Произведение «АТАМАНСТВО»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Автор:
Баллы: 1
Читатели: 533 +1
Дата:

АТАМАНСТВО

                                           АТАМАНСТВО


(Глава из исторической повести Аркадия Польшакова "Кошевой атаман")

«Легко быть Первым... (атаманом)?
Вопрос, друзья,  ведь непростой,
Здесь  груз ответственности такой,  
Разнообразный  и святой,
Накроет тут вас с головой,
Бывает так, что  хоть волком вой!»



                             Рис. Войсковая Запорожская Рада.


В небольшой по объему повести о Петре Калнышевском невозможно описать все события, которые произошли в его нелегком ратном труде боевого казака разведчика войска запорожского, здесь было много побед и огорчений, особенно когда он в боях терял самых близких друзей и товарищей.
Постепенно, но уверенно он рос как военный руководитель, был сотником, есаулом, обозным, куренным, судьею. Короче говоря, прошел:  Крым, Рим и медные трубы.
Калнышевский был всегда сторонником дружбы с братским христианским русским народом, выступал против исконного общего их врага Османской империи. При этом он был последовательным сторонником сохранения известной доли самостийности и «незалежности»  Сечи, ратуя за то, чтобы казаки могли чтить традиции и обычаи своих предков.
В выборной должности войскового есаула, Петр Калнышевский был помощником тогдашнего кошевого атамана, престарелого Григория Федорова.
Есаул Калнышевский в 1754 и в 1755 г.г. участвовал практически во всех военных компаниях и походах казаков, а также участвовал в депутации казаков, посланной в Петербург для решения "некоторых войсковых нужд".
Главной целью этих депутаций было, чтобы выхлопотать разрешение о возвращении Запорожских земель, захватываемых алчными соседями.
Возвратившись на Запорожье в 1756 г., Калнышевский вскоре был избран войсковым судьею, но пробыл в этом звании недолго, около года, и в 1758 г. снова участвовал в депутации, отправленной в Петербург с той, же целью, как и предшествующие. Но обе эти поездки,  по вопросам о землях не привели к благоприятным результатам, поскольку бюрократия и взяточничество, были и есть столпами русский государственности.
Войсковым судьею Петр Калнышевский оставался до 1762 г., но на этом рост его в Запорожской военной епархии не закончился. Он научился видеть изнанку людей, скрытые пружины их поведения. Научился ценить время, здоровье, возможности сделать что-то доброе, значимое в жизни.
В январе 1762 года его впервые казаки на всеобщей Запорожской Раде избрали атаманом Коша.
Это важное событие произошло по старому церемониалу зимним днем 1 января 1762 года на Майдане – центральной площади Сечи.
Был торжественный вынос Штандарта запорожского войска, Святых икон. Из церкви вышли на центральный Майдан архимандрит и атаман Запорожского Коша Григорий Федоров.
На Майдане стояли, ждали открытия Совета вся «атамания»:  старшины, деды, уважаемые казаки и прочие. Среди них были два кандидата в атаманы -  Калнышевский и Лантух.  На Запорожской Раде присутствовали также полковники Яков Савицкий, Афанасий Ковпак, Иван Мандро, Семен Кочубей, старшины -  Нечипайзглузду, Наливайко, и другие.
Атаман Федоров, открывая Совет (Раду), сказал:
- Казаки, сегодня мы на Совете должны выбрать нового атамана.  По состоянию здоровья сегодня я оставляю свои полномочия.  Какие будут предложения на этот счет?
Первым выступил полковник Павел Савицкий, давний недоброжелатель Петра Калнышевского, который громко стал горланить на весь Майдан:
- Казаки, да что там мудрить, надо атаманом выбрать Григория Лантуха, как
это предлагает нам сама российская императрица.
Лантух  (Мешок, Куль в переводе на рус. яз.) снимает папаху и садится на скамью кандидатов, где сидит уже архимандрит Сечи.  
По Майдану прокатились  возмущенные крики из толпы сторонников Калнышевского:
- Лантуха – этого Лопуха в  пустом мешке, да в атамана, да вы что, казаки,  з глузду сьехали  (рехнулись)!..
- И причем здесь императрица?
- Пошла бы она подальше со своими предложениями, у нас свои обычаи!..

                                           

                                      Рис. Казаки на Раде слушают атамана.

Затем выступил Семен Кочубей:
- Казаки, на что нам Лантух сдался! Он будет больше в себе думать, а не о казаках! Я предлагаю выбрать атаманом Петра Калнышевского.
Калнышевский по традиции Сечи  снял папаху и садится на скамью, рядом с Лантухом. Тот недовольно отодвинулся на край скамьи.
Слышны выкрики из толпы, как его сторонников, так и противников:
- Верно, Калнышевского в атаманы! Он мудрый человек, не то, что Лантух!
- Казаки, императрица нам такого не простит! Надо Лантуха выбрать атаманом!
- Екатерина - хитрая лиса, хочет казаков как тех кур для своего борща под лапами иметь. Пошла бы она в сраку... (далее непечатный запорожский фольклор).
- Во - во! Пошла туда, глубже  и подали... Пусть не лезет со своим уставом в наш монастырь. У нас свои обычаи.
- Казаки! Не выберем Лантуха, императрица может к нам войска отправить.
- Пусть попробует, мало ей не будет...
Больше всех тогда на Майдане горланил полковник Павел Савицкий, который громко на весь Майдан кричал:
- Казаки, одумайтесь! Надо атаманом выбрать Григория Лантуха.

Успокаивая разгоряченных казаков,  морской полковник Мандро, высказал  для всех здравую мысль, сказав:
- Казаки, давайте послушаем самого атамана  и нашего архимандрита! Что они посоветуют нам?
Послышались выкрики из толпы:
- Верно, казаки, давайте послушаем их!
- Пусть говорят!..
Вперед вышел атаман Федоров, который просто и ясно сказал:
- Казаки! Я хорошо знаю Петра Калнышевского, он долго был моим помощником. Поэтому предлагаю выбрать его, он будет чтить наши обычаи,  и при нем закрома наши будут полнеть.
Григория Лантуха я меньше знаю. Он больше сторонник москалей, поэтому будет делать то, что им больше выгодно.
После  атамана свое предложение высказал архимандрит,  который поддержал атамана, сказав:
- Казаки, я поддерживаю предложение атамана. Петра Калнышевского я знаю как мудрого человека и стойкого сторонника нашей веры и обычаев. Он будет хорошим атаманом Коша.

Послышались выкрики из толпы:
- Верно! Голосуем за Калнышевского.
- Казаки, москали нам этого не простит! Лантуха в атаманы Коша!
- Атаман! Ставь обоих кандидатов на голосование?
- Казаки! Будем голосовать! Кто больше наберет голосов, тот и будет атаманом!

Атаман Федоров:
- Казаки! Приступаем к голосованию!
Первым начинаем с Григория Лантуха.
Счетчики голосов - начинайте свою работу.
Лантух, согласно традиции, встает, выходит на середину помоста и делает поклон на четыре стороны: Кресту, архимандриту, старшинам и народу Сечи.
Есаул стал слева от него, положил правую руку на его плечо и, обращаясь к народу, сказал: - Казаки! Люб (дорог) ли вам атаман Григорий Лантух!
Казаки, голосующие за Лантуха,  подняли вверх руки и сабли.
Счетчики начали в толпе считать голоса. Кончив считать, старший счетчик поднялся на помост и объявил: - Казаки! За Лантуха отдали свои голоса 36 казаков.
Атаман говорит: - Казаки! Теперь приступаем к голосованию за то, чтобы атаманом Коша  стал Петр Калнышевский!
Калнышевский встал, тоже вышел на середину помоста,  сделал поклон на четыре стороны. Есаул стал слева от него, положил  правую руку на его плечо и говорит:
- Казаки! Люб ли вам атаман Петр Калнышевский!
Казаки, голосующие за Калнышевского, подняли вверх руки, шапки и сабли.

                     

Рис. Голосование казаков на Раде: «Быть или не быть – Бить или не бить!»

Счетчики стали считать голоса. Старший счетчик поднимается на помост и говорит:
- Казаки! За Калнышевского отдали свои голоса подавляющее большинство казаков.
Атаман Федоров громко объявляет:
- Атаманом Коша большинством голосов община  (Рада) выбрала Петра Калнышевского.
Выкрики из толпы:
- Ура! Любо! Любо - Калнышевскому!
Два пристава подошли к Калнышевскому и по старому обычаю, взяли его на «растяжку» ( руками держа его за рукава, чтобы напоминало распятие креста).
Пристав снял с него кафтан, расстегнул рубашку-вышиванку, чтобы было видно нательный крест.
Есаул, видя крест, кричит: - Казаки! Атаман - православный!
Выкрики из толпы: - Люба! Любо!
Савицкий, злорадно, кричит: - Казаки, нагайкой его! (Призывая соблюсти старый обряд посвящения в атаманы)
Слышны крики подкупленных москалями сторонников Лантуха: - Нагайки его, нагайкой!
Есаул по старому казацкому  обычаю взял плеть и трижды сечёт нового атамана по спине, приговаривая: - Казаком был - казаком станешь!
Архимандрит подвел Петра Калнышевского к Библии и иконе, и благословил его  на ратный труд атамана Коша.
Новый атаман Коша Петр Калнышевский, обращаясь к казакам Сечи,  произнес клятвенные слова:
- На Христовом Животворящем Кресте, на священном писании присягаю:
Служить верно, не жалея головы и живота своего.
Беречь казачью честь, приумножать достояние Коша.
Беречь казаков и всех людей Коша!
Я ваш отец, вы мои дети!
Потом он поцеловал крест и Библию,  стал на  середину помоста и поклонился дедам и казакам.
Есаул с дедами согласно обычаю одели его в атаманские атрибуты, нацепили  саблю, опоясали  рушником (цветастым полотенцем), торжествеңо вручили ему булаву - символ верховной власти.
В конце посвящения в атаманы, есаул надел на голову атамана папаху и скомандовал:
- Перед атаманом Коша шапки геть (долой)!
Все казаки по этой команде сняли папахи и шапки перед новым атаманом.
Так избрание  атаманом Коша Петра Калнышевского прилюдно и торжественно состоялось.
И Петр Калнышевский впервые получил вместе с атаманской булавой официальный титул «Его превосходительство пан Кошевой атаман».
                                                   * * *
Справка.
Следует объяснить, что часто со словом «Сечь» казаками употреблялось слово «Кош», а Войско Запорожское иногда именовалось Запорожским Кошем. Запорожцы, употребляя слово «Сечь», подразумевали постоянную столицу Войска, а под словом Кош - всю подконтрольную им территорию.
                                                   * * *

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама