Произведение «Василий Панкратович, снайпер. Дословно» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Произведения к празднику: День Победы в ВОВ
Автор:
Баллы: 25
Читатели: 1205 +1
Дата:
«Василий Панкратович, снайпер. Дословно» выбрано прозой недели
18.11.2019
«Дядя Вася портрет»
К повести "Василий Панкратович, снайпер. Дословно"
Предисловие:
    Василий Панкратович Матрыненко (18.01.1926 г.р.) рассказал мне удивительную историю своей жизни. Два дня (04. и 05. 09. 2017 г.) мы с ним разговаривали и я писал все наши разговоры на диктофон, с его, разумеется позволения. Сначала, когда мне про него рассказали, и даже потом, когда мы познакомились, я думал использовать его рассказы, настоящего фронтовика, участника освобождения Вены, а потом заключенного ТагилЛаг, для своей писательской деятельности и, на базе его фронтового опыта, и опыта сидельца, писать художественные произведения, как это обычно и делается. Брать реальных героев, реальные события, потом включать воображение и добавлять к той реальной жизни свои фантазии. Но когда я два дня слушал, Василия Панкратовича, а еще больше потом, когда переносил его речь с диктофона в текст, то вдруг сразу понял – нет у меня никакого права что-то там менять и тем более, что-то там придумывать. Это раз. Во вторых, в свои, без малого 92 года, у дяди Васи совершенно светлый ум и невероятная память. Он до сих пор точно помнит, номера частей, названия населенных пунктов, где он жил, воевал и сидел, фамилии и факты тех лет (я потом по интернету все перепроверял и все в цвет). И в третьих, я хоть в пыль сотру клавиши на компьютере, но никогда не передам тот образный язык, которым говорит дядя Вася, и пробовать не надо. Поэтому и пришел к единственно верному решению переписать дословно все, что рассказал мне кавалер орденов «Отечественной Войны 1 степени», «Ордена Славы 3 степени», награжденный «Медалью за Отвагу» снайпер 3 го Украинского Фронта, он же урка, отсидевший 8 лет в ТагилЛаге, он же владелец второго ЗИМа в Свердловске, начальник автоколонны во Фрнузе и, вполне возможно, незаконнорожденный потомок князей Абамелеков.

  Заранее предупреждаю, что прочитанное может не понравится ни Ура-патриотам, ни русофобам, а возможно вообще никому из нашей пишущей и читающей публики, но если возникнут претензии ко всему здесь изложенному, заранее беру всю ответственность на себя. Я разговаривал с дядей Васей, видел его шрамы и очень светлые и ясные глаза, и готов ответить за каждое его слово. И пусть даже вы не со всем согласны, что он сказал, пусть даже я не во всём согласен, но человек проживший уже почти сто лет имеет право сказать всё что думает и никто не в праве его судить. Он за всё уже заплатил и заплатил столько, что мы, ныне живущие сдачу замучаемся отсчитывать.
    В этом году (2019) в апреле я, наконец, устроил дяде Васе поездку в его родную дивизию, благо рядом в Новороссийске. Его пригласили на день дивизии в конце апреля. Приняли хорошо, комдив буквально от себя не отпускал, обласкал, подарков надарил. Дядя Вася тост сказал, уже потом на банкете. Напротив Василия Панкратовича сидели шесть подполковников, все с боевыми орденами, дивизия воевала часто и сейчас воюет. Так вот я обратил внимание, как эти повоевавшие и повидавшие ребята его слушали. Они слушали и понимали его, хотя он всего лишь и рассказал, как под ним убили лошадь и она перед смертью плакала.
    Василий Панкратович и ныне, слава богу, жив и дай бог ему здоровья, покоя и внимания близких людей. А от нас ему низкий поклон и вечная благодарность.

Василий Панкратович, снайпер. Дословно

    - Начну, наверное, с отмены крепостного права. Мои родственники… вернее дедушка с бабушкой были крепостными у князя Абамелека.

      Они в Италии живут… Я получил газету «Известия» в 2002м году, там была большая статья. Они указывали, Абамелеки, что в Ватикане лежит очень много царского золота. В общем, как он пишет… что если это золото возвратить России, то на каждого и вновь родившегося и глубокого старика, на каждого хватит по десять тысяч долларов, если перевести на доллары. Это вот последнее, что я знал про этих князей Абамелеков…

    А мать очень много рассказывала про этого князя. Он был наместником в Молдавии, но почему мы назвали Молдавией?... это же Бессарабия. Потом уже коммунисты решили из бессарабов сделать молдаван.

  Когда отменили это крепостное право никто от князя не ушёл. Хотя он, бабушка рассказывала, давал документы… открепительные какие-то. Но никто не ушёл, у них князь был, видимо, порядочный человек. У него была школа, была больница. В школе он одарённых детей отправлял в Петроград на учёбу.

  Молодой князь любил путешествовать. Он дома почти и не бывал, все время в поездках, а дома был старый князь. А ехал он не один, а целая экспедиция. Бабушка все время его сопровождала. Так как она была белошвейкой, шила рубашки ему, гольфы…

  А тогда началась подготовка к празднованию 300 летия дома Романовых, и он часто уезжает в Италию, где они купили 13 акров земли и началось строительство комплекса зданий для подарка императору. И чтобы следить за стройкой этой направили дедушку Тимофея туда. Он там прожил очень долго, многие годы, до 13 го года. А здания эти император в казну отдал и там было посольство России в Италии, потом и после царя тоже… Сейчас не знаю… Может и сейчас оно там…

    Так дедушка все время жил в Италии, а бабушка все время сопровождала в поездки князя молодого и почти с каждой поездки она уже приезжала не одна, а с ребенком. Сначала Степа, потом Гриша, потом Федя, а потом мамка моя, Мария, а потом самая младшая Еврона… И все они Тимофеевны… Как тогда говорили, какой бычок не прыгнет, а телка наша… А настоящая фамилия деда Патлатюк Тимофей. Это наша фамилия, а Мартыненко – это так, мать вышла замуж…

    Степа, он как-то примкнул к коммунистам, большевикам, в армию пошел. И только в двадцатом или двадцать втором он с Дальнего востока пришел. Дядька Гриша в колхозе работал, а когда война началась, взяли его в армию, ну а дядька Федька… тот пил беспробудно. Всю жизнь пил, пока не помер… Несколько раз женился… Один мальчик был у него, сын… И уже перед смертью он матери моей сказал, мне мамка говорила, - Скажи хлопцам, чтоб они не пили… А сам всю жизнь пропьянствовал…

  А бабушку я и не помню почти… Она же с нами в Сибирь переехала и там уже померла, и дед помер…

  В Одессе у него… у князя был дворец, но, говорят, не очень большой, такой, очень удобный, да… особняк. Когда он приезжал в Одессу он на Лузановском пляже, там был такой пляж… Я был на этом пляже… далеко, далеко идёшь, а все по колени, может чуть больше… Там стоял бюст в полный рост, памятник… И показывал пальцем в море…  и надпись «Кому бедной на богатом жениться, идти в море топиться».  Это я запомнил, и когда мы с женой ездили по путевке по Западной Украине, где я там бывал… и пошли там посмотреть памятник этот, поехали на Лузановский пляж… Я выбрал старого таксиста… Поехали, а нет памятника… Таксиста спрашиваю:

    - Давно живёте?

    - Да я тут всю жизнь живу.

    - Памятник был?

    - Был, - говорит, - его снесли.

    И так помнили его… в общем хорошо жили. Почти что до пятого года. Вот я точно не помню, когда началась эта… столыпинская реформа… когда это… в пятом году поп Гапон то… устроил это… ну поход этот… там же много погибло… после этого уже начали шевелиться… и кто были крепостные тоже это… стали разъезжаться… ну а попа этого на второй день нашли повешенного…

    Когда началась эта реформа князь разрешил, дал всем ехать... дал лошадей, у него было очень большое хозяйство… и поехали в Северный Казахстан… тогда ж губерния была. Это Ленин начал уже это делить, распотрошил всю империю. Наши мужики поехали, как говориться, своим ходом. Дали нам зерно… мать говорит, хорошо ехали, точно не помню… И в этот… Казахстан приехали осенью на быках. Приехали – отпустили их, пасутся… Сами готовить кашу там… В общем жили они там очень хорошо… Когда доехали до Петропавловска, выходит чиновник и говорит:

    - Вот на заход солнца, никуда не сворачивайте, будет роща, будет пруд. Там останавливайтесь, обживайтесь, обрабатывайте землю сколько сможете.

    И они там начали. Они очень богато жили. Земли там… Никто их там не пугал… Там степь как это море, конца и края нет. Во первых вырыли запруду… Там бил из земли фонтан. Вода хорошая такая. Они запруду вырыли, озеро стало наполнятся. Завели там рыбу. В общем жили они хорошо.

    В 14 м году привезли пленных австрийцев. Там роща, и вот они…, чтоб скотина не ходила в рощу… они выкопали вокруг этой рощи канаву, глубиной около двух метров.  Мы там когда уже жили, она часть осыпалась, но всё равно глубокая была. Они еще до 24 или 25 го жили очень хорошо. Были лошади, были коровы, быки… я помню были два быка, у них рога, вот как у меня рука. Здоровые… Ну и коммунисты давай загонять их в колхоз. Ну отвели этих лошадей, быков… вот… начали… Ничего хорошего с этим колхозом, конечно, не было…

    Вот в тридцатых я еще помню… Я тогда в школу пошел. Вот когда Беломорканал начали строить, приезжают две, тогда уже были, полуторки… Милиционеры приезжают к председателю сельсовета и говорят:

    - Вот по разнарядке мы должны у вас арестовать десять врагов народа. Давайте их. Давайте, а мы их заберём.

      Ну люди то не знали про этот Беломорканал. Понятия не имели. Набрали восемь здоровых мужиков… так называли их – кулак… Почему их «кулак» называли, потому что он спал на кулаке. Ему некогда было спать, он работал. Кормил всю Россию. Восемь собрали. Двоих нет… А они – Разнарядка десять человек. Не дашь людей сам поедешь.

    А у меня сестра замуж там вышла. Ну и они тестя… он уже дряхлый старик, весь мохом оброс. Она его летом оденет валенки, шубу, на завалинке посадит на солнце. Солнце зашло – его домой. Вот этого дедушку привели, посадили в машину. А ей говорят – Марина, твоего тестя посадили в машину. Ну она берёт булку хлеба, кусок сала, еще чего-то… Сват, на говорит, тебе хватит на два-три дня, а потом приедешь домой… Нет, - говорит, - сваха, это уже раз увезут, то я уже не вернусь…

  Когда всё это началось… эта стройка… потом один пришел… от него тени даже не было… мой старший брат взял бутылку водки, привёл его домой. Мать нажарила картошки… Он рассказывал.

    – Может ты знаешь про свата? – матери были интересно, - чего же со сватом…

      Он говорит:

  - Когда их привезли туда, их слабых, этих… что надо под руки водить куда-то увели и мы их больше не видели… А мы лопатами копали… По пятнадцати перекидок…  Это около четыреста километров от Балтийского моря до Белого… На каждом километре были бараки… Было по пятьсот человек в каждом бараке… Вот вам километр… От Белого моря до Балтики стояли на каждом километре эти бараки… и там заключенные… их собрали, врагов народа… и вот они копали…  Экскаватор, тогда вообще понятия не имели…


    В тридцатых годах была такая организация МОПР назывался. Международная Организация Помощи Революционерам… Эти революционеры должны были сделать мировую революцию… А им надо деньги… Ну в школе меня выбирают… Выбрали старшим по сбору, а помощником дали дочку председателя сельсовета этого… Катичка, я помню… Ну мы пошли… Копеек по десять, по пятнадцать, даже по двадцать давали. Обошли всю деревню… Собрали эти деньги, дали… Через неделю директор объявляет, - Наша группа заняла первое место по сбору. Ну поздравляют нас. Я говорю, - Катька, мы первое место заняли. После уроков, покушаешь, заходи. Начнем по второму кругу. Это уже моя инициатива. Пошли… в первый дом зашли, говорим надо помощь мировой революции… хозяйка выносит кочан капусты… во второй дом зашли – ведро картошки предлагают… третий дом – морковки… вот так вот… Я говорю, - Кать, - ну куда мы это девать будем? Пойдем, надо посоветоваться с директором… Пошли к директору, поговорили, мол, так и так… Они не отказывают, но денег не дают… дают продукты. Он говорит:

      - Подождите, я это дело выясню, - позвонил он там, выходит и говорит, - Ведром картошки революцию не сделаешь. Надо деньги.

    На этом моя карьера политическая закончилась. А школа была - бывший поповский дом. Учились в две смены. С братом одни ботинки были на двоих. Я в первую, он во вторую. Последняя вторая смена уже при свете ламп учились. Это я окончил семь классов.

  Да, я не досказал, когда дедушку посадили моего – еще одного не хватает. Кого? А Катька была тупая как кирпич, слабая умом то. А учительница, никто даже не знал откуда она пришла… Пришла, как она говорила «в народ, учить детей». И вот она с утра до вечера в школе. Ничем ни огородом, ничем не занималась… И она всё время Катьку эту шпиговала… учила её… Ну председатель и того… Забрали эту бедную учительницу… Александра Андреевна, как сейчас помню ее. Она уже была старенькая… сколько ей лет было никто, наверное, не знает.

    В 37м году Ежов начал ловить всех подряд и расстреливать. Друг на друга стали писать… А в 37 м был съезд партии. Три тысячи депутатов… На этом съезде Сталина прокатили… Его постановили снять… Ну и когда стали депутаты эти все разъезжаться… из трех тысяч, около двух тысяч дорогой снимали и расстреливали…В общем и наш попал тоже. Как уехал его больше и не видели… В общем постреляли их…

    И военные все попали, высшее руководство… Уже дошло до того, что командир авиационной дивизии – старший лейтенант. Это ж – Тухачевский, Блюхер… Сына Блюхера я хорошо знал. Он жил в Свердловске, я тоже жил в Свердловске после заключения… Он приезжал на работу к нам…

  Когда война началась, вернее 21 го вечером выпускной… духовой оркестр… выдали свидетельства… мы пошли в рощу… там гуляли… утром приходим... началась война…. В 8 часов выступил Тихон, патриарх… Вот… он призывал всех православных встать на защиту. В 2 часа выступил Молотов… Люди стоят ждут, какие будут еще сообщения… А нас же уверяли, что если враг нападёт, мы его разобьём на его территории с малой кровью… Прошло, что наше дело правое, победа будет за нами… Ну чё ж… За нами… Так были уверены… Ну говорили, - три месяца, максимум четыре… Нечего беспокоиться… Ну поступили в техникум… Там было отделение Ленинградского института… Поступил без экзаменов. У меня оценки хорошие были… хотя не заслуженно… учился кое-как…

  Поступили учимся, вдруг объявление – Всем собраться в актовом зале.

  Собираемся, директор объявляет:

  - Наш техникум закрывается до окончания войны. Выносить все парты, все столы, все оборудование на склад. Разворачивается госпиталь.

  Не успели мы вынести все это оборудование из классов, как стали подъезжать машины раненных. Они везут и везут… Саперы приехали – давай быстро нары колотить… А эшелоны шли, шли… оборудование, заводы… и месяц там, ни днем ни


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:01 21.11.2019
1
Много  разного  я  слышал из  первых  уст,   и  читал о  войне. Прочел,  еще  раз  перечел,  да,  действительно воспоминания. Человек  он  ведь  как,  запоминает  или  очень  плохое,  или  очень  хорошее,  а  жизнь,  она  состоит  из  серой  повседневности и  тяжелой  работы.
     20:09 18.11.2019 (1)
Абамелек - известная фпмилия. Не принадлежит ли он к роду Анны Давыдовны Абемелек-Баратынской, красавицы, однойиз адресатов Пушкина?
Спасибо Вам огромное, Иван. Правы предыдущие комментаторы - горькая правда войны...
     20:10 18.11.2019 (1)
Ляман, не знаю, честное слово, это всё записано со слов Василия Панкратовича, хотя мне было бы интересно узнать эту родословную.
     21:07 18.11.2019
Вот, дорогой друг, ссылка на статью из вики https://ru.wikipedia.org/wiki/Абамелек,_Анна_Давыдовна
     14:11 16.11.2019 (1)
Сколько таких было жизней...
     22:03 16.11.2019
Да, очень много. Дядя Вася много и ещё чего рассказывал уже на без записи.
     18:02 15.11.2019 (1)
Горькая правда войны.

С уважением, Андрей. 
     22:02 16.11.2019
Андрей, спасибо. Да, я считаю большой удачей познакомиться с таким человеком, как дядя Вася.
     11:01 12.11.2019 (1)
     22:02 16.11.2019
1
Спасибо, Олег.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама