Произведение «Яблочный спас до и после "начатка"» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Оценка рецензентов: 6
Баллы: 7
Читатели: 697 +1
Дата:
«Кустодиев. На террасе»

Яблочный спас до и после "начатка"

     Свадьбы в этот день не принято играть и в храмах не венчают. А девушки в этот день, разговляясь яблоками, приговаривали: "Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!". Считалось, что благодаря этому заговору появится суженый. Девушки гадали на яблоках о будущей любви. Это, наверное, самое простое гадание. Нужно собраться с подружками у блюда с яблоками (яблок должно быть столько же, сколько девушек), взять первое попавшееся и надкусить. Если плод кислый - любовь будет нерадостной; сладкий - счастливой; горький - безответной; мало сока - сердечный друг неласков; плод сочный - любимый будет нежным и заботливым, а попадется червяк - к сопернице… Сколь не покупай в магазине - они все без червяков, вдруг подумалось, а туда же... Червь в яблоке - первый признак качества плода за отсутствием в нём химикатов, а это значит - яблоко настоящее и полезное. Возможно, купоросом и обработано слегка (рос и купа, мелькнуло), так это всё природное… А наложи антоновки девицам сейчас - всем кисло придётся, не созрела антоновка ещё. Вспомнил как делал "присушку" в школьной юности - выбирал самое крупное красивое яблоко в родительском саду, разрезал его пополам и в середину укладывал записку с именем одноклассницы. Когда пишут рекомендации по "присушке" девушек и указывают, что выбирать яблоко надо в "своём саду", тоже не понимаю.  Какой может быть "свой" сад в 15 лет? Папы с мамой, а то и от прадедов... Затем половинки яблока связал и положил на солнце. Яблоко сохло, а ей хоть бы что. Во всяком случае я так и не узнал, ощущала она ко мне всё большую склонность по мере высыхания яблока или нет... Если девушки гадают все вместе, сидя кружочком у блюда, то парень свою "присушку" должен делать один. С другой стороны от слова сад - посад, детсад, фасад (к слову о голове садовой) и каждый раз приходится додумывать о недосказанном самому. Ещё смотрели на погоду какая предстоит осень. Если день выдался холодным, то январь будет суровым. Не помню случая, чтобы хоть раз в январе вспоминали август. Яблочные пироги и другую выпечку нужно готовить на постном тесте, говорят одни и непременно делятся главной приметой праздника - о двух мухах. Существует примета, что две севшие в этот день на руку мухи сулят удачу на весь будущий год. На эту тему есть множество статей в сети общего доступа, но нет ответа, почему? Я их даже не буду и поминать - множить множимое. Но у древних славян они особенные - с массой занятных подробностей. «Царь очень постарел, - повествует сказка, - и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть...».

     По преданию Яблочный спас приходится на Преображение Господне, а верующие стали отмечать с IV века потому, что в него принято освящать яблоки. Ничего разумнее в пояснениях от людей сведущих мне найти не удалось. Напрашивается вопрос от обратного, если было принято освящать яблоки, то и Преображение случилось верующим - это ясно что божий день, но как быть с хронологией? И тут вспомнился сюжет из ВЗ, когда молодых проводили за ворота рая за непослушание. Ева предложила яблоко с древа знаний, а Адам вкусил, за что и были наказаны оба - одеты в одежды зверей и отпущены на конец первой же недели сотворения мира. Творец поступил справедливо. Завет "плодитесь и размножайтесь" был бы совершенно неисполним, оставь в раю одного Адама. А если бы не Ева, с другой стороны, да не ослушайся она... Вот и думай, писал бы я сейчас или нет? Яблоко было "своего сада", Вифлиемского, а люди получились все такие разные, а почему?

     А дело со Спасом было так. Однажды Спаситель взял помолиться троих ближайших учеников (Петра, Иакова и Иоанна) и взошёл с ними на гору Фавор помолиться. Во время молитвы те уснули (свидетельствует евангелист Лука), очнувшись Пётр воскликнул: "Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, что говорил". Особенно вот это и запоминается, не зная о чём… Под кущами имеются в виду вовсе не шалаши, как объясняют сегодня, шалаши - следствие, а "с милым рай в шалаше" - простой и забавный перевод одного такого "милого". Но событие пришлось на дни иудейского праздника Суккот. Еврейский обычай, в память о странствиях своего народа после исхода из Египта. Зачем мне нужно это знать до сих пор не пойму, совершенно ничего не зная о роде своём ниже пятого колена. В память об этом событии и был установлен праздник, смешивая всё и вся до кучи. Может, потому католики и не поддерживают традицию в этот день праздника Пурим. Если природой положено созреть яблоку в июле, а то и июне на обширной территории расселения, чего резину то тянуть до осени? Размышляю сам. "Когда же он (Пётр) говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели", - пишет Лука. Духовенство в храмах служит в белых облачениях - символ "фаворского света". В этот день положено освящать виноград (для него предусмотрена специальная молитва), но на большинстве территории России виноград не растёт или не вызревает к этому времени, поэтому освящаются яблоки. При этом освящаются другой молитвой, делает исключение церковный устав РПЦ, но ведь и яблоки не везде есть… "На освящение начаток овощей (плодов)", - опять делает исключение церковный устав, и так далее - я пробираюсь от винограда к яблокам, от них к овощам (которые тоже не везде растут), но вопрос повис уже с самого начала - до "начатка", то есть до IV века на земле не было яблок? Были. Когда переводили Библию на язык северных народностей, у которых нет слова хлеб, у них не растут ни орехи ни яблоки и пчёлы не летают, то долго подыскивали то, чем можно было бы с успехом заменить. Видимо, тем оленеводам объяснили не столь доходчиво, как мне. Там до сих пор костры, бубны, шаманы и веточки на деревьях вещуют о своём представлении мира, сколь "не тверди", а взять Волхов... Явно имя реки и городища от волхва, как и название улицы Волхонка - от Спаса до Кремля... Разыгравшееся, было моё воображение о молодильных яблочках (с пальчиком из-за тучки), успокаивает сходство сюжетов. Иудеи не приняли НЗ, а церковь вновь опирается на народные обычаи. Народу нравится. Триста праздников в году это не так и плохо, это даже очень хорошо, хоть в яблочный спас и не принято устраивать шумные празднества и много есть… 

     Гора Фавор: гора фа/фе/fe в ор, где "fe" религия - плод надуманной этимологии недремлющего ума, равно как и сон молящихся на ней. Да и "фа-сад", туда же... Начаток, как я понимаю, - это начало чего-то: побег, росток, стебелёк в уменьшительном роде, а початок - плод кукурузы мужского рода. Почетуха - невесть что. Этимология "фаворского света" - теология, а за определением подобного рода следует ожидать и войну умов за сам корень - "ор" - свет. Прямая есть кратчайший путь между точками, что и луч от солнца к глазу. Несомненно! Район моего города юности назывался Почетуха по имени бывшей слободы и был расположен подле горы в низине на берегу речки. Что означает название? Лет сорок спрашивал от школьной скамьи, обращался к белорусам и украинцам. Здесь жили "почётные" граждане города - объясняют местные краеведы. Допустим, а почему гора называется в народе Ebun-гора? Там какие жили... Как всегда, беседа заканчивается весёлым тупиком - названию слободок тысяча лет, а городу их объединяющему и ста нет. Имя его от посада (до 1926 года был посад). Такое, разве может быть? Даже если и триста лет названию от Петра Великого и посад ровесник Санкт-Петербургу. Может, но в одном случае, если все жители окраинной слободы - почётные, а все остальные - "нечётные" горожане с наиболее нечётнейшими на Доске Почёта в центре его. Слово должно иметь под собой, ну хоть какую-то основу, что называется - корень жизни. А сей "начаток", стоит полагать, есть особь мужеского пола (от слова чат, чуть было не вставил), но в уменьшительном виде. Сегодня на этой горе строится храм Преображения, самый большой на местности (между Черниговым, Гомелем и Брянском), недалеко от памятника Три Сестры у границы трёх республик. Почему вспомнил? А я о "присушке" всегда вспоминал, проходя мимо памятника Яблоку. У подножия горы лежало зелёное бетонное яблоко размером в человека, пополам разрезанное - ровно по сердцевине и были видны коричневые семечки. Значит спелое. Один серб, уже в Питере и вопросом на вопрос, ответил мне, что если слива - слива, груша - груша и так далее в русском языке - имя плода соответствует имени дерева его, то яблоко от яблони, почему? Я перебрал в уме все плоды с деревьями, и действительно! Вишня - вишня. Почему же не яблоня от яблони падает? Ответил себе год спустя, посещая Нови Сад (Сербия), а подумалось - Новый город? Вспомнил всё, что знал по теме: "Садовое кольцо", "Здесь будет город-сад", "Эх яблочко, куда ты котишься?"... А катилось оно от ябуки до яблык, что и сохранили наречия в угоду нашей яблоне (jabloň, stablo jabuke, дрво јабуке), став немецким "ein Apfel" и даже Яблык белорусским, стоит заглянуть в переводчик. Этаким колобком по дорожке времени. Я потом ещё писал, помню, за рецепт штруделя осенённый таким открытием... Сегодня Яблока нет, убрали почему-то от подножия храма. Клинцы в переводе с сербского и словенского - дети. Вот и весь тебе классический конфликт с отцами из школьной программы. На другом берегу установлен памятник Отцам Основателям (не одному, замечу, а братьям Клинец по легенде), давшим имя бывшей слободе. Композиция же памятника: мужчина, женщина, ребёнок. И какая связь с названием? Сложная. Населяли места блюстители древлего благочестия. Заодно и речку переименовали, но это уже следствия... Наверное, потому и убрали бетонное яблоко зелёного цвета. А лет пять назад написал я в шутку и серьёзно, что здесь должен быть памятник Единству славян с вертолётной площадкой, небольшим рукотворным морем и яблоневым садом... И без границ.

     Все яблоневые сады стерегли особы женского пола. В мифах древних славян от молодильных яблок отгоняла охотников до оных богиня Лыбедь, она же Синеглазка. У древних скандинавов секьюрити возглавляла богиня Идунн. У греков - геспериды, некие божественные и воинственные создания, подчинявшиеся Гере - жене Зевса. Ничто не могло остановить Ивана, младшенького у царя сына. Ведь ему было известно то, что не было известно никому. Он не вспарывал животы лягушкам, не выжигал по дереву, но с детства любил яблоки и рассматривал их как объект полный железа для зарядки сил. Кушал по два, а то и три в день. А без витамина "D", без железа и сна человек просто не может существовать. Человек должен спать и находиться под гипнозом, это его нормальный и естественный образ жизни. Он так создан по подобию, подобно тому, как и смартфон необходимо время от времени заряжать штепселем в розетку. На одном конце


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Эссе «Яблочный спас до и после "начатка"» представляет собой компиляцию - монтаж из отрывков интернетовских статей и из впечатлений и соображений автора по поводу Яблочного спаса.

В интернете я нашла несколько источников, из которых заимствованы отдельные части рецензируемого произведения. Основные, из которых скопированы целые абзацы, - это
Молодильные яблоки - не сказка? 14 августа 2005 
Яблочный спас 2020 - что это за праздник и как его отмечают в России 18.08.2020

Такое заимствование без указания источника называется плагиатом. 

... Но событие пришлось на дни иудейского праздника Суккот. Еврейский обычай, в память о странствиях своего народа после исхода из Египта. Зачем мне нужно это знать до сих пор не пойму, совершенно ничего не зная о роде своём ниже пятого колена. В память об этом событии и был установлен праздник, смешивая всё и вся до кучи.

- пишет автор о том, что ему удалось узнать об истоках празднования Яблочного спаса. Выхватил начатки сведений, вероятно, прыгая от ссылки к ссылке по Википедии, и сам удивляется, не понимая, зачем ему нужно это знать. 

Но зато автор хорошо передал свой стиль компилирования: он копирует из разных мест, "смешивая всё и вся до кучи".  

Автор не разделяет свои - или заимствованные - мысли на абзацы и не связывает отдельные мысли друг с другом. Например, последняя треть первого абзаца текста гласит:
Если девушки гадают все вместе, сидя кружочком у блюда, то парень свою "присушку" должен делать один. С другой стороны от слова сад - посад, детсад, фасад (к слову о голове садовой) и каждый раз приходится додумывать о недосказанном самому. Ещё смотрели на погоду какая предстоит осень. Если день выдался холодным, то январь будет суровым. Не помню случая, чтобы хоть раз в январе вспоминали август. Яблочные пироги и другую выпечку нужно готовить на постном тесте, говорят одни и непременно делятся главной приметой праздника - о двух мухах. Существует примета, что две севшие в этот день на руку мухи сулят удачу на весь будущий год. Но у древних славян они особенные - с массой занятных подробностей. «Царь очень постарел, - повествует сказка, - и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть...».

Прыжки мысли автора от присушки к предположению о том, что французское слово façade происходит от русского слова сад (а на самом деле от французского face - лицо), и от фасада к погоде и к пирогам меня не особенно обескураживали. Но вот этот фрагмент:
Существует примета, что две севшие в этот день на руку мухи сулят удачу на весь будущий год. Но у древних славян они особенные - с массой занятных подробностей.

- вызвал недоумение. Мухи у древних славян особенные? Или все же приметы особенные, и автор просто не смог сформулировать свою мысль? Но почему дальше начинается повествование о сказке?  

Поиск в интернете развеял мое недоумение. Оказывается, о пирогах и мухах выхвачено отсюда
Тем, кто постится, можно смягчить пост. Второй спас позволяет есть рыбу и выпить немного красного вина. Кстати, яблочные пироги и другую выпечку нужно готовить на постном тесте.  

Существует примета, что две севшие в этот день на руку мухи сулят удачу на весь будущий год. Главное, не сгонять их, а позволить улететь. Нельзя также убивать других насекомых — комаров, мошек, жучков. Это считается дурной приметой.

А о древних славянах выхвачено отсюда
Мифы и легенды о молодильных яблоках есть у многих народов. Но у древних славян, греков и скандинавов они особенные - с массой занятных подробностей. «Царь очень постарел, - повествует сказка, - и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть...»

К оригинальным мыслям автора, вероятно, относятся мысли об изгнании Адама и Евы из Рая и рассуждения об этимологии. И не скопирован откуда-то его рассказ о прогулке в парке Трехсотлетия.

Думается, что нужно было написать эссе, ограничившись собственными соображениями и впечатлениями, или же оформить цитаты из интернета как цитаты и связать их со своими мыслями, и во всяком случае стоило бы довести до логического конца рассказ о происхождении праздника.

Оценка произведения: 6
Алёна Шаламина 25.08.2020
     19:08 25.08.2020
Алёна, спасибо большое! - суть творения ухвачена верно - "оригинальные мысли автора в том и заключались" (дополню своё видение), что не только эта статейка, а вся жизнь его - это сплошной плагиат и заимствование памяти от предков из Египта, Греции, не будь сам ни греком ни иудеем... "и сам удивляется, не понимая, зачем ему нужно это знать"... действительно, зачем? - удивишься тут, если ты не "грек древний", то и не понять, почему осенние мухи считаются особенно злыми... Статья эта - насмешка над той информацией, которую я вижу в вике-с-педей... Поначалу я давал ссылки, раскручивая глупости, потом прекратил это делать сознательно. Ссылки указываю на заслуживающие внимания читателя вещи, например, на "Слово о полку" - это достойная альтернатива вымышленным историческим событиям. Правда умалчивается - враньё преподаётся? Суть же - белое пятно мой край, он таким был на карте Геродота, таким и остался - память стёрта... похоже, таким и останется, а руинам местным, до которых никому нет дела - десятки тысяч лет. Хорошо было бы отметить, что смысл тех статеек обратный, я не ворую чужие мысли, а нет. Выдернул, высмеял и тут же забыл.

И вот тут не согласен: "Прыжки мысли автора от присушки к предположению о том, что французское слово façade происходит от русского слова сад (а на самом деле от французского face - лицо), и от фасада ... " и так далее по тексту - не совсем понял: face - лицо - фейс (это само собой, что это есть "перед", "лицевая сторона" и фасад объекта), но в вашем примере отсутствует звук "д", а без него "фейс" рассыпается как конструкция... Посему и не согласен с устоявшейся в науке этимологией. А уж ссылка на французский - не от меня явно. Русский язык старше и он основа иным. Сад происходит от "с + ад", в свою очередь "ад" происходит от "а + д", где каждая буква что-то значит в начертании, а в первую очередь её сформировал звук. Фе/фа/fe - вера, религия - прямые переводы с латыни, а "офенисты" от Днепра до Волги расплодились лишь с 16 века (напомню, что Л(ад)оге уже было 1000 лет), но если им захочется перевести себе смысл сегодня - "голова садовая" - то ничего у них не получится... Фейсом об тейбол у них получится, где "бол" - мяч… Так и здесь. Лики (фейсы) меняются в угоду теологии, здания перестраиваются или сносятся, сады вырубаются, заветы меняются, но русский язык не может меняться столь быстро. Корни языка хранит великий и могучий, всё остальное - производные... Французы Вам не объяснят происхождение "face" (этимологии то есть), а я могу им помочь от русского... Если сможете объяснить, какие два звука слились в один термин, было бы интересно продолжить на тему, что помогло французу образовать "образ" ? Это знаете, сравнимо со словом пьедестал, якобы итальянским piedistallo, на самом деле: пята + стан. 

Да и вообще, как-то мимо смысла и "скачками" до финала... Когда читатель теряет суть повествования с первого абзаца, так и происходит - логика рушится и дальше читать скучно. В названии уже сказано о чём. Финальная же мысль, в данном случае, что мораль бы получилась. Кому она нужна? На месте сада старого, условно появился новый. Вместо яблока камень. А ведь могло бы (вдумайтесь), яблоко быть - яблОнь - есть даже деревня Яблонь на Брянщине, и дерево могло бы быть яблонь. А нет. А все остальные плоды и деревья соотносятся: груша-груша, слива-слива, вишня-вишня...  Думающий да задумается, почему у нас за каждым словом непременно нужно обращаться к "древневорованному" греческому, который не даёт ссылок на русский? Спасибо Вам за беседу.
Реклама