Определение понятий
Наверное, это немного забавно, когда не литературовед пишет подобные статьи. Но я попробую. В этот раз я хочу рассказать о том, с какого ракурса можно посмотреть на описываемую реальность. Полагаю, что лишним будет напоминать, но все же напомню, что в литературе существует три способа повествования: от первого лица, от третьего лица, от лица рассказчика. Почему они разделены? Давайте разбираться.
Рассказ от первого лица.
Суть рассказ, который пишет автор таким образом, будто все происходит именно с ним. То есть, все происходящее описывается с точки зрения непосредственно героя или участника событий. Не обязательно это будет главный герой, это может быть и его ближайший соратник. Но не рассказчик, а именно участник. Вся история будет освещена с точки зрения одного единственного персонажа и никого другого.
Для написания рассказа от первого лица существует много различных неписанных правил, как, например, табу на описание собственной внешности. Его можно ввернуть посредством сравнения с другими персонажами или вклинивая непривычный вид, но просто так в собственной голове нормальный человек сам себя не описывает. Впрочем, нельзя сказать, чтобы это всегда было неуместно, но грань очень тонкая, и ее легко переступить.
К плюсам такого способа повествования можно отнести тот факт, что автор пишет так, будто все происходит с ним самим. А читатель, натыкаясь на местоимение «Я», также проецирует героя и его состояние на себя. Кроме того, автору не нужно гулять в сторону, ведь он описывает только то, что видит и знает его герой, не больше и не меньше. То есть, если герой всегда ходит одной и той же дорогой, автору не нужно описывать весь город — этой дороги достаточно.
К минусам — автор не может изложить мысли других героев, ведь персонаж, от лица которого идет повествование, не способен залезть в чужие головы, если он, конечно, не телепат. Но даже в этом случае, мир повествования будет сужен до восприятия одного героя. Других героев читатель тоже будет воспринимать не такими, какими они созданы автором, а такими, какими их видит герой. То есть, автор мог создать персонажа, который всю дорогу помогает его герою, а сам герой видит в нем раздражающего и путающегося под ногами надоеду.
Повествование от лица рассказчика.
Такой тип повествования можно отнести к смешанному, в каком-то смысле. Потому что автор сознательно вводит некоего закулисного персонажа, который рассказывает историю. То есть, вводятся отношения «рассказчик — слушатель». Сам рассказчик в тексте при этом чаще всего лицо нейтральное или же, если это мемуары, сам автор. Только при использовании рассказчика уместно обращение ко второму лицу. Например, как в книге Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»: «И вот вам снится, что на вас сел слон и что извержение вулкана бросило вас на дно моря вместе со слоном, который спокойно спит у вас на груди».
Введение рассказчика будет большим плюсом, если автору требуется периодически делать лирические или философские отступления, не относящиеся к основной линии повествования. То есть, если автору хочется окропить свою работу размышлизмами — рассказчик самый лучший способ это сделать. Кроме того, рассказчик полезен, если автор периодически обращается к читателю.
Минусом введения рассказчика будет опять же узость взгляда — то есть все повествование будет производиться именно с точки зрения рассказчика и именно его. Лирические отступления и размышления тоже будут принадлежать именно рассказчику, соответственно, и читатель будет воспринимать происходящее с героем именно через призму восприятия рассказчика.
Примечание.
Не стоит путать введение рассказчика с повествованием от первого или третьего лица — это немного другое. В отличие от повествования от первого лица, при наличии рассказчика читатель не ассоциирует себя с героем, но воспринимает как историю о третьем лице, то есть о ком-то другом, в случае мемуаров — о самом авторе. И в отличие от повествования от третьего лица, рассказчик есть единый персонаж, с точки зрения которого читатель наблюдает события.
Повествование от третьего лица.
Суть история без личности рассказчика или автора и рассказанная не от лица героя. Именно здесь на сцену выходит фокальный персонаж. Фокальным персонажем называют героя, с точки зрения которого временно ведется повествование. Однако при этом речь продолжает идти от третьего лица. Для работы с фокальным персонажем характерны те же приемы, что и для письма от первого лица — героя можно называть по имени или местоимением, но не упоминать его возраст, социальный статус, пол или внешний вид, если он обыден для героя. Повествование ведется так, будто автор маленький фей, сидящий на плече персонажа. Он называет вещи так, как называл бы их фокальный персонаж, представляет эмоции так, как представлял бы персонаж. Также принято одну сцену отдавать одному фокальному персонажу; «прыгать по головам» считается дурновкусием. Переключение с мыслей одного персонажа на мысли другого может быть только после смены сцены. Высшим пилотажем можно назвать умение автора плавно, без перескоков менять фокального персонажа по мере надобности, подстраивая повествование под его точку зрения.
К примеру, главными фокальными персонажами являются Маргарита и Иешуа из "Мастера и Маргариты" Булгакова. Во "Властелине колец" Толкиена начиная со второй книги в качестве фокальных персонажей выступают Фродо и Арагорн. И не только они, Хранители на несколько групп разделились.
К плюсам относится возможность заставить читателя сопереживать и ассоциировать себя с тем персонажем, от лица которого идет в данный момент речь. Также обстановка и мир рассматриваются с разных углов, нет узости взгляда одного героя во всем произведении, ведь в коротких рассказах или романах с одной сюжетной линией уже как минимум два-три фокальных персонажа, в более сложных их и того больше.
К минусам можно отнести некоторую сложность: каждого созданного героя нужно не только нейтрально продумать, но продумать в социуме. То есть, кому он нравится, кому не нравится, кому на него плевать. И со сменой фокального персонажа каждый герой будет немного меняться в зависимости от отношения к нему того, с чьей точки зрения смотрит автор. Точно также и восприятие мира должно меняться вместе с фокальным персонажем. Например, если один герой любит дождь и радуется, наблюдая его с утра из окна своего дома, то при переходе к герою, дождь не любящему, изменится и сам этот дождь.
Заключение.
Прежде чем начинать писать работу, особенно размера макси, автору стоит определиться с тем, насколько глубоко он хотел бы засунуть читателя в своего героя. И в какого именно. И хочет ли он вообще его туда засовывать. Ведь, например, для юмористической истории, в которой герой творит невыносимые глупости, интереснее воспринимать ее со стороны, как слушателю, а захватывающие приключения приятнее проецировать на самого себя, желая стать самим героем. Для этого можно не только использовать уже выведенные литературоведами приемы, но и смешать, выдавая свой собственный. Однако с этим стоит быть осторожным. Например, в серии «Гарри Поттер и ...» Роулинг сузила повествование от третьего лица исключительно до точки зрения главного героя, почти не выходя за ее пределы, и это было довольно удачно. А вот вкрапления рассказчика в точку зрения фокального персонажа выглядят зачастую очень режущими глаз. Потому что вроде как читатель начинает воспринимать мир глазами одного героя, и вдруг внезапно влезает автор со своим комментарием. Так что определиться со способом изложения желательно с самого начала.
Приложение с примерами
Ввиду некоторых обстоятельств, связанных, например, с большими объемами текстов, из которых можно сделать выборку для примеров, автор данной работы решил написать примеры самостоятельно. Это делается не только для облегчения поиска этих самых цитат с примерами, но и из чувства уважения, которое не позволяет копаться и анализировать, насколько хорошо автор использовал тот или иной прим.
Рассказ от первого лица.
Здесь я приведу и разберу три варианта написания повествования от первого лица.
1. Я вышла из дома, и ветер легко приподнял мои кудри цвета воронова крыла. В моих голубых глазах отражалось небо нового яркого дня, и теплое солнышко предвещало приятную погоду. Я выбрала для сегодняшней прогулки облегающий синий топик с принтом бабочки-махаона и джинсовые шортики, почти не скрывающие мои красивые ноги.
Я бодро прошагала двор насквозь и оказалась на шумной улице. Здесь было много людей, и все куда-то спешили. Я плохо ориентируюсь в городе, потому что бываю только в определенных местах: дом, институт, дом подруги Лили и наш с ней любимый клуб. А вообще город большой и красивый, в нем много мест, которые стоит посмотреть. Старая опера, например, или графская усадьба. На проспекте я осмотрелась и хотела уже повернуть влево от своего двора, когда мой взгляд наткнулся на парня. Он стоял с каким-то потерянным выражением лица, будто оказался здесь совершенно случайно. Да и видок у него был, словно он с маскарада сбежал. Когда мимо него проезжали машины, он заметно пугался.
Я решила побыть добрым самаритянином и помочь парню. Я вообще обладаю очень добрым и скромны характером и всегда стараюсь помогать людям. Вот и в этот раз я не смогла пройти мимо, потому направилась прямо к странному парню, чтобы спросить, что с ним произошло.
Чем неудачно такое построение рассказа от первого лица? Прежде всего, человек крайне редко в своем обычном состоянии прокручивает в голове свой внешний вид таким образом. Да, не стоит исключать того факта, что мы думаем, как мы выглядим, но в том аспекте, не сбилась ли прическа, не задралась ли юбка, не размазалась ли косметика, не порвался ли носок.
Далее не совсем корректным можно назвать момент описания города — героиня говорит, что не ориентируется в нем и почти нигде не бывает, что говорит о не особенной-то любви к городу, но при этом она сходу называет пару достопримечательностей, которые и не видела даже. Не очень грубый, но все-таки ляп.
Не знаю, как у кого, но обычно люди говорят фразу: «Я добрый и скромный», – с явным сарказмом. Те, кто такими качествами действительно обладают, об этом не говорят вообще, а остальные иронизируют над собой.
В данном примере этого нет, но одной из грубейших ошибок такого типа повествования является вариант, когда персонаж представляется. Уместно в некоторых случаях обратиться к самому себе по имени, но вставить текст «Привет, меня зовут Элеонора Дюбуа фон Хаккенштайн» или «Кстати, меня зовут Васелина Орлова-Добровольская» будет довольно нелепо. Это уместно для мемуаров, но не для рассказа от первого лица.
[i]2. Это утро было паршивым с самого начала. Когда я вылезла из постели и посмотрела на себя в зеркало, я первым делом подумала, что у меня поселилось чудовище: волосы встрепаны, глаза красные, пакеты со вчерашним днем на пол-лица... Одним словом, редкая красавица. Приходить в себя и
"От какого лица писать?" - вопрос, которым хоть раз задавался любой автор. Здесь пытаемся разобраться в плюсах и минусах типов повествования.