Произведение «Как слАвоне делале крест Воймерицкий...» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 278 +1
Дата:
«Воймерицкий крест. Славянская деревня X века»

Как слАвоне делале крест Воймерицкий...

     Не вежа писа, не дума каза, а хто се цита? - цитата из бересты.

    «СлАвоне делале» - начинаю обращать внимание на ударение в самых простых русских словах. Давно за собой заметил, что мне иногда намекают на моё косноязычие (как говорят некоторые), на самом деле - часто путаю жИла и жилА, звОнит и звонИт. А ничего не поделаешь, если в детстве заложили во дворе, то в школе жизни уже не выправить. Местный говор западной Брянщины тому располагал. Написал стих о казармах в Селище на берегу Волхова, где служил Лермонтов, естественно рифмы выстраивал правильно и по-российски, а оказалось, что историческое название - сЕлищи с ударением на первый слог. Вот те раз! Да и предок поэта был некто - "ЛермОнт" с ударением на букву "о". Это я узнал из материалов, которые просмотрел в сети общего пользования по деревне Любытино (бывшее село Белое) называлось - сЕлищи, жИло. С топонимикой "от Любы" - в Псковской, Новгородской и... Ленинградской областях ("ленинградская" режет слух), сохранилось множество наименований. Три сестрицы под окном, должно быть те самые Вера, Надя и Люба? Ну а мама их - Гранд София, собор в честь которой ныне в мусульманской земле. Не забывая, что столица Словении - Любляна, а призывали варягов рода русь - словене (не славяне), весь, чудь, кривичи в 862 году. В году 859 в призвании принимали племя меря, но через три года они уже изгоняли варягов. Так начинались противостояния и первые христианские расколы. Почему-то историки этот момент из летописи Нестора в упор не замечают. Такие у нас историки. Теперь к филологам и лингвистам хочу перейти и съязвить им. Почему крест "воймерицкий"? Потому что из деревни Воймерицы. А почему деревня так называется? По причине найденного там креста... У нас и хвилологи такие же. Зато народ в России золотой, уму непостижимо, как это возможно. Уровень жизни современной деревни, я бы не сказал, что он гораздо выше той - Х века. Смартфоны то у нас есть! У нас интернетов нет...

    «Славянская деревня X века» построена на берегу реки Мсты, на территории археологического заповедника, на месте подлинного археологического объекта, включающего курган, погребальную площадку и сЕлище. Не селИще, а сЕлище - этот термин легко укладывается в сознание. Тут представлены дома, амбар, клеть, гумно, кузница, пекарня, загон для скота. Жилые и хозяйственные постройки «Славянской деревни» возведены в строгом соответствии с технологиями X века. Материал - брёвна, береста, корни деревьев, мох, дёрн. Селище - археологический термин, обозначающий древнее (исчезнувшее) неукреплённое поселение. Как древнее (исчезнувшее) неукреплённое поселение селище, обычно не заметно на местности и обнаруживается только по наличию культурного слоя. Слово употреблялось в русском языке с древних времён и обозначало жилище, то есть - жИло, жильё, а также место бывшего села и сельца которое опустело, было без жителей («неоселое», «пустое», «пустошь»). Новосельцев (Женя) означает - не старый, точно и улица Новая или Вишера Малая (соседний район).

    Селище-пустошь появляется, когда жившая в нём крестьянская семья вымирает, или когда человек вольный, перехожий уходит из господарского или панского имения, или когда убегает - «отчич». Также под селищами разумелись вообще крестьянские селидьбы, принадлежавшие к составу жалованных или купленных имений. Например, в 1593 году, Печерский монастырь имел: два города - Радомысл и Васильков, до 50 сёл и около 15 селищ и деревень в разных местах западной Руси. Печерский монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча, и его учеником Феодосием. Князь Святослав Ярославич подарил монастырю плато над пещерами (откуда, собственно, и произошло название монастыря), где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. В монастырях жили братья (и сестры). С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»). А «печера» - пещера по-древнерусски и вообще, любое подземное жилище. Сравните печенеги, печь, город Пешт на Дунае. Мама Святослава Игоревича (язычника), мечтавшего построить столицу на Дунае (убитого печенегами в 972) - княгиня Ольга. Памятник ей (единственный в России для Украины и Беларуси в том числе) есть во Пскове в детском парке. Хотя историки Витебска предпочитают образование города Витебска (973-75) отдать княгине, несмотря на то, что она умерла в 969 году, четырьмя годами ранее. Княгиня Ольга в 947 году совершила поход в Любытино, чтобы подчинить себе жителей региона, установив, согласно летописи, «погосты и дани по Луге и Мсте». На территории современного Любытино - Ольга основала княжеский погост, вошедший в состав земель Новгорода. Сегодня "погост" это кладбище в моём понимании, насколько изменились понятия в теологии, не говоря уже о светских правилах и нормах, по которым мы должны жить и строить - по ГОСТам. Итак, в X веке на территории современного Любытинского района сформировался один из административных центров Новгородских земель.

    Погост - административно-территориальная единица (сельский податный округ) на Руси, то есть место сбора дани. Ольга организовала, так называемое, полюдие. Административно-территориальная единица с названием «погост» была и в Швеции. Что вполне логично, учитывая родственные отношения управителей и экономические связи между державами. Например, на Генеральной карте провинции Ингерманландия, составленной в 1678 году Эриком Беннингом, показана Ингерманландия в её официальных границах, разделённая на административные единицы - лен (Lahn), погост (Pogost), приход (Sochn). Деревня Оксочи, кстати, рядышком, где Сочи знают все.

    На территории Славянской деревни 25 мая 2013 года воздвигнута копия Воймерицкого креста (вОймерицкого). Цитирую: Воймерицкий крест (или Воймирицкий крест) - двухметровый каменный крест, памятник древнеславянской письменности. В конце XIX века обнаружен в деревне Воймерицы (Воймирицы) Боровичского уезда Новгородской губернии. Высеченная на нём надпись палеографически датируется XI или XII веком. С 1965 года хранился в фондах Новгородского музея-заповедника, а с 1974 года представлен в его основной экспозиции. Копия Воймерицкого креста есть в этнографическом интерактивном парке-музее «Славянская деревня X века» в Новгородской области - сообщают мне. Название дано по месту обнаружения памятника - деревни Воймерицы (Воймирицы) Любытинского района Новгородской области. По преданию, «крест приплыл по воде и сам остановился в данном месте». Иначе и быть не может, по аналогии плавающих икон или топоров из села Кукуева. Нет даже капли сомнения, что двухметровая глыба хорошо умеет плавать против быстрого течения Мсты. Не богохульствую, но это наш фольклор...

    История такова. Первое упоминание о памятнике датируется 1897 годом, когда один из чиновников Новгородской губернии сообщил в Императорскую археологическую комиссию в Санкт-Петербург, «что в часовне во имя святых Петра и Павла близ деревни Воймирицы Боровичского уезда Новгородской губернии находится большой каменный крест с древней надписью и ещё два небольших креста». Его первое исследование было проведено в 1898 году палеографом Ильёй Шляпкиным, который датировал надпись не позже XIII века. Помимо обследования, крест был вынесен из часовни и сфотографирован тверским фотографом С. Д. Кринским. Позднее, но не ранее 1931 года, часовня, где хранился крест, была снесена, а сам памятник остался «лежать в поле между берегом реки Мсты и деревней Воймерицы». В 1961 году после публикации в местной газете статьи учителя Любытинской средней школы А. Н. Кобиясова «По следам легенды» к памятнику древности вновь возник интерес, и в 1965 году он по инициативе историка Валентина Янина был перевезён в Новгородский музей-заповедник и первоначально находился в сквере у Грановитой палаты, а позже был перемещён ко входу в Софийский собор, где находился вплоть до первой половины 1970-х годов. С 1974 года выставлен в основной экспозиции музея.

    Воймирицы или Воймерицы, рус. дореф. Воймерицы - пишется через ять, замечу себе (поэтому буквы -и- там не может быть по определению, как несколько раз уже нахожу на неё ссылки). Деревня (в Любытинском районе Новгородской области) известна тем, что в ней в конце XIX века был обнаружен Воймерицкий крест. Деревня Воймирицы (опять с "и" - так пишут) расположена ниже места впадения в Мсту реки Отни. Правильное название - Отня. Возможно, по названию реки и сложилось имя кресту и деревне? Размышляю, как часто это бывает по названию притока назывались городища. Но и река называется - Отня (не Отни, опять же...). Отня - приток Мсты, устье реки находится в 214 км по правому берегу реки Мста. Длина реки составляет 35 км, площадь водосборного бассейна 317 км;, а в 8,8 км от устья, по левому берегу реки впадает река Радуля, а в 4,5 км от устья, по левому берегу реки впадает река Ключенка. Всё. На карте её нет, наверное превратилась в ручей. Почему Отня - "отня", даже искать не буду, понимая бесполезность этого занятия... даже при самом благоприятном исходе, если найду этимологию имени Отня в сети, то что я там увижу? Логично. До посёлка городского типа Любытино от Воймерицы - 5-6 км, до Великого Новгорода - 120 км, до Москвы - 422 км. Безусловно, это очень важные сведения, но о чём говорит столь красивое слово Отня или Воймерица? Интересны и важны звуки в перекличках славянских наречий. Заменю ять на "е" в середине термина, т.к. "русский" сайт - Проза.ру - русские буквы настоятельно игнорирует и местный редактор не производит их сознательно, в том числе и греческий алфавит, с кириллицей заодно. Очень плохо. На других же сайтах (не русских?), всё печатают, да Бог с ними...

    Воймерицы - воимЕритси (серб), воймерИці (укр), Voimeritsy (пол) уже звучит: вОй-мЕритси; Voimeritsy (чех) - во имя ритцы; Voimeritsy (хорв) - вой-мерицы, Воимерици (болг) - вои мЕрицы, ваймеркі (белор) - вАймерки... Похоже, что я открываю Америку со Мсты, а не с Испании Колумб, таки нет! Америка слишком молодая, но стало понятно, что прозвище целого континента исходит отсюда, из этого языка, из этой местности. Самое неожиданное из всего что нарыл, так это русское звучание: Воймерицы = "во имя отецы", то есть стало понятно, что памятник - "во имя" чего-то/кого-то. Что вполне логично, если это памятник. Отцам Основателям как в Клинцах староверам? Войме рицы - составной термин - во имя (читается и звучит) - Войме Рыцы (белор), Войме риці (укр), где Рыцы = Річі, Рицхие, Richie (лат. - рычий), Richie (чех. - рычие), то есть во имя речи/рцы... письменности? Просто сногсшибательно, ведь "рцы" = буква и речь. Смотрите статью (русь и рысь) и почему герб города Гомеля - дикая кошка... На въезде в город со стороны Могилёва - памятник рыси. Кстати, в одной из изб музея, на полатях лежит хорошо выделанная шкура рыси - забегая вперёд...

    Завтра утром обязательно поеду в Любытино и поговорю с краеведом и экскурсоводом, во имя чего же сей крест Воймерицкий слАвоне делали и отчего сложилось имя славянской деревни Х века? потом дополню статью... уже сегодня...

    30.06.2022, Бор

    ...Съездил, очень понравилось! Спешу поделиться и рекомендую, у кого есть


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама