Произведение «Маленький жираф Йося» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: #Бестелесное_рассказы
Автор:
Баллы: 14
Читатели: 302 +1
Дата:

Маленький жираф Йося

«Вот и всё. Ушёл в отставку. Ухожу из жизни сам, по своей воле. Мне нет прощения. Вся моя жизнь и работа — только ложь и предательство. Я больше не могу жить, как Иуда. Простите меня. Я подлец. Прощайте. Не поминайте лихом...»



1.

Строки из предсмертной записки человека, решившего уйти из жизни, не укладывались в голове. Увидев в ленте новостей сообщение о его смерти, я не поверил своим глазам. Сергей… Я ведь знал его ещё до войны. Мы не были близкими друзьями. Да у него вообще не было друзей. Он занимал серьёзную должность в силовых структурах в одном из аккуратных, по-европейски уютных городков на западе большой страны, которая была сшита из лоскутов, была полна людей с праворадикальными взглядами. Она медленно, но неотвратимо сходила с ума и давно трещала по швам.

Нас познакомила и объединила случайная рыбалка. Потом мы случайно встретились в парке. Поздоровались. Остановились. Он катил коляску. Жена вела за руку старшего сына. «Выгуливаю своих…» — объяснил он. Позже нечаянно пересеклись в небольшой кофейне в центре, напротив городской ратуши. Перекинулись парой слов. Мы оба приехали в этот городок с востока. Он - согласно назначению «сверху», а меня в этот городок занесла нелёгкая и я остался там на два года. Ладно, это личное. Другая история. Довоенная.

Итак, я с первых минут не поверил ни единому прочтённому слову. Сергей не мог этого сделать. Это было невозможно. Исключено.
Спросите почему?

Во-первых он почти не пил. Не употреблял никакой дури. Был уравновешенным. Даже хладнокровным. Подчеркнуто вежливым, даже доброжелательным, хоть и немногословным. Не был похож на человека, способного совершить опрометчивый поступок, сказать что-то «в сердцах». Не боялся брать на себя ответственность за слова и решения. Умел говорить «нет» и никогда не брал взяток — об этом знали все городские предприниматели. Местные его не любили, но уважали, ему удавалось сохранять со всеми ровные отношения. Неприятные ситуации на работе он переживал спокойно, как будто играл в шахматы.

Во-вторых, у него была крепкая семья: любимая жена, моложе его лет на пятнадцать - уверенная, ладная, отмеченная яркой южнославянской красотой, и двое карапузов. Когда я уезжал к себе на восток, младшему было всего полтора, старшему - семь лет. У него был надёжный тыл, созданный годами: его любили те, кто ел с ним хлеб.

В общем, не тот характер у него был, чтобы вешаться ни с того, ни с сего в воскресный день у себя дома. О поступке тех, кто решил уйти из жизни с петлёй на шее, Сергей отзывался слегка презрительно: «Иудиной смертью помер». Случись что-то из ряда вон выходящее, он, скорее, выбрал бы другую смерть, если бы ему вообще пришла в голову такая мысль. Застрелился бы где-то в лесу. Оружие в его доме было. Он никогда бы не стал делать этого в доме. И это — в-третьих.

В четвёртых — он любил жить. Это проявлялось во всём: рыбалка, футбол, удобрения для сада и огорода, новости, книжные новинки — всё вызывало в нём удовольствие и интерес. В доме было удобно и комфортно. Он был со вкусом обставлен добротной мебелью и начинён великим множеством симпатичных мелочей — от забавных фигурок животных, новогодних сувениров, приуроченных к китайскому календарю — до керамической посуды, тщательно подобранной под интерьер просторной светлой кухни. Мягкие паласы, уютные пледы, яркие детские игрушки, картины, гардины, изысканные тяжёлые пепельницы, вазы, всякие забавные мелочи… Он жил не роскошно, но вкусно, в ладу с атмосферой, царящей в доме.

Я бывал у него дома часто. В личную жизнь он никого не пускал. Вспомнилось, как мы ели домашнее печенье, запивая крепким ароматным кофе с молоком. Его старший сын, тряся мягкой игрушкой, декламировал стихи, знакомые мне с детства — про «Мойдодыра» и про «Украденное солнце». Его жена сидела с нами за столом в чём-то мягком и тёплом, улыбалась, подкладывала на блюдце крошечные пирожные. Пахло ванилью, сдобой. Сергей был радушен и шутил, но я остро ощущал, что чужой в этом доме никогда не станет своим. Так бывает, когда между людьми особая доверительность, исключающая иные близкие контакты. В число людей, вхожих в его дом, он занёс меня по чистой случайности — из-за интереса к литературе.

Он много читал. Любил стихи, играл на гитаре, пел бардовские песни. В кабинете несколько полок были уставлены сборниками стихов классиков и современников, уцелевшими ещё с тех, далёких уже, советских времён. Он привёз с собой в этот чужой город большую библиотеку, собранную ещё родителями.

Впервые я вошёл в его дом за обещанной редкой книгой. Это были стихи когда-то умершего в эмиграции от добровольного отравления наркотиками поэта Бориса Поплавского. Скандальная трагедия произошла в Париже, куда схлынуло из разорённой России немало артистического люда в послереволюционные смутные времена. По одной из самых достоверных версий, поэт принял участие в какой-то чудовищной игре, сценарий которой предполагал заранее обусловленное и подготовленное коллективное самоубийство. Это было модно среди творческой богемной публики. Томик его стихов в тёмной твёрдой обложке был издан в девяностых. Сергей не любил его стихи, считал их вычурными и слишком декадентскими. А мне они напоминали тексты поэтов современного рок-н-ролла, таких, как Кормильцев, Шклярский...

«Не понимаю я их, этих наркоманских модернистов... Гнилое нутро у них… И стихи такие же. Не стихи, а какие-то маргинальные галлюцинации.…» - сказал он мне, доставая томик с верхней полки. Там хранились книги, которые он открывал редко. Я промолчал. До войны я прощал талантливым поэтам всё, закрывая глаза на неудобные факты и мировоззренческие причуды. К тому же я любил всё, что было связано с Серебряным веком. Да и сам я был в некотором роде из этих самых «модернистов», с «маргинальными галлюцинациями» в стихах. А кто не был модернистом — до войны?

Нет, он не мог так поступить. Но региональные новости были заполнены его портретами и скупой безжалостной информацией. Это был неоспоримый медиа-факт. Сергей был мёртв. Согласно новостным сообщениям, накануне он подал в отставку, после чего сделал несколько постов на странице в соцсети, опубликовал анонс собственной смерти и повесился у себя дома, в кабинете, стены которого были забиты его любимыми книгами. На момент смерти никого из домочадцев дома не было. Жена с тремя детьми уехала в гости к родителям, которые жили в наполовину венгерском городке, недалеко от границы. Третий ребёнок родился уже после того, как я уехал оттуда навсегда.

Я попытался открыть его страницу, но — странное дело, не обнаружил его имени в своём френд-листе. Пришлось искать через поисковик. Со времени моего отъезда мы практически не общались, если не считать присланные друг другу по инерции поздравительные открытки — с новогодними праздниками и Пасхой, с Днём Победы. Почему он вычеркнул меня из друзей?

2.

На его странице — сверху вниз — ещё были доступны посты. Верхний — фотография предсмертной записки, написанной от руки. Под ней — фото старшего, сидящего на бежевом паласе в байковой пижаме, со счастливым лицом и мягкой игрушкой в руках. Чуть ниже — ещё одно семейное фото: Сергей с двумя сыновьями. Облепили его с разных сторон. И Женя, жена — в розовом платье и в широкополой соломенной шляпе, беременная, стоит в потоке солнечного света, слегка отстранившись и опершись на машину. У него был тёмный, цвета мокрого асфальта, «Рено». Смотрю на дату. Фото сделано год назад. Да, про ребёнка, значит, не соврали. И она осталась с тремя детьми.

А ниже — статья о смерти Есенина. Статья старая, где-то я её видел уже. И больше ничего. Сергей соцсети не любил. И не публиковал семейных фотографий. Вот только эти две — и всё. Странный набор: жуткая фотография мёртвого Есенина, запрокинувшего измученное лицо на подушках, идиллические картинки из семейного ассортимента. И специально сфотографированная записка. От всего этого за версту тянуло такой дешёвой игрой и пошлятиной…

Приглядываюсь к пацанёнку с игрушкой. Вспоминаю, как зовут старшего. Мирон. Да, точно. Женя его называла «Мырончик», «Мырося». На западный манер. Со мной она говорила по-русски, с Мироном — на местном. А Мирон говорит на смешанном. Он маленький ещё совсем. Сколько ему тогда было? Лет пять.

Смотрю на фотографию и почему-то испытываю раздражение. Откуда? Вспоминаю первое знакомство. Она тогда протянула узкую ладошку и представилась: «Пани Женя». В тех краях так принято обращаться к женщине. Я так и называл: «пани Женя». Сергей цокал языком и передразнивал, гундося: «Па-а-ани». Женя хмыкала, поводила плечами: «Не издевайся!» И мне было немножко смешно от таких церемоний.

Переключаю окно на компьютере. Ещё одна новость из ленты. Подробности несчастья. Какой-то блогер пишет, что накануне смерти Сергей был подавленным, нервным. Что на работе были неприятности. Ну да, это понятно. Власть сменилась, принялись за силовиков. На западе ещё по-божески. Можно сказать, вежливо увольняли с работы. Вот и он попал под «колесо истории». В столице чего только не творили. И на колени ставили, и уши резали, и пинали лежащих на земле.

Кручу колёсико вверх. Вот ещё одна статья о его смерти. Ко всем обстоятельствам добавляется, что он, оказывается, пил и терял контроль над собой. Наверное, так и было — многие ведь ломались под тяжестью событий. Я вот тоже политикой, казалось бы, не интересовался. До войны. Пока она не пожаловала ко мне в дом. И всё-таки не похоже это на него. Но блогер пишет уверенно: что был пьяницей, на работу даже приходил нередко в изрядном подпитии. И что погряз в коррупции, но был уличён в вымогательствах…. И в домогательствах… И что не ладил с женой. Читаю дальше. Вот как… Бил он её, оказывается. Регулярно. Напивался и избивал. А у неё любовник был. Кто — блогер не называет. Из соображений этики и в целях неразглашения личной информации. В общем, был кто-то у неё. Неизвестно кто. Конь в пальто. Таинственный имярек.

Читаю, пытаюсь понять, что могло произойти, чтобы он сломался. Некто, очень хорошо знающий обо всём, что происходило в последние дни в доме Сергея, пишет, что Женя, якобы, решилась на разрыв. Между супругами произошёл «роковой разговор». Женщина забрала детей и уехала. А он повесился. От того, что война, кругом одна война в этой чокнутой стране. Между родителями и детьми, между мужьями и жёнами. Запад схлестнулся с востоком насмерть. А его уволили. Вышвырнули с работы, как собаку на мороз. Потому что он работал на тех негодяев, которые сбежали из страны. И рухнуло всё. Закончилась его сладкая жизнь в одночасье. Жена взбрыкнула. Ведь приличная разница в возрасте! Да и кому нужны такие старые коррумпированные козлы без денег. Таких жёны любят только за деньги. А деньги — тю-тю. И прошла любовь, завяли помидоры. Денег нет, любви нет, одна дешёвая водка и скандалы. И любовник. Без лица. В каком-то неизвестном далеке, поскольку — вот же, написано, что Женя собрала детей в охапку и рванула на поезде в сторону Венгрии. К любовнику. Потому что Серёга её пообещал убить. Наверное, потому что у неё любовник — венгр. И нужно было бежать от пьяного орка куда подальше. Пока не пришиб ненароком.
И везде, везде эта её


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      04:24 27.02.2023 (1)
Комментарий удален
     04:29 27.02.2023
Рад что зашли рассказы.
     19:10 10.02.2023 (1)
Впервые я вошёл в его дом за обещанной редкой книгой. Это были стихи когда-то умершего в эмиграции от добровольного отравления наркотиками поэта Бориса Поплавского. Скандальная трагедия произошла в Париже, куда схлынуло из разорённой России немало артистического люда в послереволюционные смутные времена. По одной из самых достоверных версий, поэт принял участие в какой-то чудовищной игре, сценарий которой предполагал заранее обусловленное и подготовленное коллективное самоубийство. Это было модно среди творческой богемной публики.



Для кого-то жизнь - игрушка.
А для кого-то - самое важное. 
"Было бы что менять..." 
     00:13 11.02.2023
1
Рад, что прочла. И рад, что написала что думаешь.
     16:37 18.05.2022 (1)
достоевщина....так уничижительно.
Из моих знакомых почти все  не любят Достоевского. Кроме меня.

Нет, это не про то, что я запомнила только это из всей истории.
Эта история может быть  в какой угодно другой стране.



А вообще немного напомнили Домбровского "Обезьяна приходит за своим черепом"
     20:24 18.05.2022 (1)
Я очень люблю Достоевского. Но не люблю "достоевщины", выхолощенной чернухи. Поэтому в тексте именно - вульгарная достоевщина. 
Когда подтекста нет - а наверху голый сюжетик из выковырянного грязного белья.
Кстати, такая же разница как между Джокондой в Лувре - и изображениями "джоконд" на тупых медальончиках по рублю.
такая же разница как между Сталиным - и неосталинистами радикального направления. которые сейчас бы уже начали счеты сводить с помощью репрессивного механизма. а не читали ни поздних работ, ни всего того, что совершил этот великий человек.
Тиражирование, упрощение и подмена. Кстати, весь европейский т.н. "натурализм" основан на эстетике Достоевского. Но это лишь грязная оболочка с протухшим содержимым внутри.
     20:55 18.05.2022 (1)
И кстати. вы осудили ЛГ - за то что он модернист. А модернисты такие  и есть. Достоевщина у них ... и т.п. эстеты понимаешь. так что с точки зрения литературы тут нормально всё. герой такой, каков есть, не Господь Бог, не ангел.  со своими тараканами в голове. и со своими неправильностями.
     22:08 18.05.2022 (1)
Ну почему же осудила... Мне так же нравиться Серебряный век  между прочим. Ну да, они отрицали всё предшевствующее. Не совсем правы. Но это было в духе того времени. Революция во всём.
Хоть рассказ без замудренных иносказаний/всем же всё понятно/поэтому я сказала что эту историю можно перенести на  
какую-нибудь из  стран
Ну а что уже сам читатель привносит в прочитанное - вопрос, конечно, интересный, но это уже другой вопрос. И от автора иногда он вообще не зависит.

И да. Спасибо за рассказ.
Он мне  очень был кстати в этот вечер.


     04:55 19.05.2022 (2)
Нет. Они не отрицали "всё". радикальностью из них отличались только футуристы, бездарные Бурлюки и иже с ними, и Маяковский. Остальные придерживались более или менее классической манеры.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Это был просто поиск новых форм. Расширение семантического спектра, поля. А так-то они все любили Пушкина. Но вырабатывали новый язык, расширяли эстетику, область выразительных приемов, осваивали новые непривычные образы... 
Я не об этом.
Я о другом говорил - там в Серебряном веке были все намного страшнее в духовном смысле. Намного. Страшнее. Но они поплатились за это - и своими судьбами, тяжелыми очень, и катастрофой страны. Они (многие из них) видели всё иначе: как сегодня примерно. Иллюзии были. Но при этом - оккультные устремления были, и желание геноцида. Для народа. Это факт, к сожалению. Было такое - и не только у Блока. Хотя у Блока это просто пёрло наружу. Троцкизм тогда многих творческих людей расчеловечил.

Насчет любой другой страны - не соглашусь. В этом вопросе не должно быть никакого лукавства.
Кстати, я сознательно избегал упоминаний. Но видите - узнали сразу. Потому что этого - в такой ужасной степени - не было даже в Германии. Чтоб людей убивали на столбах - это только в самых жутких экстремистско-радикальных отсталых странах творится. 
Что касается Германии. Было - только на наших территориях, когда истребляли наш народ, геноцидили без зазрения совести и зверствовали. Но не творили такого в собственной стране. 
На сегодняшний день даже близко сравнить нельзя ни с кем.
Это -  единственная страна, внутри которой убивают открыто, с согласия своих, и - своих.
Единственная страна, официально заявляющая (т.е. из уст официальных лиц) такие вещи, которые никак иначе квалифицировать нельзя. И интерпретировать тоже - ну никак. Разве что как в рассказе "вид сэрцы до сонця". О других "перлах" я вообще молчу. Это достаточно услышать раз. Но я слышал десять раз.
Так что это официальная доктрина, стратегия и идеология.

самая радикальная, кровожадная даже на уровне социальной рекламы (я молчу про то чему там учат детей и про степень "альтернативности" истории) Причем - с сатанинским религиозным душком (я имею в виду сатанизм как религиозный каргокульт, грязная идеология и официально признанный религиозный центр, рассадник антихристианства). Единственное что спасает пока - это православные люди. Им нелегко сейчас, и было бы еще страшнее.

Ну а так - да, почти во всех западных странах происходит ползучее явление с признаками данной социально-духовной болезни. Видимо, потому что потомки пришли - достаточно познакомиться с биографией родителей. Но нигде таких беспредельщиков нет во власти, нигде - только в одной стране. И откровенное истребление целых регионов страны - только в одной стране.
И да - в России этого нет. Вообще нет.
А прекрасной во всех отношениях стране о которой идёт речь - не стоит уже стесняться признать то, о чем кричат на площадях сами стесняющиеся, и что снимают сами на камеры, и что рисуют на коже, и как себя ведут. Надо назвать вещи своими именами. И сразу полегчает.
Полагаю, спор тут... не имеет смысла.
Поскорее бы всё это закончилось, хочется чтобы люди пришли в себя и стали жить по-человечески. То есть - перестали быть бесчеловечными.



     08:02 19.05.2022
*И да - в России этого нет. Вообще нет.*
Да, вы правы. Спор бесполезен.


Мы все выходцы из одной страны. И то, что я живу в Казахстане, ничего не значит. /ну или почти ничего/Мы же всё равно за границей все русские)) Но! Даже между тем, что вроде вышли из одной страны всё же уже приличное время живём обособленно/ну как обособленно. - чуть - чуть/то есть я про то, что я не могу знать наверняка о России то, что пишут  или говорят в телевизоре и тем более об  той, другой стране.
Как минимум три, достаточно не глупых человека мне говорили в том же разрезе, что и вы.
С начала войны(я настаиваю на  этом слове ) послушав-посмотрев и тех и этих, я пришла к выводу, что я ничего не смотрю и не читаю. А только верю своим глазам и ушам.
Вы же знаете  про январские события у нас. Так вот потом разные журналисты, политологи и пр. разных стран, в том числе и России давали оценку этим события и  95% - мимо.
Я здесь живу, я это всё вижу, а тут какие-то дяди придумывают свою версию.
Вот почему я никому не верю.
И да,. Очень хочется, чтобы всё закончилось поскорей.

А вообще, я женщина тёмная))) и влезла не на свою территорию/я о беседе с вами на эту тему/, спасибо вам за терпимость
     05:38 19.05.2022 (1)
Историю можно перенести в одну из стран - например в Испанию эпохи Франко, в Германию 30х, в Чили времен убийства Виктора Хара, ну и так далее. Но в этом рассказе именно такие персонажи. 
И еще: не надо вот этого (спор бесполезен, ля-ля-ля, потому что я упоротый, а вы нет). 
Перечитайте что я пишу. И аргументируйте - или не комментируйте. 
В России этого произойти не могло. Пока что - невозможна такая ситуация. А что дальше будет - никто не знает. Не дай Бог, конечно, придут такие... И никто ни за что не поручится. Сам видел как на моих глазах люди просто переворачивались - и это уже не тот человек которого ты знал.
Спорить нет смысла, потому что вы говорите лукавое. А я говорю конкретное. Пока что вот так бы они не стояли, не зиговали. А уже бы сидели. 
Да и время истории - это лет 10-9 назад.
Реально списано с натуры. 
Пока что так. 
     08:03 19.05.2022 (1)
Вы там были. Вы знаете.
     11:12 19.05.2022
Я мимо них шел))) Да насмотрелся я на них - они с 90х годов ошивались везде. На западе их было всегда много, и они не особо прятались.А последние лет 10-8 - тк вообще, увидели их в полный рост все.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Вы правы. Мы выходцы одной страны, и очень больно поэтому.  Это ведь все - наши.
У Вас тоже там в Казахстане есть такие... которые не казахи, а разрушители. У них нет национальных корней. Они их имитируют. Их руками нелюди решают свои проблемы. А народ -  жертва этого всего. Казахский, украинский. Да и рядовые прибалты тоже все их игры в гробу видели. Люди хотят спокойно жить, работать и не бояться, что их завтра ликвидируют под корень.

Дай Бог нам всем терпения)
Рад что заходите.
     12:59 18.05.2022 (1)
Читаю рассказ, читаю медленно. Такие вещи нужно медленно читать. 
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

И что не ладил с женой. Читаю дальше. Вот как… Был он её, оказывается.


-  тут опечатка.


     15:57 18.05.2022
Спасибо, да, исправлю. 
     12:18 18.05.2022 (1)
Реальная история? 
Страшно жить... Читать тяжело, строки бедой пропитаны. 
     12:43 18.05.2022 (1)
1
Жить всегда было страшно. Просто нам это не показывали, и многие не догадывались)
     13:22 18.05.2022
Согласна. А многие так и живут
Реклама