Произведение «Рояль, на котором играли ногами» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Фантастика
Сборник: Цой, жив!
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 694 +1
Дата:

Предисловие:
История возвращения музыки в нашем будущем. полный сборник рассказов на mybook

Рояль, на котором играли ногами

Рояль, на котором играли ногами

ДАЛЕКОЕ БУДУЩЕЕ.
ПАТЕНТНОЕ БЮРО ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ.

– И что это за стол на трех ногах? – спросил госслужащий.
– Пару столетий назад это устройство называлось роялем, – ответил Сим Ли.
– И что вы хотите? – госслужащий зашел в базу патентов и начал читать информацию по роялям: – «Рояль – музыкальный инструмент, используемый для воспроизведения музыки». Такой патент уже есть, – иронично заметил он.
– Я знаю, что он есть, – ответил Сим Ли.
– И насколько я помню, – невозмутимо продолжил госслужащий, – все знания о том, как воспроизводить музыку, утрачены. Войны и Великое переселение на Луну лишили мир живой музыки. Поэтому мне не понятно, чего вы хотите, если это тот же самый рояль? Ведь он, по сути, бесполезный стол на трех ножках, и на нем в наше время никто не умеет играть.
– Это не совсем тот самый рояль. И, если вы позволите, я могу доказать вам это, – настаивал Сим Ли.
Возникла небольшая пауза в патентном бюро.
– Хорошо, слушаю, – поправив очки и включив камеру записи, как этого требовал протокол, приготовился слушать госслужащий.
– Я – историк, и так вышло, что, копаясь в электронных архивах начала двадцать первого века, я наткнулся на одну очень популярную на тот момент передачу «Минута славы», и это видео увлекло меня. Знаете, как похожи люди двадцать первого века на наших людей?
– Не знаю, – невозмутимо ответил госслужащий.
– Ну, так вот, я опишу вам один номер – выступление пожилого мужчины в очках.
– Зачем?
– Чтобы вы поняли, как я создал ту разницу между роялями, какой ценой эта разница обошлась создателю.
– Сейчас 17:21. У вас есть пять минут, ну, максимум – тридцать девять. В 18:00 мы закрываемся.
– Хорошо, думаю, успеем, – ответил Сим Ли. – Итак, представьте: пожилой человек работал учителем в детском саду – это учреждение, где воспитывали детей на первой ступени развития. И вот он – маленький человечек, которого, как на войну, отправляло все село – был на передаче «Минута славы». Нужно родиться этим человечком и прожить его жизнь, чтобы понять всю значимость поступка, который он намеревался сделать. До выхода на сцену оставалось несколько минут, по огромному монитору плясали какие-то дети, представляя на суд жюри акробатический номер. А он ждал. Можно было б сказать, что «жизнь пронеслась перед глазами у пожилого человека», но нет, как назло, в его голове не было ни одной мысли, и он бездумно смотрел вперед, все никак не решаясь прорепетировать перед выходом на сцену за своей минутой славы…
Стоит немного отвлечься, чтоб немного рассказать о создателе рояля. Он родился в семье рабочего и доярки, рос, крепчал, и ему пророчили судьбу агронома, на худой конец – тракториста в местном колхозе. А парнишка был смышленый, да еще и выдумщик: он то и дело норовил заново изобрести велосипед. Сверстники подтрунивали над ним, а по правде – они просто завидовали парнишке. Ведь он умел придумывать, в отличии от них, которым была уготована доля разрушать прекрасное и все то, что попадало им в руки.
По телевизору в шесть лет он увидел симфонический концерт и влюбился в музыку раз и на всю жизнь. Родители даже испугались, когда их сын попросил на день рождения гитару. «Какая, на хрен, гитара?! – матерился отец. – Я сейчас ремень достану – мигом вылечу твою музыку!».
Но парень ждал, сохранив свою мечту. Найдя книги по нотной грамоте, он тайком стал их читать – ночью, чтоб отец не видел. Обычный табурет служил грифом с ладами и струнами, начерченными на нем. Парнишка, таким образом, учил лады, ноты, просто зажимая начерченные струны. Ему казалось, что так он быстрее научится играть на гитаре. Шло время. Парень рос. Находясь в компании с друзьями, он потихоньку научился играть на чужих гитарах. В основном, это были блатные песни, что было круто для подростка, хотя, порой, играя что-нибудь из классики, он натыкался на непонимание.
– Э, завязывай! Давай лучше – «Сбивая черным сапогом...», – в очередной раз просил кто-нибудь из друзей, и он играл для них дворовые хиты.
Когда прозвенел последний звонок, парень поехал в областной центр поступать в консерваторию, и поступил – назло всем. В большом городе признали, что у него есть талант, что все это – не просто так.

– То, что меня заинтересовало в этой истории, было придумано именно в годы обучения в консерватории, – неожиданно заявил Сим Ли.
– И что именно?
– Я продолжу, если позволите?
– Продолжайте...
– Окончив высшее музыкальное училище, уже мужчиной, он пошел в армию, там отслужил два года в духовом оркестре, а потом вернулся в родное село. Единственное «но»: нужен ли был музыкант, у которого консерватория за плечами, родному селу?
Кое-как он устроился в местный дом культуры наладчиком инструментов и по совместительству – учителем музыки. Жизнь шла своим чередом, сменяя весну летом, лето – осенью, а осень – зимой, монотонно, ничего не меняя в жизни музыканта. Казалось, все умеют играть, многие заканчивали консерватории, музыкальные школы, а хотелось признания. Хотелось, чтобы хоть один поверил, что это все не просто так. И тот путь, что он выбрал, правильный. Он чувствовал, что не ошибся, и это именно ЕГО стезя. Ведь для чего-то же дал бог ему умение выдумывать, мечтать, создавать нечто новое...
После сорока он запил. Забросил музыку, из клуба его уволили. Кое-как взять себя в руки помогла женщина, она была его другом и любовницей. Но не женой: поначалу робость мешала сделать предложение Анне Сергеевне, а потом годы затерли это желание, ведь все равно жили вместе, что уж там этот штамп в паспорте, он ничего бы не изменил.
И вот он, тот день, когда все в его жизни изменилось – уже пожилой, в очках, мужчина увидел афишу, где говорилось о кастинге на «Минуту славы», и главный приз – миллион рублей.
И он поверил, что выиграет, в самого себя поверил. Та ночь была бессонной, в его голове создавался план действий. Он вспомнил все, что некогда умел, все, чему научился за почти прожитую жизнь. Получилось не так уж и много.
– Дамы и господа, встречайте баяниста, – голосил ведущий, представляя пожилого мужчину в очках.
Когда он вышел на сцену, появился страх, но он начал играть на баяне – публика молчала, потом пошли номера, где он играл уже на рояле: сначала – сидя за ним, потом – на уровне клавиш, потом – вообще, спрятав голову под ним; и финальным аккордом была игра ногами.
Именно это и не понравилось жюри.
– На рояле нужно играть руками, а не ногами, – сделала замечание женщина, сидевшая в жюри.
– Так сложнее, – попытался объяснить он.
– Мое мнение: «нет», – строго заявила женщина и нажала кнопку.
Ведущий попытался хоть как-то помочь, сказав, что данный участник изобрел уникальный – упрощенный – вариант расположения клавиш, но жюри не впечатлила эта находка автора и, по правилам шоу, участник выбывал из соревнования, если кто-то из жюри говорил «нет». Пожилой мужчина в очках неторопливо взял свой баян, с которого начинался его номер, и пошел за кулисы. Потом был поезд домой. В селе его встретил только брат. Конечно, люди смеялись за глаза над местным чудиком, который осрамился на всю страну со своими глупыми идеями выиграть миллион, чтобы создать музыкальный инструмент с облегченным расположением клавиш.
Он запил, с работы опять выгнали, и как-то через месяц он повесился. Впрочем, после этого к нему и пришла слава. В СМИ даже сделали о нем передачу, кстати, благодаря которой я почерпнул шестьдесят процентов информации об авторе, что изобрел упрощенный набор клавиш, и впоследствии мое изобретение...
– Простите, сэр, но рояль изобрели до вас.
– Да, я знаю, поэтому у этого инструмента название останется неизменным, но я позволил себе дополнения, и настаиваю, чтобы в патенте записали этот инструмент как Рояль Малютина.
– Я так понимаю, что Малютин – это фамилия того персонажа, что вы описали? – заметил госслужащий.
– Именно.
– Я все же не могу понять – зачем? В музее Объединенной Земли уже есть рояль, и как бы вы не желали того, на двух планетах нет ни одного живого существа, которое могло бы качественно воспроизводить музыку. Все книги и информация, как это делать, была утеряна в великих войнах и переселении на Луну. И уже двести лет, как музыку никто не сочиняет – по сути дела, музыкальные инструменты бессмысленны в современном мире, а ноты, что сохранились – просто исторические документы, свидетельства великой культуры прошлого.
Сим Ли подошел к белому роялю, созданному им самим, и, открыв крышку, начал играть «Реквием» Моцарта по памяти. Госслужащий был в шоке от услышанного, вся комната наполнилась звуком божественной красоты. Сим Ли доиграл «Реквием» до конца. Госслужащий молчал, на его лице были удивление и такой восторг, словно минуту назад он услышал что-то божественное, хорошо забытое и доброе.
– Как вы сказали: рояль Малютина? – он начал оформлять патент.
– Да, он самый – мистер Малютин придумал расположение клавиш, по которым играть на любом клавишном инструменте становилось в сотни раз легче, но в двадцать первом веке эта идея была обречена на провал: это надо было выкинуть все старые инструменты и заново создать новые – только с клавишами Малютина и только потому, что так легче играть. Никто бы на это не пошел из экономических соображений.
– А вы, значит, эту идею воплотили в реальность? – немного завидуя, спросил госслужащий.
– И мало того, я научился играть на рояле, любое из сохранившихся нотных произведений – это настолько просто, что даже ребенок с этим справится.
Ничего не ответив, госслужащий усердно продолжил оформлять документы.
– Ваш патент, сэр, – через пару минут уже протягивая информационный кристалл, на котором были технические характеристики рояля Малютина, сказал госслужащий. – Сейчас 23 часа 51 минута и 8 секунд, сегодня 18 число 6 месяца 6409 года, и я, как уполномоченное лицо Объединенного Союза земных наций, официально регистрирую ваше изобретение «Рояль Малютина» за номером 549-i. Поздравляю вас, сэр, вы только что подарили миру музыку.
– Хм, – засмущался Сим ли. – Что вы, музыку придумал не я. Моя заслуга лишь в том, что я увидел талант в том месте, где все видели нелепость и смеялись над поистине великой мечтой. Знаете, как один современник Малютина написал в своем электронном дневнике:
«У каждого рядом с сердцем есть маленькая дверь. У кого-то за ней – чулан, забитый мирским хламом, а у кого-то за этой, на первый взгляд, неказистой дверцей скрыта целая вселенная – огромная и непознанная миром».
Так вот, я, спустя столько лет, все же открыл ту самую неказистую и нелепую дверцу в мир Малютина.
Взяв патент, Сим Ли поспешил, было, уйти, но возбужденный всем произошедшим госслужащий остановил его уже возле выхода.
– Простите меня, сэр, – извинился он. – Мне очень неловко просить вас. Но вы не могли бы еще раз сыграть на вашем рояле. Я заплачу, сколько пожелаете.
Госслужащий полез в карман за кошельком.
– Не стоит, – остановил его Сим Ли, – мне самому приятно играть музыку. А вы слышали Бетховена? – неожиданно спросил историк.
– Да, конечно, – ответил госслужащий, а после сразу же поправился: – Вживую – нет.
– Вы полжизни потеряли, – ответил Сим Ли и подошел к роялю.
Он открыл крышку, обнажив черно-белые клавиши, и как только его

Реклама
Обсуждение
18:57 07.11.2018
1
Здорово! Прикольная идея. И чтение рассказа - великолепное.
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама