Произведение «Урок истории. Возникновение фашизма» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Темы: историяфашизмИталияфасцииМуссолини
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 1080 +1
Дата:
Предисловие:

Урок истории. Возникновение фашизма

  Сейчас в наших СМИ в связи с событиями на Украине  самым популярным и наиболее употребляемым словом  ( без особого разбора ) стало слово ФАШИЗМ.

 Если мы не хотим, чтобы наша голова была помойным ведром, в которое беспрерывным потоком сливаются  гнилые  идеологические продукты и если мы хотим быть хоть немного  самостоятельнее в своих суждениях,  я  проведу  маленький исторический ликбез. Уверен, большинство  из Вас немало удивится  многим вещам, о которых я напишу ниже.

 Вы когда-нибудь задавались вопросом - как  в  просвещённой Европе народ Германии (  да-да, не Гвинеи ... ),  этот, чуть ли не самый образованный народ мира в первой трети прошлого столетия - поверил Гитлеру и пошёл за ним  ?!  Как можно было за  короткое время так оболванить  миллионы потомков  Бетховена и Баха,  Шиллера и Гёте... , как можно было "вбить" в их головы такое,  что они стали строить печи Освенцима ?!  Откуда возникла идеология фашизма, как она смогла пропитать души  и разум целых народов ?
   Как нам в современном мире уберечься от  возрождения фашистской идеологии,  как не допустить повторения тех ужасов, которые пережил мир,  столкнувшись с этой чумой ?
   Одними запретами на фашистскую ( нацистскую )  символику и литературу  не обойтись. А  подчас некоторые запреты ( уже законодательно оформленные ) выглядят и вовсе идиотскими - как можно запрещать фотографии, на которых  изображён актёр  Вячеслав Тихонов в образе  Штирлица  ? Или теперь что, надо выкинуть на свалку  знаменитые  военные плакаты Кукрыниксов ? Маразм !  Дело вовсе не в том,  видна ли свастика на изображении или нет, а в  том,  какую цель преследует автор  (  или тот, кто делает перепост  ) снимка или рисунка, в каком контексте это преподнесено. И дело тут совсем не во внешней символике и атрибутике....,  можно творить зло прикрываясь различными  звёздами и полумесяцами,  и серпами с молотами...
   Я считаю, что прежде всего люди должны обладать ЗНАНИЯМИ  - как возникло это зло,  как уберечься от него,  как распознать его первые шаги.
   Только понимая  весь механизм процесса,  можно пресечь попадание зёрен фашизма ( а тем более нацизма ) на благодатную почву...

   Итак, если Вы читаете эти слова, значит это уже хорошо - значит Вы заинтересовались...  Я постараюсь Вас не разочаровать....

  Слово "фашизм" мы почти всегда связываем  с гитлеровской Германией..., но не всё тут так просто и однозначно... В нашем сознании СМЕШАЛИСЬ  понятия итальянского ФАШИЗМА  и  германского  НАЦИЗМА.  У них очень много схожей  внешней атрибутики (  включая римское приветствие ), схожих ритуалов. Но также много и различий.
    Итальянский фашизм стал первым опытом власти "партии нового типа" некоммунистической направленности, и в этом смысле действительно явился предшественником НАЦИЗМА ( национал-социализма ). В этой статье я его рассматривать не буду, а  лишь коротко охарактеризую. Итак, НАЦИЗМ - это идеология, сочетающая в себе элементы ФАШИЗМА, СОЦИАЛИЗМА, НАЦИОНАЛИЗМА, РАСИЗМА, АНТИСЕМИТИЗМА и ТОТАЛИТАРИЗМА.

   А теперь давайте без  суеты, без каких-либо ассоциаций и намёков разберёмся в сути вопроса - в происхождении первой составляющей нацизма  - ФАШИЗМЕ,  в этом страшном слове ( понятии ), в его определении и в его основных  признаках и чертах.

   Слово ФАШИЗМ  происходит от итальянского fascio ( фашио ) - СОЮЗ.  Это слово, в свою очередь, восходит к латинскому fascis — "связка, пучок".
  Этим словом ( fascis ), в частности обозначались символы магистратской власти  - ФАСЦИИ. Это   перевязанный  пучок прутьев ( розги ) с воткнутым в него  топором. Фасции носили ЛИКТОРЫ - почётная стража высших  МАГИСТРАТОВ  (  должностное лицо, избираемое населением на 1 год, для безвозмездного исполнения государственных функций )  римского народа.  Фасции символизировали право применять силу от имени народа - вплоть до смертной казни.

  Вот здесь изображение римского ликтора с фасциями:

http://s006.radikal.ru/i214/1405/87/4e72731f8ada.jpg

  А вот здесь  эти фасции стали уже  главным символом на флаге фашистской Италии.

http://s09.radikal.ru/i182/1405/ec/3b2491bfa9de.jpg

   Бенито Муссолини ( 1883 - 1945 гг. ), ведомый идеей восстановления Римской империи, избрал после Первой мировой войны фасции символом своей партии, откуда и появилось её название - фашистская.

  Сейчас изображение фасции также можно увидеть на гербах Франции, Эквадора, Камеруна.

  В России в современной  геральдике фасции изображены на эмблеме "Федеральной службы судебных приставов Российской федерации", а также ФСИН ( Федеральная служба исполнения наказаний ):

http://s019.radikal.ru/i640/1405/82/642cc6788c89.jpg

  Ну с этими организациями всё понятно - в основе их деятельности лежит само понятие - НАКАЗАНИЕ, а вот зачем фасции "прилепили" в эмблему "Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки" ( Рособрнадзор ) - остаётся только догадываться...:

http://i031.radikal.ru/1405/60/ba5e7c1369a7.jpg

  В  городском дизайне фасции  также  занимают своё почётное место. Так  под  них стилизована ограда на Бауманской улице и вокруг Александровского сада в Москве ,  ограда Летнего сада со стороны Мойки в Санкт-Петербурге:

http://s019.radikal.ru/i633/1405/11/f9d451138657.jpg

  Итак, в  узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920 - 40-х годах  под руководством Бенито Муссолини, который являлся бессменным лидером ( дуче ) Национальной фашистской  партии ( НФП ):

http://s005.radikal.ru/i209/1405/4a/9598cbe2d4f6.jpg

  Любая идеология возникает не на пустом месте. Ей  НУЖНА  ПОЧВА. Давайте разберёмся вместе - какова же была почва для  возникновения итальянского фашизма.

  В середине XIX века в результате многочисленных войн и революций произошло объединение Италии. Кто хочет узнать подробнее об этом периоде итальянской истории - достаточно  будет ознакомиться с биографией  Джузеппе Гарибальди ( 1807 - 1882 гг. ), непосредственным участником всех этих событий.

  После объединения Италия всеми силами стремилась войти в число великих держав, и вела для этого активнейшую внешнюю, в том числе - колониальную политику. Эта активность не позволила Италии остаться нейтральной в европейских конфликтах, предшествовавших Первой мировой войне. Вынужденная определиться, Италия первоначально примкнула в 1882 году к Тройственному союзу (  к военно-политическому блоку Германии и Австро-Венгрии  ) , надеясь на колониальный передел мира. Однако, уже в самом начале Первой мировой войны итальянское правительство не поддержало своих союзников и, не рискнув ввязываться в европейскую войну, объявила нейтралитет.

 Но уже в 1915 году, после того, как стал очевидным провал немецкого плана войны, прельстившись на обещания Антанты ( англичане и французы сулили ей золотые горы в виде Триеста, Тироля, территорий в Далмации, Албании, то есть изрядного куска альпийских и балканских земель ), Италия объявила войну Австро-Венгрии. Кончилась эта авантюра печально: переброшенные на юг две германские дивизии прорвали фронт у реки Капоретто, чем обратили итальянскую армию в паническое трёхсоткилометровое бегство, которое закончилось естественным путём - немцы прекратили наступление.

  После этой катастрофы, которой закончились активные боевые действия на итальянском фронте, Антанта перестала воспринимать Италию как РЕАЛЬНУЮ  силу. Поэтому на Парижской мирной конференции ( 18 января 1919 - 21 января 1920 г. ), созванной державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами, побеждёнными в Первой мировой войне, хотя итальянский премьер-министр Орландо и входил в "большую четверку" ( вместе с Клемансо, Ллойд-Джорджем и Вильсоном ), Антанта и не думала выполнять своих обещаний ( кроме передачи Италии оставшихся бесхозными после распада Австро-Венгрии Южного Тироля - Трентино и Истрии с Триестом ).

  Такой итог мирной конференции был воспринят в Италии как "дипломатическое Капоретто". Национальные чувства, особенно острые в недавно объединившейся стране, вновь были ОСКОРБЛЕНЫ. Это "оскорбление" наложилось на тяжелейший послевоенный экономический и социальный кризис, особенно острый в слаборазвитой Италии.

      Послевоенный кризис выразился в полном букете экономических и социальных проблем. Война нанесла СИЛЬНЕЙШИЙ  УДАР  по финансовой системе. Внешний долг страны к концу войны составил 19 миллиардов лир. Военные расходы в 1918 году поглощали до 80 % бюджета ( 46 миллиардов лир ). Золотой и валютный запас был практически исчерпан из-за закупок стратегических материалов и вооружения в ходе войны. Это привело к неконтролируемой инфляции. Только на поддержку крупнейших банков ( их банкротство привело бы к полной экономической катастрофе ) правительство вынуждено было выделить в 1920 - 1921 годах 4 миллиарда лир.
  После прекращения военных заказов и в силу невозможности далее поддерживать производство из-за пустоты в казне, начинаются лавинообразные серии банкротств предприятий. В 1919 году несостоятельными признаны 500 предприятий, в 1920г.- 700, в 1921г. - 1800, в 1922г. - 3600, а в 1923г. уже 5700 предприятий. В полтора - два раза падает добыча всех полезных ископаемых, сокращаются посевные площади, что приводит во всё ещё аграрной по преимуществу стране к массовому обнищанию крестьянства.

    Такому экономическому кризису сопутствовал стремительный рост безработицы, усиленный массовой демобилизацией солдат. В 1920 году в Италии насчитывалось 150000 безработных, а через два года уже 407000.

   Всё это стало плодотворнейшей почвой для процесса активизации массовой МЕНТАЛЬНОСТИ. Активизация эта проявилась как в спонтанных массовых действиях ( погромы продовольственных магазинов - в повышении цен оказались "виноваты" торговцы или правительство, самовольные захваты земель в деревне и т.д.), так и в деятельности организаций, манипулирующих массой, прежде всего радикального крыла социалистов, ориентированного на Коминтерн ( центром их была редакция туринской газеты с характерным названием "Ordine Nuovo" - "Новый порядок". Воспользовавшись ростом в условиях кризиса стачечного движения ( в 1919 году случилась 1871 забастовка с более, чем полутора миллионами участников ), эти социалисты придали ряду стачек политический характер.

 Активизация массы неизбежно вела к перерастанию экономического кризиса в политический.
Спектр политических сил Италии выглядел в это время следующим образом. На левом фланге находилась социалистическая партия в которой осталось умеренное крыло ( в 1921 году социалисты-радикалы окончательно вошли в Коминтерн, оформившись как коммунистическая партия ). Правее находились: Народная партия, ориентированная в основном на крестьянство, либералы и, наконец, Националистическая партия, выступавшая с шовинистическими лозунгами. Лозунги националистов соперничали в популярности с коммунистическими. Большая часть крестьян, рабочих, интеллигенции в силу УЩЕМЛЁННОГО после войны НАЦИОНАЛЬНОГО  САМОЛЮБИЯ, откликались на призывы "ВЕРНУТЬ" Италии "исконно итальянские" Далмацию, Албанию и Северную Африку. Наиболее радикальное крыло требовало отобрать у Франции (!) Ниццу, Савойю и Корсику. Более всего националистов волновала судьба адриатического порта Фиуме ( Риека ).

 


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама