Произведение «Сказ про туристов» (страница 5 из 7)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка редколлегии: 9
Баллы: 10
Читатели: 2370 +7
Дата:

Сказ про туристов

тайга изнутри. Снаружи за каждым деревом, как минимум, медведь мерещится. А чаще леший. Неповторимая атмосфера охотничьих домиков с их особым специфическим кисловатым запахом, оставленные кем-то дрова, соль, спички… Если меня спросят, как выглядит тайга изнутри в январе-месяце, я отвечу – белое безмолвие. Ни людей, ни зверья, ни птицы. Только тишина и лютый холод. Но это днем. Ночью тайга оживает. За каждым деревом медведь, леший…
Так вот, в один из дней мы сбились с путика (так местные охотники свои промысловые маршруты называют) и никак не могли найти очередную избушку. К вчерашней возвращаться было поздно, да и стемнело. Я не особо переживал, ну, нет избушки – и ладно. На этот раз у меня всё было: и котелок, и спальник, и одежда. Палатки не было, но это, как говорит мой друг, «понт корявый»: ходить в тайгу с палаткой. Только вот Колёк, мой проводник, почему-то всё взвинчивался, всё матерился себе под нос.
Я невзначай спросил его:
– Колёк, а тебе часто приходилось ночевать зимой в тайге без избушки?
– Какая разница, часто – не часто? – на взводе так, на психе.
И вдруг я понял, что он ни разу вот так зимой в лесу не ночевал. Он был хоть и профессионал, но профессионал путика, своего участка. Всегда ночевал в своей избушке. Я увидел, что нас уже трое: рядом стояла Паника. Его Паника. Вихрем пронеслись в голове разные мысли, из них самая запоминающаяся: что мне, возможно, сегодня придется убить человека, в свое спасение. Ибо запаниковавший утопающий топит и себя, и своего спасителя. В первый и, надеюсь, последний раз в жизни у меня мелькнула ТАКАЯ мысль. Постарался выглядеть спокойным, но голос предательски сел. Своё волнение попытался компенсировать тем, что неотрывно, не мигая, стал смотреть ему прямо в глаза.
– Слушай меня внимательно, Колёк. С этой минуты ты делаешь только то, что я скажу. И ничего другого. Это первое. Второе. Если в следующем же логу мы не находим избушку, сразу становимся на ночлег. Там, где я скажу. Так, как я скажу. Ты хорошо меня понял, Колёк?
Помогло. Паника убежала. В следующем логу нашлась избушка, больше ничего примечательного не происходило.
К чему я это рассказал? А вот к чему.
Мой незабвенный учитель математики часто повторял, что нужно всего три вещи, чтобы хорошо изучить математику: желудок – в голоде, голова – в холоде, ноги – в тепле.
Я подумал, а можно ли сформулировать такое же общее, самое важное правило, чтобы можно было выжить зимой на морозе. Всё важно. Важно иметь и хранить снаряжение, важно быстро развести костер, важно работать одной командой. Но важнее всего, мне кажется, следующее правило: «Мозг – в тепле, рассудок – в холоде».
Именно этого, мне кажется, ребятишкам и не хватило…
Если сказать словами Владимира Семёныча, мне представляется «совсем простая штука…»
– Как погибли?
– Замерзли…
– Но почему???
– Холодно было… Очень холодно.
– И все???
– И все…
– Но почему же тогда столько пытливых умов столько лет ищут разгадку этой страшной тайны???
– Потому что людям нужны страшные тайны. И легенды.
– И все???
– И все…»

*   *   *

Нормальный такой очерк. Честный, искренний. И хоть писал Рудаль «не для полемики», но ответить необходимо.
Не спорю, среди людей, интересующихся историей гибели группы Дятлова, любителей легенд, мистики, детективов и шпионских романов хватает. Но ведь еще остались их родственники, друзья, тот же Юрий Ефимович Юдин – баловень судьбы, единственный из живых дятловцев, сошедший с маршрута из-за болезни в самом начале того похода. Их объединяет далеко непраздный интерес. Да и просто людей, искренне желающих разобраться.
Если б было всё так просто, как ты представляешь – запаниковали да замерзли – эта история не будоражила бы самый широкий интерес уже больше полувека. Да и секретить ее не было бы никакого смысла – только слухи порождать, а коммунисты слухов и пересудов не любили. Кстати, старенький уже Юра Юдин, зная подоплёку «дела» и плотно общаясь, в своё время, и со следователями, и с прокурором (точнее, они его допрашивали), из нюансов задаваемых ему вопросов, логики, незначительных комментариев составил своё собственное видение произошедшей трагедии. И оно, мягко говоря, весьма отличается от твоего. Но и его предположение тоже всего лишь одна из версий, а я обещал, что поддерживать, даже косвенно, какую-либо из них не стану. Ничего не ясно.
Я опускаю, что тобой банально проигнорирована масса фактов. Но даже в твоих рассуждениях сплошные изъяны.
«Ребята заткнули разрыв ската палатки меховой курткой». А откуда он мог взяться? Сам собой возник? Палатка была буквально исполосована снизу доверху, причем изнутри – тут никаких меховых курток на «затыки» не хватит.
Сделать заключение, что они уже легли спать только по стелькам на груди у одного из туристов неубедительно. Ни слова про большой кусок (килограмма на три) недоеденной корейки поверх спальников и разбросанные по палатке шкурки от нее. Так всё-таки они ели или спали? Если ели и вдруг, подмерзнув, сиганули «нагишом» на улицу, изрезав палатку, то тогда какой же «Страшный Холод – очень терпеливый убийца»? И вообще, почему, чтоб выйти из палатки, ее нужно обязательно взрезать?
А если спали, то состояния «спросонья» в таких условиях, как и самого сна, не бывает – так полузабытье, в лучшем случае. Поэтому представить себе, что ты сладко спал и вдруг – хлоп! Перед глазами «страшный лик» или его голос, так что ты стремглав выскакиваешь, в чем был, необутый, лично я, знакомый с зимними холодными ночевками, не могу. Ты и сам предполагаешь: «терпели до последнего», то есть, всё-таки не спали, ворочались, что-то обдумывали и обсуждали.
Из твоих рассуждений непонятно также, почему одни одеты тепло, а другие практически раздеты. Одни замерзли, запаниковали, но догадались одеться, а другие, тоже запаниковав, ломанулись в одних носках по снегу вниз, но при этом прихватили с собой фонарики и ножи. Как-то странно, избирательно паника действует. Опять же, кое-какая одежда была разбросана вокруг палатки и настила. Зачем же замерзающим людям надо было ее разбрасывать? Паника? На трупе Золотарева оказался фотоаппарат, причем с отсутствующей фотопленкой внутри него, но с фотоаппаратами на шее не спят. Или решил пофотографироваться перед смертью, по причине «помутнения разума»?
Еще одна неувязка: у некоторых головы вообще не покрыты, на руках нет рукавиц. Почему? В нашей палатке на Северном Урале, даже когда топилась печурка, было холодно, поэтому на нас всегда были надеты вязаные шапочки и тонкие перчатки. Что заставило дятловцев выскочить на улицу, сняв шапочки и перчатки, которые, не сомневаюсь, на них были надеты в палатке постоянно? Паника?
И всё время по тексту: «ах, ребятишки, ах, ребятишки…» Среди них был  один точно не «ребятишка»: 37-летний профессиональный инструктор по туризму, фронтовик-орденоносец Александр Золотарев. И потом, в те времена взрослели намного раньше, учти безотцовщину, нужду и голод военных и послевоенных лет. Ещё трое из «ребятишек» уже и студентами-то не были, работали. К тому же, все без исключения, кто их лично знал, утверждали, что группа Игоря Дятлова была хорошо подготовлена и физически, и морально, и технически. Они не один год занимались туризмом, готовились к этому походу и прекрасно знали друг друга.
Почему ребята ночевали на голом склоне, если рядом лес, дрова? Отвечу. Как минимум, одну холодную ночевку в походе планируют почти все лыжные тургруппы – для проверки запаса прочности. А дятловцы, напомню, совершали поход высшей категории сложности.
Почему развели костер в неудобном месте, на ветру? Есть версия, что костер выполнял сигнальную функцию для ориентировки Дятлова и Колмогоровой, пошедших назад к палатке.
Почему лазили по кедру и ломали на нем ветки? В «Деле» есть предположение, что, цитирую: «было похоже, что люди сделали нечто вроде окна, чтобы можно было с высоты смотреть в сторону, откуда они пришли и где находилась их палатка». А может быть пытались спастись на дереве? От кого? Неужели от Страшного Холода?
Ты так старательно описываешь это ужасное существо, отдавая ему главную роль в этой трагедии, и вдруг нелогично, похоже, неожиданно для себя самого, предполагаешь, что «их могло давануть еще в палатке, если там действительно была лавина», объясняя наличие тяжелейших травм у четверых дятловцев. При этом совершенно странным выглядит заявление, что причины возникновения этих даже не травм, а увечий, для тебя не важно.
Вот! Вот она – «соль вопроса»! Вот место, где проходит водораздел между твоими рассуждениями и истиной. Лавина или что-то другое – НЕЧТО, что создало форс-мажор, хотя такого выражения в 50-ых годах не существовало. Причем, скорее всего, даже не «нечто», а комбинация этих самых «нечто». И именно в выяснении этого состоит главная интрига трагедии. А Страшный Холод лишь довершил своё чёрное дело.
______________

Ты всё время приводишь, в качестве аргумента и примера для подражания, свою ночевку. Извини, но вы трое ОБЯЗАНЫ были выжить в ту ночь! Не имели права не выжить! Выжили вы, потому что минимум необходимого у вас с собой всё же имелся, ночь была относительно теплой, и ничто (ничто!) вам не помешало выжить. К тому же, считаете себя опытными, бывалыми туристами. Поэтому, по большому счету, причин для паники особо не было – просто возникла непредвиденная экстремальная ситуация. Вам повезло. И я не сомневаюсь, что те «ребятишки» тоже непременно выжили бы, причем все, если б им ничто не помешало. Но им, в отличие от вас, не повезло – и вполне штатная, пусть даже в присутствии Страшного Холода, ситуация превратилась в нештатную.
А теперь представь, что на ваш незапланированный бивак напоролся бы какой-нибудь дебил с ружьем и шарахнул бы по вам с двух стволов – уж кому бы что «досталось». И всё! Форс-мажор! Экстремальная, но штатная ситуация превращается в нештатную, критическую. И кто из вас дожил бы до утра – большой вопрос. Но тут хотя бы вопросов не возникло: вот огнестрельные ранения, вот гильзы. Почему же ты отказываешь дятловцам в праве иметь пусть даже невыясненную до сих пор причину (причины) возникновения форс-мажора, приведшего к таким трагическим последствиям? Унижаешь их и снисходительными определениями, и примитивной доказательной базой, и крайне неубедительной трактовкой развития событий?
А если после гипотетического двуствольного залпа кто-то из вас начал бы холодеть, истекая кровью? Могла бы возникнуть если не паника, то панические настроения? Даже если бы воображаемый дебил шмальнул и ушел? А ну, как перезарядит ружье и вернется? Тогда надо немедленно уходить, бросив раненного товарища («прости, друг!»). Но далеко уйти тоже не удастся, ведь по вашим же следам вас, замерзших и голодных, страдающих от жажды и смертельно уставших, да еще и морально раздавленных, настичь проще простого? Слава Богу, обошлось, вы остались в живых, и сейчас ты имеешь возможность велеречиво порассуждать...
Возникновение паники – явление вторичное. И коль пошла такая «литературщина» с образами, я тоже малость поупражняюсь в изящной словесности.
Паника, сестрица Страшного Холода, представляется мне в виде молодой отвязной, разбитной шалавы с вызывающе огненно-рыжими


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:40 19.02.2017
1
С интересом прочитал ваше сказание. По группе Дятлова сказано было много, поэтому не буду входить в  полемику. Справедливы оценки руководителя и участников тургруп и психология участников похода. Сам я был в походах разной категории и в разном качестве на Фанах, Тянь-Шане, Кавказе и др. Этим я хочу только сказать, что мне понятна и близка тема самопального туризма (все через горклуб). Спасибо за глубокий анализ нашей (той) жизни. Виктор.
 См. "Трудная дорога к Самарканду" и "Лучше гор могут быть только горы" 
     07:32 04.09.2016 (1)
Запев неплохой, забрал в Избранное, позже прочитаю и дам оценку...На мой взгляд, чем бесплатно по горам и сугробам  прыгать,адреналин выпуская, ехали бы вы все экстремалы скопом да  на Крайний Север уголька рубить для энергосистемы России...
     13:27 04.09.2016
Спасибо! Буду признателен за оценку. Насчет уголька: и они, и мы были студентами, походы - только в каникулы и отпуска. И потом, это же спорт
     21:37 05.05.2013 (2)
1
Очень уважая Автора, вынужден не согласиться с ним:
Имею меньший опыт походов, особенно "самопальных". Иной раз, когда самопальщики показывают мне фото с похода - вижу такую тонкую грань, отделявшую их от смерти. Становится страшно за безрассудство и риск. Да и сам хорош! Вспоминаю свои ошибки и- Стыдно! Но возводить самопальство в культ - спорно и не приемлимо для меня. Жизни несведущих людей должны беречь профессионалы.
А насчет паранормальной версии - для меня это предположение наиболее достоверно. Вспомните цвет лиц у труппов. Травмы и выражения при смерти на лицах. Вспомните как все разом побежали из палатки, а при попытке вернуться были искалечены и убиты. Оставшиеся у кедра, замерзли, но вернуться не решились.
Сам "самопально" путешествуя на Урале (Малый Таганай) один раз ощутил дикий беспричинный ужас.
Буквально "пришило" к палатке. Может на тот раз мне повезло.
     20:59 01.09.2016 (2)
-1
Согласен с Муратовым и Ст.Сахончиком обоими.
Мороз + безумие, а оно от угара. Муратов ПРАВ - нужна берлога, а не печка с трубой(!!!!!)
Красный цвет - это ОЧЕНЬ характерный признак отравления СО
Так что если уж красное мясо, то угар точно был
Ужас анализируйте :)
часто бывает при гипогликемии (резкое падение уровня сахаров в крови). Возможные причины:
1) травка Джа 2) грибы (особенно +выпивка) 3) перенагрузка 4) какое-то свойство организма вроде того описанного отнимания ног
С уважением
Александр
забыл. При CO тоже м б ужас. Печка у Вас была?!
     11:01 02.09.2016 (1)
Лично я для себя историю дятловцев закрыл с написанием Сказа про туристов. НИЧЕГО не понятно. Если только не обнародуют из архивов (если таковые имеются) истинную причину. Однако угореть от маленькой постоянно подтапливаемой буржуйки, не имеющей заслонки, невозможно. Риск этого у нас, туристов-лыжников, даже не обсуждался
     13:27 02.09.2016
-1
Да уж очень характерный признак, цвет кожи.  Как раз подходит под "единственное" обьяснение. Хотя... время, агресс среда...
Всё же Сахончика посмотрите. У них там был изобретатель чудо-печки (её долгий запуск даже попал в их газету не то в дневник). В палатке труба длинная, а снаружи низкая. Может банально уничтожить или опрокинуть тягу особенно при влажности и ветре.
Кстат насчёт подтапливания. Да, если выделен человек, который должен следить за печкой, то это правильно и эксцессов не будет. А что было у них? К примеру, была выпивка.
     03:55 02.09.2016 (1)
Относительно моего ужаса- точно не мой вариант. Наркотиков (кроме сахара) не употребляю. Грибов (в кулинарном объеме) не было, и не готовили. По поводу нагрузки 12-15 км (причем 7 км только с штурмовым рюкзачком). До этого тоже щадящие нагрузки. Жгли костер, ветер в противоположную от палатки сторону. Что касается свойства организма: специально возвращался в это место 3 раза в последующие годы - ничего подобного не повторилось!
Относительно версий гибели группы Дятлова- их больше 60! Что касается того места - вот первая серия из 13 реального похода опытной группы современных туристов к перевалу зимой https://www.youtube.com/watch?v=w8t9VK-5vt8&list=PLcLjErvAAmmpePfHQEyUkp6kLZAAeYMzk&index=15
Люди, посвятившие себя туризму и криминалистике не могут (и не могли после трагедии) ответить почему это случилось. Если Автор и Сахончик думают что они самые умные - пожалуйста. Но я с этим не соглашусь.
Причина на мой взгляд была не одна, точнее комбинация причин. Вы живо, образно описали "ужас" замерзающего, а потом напротиворечили сами себе - описали сладкое впадение в сон (с последующей смертью) , как оно и бывает в реале. Если мне попытаться рассудить логически - "бешенство" вызвано двумя причинами: отравление угарным газом, и ломотой замерзающего тела. Последующий сход лавины (может бег по склону группы и подрезал ее). Борьба за огонь. После смерти выедание мягких тканей грызунами.
Все это хорошо, в какой то степени логично, но не учитывает психологию: кто-то из Группы (кроме неисправимых паникеров) обязательно оденется и возмет теплые вещи, топор и спички. (дело в том, что Вы не ОДИН, замерзание, отравление и теплообмен по-разному проходит у разных людей) Выражение ужаса на лицах. (С природными явлениями например лавина люди были знакомы) Невозможность серьезной лавины на склоне с такой крутизной. И ряд других причин с непонятной логикой.
А в заключение могу сказать, что сам столкнувшись с вполне реальными паранормальными проявлениями, я не отвергаю и те версии.
Примечание Животные не смогли бы меня так напугать (с медведем и кабаном встречался в лесу в т.ч. ночью).
     09:30 02.09.2016 (1)
-1
Благодарю за развёрнутый ответ.
Ютьюбу смотреть не могу, на даче слабый инет.
Безрассудство туристов и меня удивляет всю дорогу. На ютьюбе что-то в этом роде?
Например, на Алтае пошли по "какой-то" дорожке, без карты есссно, там склон в тумане, пошли смотреть, ан ещё круче и пропасть. Повезло, никто не упал. И подобное преподносится как нормальные милые приключения.
Да, Ваше замечание о том, что вообще-то их было много, и разных по психологии и реакции организма, ценно.
Из возможных причин мне не хотелось бы упускать из внимания одну. Есть толковый иссл. аномальщины М.Герштейн - так вот у него в книге ещё не менее 2 примеров похожей ситуации, в т ч в наших местах, Ладога, Онега. М б не высоко вероятен, но вероятен такой мрачный расклад:
- где-то у ментов или военных или даже у тур. начальства - у кого-то, кто знает, где туристы - есть организованная группа маньяков
- режут палатку, вытаскивают и бьют, оттаскивают и смотрят наслаждаясь, как они замерзают
Но я запросил М.Г. специально - он пояснил, что эта палатка резалась изнутри. Это, по его словам, экспертизой определяется надёжно.
Кое-что из собств набл.:
http://fabulae.ru/Notes_b.php?id=10220
Там же есть и моя коллекция аномальщины, мб, Вас развлечёт. Расскажите и свои случаи!
Здесь надо и к себе относ. жёстко... если что-то такое мерещится + тот самый ужас, это м б банально симптом (не обяз "страшного" псих. заболев, но например нарушения обмена в-в или просто игра, в мк-рую нам всем приятно играть). Начнём с того, что само занятие туризмом зачастую признак "психотического" состояния. Убежать оттуда, где некомфортно. Сенсорная депривация в городе. Хочется играть, а негде и т п. Сужу по себе, особенности детства - в лесу мне всегда макс комфортно в т ч и в мороз и с дикими зверями. Многие "чувствуют" человека за км 2, и это чувство острое тревожное в отл от дикого зверя. Однако можно и прошляпить :) - вдруг это просто слышен шум...
Желаю Вам удачных походов и экспедиций
С уважением
Александр
     10:08 02.09.2016 (2)
При случае посмотрите 10 и 11 серию похода, там версия гибели про перевал Дятлова. Блоггеры временами дурашливо хотят выглядеть. но я смотрел их отдельно- профессионалы в туризме. Чего один Гриша Соколов стоит, да и остальные совсем не дети. Расказывать свой случай (он только один был совершенно непонятный ) не очень хочется (Пока сам в нем не разберусь). Ваши случаи обязательно просмотрю.
     13:13 02.09.2016 (1)
-1
Да, постараюсь посмотреть. Но вряд ли.
инет самый минимальный, только для работы. Такая шиза проф. программиста :)
А случай Ваш проанализируйте!
Сколько раз видел странную ситуацию, люди что-то точно видят или даже наблюдают как специалисты; и не анализируют и даже как бы "бегут". Это интересно само по себе
     14:08 02.09.2016 (1)
Утром я осматривался.  Видел реальные следы: переломить молодую здоровую сырую березку 12 см в лиаметре, у самого основания чемпион мира не сможет. Я уж не говорю о 25 см сосновом валежнике (не сухом). Не говорим о местных алкашах или полицейских-милицейских. При этом зверь, будто то медведь или лось обязательно дышит. При этом следы (не копыта): мои 45 размера  были на см  на 10 короче. (следы нечеткие) Когтей на я не видел. А страх буквально парализует, отнимает конечности. Крик непередаваемого диапазона: на верхних и нижних тонах. С него собственно все и началось движение вокруг стоянки. Почему то до меня потом дошло, что нас специально пытались отогнать от этого места.  Можно смеяться надо мной,  я сам не раз стоял до этого под смертью, и 100 с лишнем кг не заплыли жиром. Меня напугать не просто.  Такой ужас я испытывал впервые. Почти всю остальную ночь продежурил: в одной руке топор, во второй нож, одетым, обутым.
     20:56 02.09.2016 (1)
-1
Очень и очень интересный случай.
Крик в высоких и низких частотах другие тоже слышали?
Другие тоже испытывали ужас?
Мне приходилось видеть так и не опознанные следы, да, удлинненные, не копыта, по грунту и глубине следа зверь не менее лося да как бы не более (след в среднемокрой земле около 30 см глубиной), да, без когтей вроде как от валенка именно 45-го разм или неск более, в слегка геологич. "аномальном" месте, притом выследить по следам не смог, он вышел и вошёл в реку, а река ну слишком уж длинная и извилистая в джунглях Псковской обл... и даже странно, как он шёл по заворотам и не надоело
Или пропустил место выхода.
Если пытались отогнать земные звери, то полагаю, безопасно.
     22:30 02.09.2016 (1)
Да, крик и треск бревен слышал я и жена. (оба вскочили, больше никого не было)  Все продолжалось около 10 минут, Меня просто "вжал" страх в тамбур палатки. Чтобы не провоцировать нападение и чтобы видеть хоть как то почти в полной тьме , я не включал фонарик. Жена уснула через 2 часа. я не спал всю ночь. Следы  и деревья по утру увидел на мху (вмятины), там была чаща леса с валежником. На расстоянии метров 15-20 от палатки. оттуда как раз и доносился самый сильный шум. Чтобы не пугать женщину, выводами по осмотру местности не стал делиться с женой. Видеть перемещения  в лесу- ничего не видел на просвет. Крик раздавался несколько раз (3-4), первый раз примерно в 1,5 км от нас.
     08:43 03.09.2016 (1)
-1
А где это было и в какое время года?
Был ли помёт?
Всё же возможно, что лось. Кто ещё вопит?
В мягкой почве можно не разобрать копыт. Про "свои" следы склонен думать, что то таки лось
Миша тоже может наломать дров, но так не вопит(?)

В старинных текстах севернее Москвы упоминается "коркодил" и "лютый зверь", о которых историки спорят.
     15:39 03.09.2016 (1)
Помета не обнаружил Месяц конец июля начало августа. Копыта лося видел,- непохоже. В том районе водится медведь, кабан  и лось. Все равно все они дышат,  дыхания не слышал совсем!
     20:14 03.09.2016 (1)
-1
За 15-20 м в чаще слышно дыхание?
Мишино - не всегда
Лося - как правило, не слышно
А не этот ли зверь:
http://ohota-v-sibiri.ru/22-gon-olenya.html
     06:02 04.09.2016 (1)
Не, такого зверя у нас еще нет)))
     06:37 04.09.2016 (1)
говорят там испытания были
а палатку и тела после перенесли

и впопыхах поставили неправильно

испытывали оружие а студенты как раз и попали

по дискавери несколько передач смотрел
.
     09:21 04.09.2016 (1)
-1
А эти пляски вокруг дерева, они были?
     10:47 04.09.2016
там была инсценировка (военные поработали)

погибли люди в другом месте

про пляски ничего не знаю
.
     11:07 02.09.2016
Спасибо за оценку!
     10:07 24.08.2016
Добрый день, уважаемый Ветерогоньвода! Гляньте мою последнюю вещь "Сказ про погреб". Удачи!
     22:24 21.07.2014
1
Желаю удачи в походах
С уважением
Александр
     01:08 06.05.2013
1
Петр, я весь вечер посвятила чтению твоего сказа и знакомству с историей гибели туристов в 1959 году. Признаться честно, до этого я о них ничегошеньки не знала. Теперь еще долго буду думать об этом...
Помню похороны Ирины Мисюровой...
Приятно было прочитать знакомые фамилии, узнать историю про кольцовскую калину:)))...
Мне тоже приходилось ночевать зимой в марийской тайге в палатке без печки  (кстати, костер называется "нодья"). Интересный опыт:)))
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама