Сравните две фотографии: этой статьи и предыдущей.
В статье «Бог, язык, правда и ложь в этимологии» коснулся темы прозвища Буй Тур (см.БУЙ-ТУР ПРОЗВИЩЕ ОТ БОГА), его можно анализировать с "буду" - быть - временем настоящим на момент событий. Буйный? Боевой? Воин, одним словом, какие бы эпитеты не клеили в догадках, но версия достойна аксиомы. Тур - воин, он же бык, ср. "быковать" - хозяйничать по сути и Туринское княжество - предтече ВКЛ. Не забудь "Туринскую плащаницу", сворованную французами, не имеющими представления о значении слова: лащаница (белор.) - любовница, любимая, дева. Она же - земля невест, хлебный край и т.д. «Я буду» - бог - буквально. Я - представление (азм есть царь, к примеру), или у немцев - Их бин (Хан-с), а вначале повести это слово прозвучало в форме «бяшеть» и далее по тексту, см. статью: Не лѣпо ли ны бяшетъ?
Обратимся к этой строке ниже (в пятый раз), после исторической справки. Но я и подумать бы не мог, о чём узнаю к концу этой статьи! Каким образом и отчего произошли наши алфавитные знаки Ц, Ш, Щ и схожие с ними "колоколообразные" типа пси греческой или сербской буквы Џ. Буквы в сербском алфавите не имеют названий. Когда требуется произношение по буквам, букву называют «джэ» (в отличие от «джье», что соответствует букве Ђ). Существует вариант названия «джервь», созданный по аналогии с традиционными наименованиями «червь» для буквы Ч и «дервь» (иногда «гервь») для буквы Ћ. Она же в турецком и македонском языке (с 1944), букву пытались ввести в украинскую письменность (1837), не прижилась. В церковнославянских шрифтах (как старопечатных, так и нового времени) начертание Џ иногда применяется для буквы Ц. Удивительно, но звучит - цэ (мягко на русском языке), переводится - Дж (джи). На белорусском Dz, на болгарском - Dzh - Джин, практически. Или Дзен, кто дзенькает. Знал бы раньше, таки сочинил бы Хоттабыча с лампой Алладин и пил только джин, публиковался исключительно - в Дзене. Ага.
ЯРЪ ТУРЕ БУЙ
Всеволод Святославич (брат кн. Игоря), цитирую: «Яръ туре Всеволодѣ! стоиши на борони, прыщеши на вои стрѣлами, гремлеши о шеломы мечи харалужными. Камо Туръ поскочяше, ... Кая раны дорога, братiе? Забывъ чти и живота, и града Чрънигова — отня злата стола — и своя милыя Хоти красныя Глѣбовны свычая и обычая?»
Википедия: Всеволод Святославич по прозванию Буй-тур (букв. "буйный тур/бык") (1155 — 1196) — князь Трубчевский и Курский (1180—1196), сын Святослава Ольговича Черниговского. Один из героев «Слово о полку Игореве». Рюрикович в 9 колене. Ага, но... Погодите, с чего он «буйный», с какой такой стати - бык? Так безапелляционно и с первой строки окрестить. Не более чем догадка. Может он Турецкий буйвол или ещё будет им (заявление до сих пор рассматривают в «И-ст-ам-буле» от слова бык), а может - просто бог, посланник на землю Туровскую. Как себя позиционировали сыны русские - они «внуки Даждьбожии», то есть - солнца. Вот и ответ. Жена - Ольга (?) Глебовна, дочь Глеба. Глеб - сын Юрия Долгорукого от брака с дочерью половецкого хана Аепы, Брат Андрея Боголюбского. Предположительно, Глеб был отравлен киевлянами, как и его отец. Сын Глеба - Владимир (ум. 1187), это про него Автор повести пишет, что «туга» тужная под Римом, как иго душит...
«Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука, въ Княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась» - вот тут мне буквально всё понятно без докторов. Боги (внуки солнца) в усобицах страдают от «человека». И вот опять это слово "буду" звучит в контексте: «Тiи бо два храбрая Святъславлича, Игорь и Всеволодъ уже лжу убуди...», и опять всё понятно. Вроде как спали те беспробудно, а эти пришли и разбудили? Нет. Речь о боге, о лжи и правде, так сказать. Католики восторжествовали на время. Игорь попал под «каялу» как под лошадь. Цитирую: «Ту Игорь Князь высѣдѣ изъ сѣдла злата, а въ сѣдло Кощiево уныша бог Радомъ забрал ы, а веселiе пониче.»
После событий 1183 года Игорь обращается к князю Киевскому: «Нъ се зло Княже — ми не пособiе, на ниче ся годины обратиша — се у Римъ кричатъ подъ саблями Половецкыми, а Володимиръ подъ ранами. Туга и тоска сыну Глѣбову…» - обращает внимание на Владимира. А мы обратим внимание на то, в какой форме он называет брата: «Яръ туре Всеволодѣ! ...Камо Туръ поскочяше...», и вот это слово, которое мы привыкли ассоциировать с яростью, оно означает бога, как Ярилу, так и заимствованный -Jahr (нем. - Яр картавый), он же - год, он же annus (лат.), он же - έτος (гр. этос), година (серб., болг.), rok (слц.), leto (слв.), ел (татр.) и это только часть переводов. Вот откуда все эти инсинуации про этнос, про готов, и про всё вместе с зимой и летом, и прочей флорой с фауной. Дайте мне Анну, а то я жениться перестану! Давно не ел... Всё же, Буй Тур представляется богом, а сравнение, «камо тур» художественный образ, куда уж, яснее ясного звучат слова о «године», смотрим ещё раз: «...ся годины обратиша — се у Римъ кричатъ...». Теперь-то да. То он его назовёт заглавной Яръ (а туре - маленькой), то наоборот - Туръ с большой. А сыны Глебовы «рыкаютъ акы тури» (мн. ч.), пишет Автор повести с малой буквы "тури", но мы ещё и запомним слово - «рыкают». Сродни рыщут, рыскать. Цитирую слова обращения Игоря - к Всеволоду Большое Гнездо:
«Великый Княже Всеволоде! — не мыслiю ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти? Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Донъ шеломы выльяти! Аже бы ты былъ, то была бы Чага по ногатѣ, а Кощей по резанѣ. Ты бо можеши посуху живыми шереширы стрѣляти удалыми.» Затем, после обращения на восток, взывает к братьям Владимира Глебовича:
«Сыны Глѣбовы! Ты буй Рюриче и Давыде, — не ваю ли, злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли, храбрая дружина рыкаютъ акы тури, ранены саблями калеными, на полѣ незнаемѣ?»
КОНИК-РЫСИК ЗНАЧЕНИЕ
И вот это «рыскание» (акы тури) напоминает то самое слово «ветрязь» - парус (белор.), где -язь в термине означает - рыскание. Возможно поэтому «ветряный человек» (девушка, мельницы) пишутся с одним н. Таким образом, мы вышли на этимологию слову князь и рысь (язык и пр.). Рысь - кошка лесная и зоркая, символ и герб г. Гомеля, солярный знак. А заменив «много херов» на «клин» получили русь. Усь - с мягкой силой, а мама конику - рысь. Других вариантов нет, может быть и папа, но рысь (способная воспроизводить потомство). Термин или кольцо - уробОрос - общее понятие в теологии, а «коник-рысик» частное по месту, и он себя не кусает. В этом их главное отличие. Поверьте, у меня есть такой настоящий, весь овальный и пушистый с круглыми лапами конь, хоть хвост и занесён к ушам (головы), но через спину коня, в целях обозначить исключительно добрые намерения (злые в драке или на охоте, те - поджимают хвост, из личных наблюдений). В месте соединения - кольцо лишь для подвески. И ещё одна примета, в русском языке нет слов на букву Ы началом, ну, кроме если малец плачет - хнычет: ы-ы-ы-ы-ы... Таких зовут нытиками, а сильных - богатырь! Проходя мимо детсада, я на улице на Новый Год впервые услышал слово "богатырка"... Удивился красоте и пошёл дальше. Достойный заменитель слову молодец для девочки. Про амулеты могу писать много, но этого достаточно. ВКЛ просуществовало княжеством до конца 18 века. Обереги находил на берегах, да и до сих пор наверняка ещё находят, то кости мамонта, то меч. Человек по натуре ленивый, зато природа не позволяла лениться душе. Надо же, если верить останкам, то 15 тысяч лет тому назад тут (на Брянщине) жили мамонты, и ещё - на картах середины 16 века, а это как вчера буквально по сравнению, - Семён Герберштейн (Сигизмунд, польский еврей) рисовал оленей у Стародуба на картах Московии.
И только так надо понимать обереги с Х века (бронза), называемые археологами и историками - «коник-рысик» и «лунница» семилучевая у радимичей, а «крест в круге» (якобы Рюрика). Из находок по берегам Ипути и Сожа собралась небольшая коллекция. Если это всё - бронза, кости - дело случая и из хаОса возникло, как из осыпающихся берегов песка, то я и спорить не стану. Просто слово «хаос» в таком случае надо понимать иначе. А как ещё возникнуть цивилизации из небытия, да со своим языком, обычаями и столицей - разом? А по велению Хоттабыча, и только так это может быть.
РОГА ТУРА И ТАМГА
И вот, находясь в Полоцке (с буквой цэ, на самом что ни есть - «пути варяжьем», оно и подумалось, что кроме доказательств лингвистических надо бы что-то существенное выискать в пользу рассуждений по Слову о полку. А что? Памятник «с рогами быка» на горе у Западной Двины показывает, что единомышленники есть. Памятник “Полоцк – колыбель белорусской государственности”, так называется в официальных средствах массовой информации. Памятный знак, который разместился на берегу Западной Двины возле Софийского собора (работа минского скульптора Владимира Пипина). Композиция представляет собой связку щитов, на которых изображены лики знаменитых исторических личностей – от легендарного полоцкого князя Рогволода и его дочери Рогнеды до Всеслава Чародея и Евфросинии Полоцкой, а с обратной стороны запечатлены вехи становления государственности. Многозначный образ, как пояснил автор, «каждый может прочитать по-своему. Одни увидят чашу или полумесяц, другие – колыбель, с которой начинается жизненный путь, или ладью, плывущую по реке вечности из прошлого в будущее...». И только бронзы на скульптурную композицию ушло 1,7 тонны, а в целом вес памятного знака – 8 тонн, высота – более 5 метров. Торжественное открытие памятника состоялось 2 сентября 2017 года во время празднования Дня белорусской письменности. У каждого свои представления, спросил у внуков - рога это! - получил однозначный ответ. Ну видно же. А себя можно и не спрашивать, эту голову тура с венчающими ветвями приметил, когда ещё поднимался на гору. Имена говорят за себя сами: Рог-во-лод, Рог-н-еда. Несомненно в имени можно услышать -лод и представить ладью и даже Лодейное Поле за селом Старая Ладога (Россия), а нагулявшим аппетит - еду и снедь (в реке Беседь). «А вот и та самая чаша, о которой мы говорили в автобусе (слышу голос гида над толпой туристов), а что такое «Кровавая свадьба» вы уже знаете». Фантазии доходят до изображения изгрызенной луны и подковы на счастье. См. фото в статье «Бог, язык, правда и ложь в этимологии».
Памятному знаку 8 лет, конечно же, - это новые представления о крае, людях, Полоцке. Насколько это связано с половцами историческими, о том в Беларуси пока молчат. Лет 10 назад и я начинал свои публикации с осторожностью, мало ли? Догадки о том, что историки с филологами врут безбожно шли на уровне подсознания и ошибаться не хотелось. Сегодня пишу с уверенностью. А несколько лет тому назад впервые прочёл в википедии, что в Полоцке люди разговаривают на языке половецком, но пока ещё без уточнения, на том ли диалекте, на котором разговаривали кочевники юга и степняки? Люди просыпаются, не я их пробудил, но время.
Бог, язык, правда и ложь в этимологии
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=167771&page=3
Не лѣпо ли ны бяшетъ?
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=157496
Семья, этимология
https://stihi.ru/2025/08/02/6489
