Предисловие: как я был студентом 76 - 78 студент в Саратове
В Саратове у меня был один рекорд. Приехал то поступать летом. Поселили в общаге. В комнате, где жил, были тараканы. До того, так сложилось по жизни, с ними не сталкивался. Что я сделал? Вначале взял учебник биологии и прочёл там всё о тараканах. Членистоногие. Не кусаются.
Но, от этих знаний они не стали более приятны. И пришлось привыкнуть к их наличию: не удивляться, когда вечером, сидя с товарищем за столом, на котором бутылочка или с девушкой, на краю стола возникают два длинных уса, затем голова "зверя" и он сам. Ну скинешь его .а то он и сам деликатно заворачивает обратно. Пришлось привыкнуть и к убийству этих тварей. Потом я прикрепил даже листок на шкафу и вёл счёт убиенных. Листок был поделён на две половинки - для больших взрослых особей и для подрастающего, но так уже и не выросшего, поколения. Или для очень мелких представителей.
Тогда и был мною поставлен личный рекорд. Как обычно, придя вечером в комнату и включив свет, увидел их много. Всюду. Ну, просто таки всюду. И я начал с ними очередное сражение, торопясь и не теряя времени, ибо они были уже тренированны и при свете стремились скрыться. Я прыгал как пружинка, как каратист махал руками и ногами.
В итоге - 28 взрослых и 12 юных тараканов и тараканок и тараканчиков. В сумме - сорок! О как!
-------------
По результатам вступительных экзаменов я не прошёл конкурс. Не помогло ничего - ни то, что я после армии, ни знакомая Юрганова, ни моё немалое сидение за учебниками. Написал заявление на подготовительное отделение и уехал обратно в Минск.
И что же? Уже зимой приходит вызов на собеседование, я еду и меня принимают на подготовительное отделение.
Первое время -несколько месяцев жил у родственников - жили в Саратове они давно.Тётя Аня занималась административной работой при Театре, дядя Саша - портной. При школе милиции. А затем мне дали общежитие и я перебрался в него.
Подготовительное отделение делили на группы при факультетах, куда собирались поступать подготовишки. После армии я был один, при этом то - еврей!! ещё парнишка - Юра Васильев, был тоже повидавший - восемь лет тюрьмы.длинноволосый, со смешинкой в глазах и тёмной глубиной в зрачках. Девушка Люда, успела стать при заводе, где работала, освобождённым комсомольским секретарём , даже имела несколько правительственных наград за что то. Полная, симпатичная, добродушная и строгая. Слава Петушков - легкоатлет, одиннадцатое место по Союзу.приятный, спокойный парнишка. Не курил, учился играть на трубе.подрабатывал ночным сторожем в столовой. Там же по ночам и тренировался - наворачивал круги по залу.
Виталий Гладчук. Родом из села Винница, оно неподалёку от Волчего логова - так называлось место, где строили во время войны бункер для Гитлера. А в селе Виталика семей с его фамилией на каждом шагу.ростом несколько ниже меня, а у меня средний, плотный, сильный, реакция ух-какая. Во время игры в волейбол, где бы ни опускался мяч, Виталик уже мягко принимал его. Таня Вишнякова. На спор влюбила меня в себя. И бросила. Девушка Аня, с Урала, два года в армии отслужившая, вместо брата, погибшего перед самым призывом в армию.Люба, любящая мальчиков. . Рая, у неё двое красивых близняшек маленьких, да и сама женщина красивая. Костя, по характеру, их тех ребят, что могут сказать "а король то голый". У него брат на аспирантуре психологии, вот и он тоже по этому пути двинулся.
Группа, при биофаке на психологии, небольшая, но такая вот своеобразная. 13 человек. Были ещё трое ребят. Дима. Леон. Ещё один парнишка.
Не всё помнится.
В общежитии нас поселили, в котором жили студенты с факультетов геологии, физики, химии, математики. Здание в пять этажей. На каждом этаже длинный коридор, в который выходят двери комнат. С одной стороны комнат пятиместок, с другой комнат, где жили по двое. В конце кухня, туалеты. Посередине - холл со столами, для занятий. На первом этаже ещё комендантская, вахтёр. Ниже, в подвальном помещении, сушилка - вещи после стирки там развешивали. Кто не боялся их больше не увидеть. Душ.
Вход в здание с небольшого, в две ступеньки, крыльца. Параллельно нашему зданию метрах в тридцати стояло подобное же, за ним поле. А с другой стороны общаги шоссе, за ним не крутой косогор и железная дорога. За ней автобусная станция и собственно начинались окраины Саратова.
**********
Звёздное небо, свет фонарей, освещённые окна таращатся на такие же в соседнем здании. Распахивается дверь нашего общежития и по воздуху летит довольно таки не маленький предмет. Это тело. Приземлившись, оно начинает мычать, приподнимается, становится на четвереньки. Поворачивает голову. Ха, это же Леон!! На крыльцо выбегают две невысоких хрупких девчушки и начинают что то не по-русски гневно щебетать. Смуглые, симпатичные. За ними в проёме двери показываются потирающие друг друга руки и не спеша входит ещё одна смуглянка, причёской касаясь верхнего косяка двери. Плотная, но с хорошей фигуркой, черты лица резкие и как то подчёркнуто красивые. Она молча осмотрела труд своих рук, довольно хмыкнула и они все ушли обратно в общагу.
Мне потом объяснили, что Леон в известном состоянии захотел экзотики. А эти девушки - студентки, гречанки. Из какой то русскоязычной общины, учатся у нас в Универе.
--------
На подготовительном отделении мы повторно изучали и школьные предметы и нас начинали готовить к обучению в университете. А чем отличается обучение в университете от обучения в институте? Как сказал один преподаватель института ( это произошло уже в будущем от описываемого): обучение более широко и более специализированно, ещё и более универсально. А это происходит тогда, когда студент привыкает к самостоятельной работе с материалами, справочниками и любой спецлитературой.
Вот мне и поручил преподаватель истории подготовить доклад. На тему "роль личности в истории".
Для меня такое, естественно, было впервые. Чувства гордости, значимости - выступление планировалось перед всем курсом подготовительным и, по желанию, могли придти все интересующие. А таких, кто ходил на свободное прослушивание лекций, выступлений, по не обязательной программе, исключительно для собственного самообразования, было немало. Это стиль жизни большой части студенчества. Да и вообще, свобода выбора - это удовольствие!
Я сидел в библиотеке много часов. А библиотека города славилась на весь Союз. Она была открыта вроде ещё в 1900 году. Имелись комнаты для свободного посещения и для такого, когда требовалось особое разрешение, в архивах имелись оригиналы работ авторов для закрытого, без выноса литературы, посещения.
Запомнилась мне фраза из моего доклада ( не помню уж, где я её вычитал): Ленин являлся выразителем чаяний народных масс и это одна из причин, которые помогли ему стать вождём народа. Разумеется, личностные характеристики и так далее.
Моя аудитория во время доклада составила около 600 человек. Я стоял за кафедрой, передо мной лежала обычная ученическая тетрадка с докладом, перед глазами по дуге ряды, полные студентов, они вздымались вверх к потолку . лёгкий гомон стих, когда я начал говорить.
Не помню ничего того, как всё дальше было ни со мной, ни вокруг. Тогда, сразу после доклада, всё осталось неизвестно где. Такого события в моей жизни больше не было.
Много много лет позже, когда обучался играть на электрооргане, мой учитель посмеялся рассказу о том, как я, сыграв вещицу одной знакомой, а было такое впервые, испытал огромное волнение, меня аж колотило, хотя тому не было причины никакой. Он мне объяснил - играть для себя и для кого то - огромная разница. Так есть. Человек, конечно, привыкает ко многому, но впервые когда испытывает такое - это чудо души. Тут уж в наличии всё: и психика, и физиология, и физика, и ещё нечто....
---------------------
. Занятие по биологии В лаборатории. На столе кастрюля с камнем на крышке. Шумно вваливаемся в комнату. Одна из девочек: а тут что? - приподнимает камень и снимает крышку с кастрюли, любопытно же! И оттуда, как взрыв, зелёное, в разные стороны. Лягушки. На стол, на пол, под стулья, прыг прыг, скок скок. Визг, писк, кто в сторону, кто на стул.
Мы их долго ловили. Искали под столами, по углам. Педагог сказал - университет их покупает, количество зверей известно, пока все не будут на месте - занятие не начнётся. А затраченное время вернём из своего свободного.
Урок литературы. Молодая преподавательница:
-- читая в различные времена, одно и то же произведение понимаешь по разному. Вот Пушкин. Скажем, в 14, в 18, в 25 и в 45 по разному воспринимаются слова " я вас любил....".
Я сплю в холле за столом. Пьяный. На столе передо мной тетрадка, ручка и стопка книг. Меня трясёт за плечо Виталик.
-- пошли в хату. Я поднимаю голову, согласно киваю.
По длинному коридору шествуют двое. Впереди Виталик с большушей, выше его головы, стопкой книг перед собой в руках. За ним, придерживаясь стеночки, я. Тогда и долгие годы впоследствии полагал, что чем больше книг, тем больше узнаю. (тем паче и выглядит это сооооолииииидно!!!).
Да, я пьяный. А зато какая тяга к знаниям....
-----------
Утро. Переходим шоссе и по тропке поднимаемся к рельсам. Вдали рокот приближающегося состава. Ждём. Мимо проносится электровоз, за ним вагоны. Толчок волны воздуха бьёт меня в лицо, я отшатываюсь. И понимаю, как непозволительно близко к рельсам стоял и как мне ПОВЕЗЛО и мне на миг страшно и по спине холод.
-------------
Таня, девушка в нашей группе. Она из городка под Саратовым. Не худенькая, стройная, лицо с круглыми щёчками. Такой симпатичный очень поросёночек. Как то заскочила в нашу комнату, попросила учебник. Я отказал, не совсем в вежливой форме.
На следующий день сидел в холле за столом с учебником. Вроде, тогда был трезв. Она подошла ко мне, в синем тренировочном костюме, откровенно облегающем все её формы. Села рядом, завязался разговор. Что на меня накатило? И опыта то никакого. Вроде, я был ещё сердит на неё. Я под столом положил руку ей на колено. Не прекращая разговора и не меняя тона, стал двигать рукой выше и выше. Она тоже не меняя тона, продолжала разговор, потом только облокотилась руками на столешницу, как бы закрывая то, что делалось ниже. А там моя рука уже добралась до интересного места и пальцы его исследовали.
Так начались наши отношения. Вечером я был уже у неё в комнате. Это также комната, как и наша, на пятерых. Остальные девчата нам не мешали. Мы накрывались одеялом и там, стараясь не громко, "беседовали" так, как это делают молодые люди. Но без завершающего действия. В один из визитов я задержался до поздна, в комнате некоторых девчат не было, кто то уже спал, свет пригашен. Мы с Таней лежали под одеялом, накрывшись с головой, совершенно без костюмов. Это было так увлекательно, волнительно, чудесно исследовать тела друг друга, радоваться близости. Естественен был результат, в ухо мне прошелестели слова Танюши: возьми меня.......
А я что? А я человек благородный, сдерживаясь, ей в ответ: нет! Давай это сделаем тогда, когда ты будешь спокойна и действительно хотеть этого со мной. Сейчас же ты это от ласки хочешь....
Идиот.
|