Произведение «Выбор князя Владимира 2. Операция "Херсонес"» (страница 1 из 6)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Сборник: Властители языческой Руси
Автор:
Читатели: 2676 +1
Дата:
«Поход Владимира на Корсунь (Красные паруса) - Н.К. Рерих»

Выбор князя Владимира 2. Операция "Херсонес"

                                                                7. ВЫБОР КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

                                                                  7.2. ОПЕРАЦИЯ “ХЕРСОНЕС”

                                                                                           I

    Жемчужиной Византии считался Херсонес – опорный пункт империи в Северном Причерноморье. И сейчас видны его развалины возле Севастополя. Основанный ещё в V веке до н.э. греческими переселенцами из Гераклеи, город немало успел повидать за свою долгую историю: поднимались и рушились царства, возникали из небытия и вновь исчезали народы – скифы и сарматы, гунны и хазары. И никогда Херсонес не был взят штурмом – неприступным считался этот город, стоило лишь взглянуть на его мощные укрепления, чтобы навсегда оставить мысль о нападении. Но к X веку византийцы сильно обеспокоились за свои крымские владения. На севере росло и крепло древнерусское государство, всё ближе продвигаясь к границам Византии. В своих договорах с Игорем и Святославом греки буквально умоляли русских князей не воевать Херсонес или, как его называли на Руси, Корсунь. И всё-таки избежать этой войны им не удалось.
    Предыстория войны была такая. В 987 году в Киеве появилось византийское посольство с просьбой о помощи. Известный византийский полководец Варда Фока поднял восстание против законной власти, получив поддержку во многих провинциях, и теперь мятежное войско угрожало самой столице империи. Напуганный василевс (император) Василий II обратился за помощью к своему могущественному соседу – сам он справиться с восставшими был не в силах. Но русский князь не собирался помогать задаром, в обмен на свою поддержку он потребовал, чтобы Василий отдал ему в жёны свою сестру Анну. Дерзость просто неслыханная – никогда ещё византийская принцесса, да притом порфирородная, не становилась женой варвара. Даже германский император Оттон Великий, сватавший Анну за своего сына, и тот получил отказ. Да только положение стало совсем отчаянное, тут уж не до щепетильности. Как ни обидно, а пришлось грекам стерпеть и такое унижение. Когда два правителя договорились между собой, в Византию прибыло русское войско. И положение в империи сразу же изменилось: Варда Фока был разбит, а восстание подавлено. Опасность прошла, и к византийцам вернулась их всегдашняя надменность. Теперь они и не думали выполнять свои обещания, чего ради считаться с каким-то варваром? А следовало бы им поразмыслить – стоит ли сердить князя Владимира. Вот так и стала для них неизбежной война с Русью. Так или примерно так рассказывают об этих событиях историки (Г.Г. Литаврин “Византия и Русь в IX-X вв.” // “История Византии”, т. II, с. 235-239, М., 1967; Ф.И. Успенский “История Византийской империи”, т. III, “Период Македонской династии (867-1057)”, с. 411-414, М., 1997; Г.А. Острогорский “История Византийского государства”, с. 381, М., 2011; М.В. Левченко “Очерки по истории русско-византийских отношений”, с. 352-389, М., 1956).
    Рассказ этот скомпонован из разных источников, причём, русские источники ничего не сообщали о помощи князя Владимира византийцам. Согласно летописной версии, Владимир всего лишь обратился к своим боярам с вопросом: “Где примем крещение?”. Бояре ответили: “Где тебе любо”. А потом выяснилось, что "любо" Владимиру креститься в Херсонесе. И дальше следует рассказ об осаде города, взятии его, свадьбе и крещении там русского князя (“Повесть временных лет”, ЛП, с. 186, С.-Петербург, 1996). А в рассказе из “Жития” Владимир убеждается в превосходстве христианства и тут же почему-то идёт походом на Корсунь (“Обычное житие св. Владимира” // “Чтения в историческом обществе Нестора Летописца”, кн. II, отд. II, с. 25, Киев, 1888), в “Проложном житии св. Владимира” русский князь захватывает Корсунь исключительно из желания найти там учителей греческой веры (там же, с. 28).
    Византийские авторы сообщали только, что Владимир сперва женился на принцессе Анне и потом уже прислал военный отряд на помощь императору Василию II:

    “...Он (император) снарядил ночью корабли и посадил на них русов (ведь он получил союзное войско, призвав их и сделав зятем их архонта Владимира, (женив его) на сестре своей Анне)...”
    (Скилица // Н.М. Богданова “О времени взятия Херсона князем Владимиром” // “Византийский Временник”, т. 47, 1986, с. 41)

    “...под Хрисополь... внезапно прибыл император с русским войском (ведь он, установив родственные отношения с их архонтом Владимиром, (женив его) на сестре своей Анне, в силу этого получил союзное войско)...”
                    (Зонара // Там же)

    “Снарядив ночью корабли и посадив на них русов, – так как он успел позвать их на помощь и сделать их князя Владимира своим зятем, женив его на своей сестре Анне, – неожиданно переправляется с ними [через пролив] и, напав на врагов, легко овладевает ими”
                    (Кедрин // М.Ю. Брайчевский “Утверждение христианства на Руси”, с. 165, Киев, 1989)

    Михаил Пселл коротко отметил роль русских дружин в разгроме мятежников:

    “XIII. Царь Василий порицал неблагодарных ромеев, и поскольку незадолго перед тем явился к нему отряд отборных тавроскифских воинов, задержал их у себя, добавил к ним других чужеземцев и послал против вражеского войска. Те застали неприятеля врасплох, готовившихся не противника побить, а вина попить, многих побили, а остальных рассеяли…”
                    (Михаил Пселл “Хронография”, с. 10, М., 1978)

    Восточные авторы рассказывали о женитьбе русского князя и о его военной помощи Василию II, но ничего не знали о судьбе Херсонеса:

    “И взбунтовался открыто Варда Фока и провозгласил себя царем <…> И стало опасным дело его и был им озабочен царь Василий по причине силы его войска и победы его над ним И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю русов – а они его враги, – чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей в Хрисополь. И победили они Фоку и завладел царь Василий приморскою областью и захватили все суда, которые были в руках Фоки <…> И выступил царь Василий и брат его Константин со своими войсками и с войсками русов и столкнулись с Вардою Фокою в Абидосе – а это близко от берега Константинопольского и победили Фоку; и был он убит в субботу 13 Нисана (Апреля) того же года, т. е. третьего Мухаррема 379, и была голова его привезена в Константинополь и там выставлена”
                    (В.Р. Розен “Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского”, с. 23-25, С.-Петербург, 1883)

    “В самый день отъезда последнего в греческом лагере произошла сильная схватка из-за ничтожной причины. Князья и вассалы куропалата Давида, прибывшие туда, стояли недалеко от греческого лагеря. Из пехотного отряда рузов какой-то воин нес сено для своей лошади. Подошел к нему один из иверийцев и отнял у него сено. Тогда прибежал к рузу на помощь другой руз. Ивериец кликнул к своим, которые, прибежав, убили первого руза. Тогда весь народ рузов, бывший там, поднялся на бой: их было 6000 человек пеших, вооруженных копьями и щитами, которых просил царь Василий у царя рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. — В это же самое время рузы уверовали во Христа. — Все князья и вассалы тайк’ские выступили против них и были побеждены. Тут погибли: великий князь князей, по имени Патриарх, два сына Очопĕнтре — Габриель и Иоаннес, Чортванел внук Абу-Харба и многие другие; ибо гнев божий тяготел над ними за их высокомерие”
                    (“Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию”, XLIII, с. 200-201, М., 1864)

    “Посредством какого приема возвратили оба византийских императора спокойствие своему пошатнувшемуся положению.
      Когда их положение поколебалось, они вступили в переговоры с царем русов и попросили у него помощи. На это он предложил их выдать за него замуж их сестру. Они оба на это согласились. Но женщина воспротивилась отдать себя тому, кто разнится с ней в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство. Тогда брак был заключен, и женщина подарена ему. Он послал им на помощь великое множество своей дружины, причем все были большой силы и отваги. Когда помощь прибыла в Константинополь, они переправились через море на кораблях для встречи с Вардисом [Фокой]. Тот, глядя на них, не придал им значения и подшучивал над ними: как это они так самонадеянны в своем предприятии! Едва они высадились на берег и оказались на одной земле с врагом, как разгорелся между ними бой, и победителями вышли русы. Они убили Вардиса [Фоку] и войска его рассеялись”
                    (“Абу Шоджа ар-Рудавари “Продолжение книги испытания народов и осуществления заданий” // “Древняя Русь в свете зарубежных источников”, т. III, с. 106-107, М., 2009)

    Сгоряча можно было бы прийти к выводу, что историю с корсунским походом летописцы вообще выдумали, но подтвердил её византийский писатель Лев Диакон. Он был очевидцем тех событий и воспринял произошедшее как настоящее несчастье для империи:

    “И на другие тягчайшие беды указывал восход появившейся тогда звезды, а также напугавшие всех огненные столбы, которые показались затем поздней ночью в северной части неба; ведь они знаменовали взятие тавроскифами Херсона и завоевание мисянами Веррии”
                    (Лев Диакон “История”, кн. X.10, с. 90-91, М., 1988)

    То есть, поход русской рати на Херсонес и взятие этого города – реальный факт, не подлежащий сомнению. Вызывает сомнение очерёдность событий. Ведь если верить византийским и восточным авторам, утверждавшим, что Владимир сначала женился на принцессе Анне и только потом прислал к императору военную помощь, то, значит, и Херсонес он взял раньше, чем помог Василию II.

                                                                                           II

    Русская летопись датирует поход на Херсонес 988 годом – за год до разгрома Варды Фоки. Но, вроде бы, летописная дата вступает в противоречие с показаниями Льва Диакона, сопоставившего потерю Херсонеса с небесными явлениями, напугавшими людей. Появление огненных столбов отмечено 7 апреля 989 года, а появление кометы 27 июля того же года (А. Соболевский “Год крещения Владимира Св.” // “Чтения в историческом обществе Нестора Летописца“, кн. II, отд. II, с. 6, Киев, 1888). Тогда логично датировать корсунский поход промежутком времени между 7 апреля и 27 июля 989 года. Это если бы Лев Диакон сам определённо заявил, что потеря Херсонеса случилась именно между появлениями на небе двух зловещих


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама