Произведение «О Викторе Цое, цоеведах, политике и киношниках» (страница 1 из 10)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 2482 +1
Дата:
Предисловие:
По обсуждениям в группе Вконтакте *Виктор Цой. В наших сердцах*

О Викторе Цое, цоеведах, политике и киношниках


"- В принципе, рок- музыка в социальном плане - вещь довольно сильная. среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сделать. Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы, то, может быть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой возможности, я всё стараюсь выразить в песнях" В.Цой (АГ,39,1987)
"Я считаю, что это сейчас по-настоящему живая форма, и ещё - это музыка, которая остаётся социальным явлением, это массовое народное искусство" (там же).
"У меня есть своя жизненная позиция. Я пишу о том, что происходит вокруг меня. ... Тем же, кто пишет псевдопатриотические и псевдоантивоенные песни, не верят. Я написал эту песню потому, что тема войны действительно меня взволновала и волнует до сих пор" (там же).
Как видите, аполитичность В.Цоя кому-то очень и очень нужный миф, за который держатся, как утопающие за соломинку.

ЗАВТРА  ВОЙНА

Над полями - туман,
Над рекой - туман.
Ты придёшь - не придёшь,
Всё одно - обман.
А на небе - луна,
За ней - звёзд стена.
И над хутором песня слышна.
И идёт паренёк,
И ему невдомёк
То, что завтра
Начнётся война.

Это песня о том, что война назрела и уже чувствуется в ночном воздухе.
Звёзд не видно, они кажутся единой тёмной стеной...
Это предчувствие разрушения Отечества. Чёткость ограниченного безбожного взгляда на мир советского человека сменилась "туманом". "Река" у Цоя - отношения между людьми. "Поле" - дело на земле, которое стало уже никому не нужным. И куда ты не придёшь, и к кому не придёшь - везде обман. А на небе луна - отражённый свет, за которым, как таинственная стена - свет негасимых Звёзд. Но к ним не пробраться, неверный свет лживой луны мешает этому.  «Песня слышна»  стала теперь уже не над селом, а над частным хутором, и  это совсем другая песня, не такая, что была раньше. Песни остались только для одиночек, их ещё поют молодые и неопытные, -  те кому невдомёк, что уже не до песен. "Завтра … Начнётся война". Виктор не знал, что нас возьмут за горло без единого патрона. Он лучше о нас думал, чем мы есть на самом деле.

                                                   Давайте откроем тему: "За что я люблю Ольгу Лехтонен и не уважаю таких, как Евгений Обухов?". Вот и узнаем тайные причины, почему такие как Виталий Калгин, "просто не считают нужным делать это..))"
                                                   Уверен, что за Лехтонен выстроится целая рота воздушного десанта из её группы...
                                                   Вы правильно пишите, что я шью белыми нитками... Да, белыми нитками пытаюсь шить по чёрному полю. А вам не противно, когда пытаются понять Шекспира, Данта, Пушкина, Байрона?
                                                   Или пусть будут писать о них всякую пошлятину писаревы, белинские, луначарские и иже? Мне кажется, что именно вот тоже самое происходит с наследием гениального Виктора Цоя.
                                                   Пишут всякие там житинские, дамеры, ваша подруга Лехтонен ( напишу с большой буквы, хоть она того и не заслуживает, только для вас)... рыбины и иже. И все восхищаются, как в своё время восхищались подобным же непотребством...
                                                   А интересные исследования нелюбимых вами З.С.Кадикова, А.Овчанова, Л. Соснина  остаются невостребованными...
                                                   У меня на многое совсем другая точка зрения, чем у них. И мистицизма в разы меньше. Я вижу в творчестве Виктора Цоя широчайшую связь с жизнью советской молодёжи и величайшую ответственность за будущее своей великой страны.
                                                    Этого не узрели предыдущие исследователи. И мне противно, когда такие авторы, как А.Житинский рядят Виктора в андеграундную тогу советской продажной фарцующей антылигенции... Понимаете, противно. И это не только моё личное мнение.
                                                    Я считаю Виктора Последним Героем, Гением, если хотите и Пророком чистых искренних отношений с Богом... которые будут уже очень скоро, а если этого не случится, то и Земле не быть, и всем нам не существовать.

                                                    Да всё достаточно просто. Красно-жёлтое это не просто осень. Красные дни - это дни советской власти. Жёлтые дни - т.н. "демократического" правления, которые мы переживаем сейчас... После советского и перестроечного периода "начнётся и кончится зима" - время душевного холода, конца которому пока не видно.
                                                    Мне кажется, что вы очень узко понимаете слово "политика". Полис - город, а всё что связано с человеческими отношениями, проявляющимися в городской жизни Виктора занимало.  Я уже не раз цитировал многое из того, что Виктор говорил и непосредственно о политике.
                                                    То, что Виктор не стремился стать политическим деятелем отнюдь не значит, что он соглашался со всем тем, что происходило у него на глазах. Виктор был в самой гуще событий перестройки и не мог на них не реагировать адекватно. Виктор был честным человеком, а это значит, что он не мог соглашаться с тем, что происходило вокруг. "Труднее были времена,  но не было подлей".
                                                    "В "Советской культуре" в статье "Лики русского рока" было сказано: "Мир Цоя - это братство одиночек, сплочённое отсутствием выхода"...
                                                     - Это братство одиночек, но не сплочённое отсутствием выхода. Выход реальный существует... Ну, об этом можно долго рассказывать.
                                                     ..... - Вы противоречивый человек?
                                                           - Нет, я совершенно монолитный.
                                                      - Во времена "подпольного" рока постоянные гонения на рок-музыкантов заставляли их быть героями. Теперь времена изменились, героизма вроде уже и не требуется. Что же дальше?..
                                                      - Не требуется? Сейчас его нужно ещё больше" ( "Молодой ленинец", Волгоград, 6 мая, 1989 г.).
                                                   
                                                       Меня это интервью заставляет серьёзно задуматься, несмотря на высказанную там же фразу: "Я же не певец социального протеста, не пишу песен на "злобу дня"...
                                                      Да, Виктор никогда не лицемерил и не писал песен на заказ. Больше ничего их этих конкретных слов не следует.
                                                      "Мир Цоя - это братство одиночек, сплочённое отсутствием выхода"...

                                                       "Вы говорите: выход есть? Куда? В окно?"   - Это не я сказал, а Виктор Цой. Он ответил на этот вопрос Судьбою всей своей трагической жизни и гениальным творчеством. Вот и пытаемся разобраться в этом.
                                                        Да,  то что вы в этом "редком моменте" не согласны с Викторм Цоем говорит о многом. "Выход реальный существует... Ну, об этом можно долго рассказывать" - эти слова Виктора заставляют всех нас подумать о том, что немногословный В.Цой вопрос о "реальном выходе" из той исторической социальной ситуации, в которую попала его страна, считает очень серьёзным.
                                                         Откуда столько самоуверенности и безапелляционности у меня? - От того, что уже много времени занимаюсь раскрытием содержания песен В.Цоя и теперь могу рассматривать их во взаимосвязи друг с другом, вижу как одни и те же образы и символы работают в разных текстах, какую орудийную роль они выполняют.
                                                          Здесь в группе разобрал уже более 30 песен, и если вижу политическую направленность в "Красно-жёлтых днях", то это же подтверждается и смыслом песни "Вера-Надежда-Любовь" и "Кукушка" из "Чёрного альбома", - почитайте в одноимённой теме и в песне "Дети минут" и в песне "Они сказали: "Надо пройти" и в песне "Странная сказка" - это в теме о Сергее Бодрове.
                                                           Когда я услышал В.Цоя, вообще интересовался преимущественно классической музыкой. Причём серьёзно: Шуман, Шопен,Шуберт, Бах, Перселл, Монтеверди, Палестрина - туда вглубь веков... Орган, клавесин, старинные духовые.
                                                          А Виктор меня сразу поразил тем, что при малой сложности музыкального и словесного образа, я в его музыке почувствовал космическое звучание, такое же, как у Баха.
                                                          Вот у Баха ритм предельно прост, звуков мало, а звучит тайна мироздания и покой... Вот так как-то, и у Виктора в "Группе крови" (вы угадали) я почувствовал тоже самое.
                                                          У Виктора есть одна, поразившая меня особенность. Строй и содержание его образов и символов никогда, даже с годами не менялись. Недаром он говорил о себе, как о человеке "совершенно монолитном".
                                                          А вот поговорить мне очень хотелось бы конкретно по каждой песне. Мне было бы только приятно, если бы со мной говорили уверенно и безапелляционно, дабы и моя дурь и дурь оппонента виднее была. Что юлить, создавать пресловутый консенсус между заведомо ограниченными точками зрения, расшаркиваться перед кем-то? На мой взгляд это не плодотворно.
                                                          Понимаете, Виктор шёл прямой дорогой и звал нас пойти вместе с ним в "Солнечный день в ослепительных снах". У него была "звёздная пыль на сапогах" и "ветер раздувал полы его плаща"...Он "смотрел туда, где на долю секунды показалась Звезда"...
                                                          Виктор ушёл, "оставив листок с единственным словом: "Пора!"

Пора открывать дверь.
Пора зажигать Свет.
Пора уходить в ночь.
Пора.

                                                          Как мы пойдём вслед за Виктором и куда, если каждый из нас его Путь, его Судьбу будет понимать "по-своему"? Как такие смогут "попробовать спеть вместе" с Виктором, встать "рядом" с ним? Как можно ухитриться поверить Виктору, если доверяешь только себе, "своему" восприятию жизни. А Виктор пел нам:

Верь мне, и я сделаю всё, что ты хочешь.
Верь мне - я знаю, нам надо быть вместе.
Верь мне, и я буду с тобой в этой драке.
Дай мне всё, что ты можешь мне дать.

Но странный стук зовёт в дорогу.
Может, сердца, а может стук в дверь.
И когда я обернусь на пороге,
Я скажу одно лишь слово: "Верь!"

                                Ведь нет никакой разницы для Виктора, какой стук зовёт его на праведный путь! Стук его сердца с внутренними "своими" состояниями личности или же "стук в дверь" - так называемые "внешние" общественные задачи служения ближним. И хотя Виктор "устал от чужих городов, устал колоть этот лёд", он готов опять идти туда, где его ждут, "опять готов идти, опять".

А те, кто слаб,
Живут из запоя в запой.
Кричат: "Нам не дали петь!"
Кричат:"Попробуй тут спой!"                 ...Они  будут "стоять на берегу и думать - плыть или не плыть?"
.
..Жизнь это как коробка спичек, относится серьезно – смешно, а играть с нею, опасно...

Жизнь это лишь слова, в которой ключевые смерть, и любовь...

Я никто, и хочу им остаться, может быть в этом и есть мой удел, никогда ни кем не называться, не устраивать скандалов и сцен.

                                       Грустно всё это читать. Это так непохоже на В.Цоя. Весь этот убогий пессимизм и упрёки


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама