Произведение «Швета Двипа - Северная Двина» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 1398 +1
Дата:
«Двипа-Двина Взвоз»
Предисловие:
Из сборника "Другие чудеса и тайны Поморья"

Швета Двипа - Северная Двина

Иль мы - тот великий народ,
Чье имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поет
Созвучно с напевом санскрита.

В.Брюсов



  Река Двина, текущая по Вологодской и Архангельской областям, стала Северной относительно недавно – лишь в середине XIX века.  С этого времени и Двина, впадающая в Балтийское море, именуется на географических картах Западной. Какая из них первой  получило «двинское» имя до сих пор не установлено. Спорят учёные.

  Из легенд и карт иноземцев Западная Двина известна под названием Dуna. Река Vina упоминается в сагах, скальдических стихах и географических сочинениях иностранных авторов. Большинство исследователей считают, что Vina – это Северная Двина.

   В дошедших до нас русских источниках название Двина впервые встречается у киевского монаха-летописца Нестора, жившего в начале XII века. В своей летописи он пишет: «Днепр бо потече из Вольковського леса и потечет на полдне, а Двина из того же леса потечет на полуноще и внидеть в море Варяжьское».  
   Речь идёт, по-видимому, о Двине, текущей в Балтийское море. Хотя существуют версии, согласно которым Варяжским морем именовался Ледовитый океан.

  Устав новгородского князя Святослава Ольговича 1137 года содержит расписание дани с различных северных погостов. Цель документа - определение церковной десятины (доли церкви) от всякого рода сборов, поступавших в казну новгородского князя. Приведённые в нём названия населённых пунктов производны от имён рек, сохранившихся доныне. В их числе: Онега, Пинега, Емца, Вель, Вага. Имя главной реки Заволочья – так именовалась в те времена территория нынешней Архангельской области, -   в Уставе не упоминается. Нет его и в других, известных автору этих строк, актах XI-XIII веков.

   Прозвучало оно в начале XIV века в «Грамоте великого князя московского Андрея Александровича на Двину». В ней содержится распоряжение о пропуске к морю и обратно трех великокняжеских «ватаг». На Двину адресована и указная грамота 1324-1340 гг., составленная от имени Ивана Калиты и Великого Новгорода (посадника, тысяцкого и «Всего Новгорода»): «От великого князя от Ивана, от посадника Данила, от тысяцского Аврама и от всего Новагорода къ двинскому посаднику на Колмогоры и к боярамъ къ двиньскимъ. Приказалъ есмь Печерскую сторону Михаилу, а ходитъ на море въ дватцати человЪкъ. А вы, бояре двинскiе, не вступаитеся въ гнЪздные потки, ни в мЪста. А погостъ Кегролскiи и Волокъ вЪдаетъ Михаило по пошлинЪ, како то было при моихъ дядяхъ и при моемъ брате при стареишемъ. А Микифору не надобЪ вступатись ни во что же, атъ ходитъ Микифоръ в МихаиловЪ ватазЪ». (Список XV—XVI вв. ГПБ, сборник О. IV. 14, л. 12 об.)

   Помимо двух названных рек имеются и другие с основанием «Двин»: Двина в бассейне Десны, Двиноса или Двинка в бассейне Немана, Двиняч в бассейне Днестра, Двиница в бассейне Ваги, Двиница  и Зяблая Двиница – притоки Сухоны.

***
  Существует множество версий происхождения названия «Двина».
  Видный исследователь субстратной топонимии Русского Севера А.К.Матвеев в статье «Древнее население севера Европейской России. Опыт лингвоэтнической карты I» отмечает: «Хотя считается, что предшественниками русских на Севере были в основном прибалтийские финны карело-вепсского типа, и подтверждение этому видят во множестве прибалтийско-финских заимствований, усвоенных местными русскими говорами, саамские топоосновы встречаются в регионе так же часто, как и прибалтийско-финские. Это можно объяснить только большой близостью языков, несомненно, ещё более значительной в старину, и массовым усвоением прибалтийскими финнами географических названий своих предшественников – саамов».
  Из приведённых аргументов исходят топонимисты, считающие первичным финноязычное название реки, имеющее значения «песок», «тихая» или «спокойная».

  Другой видный топонимист  Г.М.Керт, рассматривая вопросы топонимики Подвинья и Поморья, отметил: «С исторической точки зрения топонимия Севера Европейской части представляет несомненный интерес, так как на этой территории выделяется слой топонимов, этимологизация которых не представляется средствами живых современных языков. Безусловно, это самый древний слой. Возможно, он, в свою очередь, представляет собой остатки разных языков».

  Появились безуспешные попытки объяснить название древнескандинавским dvina, в значении «вяло двигаться, исчезать, слабеть».

    В устюжской летописи (начало XVI века) о Северной Двине записано: «Реки Юг и Сухона, совокупившиеся воедино слияние, третью реку из себя производят, которая особенно восприемлет именование Двина, потому наречеся, что сдвинулись две и производят из себя третью… Сия река Двина… простирается от горы Гледен на шестьсот вёрст и далее и впадает в великое море-океан, в Соловецкую пучину».
   Эта, т.н. «народная» этимология повторялась в энциклопедиях и справочниках вплоть до двадцатого века.

    В  девятнадцатом веке пробудился интерес к священному языку брахманов Древней Индии  - санскриту. Выдающийся французский исследователь Сент-Ив Д Альвейдр назвал санскрит «европейским языком патриархов, матерью наших и их интеллектов».

   С 1849 года в Оксфорде начала печататься «Ригведа» - «Веда гимнов».  Её редактором и издателем был санскритолог, специалист сравнительного языкознания и сравнительной мифологии Макс Мюллер.  

   В 1893 году опубликована книга американского историка В. Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе», ставшая сенсацией. Автор её после обобщения и анализа малоизвестных фактов сделал вывод: истоки человеческой цивилизации следует искать в районе Арктики. Книга выдержала десять изданий. Уоррен, работавший с источниками на двадцати восьми языках, проанализировал мифы всех стран мира вплоть до экваториальной Африки и Центральной Америки и пришел к выводу, что во всех мифологических системах рай находится на севере. Более того, Уоррен считает, что душа Земли или ее информационный полюс тоже находится над Северным полюсом.

   В 1903 году в индийском городе Пуна вышла в свет книга Балагангадхара Тилака «Арктическая родина в Ведах», в которой автор доказывает, что Арктика была прародиной арийских народов и что именно в Приполярье складывались древнейшие религиозные книги человечества – индусские «Веды» и зороастрийская «Авеста».
  Доказательства его построены на филологическом и историческом исследовании текстов «Ригведы» и «Авесты», а также данных астрономии, геологии, гляциологии, археологии и сравнительной мифологии.
  Анализируя тексты «Авесты», Тилак нашел в них и описание шестимесячных дней и шестимесячных ночей, и ночей, длящихся десять месяцев, и двух летних месяцев, когда «холодно для воды, холодно для земли, холодно для деревьев».
  Согласно теории Тилака, основы религиозных представлений арийских племен сложились в период последнего межледниковья, то есть 40–30 тысяч лет назад, и, по его словам, «это дело рук изначальных арьев, живших на своей родине где-то вокруг Северного полюса».

  С теорией о Северной Прародине индоевропейцев тесно соприкасается гипотеза о Гиперборее. Дословно этноним гиперборейцы означает «те, кто живет за Бореем (Северным ветром)».
    О гиперборейцах писали многие античные авторы. Одни подвергали сомнению само существование гиперборейцев ввиду отсутствия достоверных фактов (Геродот).
   В то же время, Плиний Старший писал о гиперборейцах, как о реальном древнем народе, живущем у Полярного круга, имеющем древние традиции и генетически связанном с эллинами, а также с культурой и религией всего античного мира - через культ Аполлона.

    Сторонники теории Арктиды приводят в качестве одного из аргументов тот факт, что многие народы, особенно индоарийцы, помнят предания о своей прародине, находившейся где-то на крайнем севере, в районе современной Арктики. Германские народы знали эти земли под именем Туле. Там, вокруг Северного полюса располагались большие острова. В центре находился серебряный или белый баснословный остров-материк, пребывание бога Вишну – Швета Двипа (санскрит Швета Двипа = белый остров) .
На полюсе не было жары, стоял умеренный климат. Похолодание понудило обитателей  двинуться к югу. В «Авесте» сказано: идите на путь солнца, имея слева восток, а справа запад. Так земли Евразии заселялись предками арийских народов. Переселение происходило несколько тысячелетий. О тех временах свидетельствуют археологические находки на севере, которым, порой, десятки тысяч лет. В том числе: «Мамонтова Курья», «Харута», «Заозерье», «Гарчи», «Бызовая», «Аркаим», «Синштаты» и многие другие, а также мегалитические комплексы, лабиринты, надписи на камнях. И, разумеется,  памятники топонимики. Вновь заселяемым землям, близлежащим рекам и озёрам,  арьи давали названия оставленной прародины.

  Вслед за книгой Тилака в 1910 году вышла  книга русского популяризатора науки Евгения Елачича  «Крайний Север как родина человечества», в которой приводятся многочисленные выдержки из древних текстов Ригведы и Авесты, объяснить которые можно только северной гипотезой их происхождения. Автор делает вывод: «Человек разумный появился в Европе с Севера под давлением наступающих ледников. В том числе и на территории нынешней России.

  В 1927 году академик А.И.Соболевский в работе «Названия рек и озер Русского Севера» писал: «Исходный пункт моей работы - предположение, что две группы названий (водных объектов) родственны между собой и принадлежат одному языку индоевропейской общности.

   Во второй половине двадцатого века появились исследования индо-иранских основ топонимии севера Европы  шведа Гюнтера Йохансона и болгарского лингвиста Владимира Георгиева - по сравнительно-историческому языкознанию индоевропейских народов.

  В теорию «полярной прародины» добавили аргументы  палеоклиматологи.  По их данным  от 130 до 70 тысяч лет назад северные территории между 55-ым и 70-ым градусами располагались в оптимальном климатическом режиме. Среднезимние температуры здесь были на двенадцать градусов выше, чем сейчас, а среднелетние - на восемь. То есть в те времена на указанных широтах был такой же климат, какой мы имеем сейчас на юге Франции или севере Испании.

***
   В первой половине прошлого века появились версии о происхождении названия «Двина» из индоевропейских языков со значением «река».  Другие лингвисты (Я. Розвадовский, Т. Лер-Сплавинский, М. Фасмер) считали, что имя реки произошло из индоевропейской предполагаемой основы «dheu», что значит «течь, литься».

   В 2001 году опубликованы результаты исследований А.Г.Виноградова и С.В. Жарниковой по сравнению топонимики Ригведы, Авесты и Махабхараты с топонимикой Русской равнины.  В.П.Юрковец в работе «Лабиринты преданий» пишет о некоторых из них: «Результаты этих исследований не оставляют сомнений - в священных книгах Индии и Ирана описывается территория, охватывающая полярный Урал, побережье Белого моря, бассейны рек Северной Двины и Печоры, Волго-Окского междуречья. …И санскритское название Белого Острова Махабхараты - Швета-двипа, и река Ардви Авесты содержат корневую часть современного топонима Двина. Считается,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама