Произведение «11. Спор»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: Как писать автобиографию
Автор:
Баллы: 44
Читатели: 769 +1
Дата:
Предисловие:
10. Повседневность https://fabulae.ru/prose_b.php?id=100363

11. Спор

Иностранные

советчики лучше нас

знают, как нам жить.

Чем нам хуже, тем лучше

западным доброхотам.

(Танка)

Последним заданием было написать автобиографию в пяти предложениях. Я быстро написала пять предложений. Но задумалась. В них не было ничего художественного. Свои сомнения я выразила вслух:

- У меня получилось скорее резюме как для устройства на работу, а не автобиография.

Ютта сказала, что это окей. Нам предоставлена свобода - как хотим, так и пишем. Сами выбираем и форму, и содержание.

Третьим предложением в моем резюме было: "Я работала в науке, пока не разразилась перестройка." Предложение позабавило моих слушательниц.

- Ты пишешь "разразилась", как будто это природное явление, как будто это катастрофа, - сказала Лиза.

Андреа, работавшая по продвижению демократии в отсталых странах (в том числе в России), видимо обеспокоилась и объяснила Лизе:

- Для них в Сибири перестройка в самом деле разразилась. Перестройка совершалась в Москве. До Сибири она дошла уже свершившейся.

- Нет, - сказала я. - Перестройка совершалась во всей стране, и для всей страны она была катастрофой.

В ту неделю я как раз прочитала рассказ Владимира Митренина "Лилька" о судьбе, сломанной перестройкою. Жизнь, разрушенная вместе со страной. Написала я комментарий к рассказу и получила ответ от моей знакомой жительницы Петербурга.

"У нас есть огромное кладбище на юге города. Оно имеет свои кварталы, аллеи, и там сотни тысяч безымянных могил: "н.м." и "н.ж." написано на маленьких табличках из серого мрамора и годы с 1991 по 2004, и редко где точная дата или имя. У нас чтят память погибших в блокаду - почти шестьсот тысяч лежат на Пискарёвском кладбище, но жертв перестройки на Южном кладбище пока не чтят. Хоть так: каждому участок два на полтора с деревянной опалубкой и махонькая табличка толщиной два сантиметра. Кладбище считается крупнейшим в Европе. Это только Питер. А что делалось по стране!"

Рассказала я об этом кладбище. Андреа напряглась еще сильнее и сказала, что она не понимает, что это значит. Я повторила сказанное и пояснила, что похоронены умершие на улице бездомные, ставшие бездомными из-за перестройки. Андреа спросила меня, как бы изобличая в отсутствии логики:

- Почему же они похоронены в Петербурге?

- Потому что они умерли в Петербурге. В других городах свои кладбища.

Лиза слушала меня с интересом, чуть ли не с восторгом.

- Мы ничего этого не знаем. Для нас перестройка - это падение Берлинской стены.

- А здесь ничего об этом и не рассказывали.

Посмотрела я на мою оппонентку, и стало мне ее жалко. Андреа была в смятении, ведь попирались самые основы ее мировоззрения. Я смягчила свои речи оговоркой, что не хочу давать политинформацию, но это была моя биография. 

Лиза и Ютта поддержали меня, сказав, что как раз это и было ново и интересно для них. 

Андреа выглядела еще раздраженнее, чем раньше. Во всех своих рассказах об африканских странах она характеризовала местное население как "невероятно дружелюбное", а тут вдруг представительница третьего мира, облагодетельствованного Западом (а Запад представляет Андреа), невероятно наглеет и не показывает ни дружелюбия, ни благодарности.

А я стала думать, что рассказы, которые Андреа писала дома и читала нам вслух, все скучны. Исключение только - описание звездной ночи в Нигере. В неприязни к ней я поверила, что Андреа никогда не общалась с аборигенами, только собирала слухи о них среди других немцев, и кто еще там был из Европейского Союза.

Самыми интересными были сочинения, которые Андреа писала во время занятий, о разговорах с отцом и о матери. То, что Андреа писала дома, было натянутым, претенциозным, как бы просило: "Да восхититесь же вы моей необыкновенной жизнью!" А слушатели и не восхищались, и не удивлялись. Вместо этого разбирали ее рассказы о пребывании в экзотических странах, как будто это были самые обычные опусы самой обычной участницы курсов, которая хочет научиться писать автобиографию.

Послесловие:
12. Книги как пример и руководство https://fabulae.ru/prose_b.php?id=100522


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     09:20 10.08.2022 (1)
1
Очень хорошо и доступно написано, как и всегда, впрочем!
     09:24 10.08.2022
Спасибо, Надежда!
     09:20 10.08.2022
1
Очень хорошо и доступно написано, как и всегда, впрочем!
     07:38 10.05.2020 (1)
1
Грустные напоминания о перестройке, тяжёлые были времена... Написано очень хорошо! 
     14:58 14.05.2020
Спасибо, Лена!
Гость      17:51 31.03.2020 (3)
В предыдущем комментарии забыла поставить своё имя.  Дополню немного и подпишусь.

Сложная тема раскрыта так убедительно, что заставляет ещё раз прочувствовать все «прелести» перестройки. Очень понравилась завязка спора: перестройка разразилась…  Вокруг этого точного слова и началась полемика. 
Татьяна
     14:48 02.04.2020
Спасибо, Татьяна! В самом деле, удачное слово. Если бы не оно, то Лиза и не переспросила бы и так бы и пребывала в убеждении, что перестройка была благом.
     20:43 31.03.2020
А ведь правда! И началось это с конкретного факта конкретной биографии: человек посвятил себя науке, и не он один, но разразилась перестройка, и науку перестали финансировать.
     20:19 31.03.2020 (1)
Татьяна, большое Вам спасибо за комментарий. Этот комментарий практически как рецензия.
Гость      11:53 01.04.2020 (2)
 Надо отметить, что серьёзная тема рассказа раскрывается простым языком. Это на контрасте усиливает восприятие перестройки как большой беды. Прочитала на одном дыхании.

Татьяна.
Гость      12:51 05.04.2020 (1)
Это  и следующее пояснение Татьяной языка произведений Алёны Шаламиной надо взять эпиграфом к её творчеству, чтобы некоторые незадачливые читатели могли приготовиться к прочтению текста.
Жаль, что у меня нет технической возможности скопировать комментарии Татьяны, но её блестящие комментарии нужно сохранить, и лучше - эпиграфом, на мой взгляд.
Мила
     13:04 05.04.2020 (1)
Я сейчас скопирую все комментарии, а потом надо будет подумать, что с ними делать, в каком виде опубликовать, чтобы они не потерялись.
Гость      14:48 07.04.2020 (1)
Прекрасно! Надо их сохранить, потом объединить и получится статья литературного критика к "Спору", которую можно будет опубликовать после рассказа, если Татьяна согласится сделать где-то связки и переходы.
Мила
     20:38 07.04.2020 (1)
А я просто скопировала все - почти все - комментарии и разделила их на группы. Подчищу еще и опубликую. А Вы, Мила и Таня, посмотрите и скажете, стоит ли оставлять это в таком виде или что-то можно исправить.
Гость      21:34 09.04.2020
Мила придумала отличную идею, а Алёна её великолепно оформила – получилось хорошее начало. Теперь надо продолжать эту работу,  добавляя комментарии – получится целостное представление о творчестве талантливой писательницы. Вы – молодцы!

Татьяна.
     12:17 01.04.2020 (1)
Этот язык - моя беда. Многие думают, что простой, значит примитивный.
Гость      13:32 02.04.2020 (1)

Просто поясню. Красивости фраз и излишний пафос заменяют или полное отсутствие содержания, или его поверхностность. Для вдумчивого читателя необходима ясность и глубина размышлений , чтобы не продираться к сути через  вычурную и претенциозную манеру изложения. Так что ясный и понятный язык – это дар. Вам есть, что сказать читателям. Писала и думала о классиках…

Татьяна
     15:52 02.04.2020
Спасибо, Татьяна! Задумалась. Стала вспоминать и классиков, и современную литературу.
Гость      20:37 05.04.2020 (1)
«К сожалению, немногие открыты для споров»

Понимаю, Алёна. В этом и сложность. Тем выше Ваша заслуга в установлении  истины.

Татьяна
     10:11 07.04.2020
Да. Надо об этом писать и говорить. За правду нужно бороться.
Гость      12:52 05.04.2020 (1)
Вот она – многослойность смыслов произведений Алёны. Сначала я обиделась за наш народ, сочувствовала и радовалась достоинству, с которым автор противостояла недоброжелателям и поставила убедительную точку в споре, наблюдала за интересными деталями, по которым угадывался характер участников полемики.

И в моём восприятии рассказа чётко обозначился ещё один важный мотив: преодоление непонимания между людьми из разных культур. Надо разговаривать, спорить и писать об этом, несмотря на  всю сложность  задачи. Рассказ сразу не отпускает…
Татьяна


     13:15 05.04.2020
К сожалению, немногие открыты для споров. Выкладывают свое мнение, сложившееся под воздействием СМИ. А когда им начинают возражать, говорят:

- Я не хочу спорить! Нет, я не хочу спорить!

Свое мнение высказали, а чужое мнение и чужие аргументы слушать отказываются.
Гость      13:33 02.04.2020 (1)
Здесь очень важная тема возникает -тема горя, которое принесла перестройка.
     14:56 02.04.2020 (2)
И это почти неисчерпаемая тема. Думаю, что нужно писать об этом, пока мы живы - те, кто жил во время перестройки. Рассказывать о том, как и что пережили.
Гость      13:00 03.04.2020 (2)
Тема неисчерпаемая, благодатная для деятелей искусства. Как подметили Ольга и ОлГус Ваш рассказ очень кинематографичен, как заметила Татьяна, танка сюда невероятно подходит;   тема рассказа такова,что выдерживает сплав искусств. Нужны продюссер и сценарист, чтобы на основе прекрасного рассказа получился захватывающий фильм.
     13:21 03.04.2020 (1)
Или затрагивалась и отображалась? Только я не знаю.
Гость      22:46 03.04.2020 (1)
О кошмаре перестройки, наверно, смотрели "Ворошиловский стрелок" с Михаилом Ульяновым и "Брат 1" и "Брат 2" с Сергеем Бодровым и Виктором Сухоруковым. Это самые лучшие, на мой взгляд, фильмы; была ещё "Бригада", но эту картину не смотрела, "Авария - дочь мента", "Хочу в тюрьму" - почти комедия... да были... Но вот этого жуткого масштаба с одной стороны, и полного неведения с другой стороны, толком никто не показал.
     07:16 04.04.2020
Я все эти фильмы не знаю. Только названия в интернете встречались.
     13:19 03.04.2020 (1)
Тема перестройки как катастрофы - непочатая целина. Кажется, еще не затрагивалась по-настоящему?
Гость      11:28 04.04.2020
По-настоящему затронута тема, как тема катастрофы, именно у Алёны Шаламиной. Если библиографы могут указать произведение,где перестройка показана как катастрофа народа - пусть покажут.
Гость      10:24 03.04.2020 (1)
Вы совершенно правы,  Алёна, пройдёт какое-то время, и люди, родившиеся в нынешнем тысячелетии не будут знать, что творилось в тот короткий, для истории человечества, но роковой для многих человеческих судеб отрезок времени.
Мила
     11:11 03.04.2020 (1)
Жалко, что уничтожила я все письма от мамы. Был бы документ эпохи. И свои письма уничтожила, а ведь делала даже копии. А потом выбросила все, вроде бы они много места занимают. Или не знаю, что на меня нашло.
Гость      22:46 03.04.2020 (1)
И на меня иной раз находит наведение "порядка"; потом тоже локти кусаю.
Вдруг в Вашей памяти осталось что-то из тех писем....
     07:21 04.04.2020
Нет, все забыто. Может быть, не безвозвратно.
     09:48 19.03.2020 (1)
Зашла на страничку Митренина и "Лильку" прочитала. Ужасно это всё. А рассказано хорошо.
     16:38 19.03.2020 (1)
Я уверена, что это правдивый рассказ.
Гость      13:32 02.04.2020 (1)
Тоже прочла"Лильку" Митренина и, несмотря на художественность рассказа, увидела там документальную основу. Описываемая схема отъёма квартир имела место быть до недавнего времени, и многие, очень многие лишились таким образом жилья..
Мила
     15:54 02.04.2020 (1)
Замечательный рассказ! Правдивый. И написан превосходно.
Гость      21:46 02.04.2020 (1)
Пожалуй, кроме Митренина и Вас, никого пока не встреечала с этой темой:и какое эстетическое удовольствие получает читатель, знакомясь у таких мастеров прзоы, как Алёна Шаламина и Митренин
     08:38 03.04.2020 (2)
Спасибо! Мне льстит, что скромный рассказик о споре на курсах в народном университете оказался рядом с рассказом Митренина.
Гость      22:47 03.04.2020 (1)
Где-то Вы кстати вспомнили, что вначале было Слово. И здесь, на университетском занятии было сказано именно нужное Слово, которое подняло огромный пласт, а рассказ - великолепен, великолепен своей концентрированностью; и хотя тема соприкасается с темой уважаемого Митренина (спасибо ему!), но лаконизм и в то же время ёмкость прозы  Алёны Шаламиной милее моему читательскому сердцу.
     07:40 04.04.2020
Спасибо! Мне даже захотелось писать. 
     08:40 03.04.2020 (1)
Хотя - что я скромничаю! Кульминация - рассказ о Южном кладбище. Это рассказ о всенародной трагедии. Уже это делает рассказ Спор незаурядным.
Гость      11:27 04.04.2020
Соглашусь Если у Митренина подробно рассказывается о трагически сложившейся судьбе человека  в результате перестройки, то у Алёны Шаламиной читается огромный масштаб этой трагедии - сотни тысяч погибших, лежащих на Южном кладбище.
Особо замечу, что отдавая должное Митренину - прекрасному рассказчику, предпочитаю краткость и ёмкость слова Алёны подробному и неспешному повествованию.
Гость      17:51 31.03.2020 (1)
Сильное впечатление! Оказывается, о нашей всенародной трагедии представления не имеют собеседницы автора.  Первый плюс от меня – за актуальность темы. Второй плюс: удачная композиция рассказа: от спокойного начала разговора к накалённому нерву цитаты о Южном кладбище в Питере. И достойное завершение спора, правота автора в котором неоспорима.
     20:14 31.03.2020 (1)
Да, они знают о разрушении СССР (здесь его называют распадом, как будто он сам по себе от слабости развалился) только то, что им рассказывают СМИ, и они все верят своим СМИ.
Гость      11:53 01.04.2020 (1)
Как Вам показалось, Ютта и Лиза сокрушённо узнали правду, или какие-то другие чувства они выразили?
     12:20 01.04.2020 (2)
Мне показалось, что они сочувствовали русским.
Гость      13:31 02.04.2020 (1)
Это вселяет надежду.
     15:06 02.04.2020
Да, правда.
Гость      13:28 02.04.2020 (1)
Спасибо! Уже хорошо, что сочувствовали.
     14:57 02.04.2020 (1)
Да. Хорошо то, что не дали понять, что не верят (как дала понять Андреа).
Гость      21:47 02.04.2020 (1)
Обнадёживает то,что не у всех потеряны совесть и разум в результате тщательной промывки мозгов.
     08:34 03.04.2020 (1)
Да, да, что осталось еще место в мозгах, казалось бы, напичканных пропагандой.
Гость      22:46 03.04.2020 (1)
Сохранившие способность мыслить в такой обстановке Ютта и Лиза, вызывают уважение.
     07:27 04.04.2020
Да. Лиза, похоже, человек открытый и отзывчий, а Ютта привыкла мыслить критически, анализировать, сопоставлять, делать выводы и ничего не принимает слепо на веру.
Гость      17:51 31.03.2020 (1)
Перечитывая этот рассказ, задумываюсь, насколько иностранные советчики повлияли на нашу жизнь, на нашу психологию за последние 30 лет. Ведь не только немецкий народ не имеет понятия о том ужасе, которые пережила нынешняя Россия при переходе из СССР в нынешнюю жизнь, но и здесь, у нас далеко не все представляют масштабы трагедии.
Мила
     20:17 31.03.2020 (1)
Мне кажется, в бывшем СССР целенаправленно и очень много и интенсивно очерняется все советское. И о многом умалчивают, но стараются создать видимость того, что все о всем информированы, - ну это как всегда делалось на Западе.
Гость      11:53 01.04.2020 (1)
Начиная с 1987 года пошёл мощный вал очернительства, и Запад мог быть доволен.
     12:18 01.04.2020 (1)
Я даже предполагаю, что очернительство шло с Запада или, по меньшей мере, под руководством оттуда.
Гость      13:28 02.04.2020 (1)
Соглашусь. Шёл оттуда, и был подхвачен местными очернителями.
     14:59 02.04.2020 (1)
Тема тогда стала модной и шла нарасхват.
Гость      21:48 02.04.2020 (1)
Читвли Огонёк и Аргументы и Факты с широко раскрытыми  глазами.
     08:33 03.04.2020 (1)
А я еще и верила всему (((

Или почти всему. Было и то, чему не верила.
Гость      22:46 03.04.2020 (1)
Поначалу, наверно, в состоянии шока почти все верили.
     07:24 04.04.2020
Были люди, которых возмущала эта вакханалия гласности. Может быть, догадывались они, что придет следом за нею.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама