Произведение «Аркучи, прости Господи...» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Произведения к празднику: День спасателя Российской Федерации
Автор:
Читатели: 527 +2
Дата:
«Рюген - Аркона - аркучи»

Аркучи, прости Господи...

     Есть красивое русское слово аркучи, есть шикарный мыс Аркона на острове Рюген, где языческие святилища древних славян, но неужели эти два слова можно соединить? Даже нужно. Отсюда начинался знаменитый торговый путь «из варяг в греки» - от слова тор/тора, от которых и слово купец, и тор-г-овец, а попутно и заодно, они ещё и торговали. Так появилось слово исТОРия. Слово аркучи встречается в форме арекучи и аркуще в древнерусской литературе одного периода, если расположить три цитаты по времени:

     1. И се увидѣвъ, святыи Глѣбъ вразумѣлъ, што жь хотять его убити ... жалостно гласа спущаше к нимъ, арекучи: „Не дѣите мене, осподо моя и братья моя милая, не убивайте мене“.

     2. «Ярославна рано плачетъ въ Путивле на забрале, аркучи: «О Ветре, Ветрило! Чему, господине, насильно вееши?» («Слово о полку Игореве»). В "Слове" есть ещё один отрывок с этой же формой в момент сильного эмоционального накала: «Жены руския въсплакашась, аркучи: «Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати!»

     3. "Туто поганые разлучишася розно и побѣгше неуготованными дорогами в лукоморье, скрегчюще зубами своими... аркуще так..." Задонщина, Унд., 248 (XVII в. ~ кон. XIV в.).

     Также большое количество примеров, когда в старинных русских источниках зафиксировано выражение "а ркучи", "а ркуци", "а река" - изрекая, говоря... По смыслу ясно, что рек/рече и река схожи плавностью течения, но бывают такие зигзаги и излучины, такие словесные пороги и водопады, что вода кипит от глубины мысли. Слово «зигзицею» начинают трактовать птицею, но не орлицею - кукушкой, изредка чайкой. Мотивируя, что море рядом. Мне нравятся люди с юмором. На самом деле слово означает зигзаг, просто зигзаг - зигзаг удачи? Да, корневая основа слова - хан Гзак, а зи - це си. Можно и так, превратности судьбы: «Полечю, рече, зегзицею по Дунаеви; омочю бе брянъ рукавъ въ Каяле реце», из чего видно, что полёт её будет не по прямой линии. А какой? - по косой, косицей она пойдёт по троекТОРии... Косица - суженный вымпел, плюс дюжина значений, вплоть до косы-литовки и косарей. Суженый - муж.

     Кнут, вглядевшись, отвечает:
     «Нет, не лес то шевелится,-
     Щегол множество кивaeт,
     О косицу бьёт косица».

     А.К. Толстой (Боривой) о временах Арконы. Щегол - кто скажет, что это мачта, а косица - вымпел? Множество кивает, намекает на язычников и многобожие, подсказывает читателю, чем отличается мягкий знак Ь от буквы Ы (множество еров). По нашему щегол - пацанчик и птица, а косица - коса, слово с помощью которого можно написать предложение из шести слов коса подряд без связки в предложении, теперь буду знать, что - семь. Язык богат и неузнаваем, оттого он Великий и могучий, что творится в нём множество незнакомых и неведомых россиянам слов. Также большое количество примеров, когда в старинных русских источниках зафиксировано выражение "а ркучи", "а ркуци", "а река" - изрекая, говоря - по смыслу ясно, но полемика в сети не стихает... А почему? А никто не понимает, с кем воевал Игорь и что подразумевается под словом аркучи, но очевидно следующее, таки, всё ещё спорят и спорить будут. Основные версии - плачь по золоту и серебру, драгоценностям... Ещё - поиск камня Алатыря, описывая цвет и сравнивая с алтарём, забывая, что алтари не обязательны в соборах. Древний Егорий сражает змия без копья на фреске собора в Ладоге во всю стену (12 век), топча гадину конём. О добре и зле есть версии (коль сильно то княжна плачет). Косвенных примеров масса. О Белом боге с Чёрным богом, вроде бы не видел, не усмотрел пока. При этом, совпадения, сохранившиеся между славянскими и балтскими языками, а также санскритом - подчас очень выразительны. И это касается не только корней и слов, но и самой структуры речи. Вот оценка известного профессора санскритолога, индуса Дурги Прашада Шастри о глубинном сходстве русского и санскрита: "Удивляет то, что в двух наших языках схожи структура слова, стиль, синтаксис и правила грамматики". И действительно, сходство между этими индоевропейскими языками сохранилось на фундаментальном уровне. С чего бы? Ответ на поверхности - и там, и там - язычники. Словам тысячи лет. Поэтому все русские слова со скрипом и прокруткой выводят из «оттуда» на язык российский как через мясорубку, а потом фарш отделяют от зёрен, лишь бы не с Руси Белой, нежели вспомнить славян предков. Одно из дюжины значений аркучи - прокрутка, скоро к нему подойдём. Не оттого ли у нас много словарей, а толку мало? Вот такие размышления. А теперь по делу.

     Историю гражданской войны или Первую смуту нам преподают от Рюрика. Откуда он? Вот туда мы и пойдём, откуда ноги растут. Призывали русь: словене, чудь, кривичи и вси - ордер или союз по вере - варягов из-за моря. А те, язычники (рвань и голь наёмная), подписались на это дело и тремя родами братьев, всей русью прикатили по зову послов к новгородцам, которые тоже выходцы с варягов. Ну, не русь, но с варягов, почитатели славянского Бога Сварога, как я понимаю, которого затмил христианский Бог Саваоф. По отношению к Сварогу исследователи высказывают разное, что даже ставят под сомнение его существование. Сближают со Сварожичем, производят от него и жены Лады - сына Дажьбога. Дажьбог встречается в трудной повести «Слово», где первые христиане называют себя одновременно и русскими, и внуками Дажьбога и Солнцем Земли Русской. В пантеоне особо тесные связи соединяли Сварога с Дажьбогом, который называется в летописи сыном Сварога (опять же, ссылаясь на «Повесть временных лет» и «Слово о полку»).  Ещё Дажьбог есть в поучении христиан против язычников. Всё. Письменных свидетельств о Свароге (утрирую), нет. Сварожич присутствует в пантеоне у балтов и русских киевлян, редкий случай, когда один Бог оказался по обе линии фронта. С рогом изобилия есть Бог Святовит, который как раз с того места, откуда пришли варяги. Княгиня Голицына, уходя, оставила завещание (род Голицыных тесно связан с островом, крупные землевладельцы в России) и скончалась. Скончалась княгиня Голицына 18 января 1850 года в Петербурге и была похоронена в Александро-Невской лавре. По её завещанию была сделана надпись на её могиле:
«Прошу православных русских и проходящих здесь помолиться за рабу Божию, дабы услышал Господь мои теплые молитвы у престола Всевышнего, для сохранения духа русского». Вот я за дух огня и бога ради (расхожее выражение), ознакомлюсь со Святовитом.

    Святовит или Свентовит - бог войны и победы у части западных славян - Бог плодородия согласно «Mater Verborum», и противостоящий Чернобогу. Упомянут в «Славянской хронике» Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в «Деянии данов», как главный бог - бог богов - храма при Арконе. В чешском словаре «Mater Verborum» упомянут Suatouyt - Ares, bellum, - что и послужило поводом к отождествлению Святовита и Белобога. Имя имеет славянское происхождение, что очевидно: свято вить (ви - жизнь), ср. Витьба, «свивая обе полы», витязь, воин, победитель. Вторую часть имени -wit/-vit в имени Swantevit, Zuantewith и Световит можно подвести к вед/ведам/vid («вид, зрение, облик»), но с какой целью? И так ясно, что это языческий Бог... Световид (свет+видение, свет+знание), так руяне могли обращаться к некоему божеству, которое нельзя было называть прямо по имени. А учитывая время - наступает «наука» Палеология. Сварога затмил иудо-христианский Бог Саваоф. Проповедники обратили народ руян в христианскую веру и заложили на острове Рюген храм в честь мученика св. Вита. Но руяны отпали от веры и изгнали христиан. А затем и христиане раскололись. Гоголь написал свой «Вий», как знание круга спасает жизнь. Если сравнить иллюстрацию А. С. Кайсарова (1804)  с иллюстрацией Саксона Грамматика (1834), то картинки «Световида» схожи лишь атрибутами. Лук и рог оказались не в тех руках (поменялись), у Грамматика Бог - в платье и босой, у Кайсарова обнажённый и в плетёной обуви, крепко прижимая правой рукой Рог, размером не с Эльбрус, но до сердца от причинного места.

     Аркона (Яромарсбург) - существовал до XII века - город и религиозный центр балтийского славянского племени руян. Он был подробно описан современником-датчанином Саксоном Грамматиком в «Деяниях данов». Ямбург на реке Луге, он же русский город Ям (после Петра - Ямбург), ныне Кингисепп («сапожник») - граница с Эстонией. Прямая дорога по Луге с Ильменя в Залив и Данию. Основан новгородским боярином Иваном Фёдоровичем как крепость Ям в 1384 году.

     Итак, русь - варяги, Рюрик с о. Рюген. Аркона - крепость и священный город на севере острова Рюгена, религиозный центр балтийских славян; в Арконе был храм их главного божества Святовита. Хотя, Перун (слав. миф.) - бог грома и молнии - считается общеславянским главным, его и сплавляли по Днепру баграми до порогов. Был он из дуба с золотой головой, с серебряными усами. Роскильда - датский город, с X в. резиденция королей и епископов. Гуменце - темя; бритое темя, тонзура - отличительный признак католического духовенства. Гумно - Помещение, сарай для сжатого хлеба; площадка для молотьбы, ток; для сушки снопов - овин. Чернобог - бог зла, антипод Святовита. Борживой I - первый исторический князь чехов c 870 или 872 года, во времена «призвания» Рюрика (862-879) ордером. Стих - БОРИВОЙ - Поморское сказание, автор Алексей Константинович Толстой (1817-1875), поместье Красный Рог на речке Рожок.

     Но, смеясь, с кормы высокой
     Молвит Кнут: «Нам нет препоны:
     Боривой теперь далеко
     Бьется с немцем у Арконы!»

     Город Аркона лежит на вершине высокой скалы... Далее следует описание храма бога Святовита: Посреди города была площадь, на которой стоял храм из дерева, изящнейшей работы… Далее шло описание идола Святовита по которому сделаны два разных рисунка. Как так? Художник так видит. Ну и вид у Святовита - вырвалось по одному из них в греческих сандалиях... В 1168 году Аркона была разрушена датчанами при короле Вальдемаре I, победившем руянского князя Яромира. В 1185 году, при возведении церкви в Альтенкирхене (село на острове), на полуострове Виттов, использовались камни из Яромарсбурга. А это уже времена походов Игоря, первые два были неудачными, а вот третий 1185 года завершился победой и князь пошёл с Пирогощей по дороге к храму. Финал повести. То есть слово «аркучи» в аккурат того самого времени. «Изображение бога руянов, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма; коренные жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом». Видите как быстро. В «Истории Каменской епархии», относящейся к XVII веку, сообщается: «Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Чёрным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Статую этого бога, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы „Древний Вит“. С большой головой, густой бородой он скорее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом»

      Исторические совпадения: Ольга - королева ругов, Витовт - князь ВКЛ; Беларусь и Черниговщина соседи; есть несколько Ямбургов (Украинский переименовали). А в г. Быхове, Беларусь, поставили памятник Бояну. Один из самых древних городов с каменным


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама