Студенческая пора времен развитого социализма помимо учёбы, сессий, практик, каникул, веселий, любовных историй, походов включала в себя и трудовую деятельность в студенческих стройотрядах и сельскохозяйственных работах на благо «горячо любимой социалистической Родины».
Сразу после вступительных экзаменов мы, вчерашние абитуриенты Казанского университета, повизжав от восторга у доски объявлений приёмной комиссии при виде своих фамилий в списках зачисленных на первый курс, тут же наткнулись на скромное объявленьице, гласившее «быть там-то во столько-то» для отправки в сельскую местность.
И если о студенческих строительных отрядах писано-переписано, пето-перепето, то о таком распространённом явлении студенческой (и не только) жизни, как осенние сельхозработы или, как тогда говорили, обобщая понятие, «колхозы», лично мне ничего познавательного не довелось прочесть ни тогда, ни в последующем.
Да, стройотряды – это круто! Романтично! Возвышенно! «По-социалистически»! «По-нашенски»! Я всегда завидовал молодым, весёлым, загорелым ребятам и девчатам с рюкзаками, в стройотрядовской униформе с нашивкой-эмблемой с мастерком на рукаве. А если к ним добавлялись эмблемы строек с обширной географией, стройотрядовские значки и прочие атрибуты, я чувствовал, как моё «торопится сердце, сердце волнуется». И звали студентов гордо – «бойцы»! Бойцы стройотрядов. А ещё гитары! Пишу, а в голове звучит популярная в те годы песня, блистательно исполнявшаяся Александром Градским:
Радостный строй гитар,
Яростный стройотряд,
Словно степной пожар,
Песен костры горят!
Однажды комитет комсомола направил меня на встречу с делегацией студентов из ФРГ, и как они после рассказа о стройотрядовском движении были впечатлены полученной информацией. Заморские гости восхищались передовой формой организации труда студенческой молодёжи, признавая, что ничего подобного в ФРГ близко нет.
Но не всё было столь однозначным в движении стройотрядов – «хлеба не надо, работу давай!» Конечно же, ехали в стройотряды чтобы, в первую очередь, заработать. Но акцентировать это было не принято. Помню, как один командир стройотряда на заседании университетского комитета комсомола в запале спора озвучил эту меркантильную мысль, как основной стимул работы, за что был немедленно исключён из рядов ВЛКСМ. Это вызвало искреннее недоумение со стороны студентов. Да и я был в шоке по поводу подобного решения, хотя мне, как члену факультетского комитета, сомневаться, а тем более осуждать правильность мер вышестоящей инстанции, не полагалось.
Однако вернёмся к «колхозам». Существовало одно принципиальное отличие: участие в стройотряде было добровольным. Ещё и не каждый желающий мог попасть в тот отряд, в который хотел, в некоторые были конкурсы. Вот! Вот она – соль вопроса! Ибо «в колхозы», «в деревню» – посылали или, как выражались многие, «гоняли». Какая там, к чёрту, добровольность?! Иди, давай, помогай стране собирать урожай, выполняй Продовольственную программу, исторически начертанную мудрым решением КПСС, исполняй свой патриотический долг! В «добровольно-принудительном» порядке.
Не скажу, что никто не пытался роптать. Но принародные громкие возмущения могли привести к многозначительно заданному вопросу со стороны как общественных, так и номенклатурных функционеров: «вам что – порядки наши не нравятся?» В нашем случае можно было запросто «допрыгаться», как минимум, до исключения из комсомола, как максимум – до отчисления из университета. Совсем ничего не бояться мог, наверное, только отслуживший в армии беспартийный работяга, но Его Величество Рабочий Класс и так в колхозы не гоняли.
Безусловно, вопрос «откашивания» от колхозов вполне можно было решить, без огласки, в частном, так сказать, порядке. Не стану говорить про блат, это понятно и так: блатные в колхозы не ездили. В принципе, если ты хорошо учился, занимался общественной работой и, вообще, считался хорошим девочкой или мальчиком – можно было поставить перед деканатом вопрос о нецелесообразности твоего участия в сельхозработах. Освобождение от «колхозов» иногда предоставлялось в качестве награды за что-то или за участие в чём-то, например, в выступлениях университетской хоровой капеллы или в соревнованиях. Разумеется, не ездили на сельхозработы иностранные студенты, хотя в стройотрядах, бывало, работали.
Противопоказания по состоянию здоровья тоже принимались во внимание: в конце августа перед деканатом всегда наблюдалось скопление студентов со страдальческими лицами: кто держался за бок, кто за живот, а кто просто подволакивал ножку. Для освобождения от сельхозработ требовалась аргументированная причина. Но и веские аргументы не всегда срабатывали. Как-то мой кореш, как и я, студент биофака, действительно жестоко загибался от обострения аллергии. Однако он так и не получил освобождения от колхоза, его ещё и в симуляции обвинили. Но ничего, выжил: осенние дожди прибили пыль и пыльцу, и аллергия утихла.
Поэтому понятно, что никакой патетики в вопросе «добровольно-принудительных» сельхозработ не могло быть по определению, и если какая-то информация в СМИ (правда, тогда такого понятия ещё не было) редко и бессистемно просачивалась, то как-то всуе, мимоходом и исключительно, как «шефская помощь селу». Собственно говоря, почему – шефская, и почему – помощь? Но такими вопросами в то время мы не задавались.
В результате, сложилась преинтересная ситуация: работаешь в стройотряде – тебе почёт и уважение, поехал «в колхоз» на сельхозработы – гы-гы-гы! Хотя, по большому счёту, неужели работа на селе – неполноценна изначально? Однако спор о равном статусе бойца стройотряда и посылаемого в «колхоз» разбивался о железобетонный аргумент в пользу первых: стройотрядовцев ВСЕГДА освобождали от сельхозработ. Впрочем подобные споры никогда и не возникали. Конечно же, боец стройотряда мог изъявить желание поехать по осени в колхоз, но я о таких «идиотах», честно говоря, не слышал ни разу.
Как следствие, кроме язвительной песенки Владимира Высоцкого «Товарищи учёные», советская культура на тему «колхозов», точнее, «шефской помощи селу», в отличие от тематики стройотрядов, ничего не создала. Так и хочется лишний раз процитировать классика:
Товарищи ученые, доценты с кандидатами!
Замучились вы с иксами, запутались в нулях,
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях!
Однако эта песенка не то, чтобы была запрещена, но, скажем так, не приветствовалась…
Вполне вероятно, у читателя может возникнуть вопрос и ко мне, мол, ты такой умный, а сам-то работал в стройотрядах или «тянуло к земле»? Отвечу. На нашем факультете учебный процесс был организован так, что ежегодно в июле у нас проходила практика. Основной же период работы стройотрядов выпадал именно на июль-август. Поэтому отряды из студентов биофака никогда не формировались. В августе – каникулы, ну, а в сентябре пожал-те в деревню. «А гамма-излучение денёк повременит!» Справедливости ради, отмечу, что студентов выпускного пятого курса от колхозов освобождали, как-никак – дипломники.
Щекотливым был вопрос участия в сельхозработах членов «большого» и «малых» (факультетских) комитетов комсомола. Во-первых, комсомольских комитетчиков разных уровней было многовато. Во-вторых, поголовное освобождение их от колхозов породило бы нездоровую реакцию у менее сознательных рядовых студентов, вести которых за собой к светлым идеалам коммунизма стало бы намного сложнее. Плюс априори считалось, что комитетчик будет служить личным примером в работе для остальных.
Ну, и в-третьих… Хотя это, скорее, относилось ко мне или таким же, может быть немногим, как и я. Дело в том, что, возглавляя сектор агитации и пропаганды в комитете комсомола биофака, я поначалу считал своё личное участие в сельхозработах святым патриотическим комсомольским долгом. Поскольку искренне верил в идеалы коммунизма и не сомневался: колхозно-совхозный уклад – вершина организации сельского хозяйства в масштабах всего человечества, первая ступень перехода к коммунистическому труду на земле. И истинность ленинской цитаты «Мы придём к победе коммунистического труда!» у меня не вызывала абсолютно никаких сомнений. Словом, фразу известной песенки из сталинской киноагитки «И всё кругом колхозное, и всё кругом моё!» я, признаюсь честно, воспринимал в буквальном смысле. И верил: нужно лишь немножко помочь труженикам села ввиду очередного неурожайного года или сложной международной обстановки, или просто по случаю новых повышенных трудовых обязательств, принятых ими в обстановке единодушного одобрения в преддверии (или по итогам) только что состоявшегося «исторического» Пленума ЦК КПСС. Я уже не говорю о «судьбоносных» для всего человечества съездах КПСС, из коих на время моего студенчества выпал только один – в 1981 году – XXV, начертавший новые грандиозные планы по строительству коммунизма в нашем обществе. А также поведавший миру устами дорогого Леонида Ильича Брежнева, что «общий кризис капитализма, кха-кха, еще более углУбился».
* * *
С олимпийского 1980 года, когда я был уже на втором курсе, нашему факультету поручили шефство над колхозами двух соседствующих друг с другом районов Татарстана – Заинского и Сармановского. Доставляли нас тихоходными речными корабликами типа «Ом», зовущимися в народе «омиками», до пристани Красный Ключ, что неподалёку от Нижнекамска. Оттуда уже колхозными автобусами – по хозяйствам.
Отплывали мы днём. К утру были на месте. Честно говоря, такой, менее затратный способ доставки был для нас, студентов, очень неудобным. Если погода стояла хорошая, было вполне терпимо: народ «растекался» по всему «омику» – по крышам палуб, трапам, шлюпкам. Но в дождь и ветер все, как пчёлы в улей, набивались в помещения верхней и нижней палуб. На середине Камского устья нас обычно покачивало, и некоторых девчонок тошнило. Ночью мы спали, в буквальном смысле, вповалку друг на друге, а потому приплывали в Красный Ключ разбитыми и не выспавшимися. Но всё списывалось на молодость.
[justify]Заинский и Сармановский сельскохозяйственные районы оказались