Произведение «Мой Amarcord» (страница 5 из 6)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мемуары
Автор:
Баллы: 107
Читатели: 4556 +4
Дата:
«Мой  Amarcord» выбрано прозой недели
11.07.2011

Мой Amarcord

ними. Девочки меня ненавидели, потому что я пользовалась всеми мыслимыми свободами. Я никогда не спала днем и не была должна ложиться спать в одно время с ними. Конечно, это разврат. А я еще и лагерной библиотекой пользовалась! А так как мама прекрасно шила, я еще и одета была, как куколка. Конечно, они меня ненавидели, и, чем больше ненавидели, тем меньше времени я проводила в отряде. Их, бедных, строем вели после обеда на тихий час, а мы с мамой шли купаться или кататься на лодке.

И единственным местом моего позора была столовая. Об этом нужно рассказывать отдельно. Поколение моих родителей, мои дяди и тети почему-то считали, что главное в общении с детьми, в данном случае, со мной, это накормить до полного осоловения. Я понимаю, они пережили войну. Эта пытка продолжалась все мое детство. Может быть, я когда-нибудь и просила моих детей доесть, то, что в тарелке,  но я почему-то сейчас не припоминаю такие моменты. Мои уже подросшие дети хихикали над моей двоюродной сестрой, она была единственной их знакомой, которая ставила перед ними тарелку со словами  «Чтобы все было съедено!» Это были остатки военно-блокадного рефлекса. Когда у меня родился сын, моя мама говорила: «Главное – накормить ребенка!»

Наверное, никому не нужно объяснять, что еда, сваренная в лагерной столовой, мягко говоря, сильно отличается от домашней. После жаркого дня, игр на воздухе, детей приводили в душную столовую и ставили перед ними какой-нибудь суп с лапшой или котлету с мерзкими макаронами. А утренняя каша! А горячее молоко с пенками! Б-р-р!

Съев через силу несколько ложек какого-нибудь  супа, я откладывала (пардон за каламбур) ложку и больше была ни на что не способна. И вот тогда вокруг меня собирались взрослые, и начинался спектакль. Вокруг меня стояли разные воспитатели и вожатые, выходили из кухни поварихи, присоединялись тетеньки из медчасти, кто-нибудь из администрации… Мамочка, прости меня, ты была не права! Есть я не хотела, тем более, что в домике у мамы меня в любом случае ждали огурчики, помидорчики, ягодки. Я умоляла, плакала, а они все, их было больше, они заставляли меня есть. Сейчас мне кажется, что  для них было главным не столько накормить, сколько заставить подчиниться.  Ничего, кроме протеста у меня это не вызывало. С некоторым опережением должна сказать, что принудительная кормежка продолжалась почти до конца моих школьных лет. Сакраментальное «Чтобы все было съедено!» было моим кошмаром долгие годы. Для чего моим родственникам было нужно, чтобы я возненавидела семейные обеды?

Нужно было оставить ребенка в покое. Если хочет, сам поест! А они называли меня капризной. Лет примерно с шести до шестнадцати мои родные меня воспитывали, т.е. указывали мне на мои недостатки, ругали за них (хором!) и называли капризной. Мне иногда кажется, что для них просто не существовало других тем для семейных разговоров. Дошло до того, что подруга моей кузины на день рождения подарила мне книгу (не сказки, конечно!) о герое Советского Союза Гуле Королевой, погибшей в войну. На книге была обалденная надпись. Что-то вроде «Желаю перестать капризничать, а когда захочется покапризничать, прочитай эту книгу, и капризничать не захочется». Девчонка двадцати с небольшим лет уже твердо знала, как воспитывать детей, чтобы они …. (вписать нужное). Разве моя дочь в возрасте двадцати двух – двадцати четырех лет учила кого-то, как воспитывать детей?

У нас был хорошенький маленький домик, стоящий вдали от детских корпусов. В домике было две маленьких комнаты и маленькая кухня. Домик стоял на берегу озера. В домике были некрашеные дощатые полы, и мама этим очень гордилась, ведь по ним можно было ходить босиком. На второй год, помню, мама огорчилась, что полы покрыли краской.

Территория лагеря была еще необжитая, лишь там, где были детские корпуса, был относительный простор. Когда я уже совершенно откололась от отряда, я бесконтрольно бродила по узким тропинкам, придумывала истории про каждое дерево в этом сказочном лесу. Кроме деревьев там было много огромных камней, оставшихся от ледника, который прошел здесь в доисторические времена. Для меня это были замки и крепости. Если получалось, я залезала на какой-нибудь валун и подолгу сидела наверху. Я делала себе плащи и юбки из шелковой бумаги и украшала волосы цветами. Мне постоянно кто-нибудь из взрослых доставал их воды белые лилии. Я надламывала их хрупкие стебельки и делала что-то вроде цепочек с цветами. Помню, что я сидела на большом камне, метра в два высотой, с лилиями на голове и в «плаще» из шелковой бумаги, если мимо проходили знакомые люди, я, с высоты своего «замка» здоровалась с ними.
 
На тропинке, ведущей от главного входа внутрь территории к нашему домику, лежал небольшой камень, высотой со стул. Как и многие другие, этот камень зарос мхом. Если идти по тропинке в сторону домика, мох на камне превращался в причудливый рисунок и придавал ему сходство с нахмуренным злым лицом. Как я боялась ходить мимо этого камня! И я стала огибать этот страшный участок и ходить напрямик через кусты.

В конце августа приезжал в отпуск папа. Это было событие. Он приезжал с ружьем. Это сразу привлекало к нему внимание лагерных мужчин и всех мальчиков. В 1953 году в лагере, как и в школе,  было «раздельное » существование мальчиков и девочек.  Мальчишки ходили за папой хвостом, просили показать ружье. На озере, которое было совсем-совсем близко от нашего домика, были устроены купальни для детей. Туда водили строем, а кто-нибудь из медпункта с песочными часами следил за временем, проводимым в воде. Плавать я не умела, а окружающие меня взрослые не умели научить. Однажды, оступившись в маленькой купальне, я, не знаю, как правильно сказать, упала, что ли. Словом, я ушла под воду. Сначала я совсем не испугалась, глаза мои были открыты, и я видела перед собой сказочный, немножко туманный зеленоватый мир, в который сверху падали лучи солнца.

Захлопав по воде руками и ногами, я поднялась на поверхность. Воды, конечно, наглоталась. Пионервожатая с неодобрением смотрела на меня. Ох, не права была мама. Нельзя отрывать ребенка от коллектива.

Часто мама сама водила меня купаться. Я сейчас все прекрасно понимаю, потеряв одного ребенка, она тряслась над другим. Мама сама немного плавала по-собачьи, но меня учить не стала. Но озера мне запомнились не этим.  По озерам меня катали на лодке. Пока не было папы, это делала мама. В тихий час. А уж когда приехал папа…  Он увозил меня в такие места, что теперь мне хочется спросить, не пересекали ли мы государственную границу. А еще на озерах папа ловил щук. Это своеобразная поэма. Щук папа ловил на наживку. Делалось это так: Нужно было поймать на удочку какую-нибудь рыбку. А потом рано утром  эту рыбку, как приманку, оставить в тех местах, где водились щуки. А водились они в таких подводных зарослях, джунглях под водой. Щука заглатывала наживку, и все. Оставалась на крючке. На другой день папа на лодке приплывал и вытягивал пойманную щуку. Когда дома на бережку, он потрошил свою добычу, то частенько оказывалось, что щук бывало не одна, а две. Первая, заглотившая наживку, поменьше размером, а вторая большая, та, что заглотила первую щуку. Щуки,  мерзавки,  жрали себе подобных!  Папа все объяснял и рассказывал.

А еще с папиным приездом мы стали ходить в кино не только в лагере, но и на соседнюю базу отдыха. Сеансы были поздние, вечерние, и мы возвращались домой по ночному лесу. Это были такие сказочные моменты! К тому времени Шиллера («Лесной царь»)  я еще не читала, но по дороге свободно воображала себе и такое. На базе отдыха показывали разные «взрослые» фильмы. Прекрасно помню «Возраст любви» с неподражаемой  Лолитой Торрес.

Сколько этих фильмов было? Сколько фильмов можно посмотреть сегодня, в начале XXI века? Да семь раз в неделю! А еще телевизор! И видео! И интернет! А тогда, в 1953 фильмы привозили исключительно раза два в неделю, в субботу и в воскресенье. И то это было большой роскошью. Не о развлечениях думать надо! О работе. Что с того, что в отпуске! За мир бороться! Но мне долго казалось, что я посмотрела тогда невероятное количество фильмов.  

Самыми интересными для меня были не любовные истории, а другие фильмы. И тут необходимо маленькое предисловие. В те, далекие теперь, послевоенные годы можно было увидеть так называемые трофейные фильмы, попавшие в СССР после победы над Германией. Я тогда была слишком мала, чтобы обращать тогда внимание на титры, для меня они ничего не значили. И только много-много лет спустя я прочитала, что в трофейных фильмах были «обрезаны» титры. Теперь не узнать, чьи они были, немецкие, американские…   Я помню несколько фильмов о животных, очень добрых, симпатичных и грустных. О дружбе человека и дикого зверя, о девочке, воспитанной в лесу. Это не на экране было, это я ходила по лесу с ягуаром, это я спала под деревом с медведицей и обнимала ее за шею. Плакала над судьбой лошади, которую звали  Белая Грива.

Фильмы эти легли на благодатную почву. Ведь в те годы я уже была знакома, частично по папиным рассказам, с произведениями  Джека Лондона и Сетон-Томпсона.

Охотник-папа. То ли в мои детские годы к человеку с ружьем по-другому относились, то ли почти все мужчины вокруг меня были охотниками, но я считала все это нормальным и естественным. Но в конце XX века все большее количество людей стали по-другому относиться к охотникам. Гуманизм, Greenpeace, sorry, правозащитное движение.

Однажды в Италии я увидела в ресторанчике на стене около барной стойки чучело какой-то птицы. В полной уверенности, что это хозяин выставил свой охотничий трофей, я неосмотрительно похвалила его за меткий выстрел. Что с ним было! Да он гуманист! Да он даже в армии не служил! Да как синьора могла подумать! Да он этих охотников…!

Папа, спасибо тебе за то, что я люблю свой город, за то,  что я читаю, что я с детства знаю, что Тургенев, Пришвин, Бажов и Арсеньев были охотниками.

В тот мой первый год в лагере уже была Чита. Прелестная шоколадного цвета курцхариха, с мягкими шелковыми ушами.  Господи, кому пришло в голову называть эту милую собаку таким обезьянним  киношным именем? У меня какие-то смутные воспоминания о собаке по имени Найда.  Не была ли она переименована в Читу?  Но теперь не у кого спросить.

Дети просили разрешение погладить собаку. Папа разрешал, но по лагерю она не бегала, была на нелегальном положении. А вообще-то собака она была серьезная, с характером. Настоящая охотничья собака.  Позже, когда закончилась третья смена, и дети разъехались, папа ходил с Читой на охоту. Леса-то там какие!

Сохранились несколько фотографий того Карельского отдыха. Там есть и я с Читой. А еще я с мамой на камне на берегу озера, и мама шепчет мне, чтобы я не морщилась на солнце и не портила фотографию. А еще мой сценический дебют: я с лагерной сцены читаю стихотворение. Удивительно, но я помню, какое именно стихотворение:
На последней строчке,
У последней точки
Собралась компания
Знаков препинания…


Жаль, я не знаю имени автора.

А еще есть фотографии, на которых я с какими-то девочками. Что забавно, почти на всех фотографиях у меня перевязаны коленки.

Осенью пятьдесят третьего года


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:34 16.06.2015 (1)
Благодарю за интересный текст! Редко у кого получается записать интересно - у Вас получилось
Желаю хорошего лета и радости творчества
     22:41 16.06.2015
1
Спасибо.
     23:57 07.04.2014
Спасибо!))) Я с 1949 года и москвичка из коммуналки...Атмосфера детства -одна. И открытки...Только  у нас большинство было сзади замазано тушью...Понятно, почему...Я тоже пишу о прошлом.Общее название"На дне"). Окунулась в атмосферу тех лет -  и...хорошо как! Еще раз- спасибо!
     23:19 24.02.2013 (1)
Все действительно скоро изменилось  к лучшему: с улиц города надолго пропали нищие инвалиды.  Теперь я знаю, куда они пропали.


Я уже перечитываю с более концентрированным вниманием. Назрел вопрос, на который,
судя по Вашим словам, ответ Вы знаете.

Куда делись нищие-инвалиды? Это проделки властей? Типа, как мне мама рассказывала,
"чистки" Москвы к Олимпиаде 80.
     00:10 25.02.2013 (3)
-1
Нет, Лера, назвать это проделками нельзя.
Помните фильм "Гараж"? Там есть такая сцена: Директор рынка кричит: "А гаражи мы снесём как уродующие лицо города!"
Примерно так и рассуждали власть предержащие. В некоторых местностях Советского Союза были устроены своеобразные интернаты для инвалидов, имевших после тяжелых ранений значительные увечья. Один из таких интернатов был организован на Соловках, кажется. С одной стороны, конечно, для тех, кто не имел ни семьи, ни родственников, это был выход из положения, но знаете, куда ведет дорога, выстланная благими намерениями.
Сейчас не могу вспомнить название фильма, снятого лет двадцать назад. Алексей Баталов там играл такого инвалида.
Легче было убрать инвалидов с глаз долой, чем обеспечить нормальным лечением и протезированием. А в Германии уровень протезирования сейчас на такой высоте...
     01:08 25.02.2013
Легче было убрать инвалидов с глаз долой, чем обеспечить нормальным лечением и протезированием. А в Германии уровень протезирования сейчас на такой высоте...

А какой уровень протезирования был в Германии после войны?
И как бы жили советсткие люди,
если бы нефть стоила 100 дол., как сейчас?
     00:21 25.02.2013 (1)
Я так и думала... Вот это поможет Вам вспомнить фильм, о котором идёт речь? Потом удалите.

[править]Режиссёр
1959 — Шинель
1966 — Три толстяка
1972 — Игрок
[править]Автор сценария
1966 — Три толстяка
1977 — Зайчонок и муха
1988 — Чужая шуба
1989 — Поездка в Висбаден
[править]Актёр
1944 — Зоя — Алексей, школьник
1954 — Служу Советскому Союзу — Павел Соснов
1954 — Большая семья — Алексей Ильич Журбин
1955 — Дело Румянцева — Саша Румянцев, шофер
1955 — Михайло Ломоносов — Рыжий мужик
1955 — Мать — Павел Власов
1957 — Летят журавли — Борис Фёдорович Бороздин
1958 — Дорогой мой человек — Владимир Афанасьевич Устименко
1960 — Дама с собачкой — Дмитрий Дмитриевич Гуров
1961 — Девять дней одного года — Дмитрий Гусев, физик-атомщик
1963 — День счастья — Александр Николаевич Берёзкин, врач скорой помощи
1964 — Свет далёкой звезды — Лукашёв Петр Степанович, секретарь горкома
1966 — Три толстяка — Тибул
1966 — В городе С. — Шергов
1967 — Седьмой спутник — комиссар
1968 — Живой труп — Федор Васильевич Протасов
1970 — Бег — Голубков Сергей Павлович
1970 — Внимание, черепаха! — дедушка Тани Самохиной
1971 — Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина
1973 — Возврата нет — Егоров Алексей Владимирович, секретарь райкома
1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни
1974 — Чисто английское убийство — доктор Ботвинк
1975 — Звезда пленительного счастья — князь Сергей Петрович Трубецкой
1975 — Рикки-Тикки-Тави — Роберт Лоусон
1976 — Гореть, чтобы светить — Савин
1978 — Поздняя встреча — Сергей Иванович Гущин
1979 — Профессия — киноактёр — камео
1979 — Москва слезам не верит — Георгий Иванович (Гоша)
1983 — Скорость — Игорь Владимирович Лагутин
1984 — Время отдыха с субботы до понедельника — Павел
1986 — Зонтик для новобрачных — Красков Дмитрий Павлович, врач-нарколог
1986 — Досье человека в «Мерседесе» — Григорьев Сергей Владимирович, сотрудник КГБ
1990 — Похороны Сталина — отец
1991 — Полтергейст-90 — Профессор Вильницкий
1998 — Чехов и Ко — Пётр Сергеевич
2005 — Далеко от Сансет-бульвара — Константин Далматов
2006 — Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя — Камео
     00:23 25.02.2013 (1)
-1
"Время отдыха с субботы до понедельника"
Посмотрите, он того стоит.
     00:28 25.02.2013
Спасибо!  Найти не проблема! И  сам фильм ,
и время для просмотра такого фильма.
     00:18 25.02.2013 (1)
1
Не-не, героиня Анастасии Вознесенской именно, что не кричит, а уверенно заявляет: "А гаражи мы снесём..." и далее по тексту. Это - уверенность. Крик же - был бы лишь эмоцией. Мы сейчас живём в эпоху уверенных людей (из тех, кои облечены властью, разумеется).
     00:24 25.02.2013 (1)
А может Вы, Александр, поможете вспомнить фильм где Баталов играет
инвалида ВОВ?
     00:27 25.02.2013 (1)
Нет. Я не помню. Я помню только "Балладу о солдате", но там играл Урбанский, а не Баталов. Впрочем, Ирина уже сама вспомнила, по-моему.
     00:32 25.02.2013
Да, всё в порядке! Теперь и Вы будете знать.
     01:34 19.02.2013
Мне уже оч.понр., торжественно обещаю дочитать при первой же возможности...
     19:43 21.01.2013
Удивительно! Сто раз! Моя первая любовь - тоже Эллада! У нас был толстенный фолиант "Мифы и легенды Древней Эллады", кажется, так. Я девочкой  ТАМ жила, в той огромной книге., в домах с колоннами и атриумами, с портиками, с кентаврами. У меня даже был один любимый кентавр Хирон, который воспитал Ахилла. Это была любовь, которую я тоже пронесла через жизнь и не захотела с ней расставаться даже сейчас. И написала роман Гетера. Странно, как подумаю, я зачитывалась Бредбери, Лемом, но Эллада не отпускала. И как только они уживались в моей голове?
Я закончила чтение Ваших воспоминаний, Ирина. Отдохнула душой. Благодарю Вас сердечно. Некая красная линия жизни незримо протягивается и связывает многие судьбы, многие воспоминания. Спасибо.
     08:32 13.01.2013 (1)
Каждая жизнь - ненаписанный роман. Кто-то сказал... Прочитав две страницы Вашего Amarkord, я убедилась в этом еще раз. Взгляд женщины, упавшей на рельсы, и взгляд ребенка в вагонном окне - они встретились во времени, черкнули по сердцу, и память высветила их именно сейчас. Искренно и просто передана атмосфера семьи, дома. Благодарю.
     10:47 19.01.2013
Продолжаю читать с прежним интересом. Некоторые детали: старая книга с изумительными картинками и дивно пахнущая (Тысяча и одна ночь) у нас тоже была и передавалась из рук в руки. Еще у нас был бабушкин сундук с полукруглой крышкой, от которого все отказывались. Увы, потерялся при переездах. Все воспоминания - да: улыбка сквозь слёзы, нескончаемая грусть и необыкновенная радость, когда из небытия вдруг мелькнет забытое, казалось, навсегда. Это наша жизнь, история, судьба.
     14:42 24.08.2012
название
Спасибо! Праздник души - и слезы, и улыбка, и воспоминания....
     10:43 11.08.2011
Прочитал с нарастающим интересом. Кроме точности приковывает психологическая заострённость  с которой передаются детали и Вашей личной жизни и жизни страны тех далёких лет.
Гость      12:57 15.07.2011 (1)
Комментарий удален
     16:13 16.07.2011 (1)
Елена, я очень рада, что Вам понравились мои "мемуары". И большое спасибо за советы.

По поводу Amarcord'а мне просто казалось, что не такой уж это большой материал, потому что сама я читаю без проблем произведения любого объема, было бы только свободное время. Над этим я подумаю.

По поводу ссылок не знаю, что и сказать. Когда я писала на своем компьютере, то перевод или ссылка были, как положено, на странице внизу. Когда же я выложила текст на Fabulae, ссылки пропали. Ничего иного я придумать не могла. Если Вас не затруднит, скажите, как делаются те ссылки, которые Вы имели в виду.

Я Вам страшно благодарна. Я уже увидела, Вы - библиотекарь. Библиотекарей люблю.  
С уважением, И.Л.
     16:22 16.07.2011 (1)
Кстати да :) по поводу ссылок
я, имено в тексте, даю пояснения лишь тогда, когда подозреваю, или знаю, о других возможных толкованиях, и лишь тогда - дабы акцентировать отличие, на котором строится текст

да как обычно :)
ставим звёздочки или цифирки, в зависимости от количества и порядкового номера, а в послесловии выстраиваем их :)
     16:32 16.07.2011 (2)
Меня смущает такой вариант. В сноску внизу страницы посмотрит каждый, а в конец большого текста (книги!)захочет посмотреть процентов двадцать читателей, да и из них половина забудет, когда дойдет до конца.
Хотя, конечно, интернет-вариант имеет свои законы. А я мыслю по-прежнему по-книжному.
Никакого другого варианта нет?
Во всяком случае, спасибо.  
     17:02 16.07.2011 (1)
электронные ссылки внтури страницы на сайте не задействованы, а что Вас беспокоит-то? многостраничный текст рвётся на страницы существующим механизмом, а послесловие, вне зависимости от нахождения на той или иной старнице, всегда внизу страниц - как в книге, только ссылочное поле общее
     00:25 17.07.2011
Спасибо огромное, я поняла.
Дошло с опозданием.  
     16:43 16.07.2011 (1)
Ирина! Я отвлеклась, потому что хочу, чтобы Вы исправили одну неточность. И отнеслись к ней по-философски.
Пьесу "Кремлёвские куранты" написал Николай Погодин(1900-1962).Пьеса первый раз была показана на сцене в 1940 году.
 Настоящая фамилия Н.Погодина- Стукалов.

Я сразу почувствовала неточность, ведь Радий Погодин писал о Войне от лица ребёнка, школьника.Так я помню. Проверила годы жизни(1925-1993).

Надеюсь, Вы не обидитесь. У меня вечно находят опечатки и ошибки на стихиру и прозеру. Я не в обиде.

  С уважением.
     20:12 16.07.2011 (1)
Я уже исправила. Никаких обид.
Нет-нет, Елена, это просто помутнение рассудка. Ведь знала, что есть и такой Погодин, и такой, а автоматика (наверно) выбрала Радия, потому как звучит ярче.
А вот про порт Кобона я исправлять не стану. Во-первых, мне понравилась фраза, которая получилась (помните, как у Шекспира, "не говоря о том, что она (речь) чертовски хорошо написана, мне стоило большого труда заучить ее"?), а, во-вторых, "имеющий уши да услышит". Кто-нибудь еще помнит.
Спасибо за помощь.
И.Л.
     20:36 16.07.2011 (1)
Ирина! Про офориление ссылок здесь я не пойму.Технически.
  Но ...
  Вот что я скажу главное.
  В теории библиотековедения существуют термины: Читательское и Целевое назначение произаедения.

  И скажу яснее: про Эпиталаму поймут несколько человек из всех читателей.
    Про  истины на итальянском языке- "Посвящённые".Итальянский язык не на слуху.
    А ведь каково читательское  назначение?
    У любых воспоминаний: широкое.

   Это мысли библиотекаря. Я хорошо училась. Честно)))
     00:22 17.07.2011
Елена, но что делать, если мой дядюшка пел именно "Эпиталаму", а не "Вдоль по Питерской", я не могу это изменить. Ну пусть читатель посмотрит в справочник! Чтение развивает, меня так учили.

Что касается итальянских вкраплений, я везде дала перевод. Это мои истории, мои воспоминания, в них не может не быть итальянского. Он для меня родной язык. Я и русский-то узнала по-настоящему, только после многих лет работы с итальянским. Я и так сократила в своих опусах итальянский до минимума.

Чем плохо будет читателю, если он узнает, что кто-то употребил итальянскую поговорку? Я ведь тоже давно-давно заинтересовалась языком вот так же, прочитав что-то в книге, услышав что-то в кино...

Любое произведение несет на себе отпечаток личности автора.
Вот такая я личность!
До связи!  И.Л.
     23:21 14.07.2011
О!
всё дочитать не смог- "оперативка мола"
обязательно дочитаю
Здорово пишите)
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама