Произведение «Маленький жираф Йося» (страница 2 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: #Бестелесное_рассказы
Автор:
Баллы: 14
Читатели: 311 +3
Дата:

Маленький жираф Йося

фотография, в розовом нежном платье и в шляпе с дырочками, сквозь которые, как сквозь сито, сыплются на её лицо крошечные солнечные зайчики. Фотография обрезана везде по грудь. Чтобы не было видно огромного беременного её живота.

3.

Тьфу, какая вульгарная достоевщина. Зачем я читаю эту вопиющую бульварную хрень. Щёлкаю на крестик мышкой, отключаю окно, где семейная драма обрастает совсем уже непристойными, похотливыми подробностями. Хватит. Возвращаюсь на страницу Сергея. Смотрю на них, таких счастливых. У Жени капризное лицо на фотографии. И даже злое. Какое бывает у молодых ведьм. Неужели это правда? Он когда-то пошутил: «Доведёт меня пани Женя до цугундера». И выходит, она его довела.

В памяти крутится сцена оттуда, из прошлого. Когда я был в гостях у них перед моим отъездом. Вернее, бегством. Но это личное. Довоенное ещё. В другой раз…

А сцена такая. Мы сидим с Сергеем в кабинете, курим. Курят в его доме только здесь. Потому что дети, зачем им дышать этой гадостью, да и Женя не любит запах табака где попало. Говорим о Гумилёве, о Блоке, о Мандельштаме. О Бродском. О том, как с ними расправились мастера подковёрных интриг — руками инициативных дураков. Вернее, говорит он, я только спрашиваю. Столько нового от него узнал. О том, как это было — после революции. И о том, что было не так до революции в них самих. О том, что они пожимали лапу зверю — и делали это с огромным удовольствием. У каждого был свой зверь… Факты, приведённые им были убийственными по логике, если по документам судить, а не так как по телевизору рассказывают. Оказывается, не всё так просто, как мне представлялось. И нет ни демонов, ни ангелов в этих историях. Ни кровавых тиранов, ни агнцев невинных. А есть бесконечный круговорот страшной по сути, опасной для любого человека, жизни.

Входит Женя, ставит перед нами кофе на серебристом подносе. Садится рядом. Следом за ней в двери протискивается Мыросик с игрушкой. Мне кажется, он с ней не расстаётся никогда. Ему, конечно, не разрешают околачиваться в кабинете, когда взрослые курят. Но сегодня можно. Лето, окна настежь…

Рассматриваю мягкого зверя, которого таскает с собой Мыросик. Жирафёнок… Маленький грустный жираф. Китайский, наверное. Разговор как-то сам собой перетекает на другие темы, простые, домашние, не вызывающие ни вопросов, ни возражений, а только одно умиление. Как Мирося кошку чуть не утопил в унитазе. И что-то ещё, в таком же юмористическом ключе.

Мне хорошо здесь. Легко. Женька накладывает мне в тарелку какие-то «стравы». По-русски это «блюда», «яства», «кушанья». Сергей цокает языком, протяжно произносит «Па-а-ани…» А Мирон трясёт игрушкой в сторону матери и выкрикивает: «Пани, пани, выйшла замиж за Ваню!» Женька ему грозит пальцем и говорит строго так: «Цыть! Нэ командуй! Пшено куркой нэ командуе!»

Мирон тычет в неё игрушкой и наседает, наскакивает, как нахальный воробей:

— А ты можешь, как Йося? Можешь? Не можешь! Учись!
— Ну куда нам всем до Йоси. Нам до Йоси далеко! — она прикрывает рот ладонью, смеясь. Потом наклоняется ко мне.
— А ты почему всё время один в гости приходишь? Почему не берёшь с собой? Приходите вместе… — вполголоса говорит она, пододвигая ко мне чашку и пшикая в неё сливками из толстой тубы. — А то один да один…

В этом пряничном городе все друг о друге знают всё. Но не говорят.
Я улыбаюсь и пожимаю плечами. Это избавляет меня от необходимости ответа, но при этом я не кажусь невежливым. Мирон поднимает игрушку над головой и громко сообщает:
— Один, один, потому что господин!
Смеясь, отвечаю:
— Господа в Париже! Господо́в не вижу!

Мирон восхищённо смотрит мне прямо в рот:
— О-о! А ты как Йося!
— Пани Женя, кто такой этот Йося? — спрашиваю я.
— Йося? — она выглядит слегка растерянно. — Это игрушка… Жирафёнок. Мыросик таскает с собой везде.
— А почему Йося? — спрашиваю так, между делом, не особо настаивая на ответе.

Женя разводит руками:
— Не знаю… Как-то не думала. Серёжа так назвал, сказал — это Йося. И стал Йося.

Надо же. Сергей сказал ей — это Йося. И стал Йося. Как будто Сергей — Бог, дающий имена.

4.

Я смотрел на радостные солнечные фотографии, так нелепо висящие под скрином его предсмертной записки. И вспоминал наш разговор.
— Уезжай, не нужно здесь оставаться. Лучше к своим. Тут такой будет цирк, только держись.
— А вы?
— Я ж по службе здесь. Скажут — уеду. На мне много чего держится сейчас. Моих отправлю, конечно, когда прижмёт.

Мы шли по заросшему тенистому парку. Сергей рулил коляской. Это была уже другая коляска, похожая на детское кресло, и в ней восседал младший, Георгий, вертя головой во все стороны и насупленно кряхтя. Мирон носился по парку, нарезая круги вокруг нас, собирал цветы маме. Не парень, а мотор. Подбежал, отдышался, протянул брату жёлтый одуванчик. Малыш сгрёб его пятернёй и уже почти затолкал в рот. Серёга перехватил крошечную цепкую руку.
— Мирон! Ну ты же смотри что делаешь. Он же всё тянет в рот!
— Жорка, Жорка, маленькая плодожорка! — выпалил Мирон и ткнул жирафа Йосю брату в коляску.

— Привык я здесь... — вздохнул я, окидывая парк взглядом. — Всё тяжелей менять жизнь.
— Главное, чтобы было что менять… — заметил Сергей вполголоса. — Главное жизнь чтоб была, всё остальное не имеет никакого значения. Нам всё равно придётся жить во времена перемен. Так говорят китайские мудрецы — не дай Бог, конечно. Но всё к тому идёт.

Мы вышли на тротуар и начали спускаться по улочке вниз, идя мимо застывших на часах у какого-то памятника парней в чёрной охотничьей униформе. Галифе и френчи, аккуратные кепи в стиле милитари с короткими козырьками. Чёрно-красные повязки на предплечье. Их лица были каменными, но в глазах, казалось, полыхал тёмный огонь.

— Откуда они взялись? — спросил я.
— Сегодня же 8 мая. Скорбят…
— А, понял...— ответил я, хотя ничего толком не понимал. — Я имел в виду вообще, откуда это всё взялось.
— Они никуда и не девались. Не гоняет же никто.
— Придёт время — разберутся с ними.
— Боюсь, что не успеют. Некому будет… Одни будут спасать своё барахло. Другие примут это с радостью — как компенсацию всего того, чего им не достаёт для удовлетворения самолюбия. Третьи — без радости, но тоже примут. И будут катать чертей на себе. От сердца к солнцу. И обратно…
— Но ведь кто-то это всё финансирует? Это же не мама на детский утренник шьёт?
— Не спрашивай. Бесит меня это всё. Уезжай.

Мы замолчали, поравнявшись с молчаливыми парнями в чёрной униформе. Я как-то видел такую в магазинчике одежды. Наименование товара гласило: «Униформа военного образца. Охотничья» Их лица напомнили мне горгулий. При них не хотелось ничего друг другу говорить. Даже Мирон перестал болтать и транслировать рифмы. Приумолк. Осторожно взял меня за руку, крепко сжал. Эхо наших шагов гулко билось в узком пространстве средневековых улиц. Мы шли по пустынной мостовой притихшие, будто на похоронах, и часовые невидимых мёртвых вождей провожали нас ледяными взглядами, не шелохнувшись, не поворачивая головы.

5.

Через несколько дней я уехал. На душе было почему-то легко. Как будто вздохнул и выдохнул. От ощущения свободы кружилась голова. В поезде набрал Сергея. Извинился, что не заехал и не позвонил до посадки в поезд. А ещё забыл вернуть книгу. Суета доела всё время, которое я заготовил на разного рода лирику и прощальные разговоры. И хорошо. Я был занят до самого выхода из дома, давно ставшего чужим. Так было легче. Книгу Поплавского Сергей мне подарил.

— И как ты только читаешь этот депресняк… — сочувственно выдохнул он в трубку. — Забирай, не жалко. Я не большой его почитатель.
— Да, Сергей, забыл спросить… А почему жирафа назвали Йося?
— Ну… так получилось. Читал Мирону про «Белую берёзу». Наверное, раз десять читал. И держал в руках эту игрушку, как будто это жираф читает. Чтобы он смотрел и слушал. Говорю: это Есенин. А он мне: «Ёся это». Нравилось ему очень. Потом про гумилёвского жирафа… Про таинственное озеро Чад. Мирон сказал, Есенин круче. Так и повелось.
— Ха! — ухмыльнулся я. — Если всё дело в стихах, то под Йосю больше подходит Осип, например. Мандельштам. Иосиф Бродский…

Он помолчал. Потом сказал:
— У каждого, конечно, свой маленький жираф Йося. Он такой... личный. Собирательный образ. К нему прикрутить любого поэта можно. Я когда-то стихи писал. Бросил. Не моё. Но всегда хотелось. Совсем не умею выражать свои мысли в такой форме. Женька говорит, что нельзя перекладывать на детей свои недоделанные дела детства и мечты. Начиталась чего-то… Интернет — зло! А я вот думаю, это в корне неверно. Передавать наклонности — это нормально! По-человечески правильно. Что тут плохого? Передавать потомкам — что понял сам, чему научился. Очень даже не плохо. Вот кто эту ерунду людям втемяшивает в головы, что человек ни от чего не должен зависеть? Должны быть и авторитеты, и примеры перед глазами. Тут же открыто, у всех на глазах, такое передают, что оторопь берёт и кровь стынет. Если зло передают по наследству, то почему бы не передать что-то хорошее — нашим?

Да. По наследству переходит и доброе, и злое. Но кому-то очень хочется сделать этот процесс односторонним.

6.

Колёса поезда громыхали. Я почти не слышал, что он говорил, но понял, что он хотел сказать. Спустя несколько неудачных попыток набрать его номер заново связь прервалась вовсе.
«До свиданья, друг мой, до свиданья…»
Я ехал почти сутки, и всё это время строка одного из самых грустных стихов человечества трепыхалась у меня в голове.

Я ещё раз взглянул на его страницу. И тут все пазлы в моей голове соединились в одну горестную картину. Я увидел, как они пришли, с тёмным огнём внутри, с подёрнутыми слюдяной плёнкой глазами убийц, в новенькой, с иголочки, модной охотничьей униформе, с угрожающими повязками на рукавах. А может, они были в обычной гражданской одежде. Не суть. Я знаю, почему ты согласился всё это сделать, почему оговорил себя и не сопротивлялся тому, что творилось. Почему опубликовал семейные фотографии, нарушив тобой же заведённое правило: нигде ничего личного не публиковать. И почему под фотографиями людей, дороже которых у тебя не было никого и никогда, ты вытащил на свет и повесил давнюю статью о том, что Есенина жестоко и подло убили, и никакой он не самоубийца…

Я знаю, что моя догадка верна. Почерк не скроешь, ты прав. Они делали это всегда, со времён грехопадения и первого братоубийства. Моё знание о том, как тебя убили, не изменит уже ничего для тебя. Единственное, что я могу сделать — попытаться об этом написать.

С каждым написанным здесь словом мне становится всё яснее — это не простой сюжет. С каждым движением, совершенным там, в прошлом, он обрастает смыслами, подробностями, перспективами, ретроспекциями, словно подводная часть корабля — прилипающими ракушками. За каждым шагом по мостовой выстраивается улица, вырастает город, обрастает страной и получается, что криминальная, в общем-то, история, перестаёт быть частным делом, братишка. Этот сюжет глобален. И жуток, как преисподняя. Поэтому молчит твоя жена, не опровергая ни единого грязного тезиса о себе, о тебе. Ты же сам говорил: жизнь — это главное. Всё остальное не стоит и ломаного гроша без неё. И поэтому прежде, чем сделать то, что


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      04:24 27.02.2023 (1)
Комментарий удален
     04:29 27.02.2023
Рад что зашли рассказы.
     19:10 10.02.2023 (1)
Впервые я вошёл в его дом за обещанной редкой книгой. Это были стихи когда-то умершего в эмиграции от добровольного отравления наркотиками поэта Бориса Поплавского. Скандальная трагедия произошла в Париже, куда схлынуло из разорённой России немало артистического люда в послереволюционные смутные времена. По одной из самых достоверных версий, поэт принял участие в какой-то чудовищной игре, сценарий которой предполагал заранее обусловленное и подготовленное коллективное самоубийство. Это было модно среди творческой богемной публики.



Для кого-то жизнь - игрушка.
А для кого-то - самое важное. 
"Было бы что менять..." 
     00:13 11.02.2023
1
Рад, что прочла. И рад, что написала что думаешь.
     16:37 18.05.2022 (1)
достоевщина....так уничижительно.
Из моих знакомых почти все  не любят Достоевского. Кроме меня.

Нет, это не про то, что я запомнила только это из всей истории.
Эта история может быть  в какой угодно другой стране.



А вообще немного напомнили Домбровского "Обезьяна приходит за своим черепом"
     20:24 18.05.2022 (1)
Я очень люблю Достоевского. Но не люблю "достоевщины", выхолощенной чернухи. Поэтому в тексте именно - вульгарная достоевщина. 
Когда подтекста нет - а наверху голый сюжетик из выковырянного грязного белья.
Кстати, такая же разница как между Джокондой в Лувре - и изображениями "джоконд" на тупых медальончиках по рублю.
такая же разница как между Сталиным - и неосталинистами радикального направления. которые сейчас бы уже начали счеты сводить с помощью репрессивного механизма. а не читали ни поздних работ, ни всего того, что совершил этот великий человек.
Тиражирование, упрощение и подмена. Кстати, весь европейский т.н. "натурализм" основан на эстетике Достоевского. Но это лишь грязная оболочка с протухшим содержимым внутри.
     20:55 18.05.2022 (1)
И кстати. вы осудили ЛГ - за то что он модернист. А модернисты такие  и есть. Достоевщина у них ... и т.п. эстеты понимаешь. так что с точки зрения литературы тут нормально всё. герой такой, каков есть, не Господь Бог, не ангел.  со своими тараканами в голове. и со своими неправильностями.
     22:08 18.05.2022 (1)
Ну почему же осудила... Мне так же нравиться Серебряный век  между прочим. Ну да, они отрицали всё предшевствующее. Не совсем правы. Но это было в духе того времени. Революция во всём.
Хоть рассказ без замудренных иносказаний/всем же всё понятно/поэтому я сказала что эту историю можно перенести на  
какую-нибудь из  стран
Ну а что уже сам читатель привносит в прочитанное - вопрос, конечно, интересный, но это уже другой вопрос. И от автора иногда он вообще не зависит.

И да. Спасибо за рассказ.
Он мне  очень был кстати в этот вечер.


     04:55 19.05.2022 (2)
Нет. Они не отрицали "всё". радикальностью из них отличались только футуристы, бездарные Бурлюки и иже с ними, и Маяковский. Остальные придерживались более или менее классической манеры.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Это был просто поиск новых форм. Расширение семантического спектра, поля. А так-то они все любили Пушкина. Но вырабатывали новый язык, расширяли эстетику, область выразительных приемов, осваивали новые непривычные образы... 
Я не об этом.
Я о другом говорил - там в Серебряном веке были все намного страшнее в духовном смысле. Намного. Страшнее. Но они поплатились за это - и своими судьбами, тяжелыми очень, и катастрофой страны. Они (многие из них) видели всё иначе: как сегодня примерно. Иллюзии были. Но при этом - оккультные устремления были, и желание геноцида. Для народа. Это факт, к сожалению. Было такое - и не только у Блока. Хотя у Блока это просто пёрло наружу. Троцкизм тогда многих творческих людей расчеловечил.

Насчет любой другой страны - не соглашусь. В этом вопросе не должно быть никакого лукавства.
Кстати, я сознательно избегал упоминаний. Но видите - узнали сразу. Потому что этого - в такой ужасной степени - не было даже в Германии. Чтоб людей убивали на столбах - это только в самых жутких экстремистско-радикальных отсталых странах творится. 
Что касается Германии. Было - только на наших территориях, когда истребляли наш народ, геноцидили без зазрения совести и зверствовали. Но не творили такого в собственной стране. 
На сегодняшний день даже близко сравнить нельзя ни с кем.
Это -  единственная страна, внутри которой убивают открыто, с согласия своих, и - своих.
Единственная страна, официально заявляющая (т.е. из уст официальных лиц) такие вещи, которые никак иначе квалифицировать нельзя. И интерпретировать тоже - ну никак. Разве что как в рассказе "вид сэрцы до сонця". О других "перлах" я вообще молчу. Это достаточно услышать раз. Но я слышал десять раз.
Так что это официальная доктрина, стратегия и идеология.

самая радикальная, кровожадная даже на уровне социальной рекламы (я молчу про то чему там учат детей и про степень "альтернативности" истории) Причем - с сатанинским религиозным душком (я имею в виду сатанизм как религиозный каргокульт, грязная идеология и официально признанный религиозный центр, рассадник антихристианства). Единственное что спасает пока - это православные люди. Им нелегко сейчас, и было бы еще страшнее.

Ну а так - да, почти во всех западных странах происходит ползучее явление с признаками данной социально-духовной болезни. Видимо, потому что потомки пришли - достаточно познакомиться с биографией родителей. Но нигде таких беспредельщиков нет во власти, нигде - только в одной стране. И откровенное истребление целых регионов страны - только в одной стране.
И да - в России этого нет. Вообще нет.
А прекрасной во всех отношениях стране о которой идёт речь - не стоит уже стесняться признать то, о чем кричат на площадях сами стесняющиеся, и что снимают сами на камеры, и что рисуют на коже, и как себя ведут. Надо назвать вещи своими именами. И сразу полегчает.
Полагаю, спор тут... не имеет смысла.
Поскорее бы всё это закончилось, хочется чтобы люди пришли в себя и стали жить по-человечески. То есть - перестали быть бесчеловечными.



     08:02 19.05.2022
*И да - в России этого нет. Вообще нет.*
Да, вы правы. Спор бесполезен.


Мы все выходцы из одной страны. И то, что я живу в Казахстане, ничего не значит. /ну или почти ничего/Мы же всё равно за границей все русские)) Но! Даже между тем, что вроде вышли из одной страны всё же уже приличное время живём обособленно/ну как обособленно. - чуть - чуть/то есть я про то, что я не могу знать наверняка о России то, что пишут  или говорят в телевизоре и тем более об  той, другой стране.
Как минимум три, достаточно не глупых человека мне говорили в том же разрезе, что и вы.
С начала войны(я настаиваю на  этом слове ) послушав-посмотрев и тех и этих, я пришла к выводу, что я ничего не смотрю и не читаю. А только верю своим глазам и ушам.
Вы же знаете  про январские события у нас. Так вот потом разные журналисты, политологи и пр. разных стран, в том числе и России давали оценку этим события и  95% - мимо.
Я здесь живу, я это всё вижу, а тут какие-то дяди придумывают свою версию.
Вот почему я никому не верю.
И да,. Очень хочется, чтобы всё закончилось поскорей.

А вообще, я женщина тёмная))) и влезла не на свою территорию/я о беседе с вами на эту тему/, спасибо вам за терпимость
     05:38 19.05.2022 (1)
Историю можно перенести в одну из стран - например в Испанию эпохи Франко, в Германию 30х, в Чили времен убийства Виктора Хара, ну и так далее. Но в этом рассказе именно такие персонажи. 
И еще: не надо вот этого (спор бесполезен, ля-ля-ля, потому что я упоротый, а вы нет). 
Перечитайте что я пишу. И аргументируйте - или не комментируйте. 
В России этого произойти не могло. Пока что - невозможна такая ситуация. А что дальше будет - никто не знает. Не дай Бог, конечно, придут такие... И никто ни за что не поручится. Сам видел как на моих глазах люди просто переворачивались - и это уже не тот человек которого ты знал.
Спорить нет смысла, потому что вы говорите лукавое. А я говорю конкретное. Пока что вот так бы они не стояли, не зиговали. А уже бы сидели. 
Да и время истории - это лет 10-9 назад.
Реально списано с натуры. 
Пока что так. 
     08:03 19.05.2022 (1)
Вы там были. Вы знаете.
     11:12 19.05.2022
Я мимо них шел))) Да насмотрелся я на них - они с 90х годов ошивались везде. На западе их было всегда много, и они не особо прятались.А последние лет 10-8 - тк вообще, увидели их в полный рост все.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Вы правы. Мы выходцы одной страны, и очень больно поэтому.  Это ведь все - наши.
У Вас тоже там в Казахстане есть такие... которые не казахи, а разрушители. У них нет национальных корней. Они их имитируют. Их руками нелюди решают свои проблемы. А народ -  жертва этого всего. Казахский, украинский. Да и рядовые прибалты тоже все их игры в гробу видели. Люди хотят спокойно жить, работать и не бояться, что их завтра ликвидируют под корень.

Дай Бог нам всем терпения)
Рад что заходите.
     12:59 18.05.2022 (1)
Читаю рассказ, читаю медленно. Такие вещи нужно медленно читать. 
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

И что не ладил с женой. Читаю дальше. Вот как… Был он её, оказывается.


-  тут опечатка.


     15:57 18.05.2022
Спасибо, да, исправлю. 
     12:18 18.05.2022 (1)
Реальная история? 
Страшно жить... Читать тяжело, строки бедой пропитаны. 
     12:43 18.05.2022 (1)
1
Жить всегда было страшно. Просто нам это не показывали, и многие не догадывались)
     13:22 18.05.2022
Согласна. А многие так и живут
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама