Произведение «Война в песнях Виктора Цоя» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 1169 +1
Дата:
«побои4»

Война в песнях Виктора Цоя

Война…. Группа крови… Звезда по имени Солнце…. Печаль… Легенда….Завтра война… Кино

Когда Виктора спросили о песне «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», Виктор насмешливо ответил: « Антивоенная, актуальная песня. Эта песня, пожалуй, самая связная»…

« - Я пишу песни не потому, что нужно, а потому что меня лично волнуют проблемы. Вот как раз, когда «нужно», получается нечестно. А если меня не волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, что меня бы задело, - я не могу писать песню.

- Получается, что надо писать только о том, что испытал сам? Вы же написали антивоенную песню «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», хотя не испытали ужасов войны?

- Понимаете, хотя эта тема разработана многими, за неё, по сути, никто серьёзно не берётся. Тем же, кто пишет псевдопатриотические и псевдоантивоенные песни не верят. Я написал эту песню потому, что тема войны действительно меня взволновала и волнует до сих пор.

- А может ли рок-музыка решить какие-то проблемы?

- В принципе, рок-музыка в социальном плане – вещь довольно сильная, среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сделать. Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы, то, может быть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой возможности, я всё стараюсь выразить в песнях…. …. У меня есть своя жизненная позиция. Я пишу песни, и это необходимый для меня процесс. Я пишу песни о том, что происходит вокруг меня.

- Когда говорят об увлечении нашей молодёжи рок-музыкой, почти всегда напоминают о том, что она пришла к нам с Запада…

- С Запада пришла лишь форма: электрогитары, ударные, усилительная аппаратура. Но заимствование формы вовсе не означает, что эта музыка является целиком заимствованным явлением. Я считаю, что это сейчас по-настоящему живая музыкальная форма, и ещё – это музыка, которая остаётся социальным явлением, это массовое народное искусство» («Аргументы и факты», № 39, 1987).

ВОЙНА

Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне,

Нарисуй мне портреты погибших на этом пути.

Покажи мне того, кто выжил один из полка,

Но кто-то должен стать дверью,

А кто-то замком, а кто-то ключом от замка.



Земля. Небо.

Между Землей и Небом - Война!

И где бы ты не был,

Что б ты не делал -

Между Землей и Небом - Война!



Где-то есть люди, для которых есть день и есть ночь.

Где-то есть люди, у которых есть сын и есть дочь.

Где-то есть люди, для которых теорема верна.

Но кто-то станет стеной, а кто-то плечом,

Под которым дрогнет стена.



Земля. Небо.

Между Землей и Небом - Война!

И где бы ты не был,

Что б ты не делал -

Между Землей и Небом - Война!


Как утверждал Игорь Тальков в "Монологе", В.Цой мог бы не создавать других песен, ибо в одной только вот этой строчке сказано обо всём просто и гениально. Здесь и богословие, и философия, и этика, и эстетика - подлинно новое понимание, которого не найти ни в Упанишадах и буддизме, ни в Коране и мусульманстве, ни в Торе и иудаизме, ни в Библии и христианстве...

"Земля. Небо. Между землёй и небом - война". О чём это? - Да о том, что пресловутая элитарная "духовность" всех без исключения монотеистических религий находится в состоянии войны с общественной Справедливостью на земле и потому вынуждена лице-мерить, измеряя своей личиной земные блага и присваивая себе и самое Небо. Нельзя "быть уверенным в завтрашнем дне" при нынешней вере, находящейся в услужении у беззаконных властей, и все "погибшие на этом пути" невольно обезличены, лишены свободы духа, и потому "нарисовать портреты" их невозможно. Невозможно найти хотя бы "одного", кто бы в этом "полку" "выжил" не потеряв индивидуальность и не солгав.

Но, несмотря на то, что нынешнее устроение жизни ( скорее беспорядок) - "война между небом и землёй" кажется незыблемым, роли людей от века распределены: "Но кто-то должен стать дверью, а кто-то замком, а кто-то ключом от замка." - Это о том, что Христос, Будда, Мухаммед, и их ученики стали для человечества дверью в светлое будущее... а сотворённые на богочеловеческой и пророческой основе великие религиозные учения были превращены их «последователями» в замок. Герои же, Пророки нового времени, такие, как Виктор Цой – призваны быть ключом от замка.

Так сложилось в жизни Виктора потому, что он, живя в цивилизованном ущербном городе, был "занят охраной тепла", сумев остаться с "детьми проходных дворов", "для которых есть день и есть ночь", есть "победы добра над злом, как" и "победы зла над добром". Виктор остался с людьми, у которых есть ответственность за будущую земную жизнь - "у которых есть сын и есть дочь", остался с теми, "для которых теорема верна" (Теос - Бог, рема - принятие ответственности за общую жизнь в Мире Божьем).

"Кто-то станет стеной, а кто-то плечом, под которым рухнет стена". - Стена из лукавства, лицемерия, противоестественных обрядов целования "батюшкиных" ручек, тупого бессмысленного предстояния окраденной духовными знаниями толпы пред "законной" иерархией в роскошных одеяниях в земной церкви, присвоившей себе благодать Небесной Церкви… и стена в миру из «законов» прямого унижения подчинённых чиновникам и хапугам "дрогнет" под "плечом", исповедующего Единому Богу и Ангелам Его - Свободу, Творчество и Любовь... но нужно твёрдо ведать и помнить, что случится это не само собой и не сразу... потому что "война между землёй и Небом" - основное содержание нашей эпохи и она ныне всюду - " И где бы ты ни был, что б ты ни делал, Между землёй и небом - Война". "Война". "Война". "Война" !

«Россия обескровлена, находится в коматозном состоянии. Выход из коматозного состояния зависит от того, как скоро люди, населяющие территорию России, прозреют и потянутся к Правде, к Свету, к Истине, к Богу. Земля — Небо.

Между Землёй и Небом — война. Спев одну эту строчку, Виктор Цой мог уже больше ничего не петь. Он сказал всё. Просто и гениально.

До сих пор мне непонятна смерть Цоя; предполагаю, что он был проводником Белых сил и явно не успел выполнить возложенную на него миссию. Он ушёл внезапно. Я думаю, что, на какое-то мгновение, расслабившись, он потерял контроль над собой и открыл, таким образом, брешь в энергетическом поле защиты, причём сделал это так неожиданно, что Белые не успели среагировать, тогда как Чёрные среагировали мгновенно» (Игорь Тальков, «Монолог»).


ГРУППА КРОВИ


Теплое место, но улицы ждут

Отпечатков наших ног.

Звездная пыль - на сапогах.

Мягкое кресло, клетчатый плед,

Не нажатый вовремя курок.

Солнечный день - в ослепительных снах.



Группа крови - на рукаве,

Мой порядковый номер - на рукаве,

Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне:

Не остаться в этой траве,

Не остаться в этой траве.

Пожелай мне удачи, пожелай мне удачи!



И есть чем платить, но я не хочу

Победы любой ценой.

Я никому не хочу ставить ногу на грудь.

Я хотел бы остаться с тобой,

Просто остаться с тобой,

Но высокая в небе звезда зовет меня в путь.



Группа крови - на рукаве,

Мой порядковый номер - на рукаве,

Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне:

Не остаться в этой траве,

Не остаться в этой траве.

Пожелай мне удачи, пожелай мне удачи!


"Тёплое место" - сколько однозначного смысла в этой фразе, но люди, озабоченные поиском "тёплого места под солнцем" никогда не согласятся с В.Цоем, что тёплое место не главное в жизни, что "не место красит человека, но человек место". Не согласятся, возможно, и с тем, что "улицы ждут отпечатков наших ног" - что не комфорт, но общественное, связывающее ближних дело, нужно праведному человеку, не "мягкое кресло", в котором можно успокоить свой любящий покой зад, не накинутый на себя по собственной воле - сверху "клетчатый плед" - чёрно-белый, выражающий собою символически приятие для внутреннего потребления конформизма, согласного как с добром, так и со злом... Здесь может иметься в виду и жизнь в клетке, упакованность в довольстве собою, плен внешнего и умственная лень... "Не нажатый вовремя курок" - это, конечно же, обличение невозможности, для любящего конформизм и комфорт, принять суровое справедливое решение по поводу окружающего нас зла. Это отказ взять, наконец, на себя ответственность и наказать очевидное всем и каждому зло. Это о "заповеди ненасилия" (сравните: "удар выше кисти, терзающей плоть, но вместо крови в жилах застыл яд...и вот кто-то плачет, а кто-то молчит, а кто-то так рад... мы тяжело больны...все сошли с ума!).....И в противоположность такому современному положению вещей "улицы ждут отпечатков... ног" людей с искренними убеждениями, романтичным, возвышенным взглядом на мир - тех, у кого "звёздная пыль на сапогах", - тех, кто способен верить "солнечному дню в ослепительных снах"!

Что ещё неплохо было бы понять, так это то, что в поэтике В.Цоя главное не цвет, у которого множество оттенков, и конечно - не белый и чёрный - не "да" и "нет" в области цвета. В области цвета не найти Истины, что бы и кто бы ни выводил из многообразия его. Свет образует цвета, даёт имена, Свет Солнца - "Солнечный день в ослепительных снах", или же ночная "Звёздная пыль на сапогах". Т.е. Свет тех, кто прошёл через субъективное наваждение (Ночь) индивидуальной жизни и призывает ближних на улицы городов, призывает вон из "тёплого места", из "мягкого кресла", снять с себя "клетчатый плед" условностей - "нажать вовремя курок" - выстрелить в уже ставшего давно открытым врага рода человеческого, метко попасть в цель.

"И есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой. Я никому не хочу ставить ногу на грудь" -

речь о том, что Виктор твёрдо осознаёт, что у него есть талант и пророческая миссия и необычные для простого человека возможности, которые не могут быть оценены в привычном порядке, но он не собирается разменивать свой Божий Дар на власть и деньги. Любая расхожая "цена" и человеческая "власть" не стоят того, чтобы отказаться во имя их от Бога, с которым Виктор желает быть вместе. Но нельзя "просто остаться с Тобой", - остаться с Богом, забыв о ближних ( "возлюби ближнего своего, как самого себя" ), нельзя быть с Богом, не исполняя Его Воли, и потому - "Но Высокая в небе Звезда зовёт меня в путь!"...

"Группа Крови на рукаве" - не знак офицерского отличия ( см. "Генерал" В.Цоя), не погоны, не лычки, не звание, - нет "Группа Крови" означает родовую идентичность со своим народом, ради которого Цой встал на борьбу с ложью и злом. "Порядковый номер" - есть место рядового солдата в строю, место в череде /предыдущих/ поколений, место Воина, принимающего ответственность за полноту исторической жизни своего народа - отцов, матерей, дедов и прадедов, за будущую счастливую жизнь своего потомства.

"Не остаться в этой траве" - трава, как кровь земли - "красная, красная кровь - через час уже просто земля, через два - на ней цветы и трава, через три - она снова жива и согрета лучами Звезды по имени Солнце", - стало быть, зелёная трава у


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     09:33 25.04.2014 (1)
Спасибо. Во-1-х, это умно написано, во-2-х - неравнодушно.
     18:14 27.04.2014
Спасибо за понимание, Александр!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама