Произведение «Повесть врЕменных лет читаем сами» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Произведения к празднику: День спасателя Российской Федерации
Автор:
Баллы: 16
Читатели: 1927 +2
Дата:

Повесть врЕменных лет читаем сами

     Статью эту о значении прозвищ и об этимологии (варягов и русских), можно бы написать и короче, сразу указав на орфографические манипуляции с текстом советских академиков, причём - не историков, но лингвистов. Стоит лишь поставить двоеточие в нужном месте по тексту (как должно быть в оригинале от монаха), так история становится нам понятнее, а смысл летописания становится ясным, а шулера-орденоносцы отдыхают, например:

«Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие». - Обрыв логики наступает сразу же после двоеточия... Посыл к иным (также), он к чему тут? А если так:

«Потомство Иафета также варяги: шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане...» - И сразу всё стало на свои места.

Варяги - это общность одного вероисповедания. Теперь верно и по стилистике изложения, и по смыслу сказанного. Если кто-то знает язык варяжский, или у кого-то сохранились письма от дедушки варяга, просьба опубликовать их в Кремле или хотя бы в Думской столовой - ни в коем случае в Академии наук! Но писать я буду длинно и нудно, и даже не одну статью, пытаясь по-русски понять, о чём речь старца и какой наказ он даёт нам - молодому поколению? А вот насколько понятие «Русская земля» (в летописи) соотносится значению русский человек (по национальности), сможете сделать вывод уже сами..., заглянув в паспорт в поисках графы №5 - раньше там указывалась национальность гражданина СССР. Сегодня нет такой? Ну, а что же Вы хотели, если нашу историю писали хвилологи. История в первую очередь - это психология..! Итак.

Легко читается: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидете у нас  княжити и володети...  И срубиша город Ладогу... От тех вяряг прозвася Руская земля. Новгород тий солюед. Новгородци от рода варенска  прозвася». Лист 8 Радзивиловская летопись. Вот так, оказывается и «не нами» и «володети», а это две большие разницы. Выясняется, что и этимология слова вяряг/варяг/вареги - русская (и корень ар/яр) и даже слова нет, дающего повод для создания норманнской теории. Как раз наоборот, этот лист опровергает норманнскую теорию. А что совпадает с нашими знаниями, так это «солюед» (в меру понимания каждого) и река Шелонь, что в переводе Солёная, а на её берегу город Сольск и война. Шелонская битва (часть московско-новгородской войны) произошла 14 июля 1471 на левом берегу реки Шелони (в районе деревень Скирино / Велебицы Солецкого района Новгородской области) между московскими войсками во главе с воеводой Даниилом Холмским и новгородским ополчением под командованием сына Марфы Посадницы Дмитрия Борецкого...

Бессмысленно смотреть в конец, если не понимаешь начало. Всё, что происходит сегодня и будет происходить, оно уже описано. Надо только хорошенько себе уяснить значение некоторых терминов, с помощью которых, как ключом открываются любые исторические тайны. Например, что означает варяг, кто такой рос? А дальше думай и познавай, почему они строили города «новые», называли их по-русски, чем не устраивали старые, и почему твоя страна сегодня называется Россия.

Странно звучит, на первый взгляд, казалось бы, уже всё давно известно. Всё да не всё. Иначе учёные споры давно бы утихли. Читаю летопись и невольно задумываюсь, неужели она триста лет как непонятна историку и филологу? И сколько сил и средств затрачено, чтобы до народа донести не память о предках, а пародию. А может это делалось сознательно? Или я ошибаюсь, или мне надо переформатировать собственное сознание и надлежит думать так, как предначертано советскими академиками? Они сегодня такие. Они указали верную канву понимания событий, отбили красную линию поведения, вот её и держись. Тогда я вас спрошу (или сам себя), а почему так всё запутано и непонятно?

Да и времена уже не те. Даже хуже. Зато многое узнаёшь, а век информатики и технологий, рано или поздно «выведет на чистую воду» любую ложь и устранит допущенные ошибки исследователей. Не истина в последней инстанции, просто размышления: была летопись, стала ПВЛ, зачем? Повесть временных лет, если задуматься над значением и смыслом, это как поставить ударение - врЕменных, например - то и получить: временщики мы все для посвящённых лиц, да и летописец не за бортом - «включён» в историю. А может ключ в том, что летопись не от торы (истории), а от Нестора (не с торы), то есть это две, те самые противоположности, попеременно побеждающие... К этим размышления каждый может вернуться позже и самостоятельно. Читаем Нестора.

«Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля. Так начнем повесть сию. По потопе трое сыновей...» - легендарные и библейские вставки буду пропускать, - сегодня перед собой ставлю цель уяснить из текста летописи, кто есть варяги и русы. Потом дальше. С первых строк: Русская земля указана дважды (пошла, возникла) и Киев посередине. Ни о чём. Человек пишет из этого самого места, для него оба берега Днепра родные. Можно сослаться на любовь к родному краю и не придавать значения. Никаких домыслов, моя задача только текст, смысл и орфография.

«В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы».

Точка. В перечисленных народах варягов нет? Нет. Просто констатируем факт: русский народ есть, варяжьего нет. Продолжение через точку такое:

«Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского». Тут уже возникают некоторые вопросы: море было названо по имени одного из народов? народ исчез, а море продолжает оставаться с их именем? или это некий образ по роду занятий? или по вероисповеданию? Воины, гребцы, рыбаки, а чего хуже разбойники и пираты или язычники с волхвом, Вар...

То, что я вижу по тексту с первых строк, не укладывается в моё сознание: варяги у меня олицетворяются с норманнами, а те со шведами (как учили). Что происходит с летописной мыслью дальше, куда она уводит - и вовсе ума не приложу. Просто поделился первыми впечатлениями: то, что знал со школы и что читаю - разные вещи.

«По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку – до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу – до земли Английской и Волошской».

Ни в сказке сказать, ни пером... Ведь на этой территории летописец уже расселил некоторые народы. И опять о варягах как бы сверху? Вопросы запоминаем, читаем дальше. Не забываем о том, что в редакции академика-филолога, Д.С. Лихачёва, а не живые строки преподобного старца Нестора, а тем самым - современное видение варяго-русского вопроса. Буквально одной строкой ниже, не перескакивая во времена, летописец русь и варягов ставит в один ряд, через запятую:

«Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, – они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым....»

Хочется отметить главное: термин «русский народ» не вызывает сомнения в той простоте и очевидности, как он указан летописцем по тексту - народ такой был наряду с иными. Смущает, что русь и варяги (народ значит?) перечислены в одной строке. Какая-то путаница в голове. Надо запомнить и этот момент. Далее:

«Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба...»

И был единый народ - лишь землю разделили - Нестор обращается к временам Нектана и Фалека. Кто такой (такая) Нектан(а) никто не знает (что-то с водой связано), а Фалек личность легендарная. При нём было столпотворение Вавилонское и произошло разделение и рассеяние народов; в память этого события он и назван Фалеком (ударение: фалЕком). Фалек с иврита означает рассечение, разделение.

«По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки...»

Примечательно, что летописец использует меру «локоть», собственно и плот Ноя кроили в локтях, но это к делу не относится. Хотя, от того «плота-ковчега» и до обители старца прошло около 35 тысяч лет.

«По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама – южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне».

Северяне, то есть (для себя), отмечаю - не африканцы точно. Например, норильчане, не совсем уместно, может быть, но по месту обитания представить себе можно, или норвежцы. Летописец совершил хронологическое перемещение.

«Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели... Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской».

Летописец, свершив обзор на десятки тысяч лет, вернулся в свои времена, в начало 12 века. Уже построен Новгород, замечу себе (не Старгород и не Великий), если мы о том самом, который со второй половины 10 века известен археологам на слиянии реки Веряжа с Волховом при впадении в Ильмень. В эти времена Приильменский край пестрит событиями: создаётся Древнее государство (882), девушка Ольга по реке Великой в лодке  перевозит князя Олега (903), княгиня Ольга по рекам Мсте и Луга уроки раздаёт (953), то раскол церкви (1054), то крещение огнём и мечом... Увязать летопись с историей не совсем получается, археологи не могут подтвердить нахождения культурного слоя конца 9 века на месте городища на дату призвания Рюрика. Но сейчас не та задача, понятно, что крещение и смена заветов на отдельно взятой территории не происходили чётко в назначенный час на всей территории, границ которых летописец явно не упомнит из-за давности лет. Ведь писал он спусти три с половиной века от событий. Новгород отмечен с Киевом созданием Древнего государства стараниями князя Олега (882). После чего Новгородская республика аж на четыре века исчезает и вовсе со страниц российской истории и встречается снова уже при царе Иване Третьем... Если вкратце, не увязывая год падения


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:45 26.10.2019 (1)
И опять спасибо за прекрасный материал! Зачиталась... Но многое уже знаю Мы в этой стране все временщики: прошли - прожили  свое время и исчезли..Жаль, что страна страдает...  Спасибо,Сергей. Вы молодец! 
     18:59 26.10.2019 (1)
1
Благодарю Татьяна.

Теперь я Чебурашка мне каждая дворняжка
При встрече сразу лапу подает

Теперь я вместе с Геной он необыкновенный
Он самый лучший в мире крокодил

Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой.
И неясно прохожим
В этот день непогожий,
Почему я веселый такой?
     19:03 26.10.2019 (1)
Это прикол? ))))Или ирония?)))
     20:35 26.10.2019
1
Это жизнь... Успенский хорошо понимал что пишет... Получилось образно и доходчиво.
Все советские комедии (все!) на одну и ту же тему.
А ничего не изменилось.
     22:10 22.04.2019 (1)
1
Интересное исследование. Прочла с удовольствием.
С историческим наследием нужно обращаться бережно.
И если есть противоречия,  неясности в толковании событий,
нельзя делать безапелляционные умозаключения,
чтобы вовсе не исказить размытые очертания истины.

С чем вы и попытались разобраться в своей статье...
Ведь варяги, с лёгкой руки историков(?), часто упоминаются
как синоним руси, русичей как народа.
-----------
Единственное пожелание: замените аббревиатуру в заголовке.
     00:26 23.04.2019 (1)
Спасибо за оценку и за то, что Вы вникли в суть проблемы. Статья длинная, не каждый выдержит. А выдержавший чтение не совсем усвоил материал, как видно из некоторых комментариев. Варяги это вероисповедание, если проще...
Насчёт заголовка: Повесть временных лет.
Почему исказили и вместо летописи - ПВЛ, то есть, не летопись... Сначала объясню свою позицию по сути "нового" названия ими...
ВрЕменных лет или временнЫх? А это две большие разницы, как поставить ударение. Шулеры. Кстати стишок на эту тему сегодня двинул.
И вот я уже читаю: Повесть врЕменных лет... Гениально! Если менять, то в этом контексте. 
Где-то я уже писал об этом. Мы - врЕменные "прохожие по лужам неуклюжие"...
Так пойдёт, Светлана? Повесть врЕменных лет читаем сами. Не длинно?
С уважением 
     09:21 23.04.2019 (1)
( Я Наталья, а не Светлана)

Думаю, лучше длинное название, чем непонятная аббревиатура.
Насчёт ударения в слове "временные"...Зависит от контекста и смысла.
В сочетании "повесть временнЫх лет" ударение ставится на последний слог" - на "ы".
С уважением.
     11:06 23.04.2019 (1)
Наталья, конечно же! Доброе утро.
Вы меня и удивили и завели, знаете чем? Тем, что ПВЛ - это что-то непонятное. Опешил, если честно. Ленинградский Дом Торговли - ЛДТ - Лев Давидович Троцкий. И таких масса, типа СНГ, хоть вам Старый новый год, хоть Союз независимых государств.
Поэтому назвали ДЛТ - дом ленинградской торговли, оно хоть и коряво, но мудро. А вот ПВЛ это изобретение не менее мудрое, чтобы и корабль назвать и смысл похерить. Ведь мы читаем уже не летопись, а повесть. Но чтобы её прочесть правильно, именно так как от Нестора, надо всего лишь что сделать? Вернуть пунктуацию на место. Жулики ведь чем пользуются чтоб обмануть? Доверием. Так и здесь. Меняют тире на точки, двоеточие переставляют, результат в кармане и всё шито крыто.

Именно этот воровской почерк я обнаружил знаете где? В четверостишье Тютчева. Прочтите, вам понравится, как всего при помощи трёх изменений в орфографии мошенникам удалось изменить смысл послания. Вы его знаете: "Умом - Россию не понять..."

Здесь же, Наташа, в названии от времён советских ПВЛ единственное имя и оно узнаваемо со школьной статьи. А по смыслу - бред. Узнаваемый бред по воспитанию людей. А времена вернулись, судя по бессовестной пропаганде да обнищанию людей. Кому нужна эта правда? И как иной летописный смысл довести до сознания умеющих читать? Заострить внимание ударением, и выдать с головой шулеров, которые считают народ русский врЕменным явлением на земле.

Автограф Тютчева сохранился в оригинале, там мне было проще выявить мошеннические действия и уличить в подлоге документа. Фёдор сказал и записал одно, а в дело подшили, то есть запустили в школу и массы иное, липу. Это подлог, уголовная статья.

С этим документом работать было сложнее, но законы логики всё же вывели на чистую воду организованную преступную группу лиц, работающую на оболванивание масс. Но тут хоть язык и слова понятны. А вот Слово о полку куда серьёзнее. Там половина слов русских, а мы россияне. Но и там логика победила. Она заложена в самом тексте, если не предположить, что писал повесть круглый дурак. Пародия именно так и читается в том виде, котором преподносят её, людЯм.

После столь глубокомысленных с вами рассуждений, давайте исправим.

Совсем забыл, оказывается, я уже писал на эту тему: ПВЛ для временщиков - в заметках:  https://fabulae.ru/note.php?id=42248

Ищу о Тютчеве, вот:

В стишках: Умом Россию не понять. На анализ: https://fabulae.ru/poems_b.php?id=325871
Аршин до сих пор не разгадан: https://fabulae.ru/poems_b.php?id=326058
Сегодня для Вас вывесил: Умом Россию не понять. Точка: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=91907

Что я понял: мы в плену. Если что серьёзное опубликуешь - ноль эмоций и ничего по делу. Из ста один нормальный.

Найдёте ещё ошибки и опечатки, буду признателен. С уважением Сергейисправляюсь и исправляю...


     11:20 23.04.2019 (1)
Написали-таки "врЕменных"...
По смыслу получается, что речь идёт о длительности, неких сроках,
а не о неких временАх ...Или я неверно чувствую оттенки этого слова.
Может, лучше не выделять ударный слог вообще?
Пусть читатель ударяет там, где ему удобнее).
А по ссылке зайду позже.
     12:05 23.04.2019
Надо всегда говорить правду, как учила мама. Само не рассосётся.
Страна - колония, мы в ней - врЕменные прохожие, шлёпающие по лужам...
Чебурашки с большими ушами... у телека - с программой "Время"
Кстати, не знаете почему зомбирование людей начинается, как только минует девятый час?
Буду думать.
     19:11 06.10.2018 (1)
Это очень сложно и непонятно мне.
     19:36 06.10.2018
Легко читается: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет..." - это рассказ о том, как надо читать самому и без посредников. Тогда узнаешь кто такие "норики", "варяги", чего они приходили, почему из призывали тогда?  А почему сегодня...
Спасибо что заглянули.
Реклама