Произведение «Мой Amarcord» (страница 4 из 6)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мемуары
Автор:
Баллы: 107
Читатели: 4558 +1
Дата:
«Мой  Amarcord» выбрано прозой недели
11.07.2011

Мой Amarcord

крыши.

Наши отношения с соседями были своеобразными. Ребята были моими друзьями. Их мама, ну, да бог с ней! А вот папаша был откровенной сволочью. Теперь, с моим сегодняшним жизненным опытом, я, может, и смогла бы объяснить его поведение. Но не хочется! Он бил смертным боем всю свою семью: свою мать (!), жену и ребятишек. Я была свидетелем этого всю мою жизнь. Когда мне было пять лет, мама принесла мне котеночка. Я случайно выпустила его в коридор. Сосед поймал его и выбросил в кухонное окно. А мама потом долго врала мне, что, если она не нашла котенка во дворе, то он сам убежал или кто-то его приютил. Несколько раз мой папа, потеряв терпение, приходил на помощь старенькой бабе Яне. Сосед успокаивался, но его хватало ненадолго. Несколько раз сосед пытался ударить мою маму. У него ничего не получилось. Помню по рассказам бабушки, что однажды  в ответ мама замахнулась на него тем, что было в руках. А в руках у нее оказался утюг. Сосед моментально понял, что он неправ.

Кстати об утюге. Как просто сейчас гладить, воткни вилку от утюга в розетку, и все! А мы долгое время нагревали чугунный утюг на плите, брали ручку специальной прихваткой, несли в комнату и там гладили белье. Против электрических утюгов моя мама долго протестовала…  Наверно, ей был дорог тот, чугунный, как воспоминание.

Мне было уже лет, наверно, семь или восемь, когда сосед снова попытался поднять руку на мою маму. Мама закричала, прибежал папа, надавал соседу по… физиономии. Любящие мать и жена оттащили пострадавшего на свою территорию. Маленькая пикантная подробность: папа и сосед работали на одном заводе. Когда наутро после битвы сосед пришел на работу с разбитым носом, ехидные мужики спросили, что это с ним. А он ответил, что доставал с верхней полки что-то тяжелое, и это тяжелое на него упало. В ответ на это мужики сказали: «Хороший кулак с полки упал!»  Все про всех всё знали…  

Мой папа был замечательным человеком.  При тех малых возможностях, которые нам предоставляла наша тогдашняя жизнь, папе удалось все-таки очень многое в меня вложить. О наших прогулках я уже упоминала. Папа приучил меня читать. А охотничьи рассказы, а просто истории!   Мой папа хотел мальчика, а родилась я, пардон за цитату. То, что я читала Остапа Вишню, это дело простое.  А вот тем, что я лет в пять-шесть могла собрать и разобрать двустволку, не каждый мальчик может похвастаться.

Иногда моя любовь к оружию приводила к неожиданным последствиям. Моя двоюродная сестра была на пятнадцать лет старше меня. Однажды она пришла к нам в гости не одна, а с кавалером. Это был бравый военно-морской курсант по имени, если не ошибаюсь, Миша.  Взрослые сидели за столом, угощались, а мне нечем было заняться. Я долго маялась без дела, пока мне на глаза не попалось ружье, стоящее в чехле где-то у окна. Военно-морской Миша сидел ко мне спиной и не видел моих приготовлений, а папы и мамы ребенок с ружьем было нормальным явлением. Папа взглянул на меня, но не нашел нужным вмешаться. Я быстренько вынула из чехла ствол и приклад и сложила их. Когда Миша услышал за спиной характерный щелчок, он, человек военный, обернулся. До сих пор помню его изумленные глаза: перед ним стоит пятилетний ребенок с двустволкой в руках.
Не знаю, как там дальше развивались его отношения с моей кузиной, но я военно-морского Мишу больше не видела.

Я уже рассказывала о том, что моего папу и его братьев и сестру после смерти бабушки разобрали родственники. Так их и вырастили, по-разному. Мой папа достался родственникам небогатым, а самого маленького  дядю Васю взяли в семью люди состоятельные. Мой милый дядя Вася был выращен антисемитом. А у моего папы лучшим другом был Ханан Моисеевич Бархман, вечная ему память. В книге «Свет в окошке» писатель Станислав Логинов пишет, что пока мы о них помним – они живы. Ханан Моисеевич, я помню вас.

Он был охотником, как и мой папа, был веселым и смешным.  Папа водил меня к нему в гости. Мне там нравилось. В период активизации советско-индийских отношений (кто сейчас помнит  Хинди руси бхай - бхай?)  на «Электросилу», где работали папа и Ханан Моисеевич, прибыла с визитом высокая гостья, Индира Ганди. Где-то на заводе нужно было повесить транспарант с приветствием, длинную такую полосу красной материи. Никого помоложе не нашлось, и Ханан Моисеевич полез по длинной лестнице наверх вешать транспарант. Какова высота заводских помещений? Не то лестница упала, не то он потерял равновесие и свалился с лестницы. Он погиб.

У него было двое детей. Сын был старшим, дочери было, по-моему, лет шестнадцать. Мара всегда развлекала меня, когда я была у них дома. Она сделала мне подарок, который, кажется, повлиял на мою судьбу. Мара подарила мне пушкинскую «Сказку о царе Салтане».  Подарочное издание. С этого все и началось.  

Помню еще одну семью с «Электросилы». Только это был не приятель, а папин начальник. Папа возил не то директора, не то главного инженера завода. Дядя Володя Шевченко. Как сейчас помню, однажды (почему-то я была с папой в машине) я ни за что не хотела пускать дядю Володю на переднее сидение…  Ужас какой! Нарушение субординации!

В семье Шевченко тоже было двое детей. Они были много старше меня, поэтому моя память сохранила только одно, но яркое воспоминание о них. Однажды дядя Володя Шевченко с женой уехали. В моем представлении уехать можно было только в отпуск. А дети остались дома одни. Такая вот страшная сказка. Ну, и поскольку за детьми нужно было смотреть, кормить и убирать, кто-то должен был это делать. Этим кем-то оказалась моя бабушка. А так как такую несамостоятельную девицу как я, оставить одну было нельзя, то бабушка брала меня с собой.

Интересно, оценил ли кто-нибудь тот факт, что меня можно было посадить на стул с книгой, и никаких проблем больше не возникало?

Итак, оставшиеся без присмотра невинные хозяйские дети жили своей жизнью. Старшая дочь была студенткой медицинского института, сын был еще школьником. Нормальный был мальчик, веселый. Правда, скучал без мамы. А тут эта соплячка с книжкой!

В наше с бабушкой распоряжение была предоставлена комната, в которой я и занималась книгами, в том числе и из библиотеки семейства Шевченко. Веселый мальчик, странно, почему я не могу вспомнить его имя, взял из комнаты сестры  череп.  

В этом месте нужно сделать паузу, чтобы рассказать, как ему пришла в голову эта идея, как он снимал со шкафа череп (сестра училась в медицинском), как он приматывал череп к спинке стула, как просовывал внутрь электрическую лампочку на длинном шнуре, как выбирал место для своего эксперимента. А, может, я ошибаюсь. Может, он сначала выбрал место, а потом уже решил этот вопрос технически. Дом, в котором была квартира дяди Володи (см. выше), была в так называемом сталинском доме. Не знаю, все ли квартиры там были такими, но эта поразила мое детское впечатление. Передняя казалась мне огромной, как наша с мамой и папой комната. Метров двадцать там было. Квадратных. А высота потолков!  Когда все было готово, изобретательный мальчик скрылся в своей комнате и громко позвал меня. Естественно, я пошла на зов.

Включите воображение: пятилетний ребенок, услышав, что его зовут, выходит в полутемную переднюю. В центре большой полупустой комнаты стоит стул, на который накинуто что-то из одежды,  а со спинки стула на него светящимися глазницами смотрит человеческий череп. Сейчас мне трудно представить себе, как маленький ребенок воспринимает такую специфическую вещь как череп. Но орала я на весь дом. Я не помню, как завершилась эта история.

Я росла. Цивилизация развивалась. История катилась дальше и докатилась. Наступил 1953 год. Однажды утром я проснулась  оттого, что в комнате плакали. Мне стало страшно, и сон мгновенно исчез. Но секундой позже страх пропал, потому что на кровати сидел мой папа и был совершенно спокоен. Я рассмотрела сцену, разыгравшуюся передо мной. Мама вытирала слезы, стоя посреди комнаты. А у двери  рыдала, уцепившись в косяк, моя двоюродная сестра Лидия.

Такое понятие, как смерть, для меня тогда не существовало. Я даже и позже, вечером, когда все мамины родственники собрались за нашим столом, не понимала, что произошло. Я время от времени смотрела на папу, как он себя ведет. Папа не проявлял никаких признаков тревоги, и я была спокойна. И вот они  за столом рыдали, а я была предоставлена самой себе. Я всегда умела себя чем-нибудь занять. Вот и теперь, я взяла лежащую на диване газету и раскрасила лежащему в гробу Сталину глаза синим, а губы красным. Получилось хорошо. Я тут же показала свою работу взрослым.

Они не убили меня только потому, что папа мгновенно унес меня из комнаты.  А моя мама с газетой уже бежала в туалет и там рвала на мелкие кусочки и спускала в унитаз оскверненную мною газету. Кто-то сказал: - «Хорошо, что не было чужих!»

Прошло еще какое-то время, и я увидела, как папа так же уничтожал печатный текст. Но это была не газета. Для меня, читающей все, что написано, собирали самые разные книги. В «моей библиотеке» была не только художественная литература, но и случайно попавшие школьные учебники по разным дисциплинам. Помню, что очень любила учебник географии. Не помню, правда, для какого класса.   В отличие от многих сегодняшних молодых людей, даже студентов (это ведь моя студентка сказала, что Италия расположена на Черном море), я всегда знала, какая страна, где находится, как называется столица и т.д. Задолго до школы папа расстилал для меня на полу карту, и я путешествовала из одной страны в другую, запоминая, где Альпы, а где Карпаты. Так вот, папа проделывал что-то с учебником географии. Я с криком кинулась к папе, но он меня успокоил, сразу же отдал мне мое сокровище. Не помню, объяснил ли он мне что-либо тогда. Только много лет спустя я узнала, что тот учебник географии был издан под патронатом всесильного Лаврентия Павловича Берии, не к ночи будь помянут!

В самом деле, если Сталин был лучшим другом детей, спортсменов, железнодорожников, языковедов (далее по списку), то почему Берия не мог быть лучшим другом юных географов? Папа выдрал из учебника портрет Берии и написанное им (?) вступление и, когда он отправлял этот листик вслед газете с товарищем Сталиным, на папином лице я видела выражение мстительного удовольствия.

У меня было еще два замечательных лета, до и после первого класса.  У завода «Электросила», где работал папа,  был пионерский лагерь на Карельском перешейке, если я не ошибаюсь, в десятке километров от госграницы, то есть всего несколько лет назад это была финская территория.  Два года подряд моя мама работала в этом лагере кастеляншей.  Кругом лес,  до ближайшего поселка год скачи, не доскачешь. Маленькие, почти случайные тропинки, сплошные заросли, практически нет больших открытых пространств. Прямо на территории озеро. Совершенно дикое, неокультуренное, неоформленное, с берегами, заросшими камышом и осокой.

Может быть теперь, спустя более полувека после тех лет, если тот лагерь еще сохранился, там проложили прямые, по ниточке, дорожки, расчистили разные поля и пространства. И это ужасно скучно.

Мама не стала «отдавать» меня в младший отряд, я спала при маме и только ходила с детьми в столовую и играла с


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:34 16.06.2015 (1)
Благодарю за интересный текст! Редко у кого получается записать интересно - у Вас получилось
Желаю хорошего лета и радости творчества
     22:41 16.06.2015
1
Спасибо.
     23:57 07.04.2014
Спасибо!))) Я с 1949 года и москвичка из коммуналки...Атмосфера детства -одна. И открытки...Только  у нас большинство было сзади замазано тушью...Понятно, почему...Я тоже пишу о прошлом.Общее название"На дне"). Окунулась в атмосферу тех лет -  и...хорошо как! Еще раз- спасибо!
     23:19 24.02.2013 (1)
Все действительно скоро изменилось  к лучшему: с улиц города надолго пропали нищие инвалиды.  Теперь я знаю, куда они пропали.


Я уже перечитываю с более концентрированным вниманием. Назрел вопрос, на который,
судя по Вашим словам, ответ Вы знаете.

Куда делись нищие-инвалиды? Это проделки властей? Типа, как мне мама рассказывала,
"чистки" Москвы к Олимпиаде 80.
     00:10 25.02.2013 (3)
-1
Нет, Лера, назвать это проделками нельзя.
Помните фильм "Гараж"? Там есть такая сцена: Директор рынка кричит: "А гаражи мы снесём как уродующие лицо города!"
Примерно так и рассуждали власть предержащие. В некоторых местностях Советского Союза были устроены своеобразные интернаты для инвалидов, имевших после тяжелых ранений значительные увечья. Один из таких интернатов был организован на Соловках, кажется. С одной стороны, конечно, для тех, кто не имел ни семьи, ни родственников, это был выход из положения, но знаете, куда ведет дорога, выстланная благими намерениями.
Сейчас не могу вспомнить название фильма, снятого лет двадцать назад. Алексей Баталов там играл такого инвалида.
Легче было убрать инвалидов с глаз долой, чем обеспечить нормальным лечением и протезированием. А в Германии уровень протезирования сейчас на такой высоте...
     01:08 25.02.2013
Легче было убрать инвалидов с глаз долой, чем обеспечить нормальным лечением и протезированием. А в Германии уровень протезирования сейчас на такой высоте...

А какой уровень протезирования был в Германии после войны?
И как бы жили советсткие люди,
если бы нефть стоила 100 дол., как сейчас?
     00:21 25.02.2013 (1)
Я так и думала... Вот это поможет Вам вспомнить фильм, о котором идёт речь? Потом удалите.

[править]Режиссёр
1959 — Шинель
1966 — Три толстяка
1972 — Игрок
[править]Автор сценария
1966 — Три толстяка
1977 — Зайчонок и муха
1988 — Чужая шуба
1989 — Поездка в Висбаден
[править]Актёр
1944 — Зоя — Алексей, школьник
1954 — Служу Советскому Союзу — Павел Соснов
1954 — Большая семья — Алексей Ильич Журбин
1955 — Дело Румянцева — Саша Румянцев, шофер
1955 — Михайло Ломоносов — Рыжий мужик
1955 — Мать — Павел Власов
1957 — Летят журавли — Борис Фёдорович Бороздин
1958 — Дорогой мой человек — Владимир Афанасьевич Устименко
1960 — Дама с собачкой — Дмитрий Дмитриевич Гуров
1961 — Девять дней одного года — Дмитрий Гусев, физик-атомщик
1963 — День счастья — Александр Николаевич Берёзкин, врач скорой помощи
1964 — Свет далёкой звезды — Лукашёв Петр Степанович, секретарь горкома
1966 — Три толстяка — Тибул
1966 — В городе С. — Шергов
1967 — Седьмой спутник — комиссар
1968 — Живой труп — Федор Васильевич Протасов
1970 — Бег — Голубков Сергей Павлович
1970 — Внимание, черепаха! — дедушка Тани Самохиной
1971 — Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина
1973 — Возврата нет — Егоров Алексей Владимирович, секретарь райкома
1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни
1974 — Чисто английское убийство — доктор Ботвинк
1975 — Звезда пленительного счастья — князь Сергей Петрович Трубецкой
1975 — Рикки-Тикки-Тави — Роберт Лоусон
1976 — Гореть, чтобы светить — Савин
1978 — Поздняя встреча — Сергей Иванович Гущин
1979 — Профессия — киноактёр — камео
1979 — Москва слезам не верит — Георгий Иванович (Гоша)
1983 — Скорость — Игорь Владимирович Лагутин
1984 — Время отдыха с субботы до понедельника — Павел
1986 — Зонтик для новобрачных — Красков Дмитрий Павлович, врач-нарколог
1986 — Досье человека в «Мерседесе» — Григорьев Сергей Владимирович, сотрудник КГБ
1990 — Похороны Сталина — отец
1991 — Полтергейст-90 — Профессор Вильницкий
1998 — Чехов и Ко — Пётр Сергеевич
2005 — Далеко от Сансет-бульвара — Константин Далматов
2006 — Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя — Камео
     00:23 25.02.2013 (1)
-1
"Время отдыха с субботы до понедельника"
Посмотрите, он того стоит.
     00:28 25.02.2013
Спасибо!  Найти не проблема! И  сам фильм ,
и время для просмотра такого фильма.
     00:18 25.02.2013 (1)
1
Не-не, героиня Анастасии Вознесенской именно, что не кричит, а уверенно заявляет: "А гаражи мы снесём..." и далее по тексту. Это - уверенность. Крик же - был бы лишь эмоцией. Мы сейчас живём в эпоху уверенных людей (из тех, кои облечены властью, разумеется).
     00:24 25.02.2013 (1)
А может Вы, Александр, поможете вспомнить фильм где Баталов играет
инвалида ВОВ?
     00:27 25.02.2013 (1)
Нет. Я не помню. Я помню только "Балладу о солдате", но там играл Урбанский, а не Баталов. Впрочем, Ирина уже сама вспомнила, по-моему.
     00:32 25.02.2013
Да, всё в порядке! Теперь и Вы будете знать.
     01:34 19.02.2013
Мне уже оч.понр., торжественно обещаю дочитать при первой же возможности...
     19:43 21.01.2013
Удивительно! Сто раз! Моя первая любовь - тоже Эллада! У нас был толстенный фолиант "Мифы и легенды Древней Эллады", кажется, так. Я девочкой  ТАМ жила, в той огромной книге., в домах с колоннами и атриумами, с портиками, с кентаврами. У меня даже был один любимый кентавр Хирон, который воспитал Ахилла. Это была любовь, которую я тоже пронесла через жизнь и не захотела с ней расставаться даже сейчас. И написала роман Гетера. Странно, как подумаю, я зачитывалась Бредбери, Лемом, но Эллада не отпускала. И как только они уживались в моей голове?
Я закончила чтение Ваших воспоминаний, Ирина. Отдохнула душой. Благодарю Вас сердечно. Некая красная линия жизни незримо протягивается и связывает многие судьбы, многие воспоминания. Спасибо.
     08:32 13.01.2013 (1)
Каждая жизнь - ненаписанный роман. Кто-то сказал... Прочитав две страницы Вашего Amarkord, я убедилась в этом еще раз. Взгляд женщины, упавшей на рельсы, и взгляд ребенка в вагонном окне - они встретились во времени, черкнули по сердцу, и память высветила их именно сейчас. Искренно и просто передана атмосфера семьи, дома. Благодарю.
     10:47 19.01.2013
Продолжаю читать с прежним интересом. Некоторые детали: старая книга с изумительными картинками и дивно пахнущая (Тысяча и одна ночь) у нас тоже была и передавалась из рук в руки. Еще у нас был бабушкин сундук с полукруглой крышкой, от которого все отказывались. Увы, потерялся при переездах. Все воспоминания - да: улыбка сквозь слёзы, нескончаемая грусть и необыкновенная радость, когда из небытия вдруг мелькнет забытое, казалось, навсегда. Это наша жизнь, история, судьба.
     14:42 24.08.2012
название
Спасибо! Праздник души - и слезы, и улыбка, и воспоминания....
     10:43 11.08.2011
Прочитал с нарастающим интересом. Кроме точности приковывает психологическая заострённость  с которой передаются детали и Вашей личной жизни и жизни страны тех далёких лет.
Гость      12:57 15.07.2011 (1)
Комментарий удален
     16:13 16.07.2011 (1)
Елена, я очень рада, что Вам понравились мои "мемуары". И большое спасибо за советы.

По поводу Amarcord'а мне просто казалось, что не такой уж это большой материал, потому что сама я читаю без проблем произведения любого объема, было бы только свободное время. Над этим я подумаю.

По поводу ссылок не знаю, что и сказать. Когда я писала на своем компьютере, то перевод или ссылка были, как положено, на странице внизу. Когда же я выложила текст на Fabulae, ссылки пропали. Ничего иного я придумать не могла. Если Вас не затруднит, скажите, как делаются те ссылки, которые Вы имели в виду.

Я Вам страшно благодарна. Я уже увидела, Вы - библиотекарь. Библиотекарей люблю.  
С уважением, И.Л.
     16:22 16.07.2011 (1)
Кстати да :) по поводу ссылок
я, имено в тексте, даю пояснения лишь тогда, когда подозреваю, или знаю, о других возможных толкованиях, и лишь тогда - дабы акцентировать отличие, на котором строится текст

да как обычно :)
ставим звёздочки или цифирки, в зависимости от количества и порядкового номера, а в послесловии выстраиваем их :)
     16:32 16.07.2011 (2)
Меня смущает такой вариант. В сноску внизу страницы посмотрит каждый, а в конец большого текста (книги!)захочет посмотреть процентов двадцать читателей, да и из них половина забудет, когда дойдет до конца.
Хотя, конечно, интернет-вариант имеет свои законы. А я мыслю по-прежнему по-книжному.
Никакого другого варианта нет?
Во всяком случае, спасибо.  
     17:02 16.07.2011 (1)
электронные ссылки внтури страницы на сайте не задействованы, а что Вас беспокоит-то? многостраничный текст рвётся на страницы существующим механизмом, а послесловие, вне зависимости от нахождения на той или иной старнице, всегда внизу страниц - как в книге, только ссылочное поле общее
     00:25 17.07.2011
Спасибо огромное, я поняла.
Дошло с опозданием.  
     16:43 16.07.2011 (1)
Ирина! Я отвлеклась, потому что хочу, чтобы Вы исправили одну неточность. И отнеслись к ней по-философски.
Пьесу "Кремлёвские куранты" написал Николай Погодин(1900-1962).Пьеса первый раз была показана на сцене в 1940 году.
 Настоящая фамилия Н.Погодина- Стукалов.

Я сразу почувствовала неточность, ведь Радий Погодин писал о Войне от лица ребёнка, школьника.Так я помню. Проверила годы жизни(1925-1993).

Надеюсь, Вы не обидитесь. У меня вечно находят опечатки и ошибки на стихиру и прозеру. Я не в обиде.

  С уважением.
     20:12 16.07.2011 (1)
Я уже исправила. Никаких обид.
Нет-нет, Елена, это просто помутнение рассудка. Ведь знала, что есть и такой Погодин, и такой, а автоматика (наверно) выбрала Радия, потому как звучит ярче.
А вот про порт Кобона я исправлять не стану. Во-первых, мне понравилась фраза, которая получилась (помните, как у Шекспира, "не говоря о том, что она (речь) чертовски хорошо написана, мне стоило большого труда заучить ее"?), а, во-вторых, "имеющий уши да услышит". Кто-нибудь еще помнит.
Спасибо за помощь.
И.Л.
     20:36 16.07.2011 (1)
Ирина! Про офориление ссылок здесь я не пойму.Технически.
  Но ...
  Вот что я скажу главное.
  В теории библиотековедения существуют термины: Читательское и Целевое назначение произаедения.

  И скажу яснее: про Эпиталаму поймут несколько человек из всех читателей.
    Про  истины на итальянском языке- "Посвящённые".Итальянский язык не на слуху.
    А ведь каково читательское  назначение?
    У любых воспоминаний: широкое.

   Это мысли библиотекаря. Я хорошо училась. Честно)))
     00:22 17.07.2011
Елена, но что делать, если мой дядюшка пел именно "Эпиталаму", а не "Вдоль по Питерской", я не могу это изменить. Ну пусть читатель посмотрит в справочник! Чтение развивает, меня так учили.

Что касается итальянских вкраплений, я везде дала перевод. Это мои истории, мои воспоминания, в них не может не быть итальянского. Он для меня родной язык. Я и русский-то узнала по-настоящему, только после многих лет работы с итальянским. Я и так сократила в своих опусах итальянский до минимума.

Чем плохо будет читателю, если он узнает, что кто-то употребил итальянскую поговорку? Я ведь тоже давно-давно заинтересовалась языком вот так же, прочитав что-то в книге, услышав что-то в кино...

Любое произведение несет на себе отпечаток личности автора.
Вот такая я личность!
До связи!  И.Л.
     23:21 14.07.2011
О!
всё дочитать не смог- "оперативка мола"
обязательно дочитаю
Здорово пишите)
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама