Произведение «Существуют бесчисленные отдельные миры, подобные нашей земле..» (страница 1 из 7)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Читатели: 5
Дата:

Существуют бесчисленные отдельные миры, подобные нашей земле..


Друзья!
Из Сети
"...На это обвиняемый философ (Джордано Бруно)ответил нижеследующим признанием о своей вере, которая является
верой всех учеников учителей древности:
«Я верю, говоря кратко, в существование бесконечной вселенной, как в результат беспредельной
божественной мощи, ибо я счел бы недостойным божественной добродетели и силы, чтобы она,
будучи в состоянии создать, кроме этого мира, другой и бесконечные другие миры, – стала бы
создавать конечное мироздание. Таким образом я заявлял, что существуют бесчисленные
отдельные миры, подобные нашей земле, которые, как учил Пифагор и как я понимаю, являются
звездами подобными по своему естеству Луне, другим планетам и другим звездам, которые
бесчисленны; все эти небесные тела являются мирами, и числа им нет, и все они образуют
бесконечную вселенную в беспредельном пространстве; и это называется беспредельной
вселенной с бесчисленными мирами; и в этом – двойное величие вселенной и заключенного в
ней множества миров. Косвенно это могут истолковать как нечто противное правоверной истине.
Кроме того, в этой вселенной я нахожу вселенское Провидение, благодаря которому все живет,
растет и двигается в своем совершенствовании, и я понимаю это двояко: одно – в том виде, в
котором целая душа присутствует в целом и в каждой частице целого, и это я называю природою,
тенью и отпечатком божественной стопы; другое – в несказуемом виде, в котором Бог, как
сущность присутствие и сила находится везде, во всем и над всем не как часть, не как душа, но
как несказуемое.
Кроме того, в моем понимании все атрибуты божественности одно и то же. Так же, как богословы
и великие философы, я различаю три атрибута: силу, мудрость и доброту или, вернее, ум,
рассудок, любовь, у которых вещи (т. е. объективно сущее) сперва получают бытие в уме, затем
они приобретают упорядоченное индивидуальное бытие через рассудок; и третье – приобщаются
к согласию и симметрии через любовь. Вот так я понимаю бытие во всем и везде; и нет ничего
что не участвовало бы в бытии, и нет бытия без сущности точно так же, как ничто не может быть
красивым без присутствия красоты; таким образом ничто не может быть свободным от
присутствия божественности, и таким образом путем рассуждений я прихожу к пониманию
различий в божественности.
Допуская причинность возникновения мира я считаю, что во всем своем бытии он зависит от
первопричины, так что я не отвергаю термина «творение», которое я понимаю так, как выразился
Аристотель, говоря: «Бог есть то, от чего мир и вся природа зависит», – так что согласно
объяснению Св. Томаса, будь он вечен или временен, он зависит от первопричины, так как нет
ничего независимого в нем. Затем, в отношении того, что касается истинной веры, не говоря
философским языком, по поводу индивидуальности божественных лиц – мудрости и сына ума,
называемого философами интеллектом, а богословами Словом, якобы облекшимся в
человеческую плоть. Но придерживаясь философии, я этого не мог понять, сомневался в этом,
не верил; но поскольку помню, я этого не выражал ни устно ни письменно... Что касается Святого
Духа в третьем лице, я не мог его так понять, как надо бы по вере, но по-пифагоровски и
наподобие Соломона и понял его как душу вселенной или как присущего ко вселенной, согласно
сказанному в мудрости Соломона: «Дух Божий наполнил всю землю и то, в чем содержится все»,
– что вполне согласуется с пифагорейской доктриной, поясненной Виргилием в тексте «Энеиды»,
https://ru.teopedia.org/
...Други!
Джордано Бруно церковники жестоко казнили за его отступничество от их узких догм.
Отступление.

"В протоколах обвинительного процесса над Джордано
Бруно говорится, что его казнили не из-за науки, а за отрицание
основ христианства, злым насмехательством над попами, церковью
и призывы понять тайны Земли и неба. Бруно создал новое
религиозно-философское учение, которое отвергало
всемогущество Бога и могло пошатнуть основы христианства,
поэтому был сожжён как еретик, а не как учёный. Джордано Бруно не был и не мог быть казнён за научные
взгляды. Бруно судили не как учёного-мыслителя, а как беглого
монаха и отступника от веры. Коренным отличием позиции Бруно от
тех мыслителей, которые также входили в конфликт с Церковью,
были его сознательные антихристианские и антицерковные
взгляды.
Среди итоговых обвинений, по мнению историков, были
хула на церковь, отрицание Троицы и божественности Христа,
непорочности Девы Марии, таинства причастия и пресуществления
хлеба и вина в тело и кровь Христовы. Кроме того, в вину ставилась
вера в переселение душ и вечное существование бесконечной
Вселенной — то есть отрицание Страшного суда и сотворения
мира.
Конфликт между Бруно и инквизицией не был конфликтом
между наукой и религией — скорее между философией и религией.
Церковь жестоко обошлась с Бруно не просто потому, что он бросил
свой сан и веру. Причина в том, что в его взглядах инквизиторы и
кардиналы видели не проблески новой науки, а воскрешение
древних языческих верований".
https://ya.ru/?
...Увы, и сегодня отсталая церковь и  новая философия  не совместны. Печальный пример -Рерихи и Блаватская, причисленные попами  к ...сатанистам!.
В.Н.
************
1.За что сожгли Джордано Бруно — история
философа и выдержки из допросов

Сожжение на костре в эпоху Средневековья использовалось как мощное орудие
устрашения. Публичные казни символизировали борьбу власти за контроль над мыслями
и научными идеями. В этой статье рассказываем историю итальянского философа
Джордано Бруно.

Кто такой Джордано Бруно
Бруно родился в городке Нола, что под Неаполем, зимой 1548 года в семье солдата. Он
был любопытным, жадным до знаний и решил сделать академическую карьеру. В 1563 году
он поступает в неаполитанский доминиканский монастырь Сан-Доменико-Маджоре. Это
дивное место, славное своей историей, традициями, знаниями и школой. Доминиканцы —
орден братьев-проповедников. Их задача — нести слово истины по всему миру, а для
этого стоит быть весьма и весьма образованным.
Бруно тут же начинает проявлять себя со всем пылом нерастраченной юности. Дело
началось с того, что он вынес из своей кельи все иконы, оставив только распятие.
Мотивировал это тем, что иконы — это идолопоклонство. Очень яркий и глупый шаг
молодого борца с системой. Глупый не только потому, что на него тут же донесли другие
послушники ,и он имел неприятный разговор с настоятелем, но и потому, что начал
творить дела, не ознакомившись с учением Церкви.
После мальчишка с головой окунулся в учебу. Способности ему достались отменные. И
что важно, у него оказалась совершенно неординарная память. Ему было достаточно раз
прочитать книгу, чтобы потом через пятнадцать лет цитировать ее близко к тексту.
Однако читает юноша не только то, что можно и нужно, но и все остальное, в том числе и
литературу запрещенную, которая хранилась в доминиканских обителях: надо знать
ересь, с которой орден призван бороться, в лицо.

А еще он выходил из обители, что, в принципе, не запрещалось, и посещал сосланного из
Рима Бернардино Телезио. Этот интеллектуал продвигал идеи, которые даже в
Античности считались спорными. Он открыл собственную школу — Академию. Именно там
Джордано познакомился с теорией Коперника (идеи которого после стал поддерживать).
В двадцать четыре года Бруно рукоположили. Но почти сразу его жизнь осложнилась.
Однажды он участвовал в диспуте и кинулся защищать ересь — с такими пылом и знанием
источников, что сразу возникли вопросы. Тогда он бежал в Рим. Дальше Бруно
преподавал, в случае чего переезжал с места на место, находил себе покровителей. А
затем один из них напишет донос в венецианскую инквизицию.
Множество миров: выдержки из допроса
Джованни Мочениго, доносчик:
Он же, допрошенный:
Франческо Грациано, сосед по камере в Венеции:
Обвиняемый, на третьем допросе:
— Я слышал несколько раз в моем доме от Джордано, что существуют бесконечные
миры, и что Бог постоянно создает бесконечные миры, ибо сказано, что он хочет
все, что может.
— Однажды, рассуждая об этом предмете, он сказал, что Бог столь же нуждается в
мире, как и мир в Боге, и что Бог был бы ничем, если бы не существовало мира, и что
Бог поэтому только и делает, что создает новые миры.
— В своих беседах он утверждал, что существуют многие миры; что этот мир —
звезда и другим мирам кажется звездой, подобно тому как светила, являющиеся
мирами, светят нам, как звезды. А когда я ему возражал, он ответил, что рассуждает
как философ, ибо, кроме него, нет других философов и в Германии, кроме его
философии, никакой другой не признают.
— В моих книгах, в частности, можно обнаружить взгляды, которые в целом
заключаются в следующем. Я полагаю Вселенную бесконечной, то есть созданием
бесконечного божественного могущества. Ибо я считаю недостойным
божественной благости и могущества, чтобы Бог, обладая способностью создать
помимо этого мира другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир. Таким
образом, я заявлял, что существуют бесконечные миры, подобные миру земли,
которую я вместе с Пифагором считаю светилом, подобным луне, планетам и иным
звездам, число которых бесконечно. Я считаю, что все эти тела суть миры без числа,
образующие бесконечную совокупность в бесконечном пространстве,
называющуюся бесконечной Вселенной, в которой находятся бесконечные миры.
Отсюда косвенно следует, что истина находится в противоречии с верой. В этой
Вселенной я полагаю всеобщее провидение, благодаря которому всякая вещь
живет, растет, движется и совершенствуется в мире. Оно находится в мире подобно
тому, как душа в теле, все во всем и все в какой угодно части, и это я называю
природой, тенью и одеянием божества. Это я понимаю также и так, что Бог по
На двенадцатом допросе:
На четырнадцатом допросе, по существу, отвечал в том же роде:
Спрошенный, отвечал:
Спрошенный, видит ли он различие в том, что живые существа этого мира смертны, живые
же существа иных миров бессмертны, отвечал:
существу, присутствию и могуществу неизреченным способом находится во всем и
над всем: не как часть, не как душа, но необъяснимым образом.
— Из всех моих сочинений и высказываний, которые могли бы быть сообщены
сведущими и достойными доверия людьми, видно следующее. Я считаю, что этот
мир, и миры, и совокупность миров рождаются и уничтожаются. И этот мир, то есть
земной шар, имел начало и может иметь конец, подобно другим светилам, которые
являются такими же мирами, как и этот мир, возможно, лучшими или даже худшими;
они такие же светила, как и этот мир. Все они рождаются и умирают, как живые
существа, состоящие из противоположных начал. Таково мое мнение относительно
всеобщих и частных созданий, и я считаю, что по всему своему бытию они зависят
от Бога.
— Я говорю, что в каждом мире с необходимостью имеются четыре элемента, как и
на земле, то есть имеются моря, реки, горы, пропасти, огонь, животные и растения.
Что же касается людей, то есть разумных созданий, являющихся, подобно нам,
телесными существами, то я предоставляю судить об этом тем, кто хочет так их
называть. Однако следует полагать, что там имеются

Обсуждение
Комментариев нет