотря на трудности, которые казались временным. В те годы многие жили надеждой, что ещё немного и мы будем жить, как цивилизованные люди в процветающей демократической стране. Жизнь казалась вершиной, на которую требовалось забраться, и не так и пугала крутизна склонов, потому что впереди ждало настоящее, а не мифическое светлое будущее. Но вместо вершины мы оказались перед пропастью, из которой, похоже, нам  уже не выбраться. И я чувствую собственную вину и ответственность за крах своей мечты.
Интересные размышления, Александр, в вашей заметке. Спасибо.
Надеюсь, что насчёт перекрытия Гольфстрима вы пошутили...)))
17:14 14.05.2022(1)
Александр Джуга
А мне нравились всеми проклятые 90-е. 
Надеюсь, что насчёт перекрытия Гольфстрима вы пошутили...)))
====================================================

Соглашусь с вами! И 90-е были разные. Были "упаднические" 91-92 годы и были "подъемные" 95-99-й. Отождествлять их невозможно! Во второй половине 90-х действительно были "братки" и бардак. Но главное, что была свобода, драйв, азарт! Климат был другой. Воздух в стране буквально  звенел: "вставай, хорош сидеть, иди делай хоть что-нибудь!" 

А насчет Гольфстрима это не шутка. Идеи о том, что его течение целесообразно перенаправить вдоль южного берега Северного Ледовитого океана высказывались не раз - чтобы сделать судоходство по нему круглогодичным. И даже были серьезные проекты.

17:34 14.05.2022(1)
1
Rocktime
Моего инженерного образования и ума недостаточно, чтобы представить себе эту ненаучную фантастику.)))
Существует книга известного французского писателя-фантаста Жоржа Тудуза "Человек, укравший Гольфстрим". В ней описывается перекрытие Гольфстрима потомком ацтеков Монтесумой III и к чему это всё привело.
Можно поискать в сети. Наверное, там она есть.
Скорее всего, были и ещё проекты, но вряд ли они были серьёзными.
17:46 14.05.2022(1)
Александр Джуга
Нет, с Гольфстримом все было куда серьезнее и научнее. Вот один из проектов: самое узкое место Берингова пролива предлагалось перекрыть плотиной с громадными винтами-пропеллерами-насосами, которые перекачивали бы холодные воды Ледовитого океана на юг вдоль п-ва Камчатка в Тихий океан, тем самым заменяя теплыми водами Гольфстрима холодные воды Северного Ледовитого океана. Разумеется, тогда никто особо не задумывался ни об экологии, ни о климатических последствиях и неизбежных катаклизмах циклопического масштаба. 

18:02 14.05.2022(2)
1
Rocktime
Но это же не перекрытие Гольфстрима плотиной? Это Берингов пролив. И даже этот, казалось бы, вполне реальный, но малоосуществимый проект, останется памятником Науки, как никому не нужный и всеми забытый монумент. Не стоит тратить фантастические ресурсы на фантастические проекты, экологические последствия которых совершенно непредсказуемы.
18:19 14.05.2022(1)
Александр Джуга
Не стоит тратить фантастические ресурсы на фантастические проекты, экологические последствия которых совершенно непредсказуемы.
===============================================

Так в СССР же были вполне серьезные планы по развороту сибирских рек, впадающих в Северный Ледовитый океан, в южные, засушливые регионы страны - в Казахстан, Узбекистан и Туркмению, в Каспийское и Аральское море, в том числе с  помощью 250 подземных ядерных взрывов. И это было в 1976 году утверждено в Политбюро ЦК!


18:27 14.05.2022(1)
Rocktime
Ну, мало ли что Политбюро утверждало.  Наверное, и то,, что коммунизм надобно построить к 1980 году тоже.)))
А Берингов пролив перекрывать тоже собирались с помощью атомных взрывов? С сумасшедших что возьмёшь... (с)
18:34 14.05.2022
Александр Джуга
Ну, мало ли что Политбюро утверждало. 
========================================

Не-не! Это же не просто голосование. Это финансирование, выделение фондов, изыскательские, проектные работы, строительство, кадры, новые поселения, социалка - это все было очень серьезно! Туда планировалось направить колоссальные деньги - если не ошибаюсь, 25% всего бюджета страны! Это не просто пустые рассуждения о коммунизме. Только ПредСовмина Н. Косыгин выступал категорически против, понимая, что страна такое просто не потянет, хотя планировалось окупить этот разворот рек всего за 5 лет. Отказались только потому, что испытания показали - радиационное заражение будет слишком велико, территория будет непригодна для проживания. 

18:10 14.05.2022(1)
Александр Джуга
Но это же не перекрытие Гольфстрима плотиной?
===========================================

Предлагались и плотины )) Разумеется, не полностью перекрыть, это невозможно, но часть потока перенаправить с помощью нескольких плотин предлагалось.

18:21 14.05.2022(1)
Rocktime
Ну ладно. Бог с ними, с проектами. Извините, что отвлёк вас своими комментами, но мне действительно это всё кажется фантастикой.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
В своё время я работал главным инженером проектной организации, поэтому смотрю на такие вещи трезвыми глазами.

18:25 14.05.2022
Александр Джуга
Не отвлекли ничуть. Наоборот, заставили вспомнить кое-что из подзабытого ))
Спасибо!

17:56 14.05.2022(1)
1
Хорошая, спокойная Заметка. Без крайностей, без большевизма.
Да было много хорошего и плохого, как и в обычной жизни.
Но кто скажет, прожив 40-50 лет, что он в юности, молодости жил плохо, тем самым перечеркнув свое прошлое?
наверное только дураки.
Этим Власть и пользуется, нещадно используя логин "СССР", решая СВОИ сиюминутные   делишки.
Нынешним людям во Власти все до бар абана кроме личной выгоды. Где ее нет, там и их нет.
При всех нынешних протуберанцах мои внуки счастливы, потому что это их время. И я рад за них.
18:08 14.05.2022(1)
1
Александр Джуга
Хорошая, спокойная Заметка. Без крайностей, без большевизма.
=================================================

Спасибо, Леонид!
 

18:32 14.05.2022
06:35 14.05.2022(1)
1
Я тоже хочу вернуться туда, назад, ... хотел сказать "в СССР"...
Нет, не в серый нудный парполитработничий СССР, а в свою бурную молодость. И вновь почувствовать себя задорным безбашенным лейтенантом, рвущимся в Афган...
12:37 14.05.2022
-1
Александр Джуга
И вновь почувствовать себя задорным безбашенным лейтенантом, рвущимся в Афган...
==========================================================

Когда в 1979 году после недавнего дембеля я первый раз пришел в военкомат с тем же вопросом, военком со мной  поговорил и сказал, что мне там делать нечего. Но я был настроен очень решительно! Когда я пришел во второй раз со своим заявлением, он рассвирепел, порвал мое заявление, очень недипломатично послал меня на три буквы и велел убираться. В третий раз мне не удалось сделать и двух шагов по его кабинету - он просто молча запустил в меня тяжеленной пепельницей )) Больше я к нему не обращался.

10:49 14.05.2022(1)
когда закончились тампоны
магдональдс мыло и шампунь
оксане как то расхотелось
чтоб снова был эсэсэсер
© IceBerg
11:22 14.05.2022
-1
Александр Джуга
когда закончились тампоны
=================================

Макдональдса и сейчас уже нет.
И я уже говорил, что я тосковал не по дефициту и уравниловке, а по ощущению масштабности и величины событий (не величия!).

10:50 14.05.2022(1)
АБСОЛЮТ
ГЛАВНОЕ ЧТО МНЕ НРАВИЛОСЬ В СССР
ЭТО НЕ БЫЛО БОГАТЫХ
ВСЕ РАВНЫ  КАК НА ПОДБОР С НИМИ ДЯДЬКА ЧЕРНОМОР
11:17 14.05.2022
-1
Александр Джуга
ГЛАВНОЕ ЧТО МНЕ НРАВИЛОСЬ В СССР ЭТО НЕ БЫЛО БОГАТЫХ
=========================================

Вспомнился анекдот советских времен:
- Барыня, они хотят чтобы не было богатых.
- Странно, а мой дед хотел чтобы не было бедных!

Книга автора
Немного строк и междустрочий 
 Автор: Ольга Орлова