Произведение «Алёша Попович - история и мифы 2. Мифы» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Сборник: Сказания ушедших времён
Автор:
Читатели: 2234 +1
Дата:
«Алёша Попович и голова чудовища - А. Клименко»

Алёша Попович - история и мифы 2. Мифы

                                                                                                          2. МИФЫ

    Языческая составляющая былин фрагментарна и в народных текстах мы не найдём цельных мифов. На протяжении столетий содержание былин перемешивалось, видоизменялось, терялось. И всё же, следы язычества в былинах об Алёше Поповиче встречаются нередко. Крылатый конь Тугарина переместился в былины прямиком из славянской мифологии, да и облик самого Тугарина впечатляет и даже очень:

    “Круг Тугарина змеи огненные,
    Змеи огненные, да оплетаются”
                    (Н.С. Тихонравов и В.Ф. Миллер “Русские былины старой и новой записи”, №29, с. 100, М., 1894)

    Так и видится всадник на крылатом коне, который мчится по грозовому небу в окружении разрядов молний. Величественная картина. Это уже не персонаж фольклора, а настоящий бог-громовержец, готовый в гневе испепелить противника. И сам Тугарин предстаёт живым воплощением огня:

    “Еще хочёшь ты, Олёша, тебя дымом задушу?
    Еще хочёшь ты, Олёша, так искрами засыплю?
    Еще хочёшь ты, Олёша, огнём пламенем спалю?
    Еще хочёшь ты, Олёша, живьем тебя сглочу?
    Еще хочёшь ты, Олёша, головнями застрелю?”
                    (Там же)

    Ничего человеческого в облике Тугарина нет, на людей неумолимо надвигалась одушевлённая стихия. Только, ведь, и Алёша Попович совсем не прост. В ответ он вызвал грозу, которая и обрушилась всей силой на Тугарина. Правда, былины изображают грозу как божественное чудо, хотя и случившееся по молитве Алёши, но это уже уступка господствующему христианству. Чтобы не допускать пропаганды язычества, в былине сверхъестественные способности Алёши заменили на молитву. Но даже и в таком случае не ко всякому смертному боги приходят на помощь по первому вызову. В отличие от прочих богатырей, между Алёшей Поповичем и небесными явлениями прослеживается некая мистическая связь:

    “Да и по Олешенькину тут молению,
    Как по божьему-то велению,
    Наставала тученька-то темная
    С частыим дождичком да с молнией”
                  (“Онежские былины, записанные Александром Фёдоровичем Гильфердингом летом 1871 года”, т. II, №99, с. 210, С.-Петербург, 1896)

    “Создай, боже, тучу грозную,
    А и тучи-то с градом дождя!”
    Алешины молитвы доходны ко Христу.
    Дает господь бог тучу с градом дождя”
                    (“Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым”, ЛП, №20, с. 104, М., 1977)

    Алёша вызывал грозу с целью намочить бумажные крылья у коня Тугарина. Бумага – материал сравнительно новый, но сказителям недавняя находка показалась удачной. Несмотря на распространённость такого варианта, это всего лишь поздняя переделка текста былины, стремление показать свою образованность. Более ранней и более логичной выглядит другая версия:

    “У Тугаринова коня да крыльё огнянно,
    Да летаёт-то конь да по поднебесью”
                    (“Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д. Григорьевым в 1899-1901 гг.”, т. III, №30(334), с. 154, С.-Петербург, 1910)

    Всё правильно, у коня Тугарина природа непременно огненная, так же, как и у его хозяина, иначе и быть не может:

    “Конь под ним как лютой зверь,
    Из хайлиша пламень пышет,
    Из ушей дым столбом стоит”
                    (“Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым”, ЛП, №20, с. 100, М., 1977)

    А главное оружие против огня – это вода, так что в бою столкнулись две враждебные стихии. Воплощением этого боя и была гроза. Считать ли Алёшу Поповича замаскированным языческим богом, считать ли его героем, имевшим непосредственную связь с небесным владыкой, в любом случае он не ровня смертным обитателям земли, даже и князьям. Он – избранный.
    Аналогия русской былине обнаруживается в сербской песне “Женитьба короля Вукашина”, в которой рассказывается, как король Вукашин погубил воеводу Момчилу (оба, кстати, реальные люди, жившие в XIV веке). Момчила будто бы владел чудесным крылатым конём (этот конь звался Ябучила) и волшебной саблей, а потому был непобедим. Жена Момчилы Видосава, обольщённая Вукашином, сожгла у коня крылья и испортила саблю, только тогда Вукашину удалось одолеть Момчилу. Огромный рост воеводы показывает его превосходство над Вукашином, не осмелившимся на честный поединок. Песня сочувствует Момчиле, он безусловно положительный персонаж, это признаёт и “Вукашин тщедушный”: “Нет на свете равного Момчиле” (“Сербские народные песни и сказки из собрания Вука Стефановича Караджича”, с. 152, М., 1987). Так что летающий персонаж мог быть и положительным, всё зависело от позиции рассказчика. Богов имелось много, культы их конкурировали. Для кого-то одного это бог солнца или грозы, а для кого-то другого – чудовище из преисподней. И у Тугарина в былине тоже подчёркивается его огромный рост:

    “В вышину ли он Тугарин, трех сажен,
    Промеж плечей косая сажень
    Промежу глаз калена стрела”
                    (“Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым”, ЛП, №20, с. 100, М., 1977)

    Исполинские размеры Тугарина вызывали в людях вместо уважения только страх и ненависть. А вот уловка Алёши Поповича, когда он, желая отвлечь внимание Тугарина, коварно крикнул ему: “А за тобою ноне силы сметы нет” (там же, с. 105) встретила полное одобрение как удачная военная хитрость. В народном сознании фольклорные злодеи воплощали степное нашествие. А главным оружием кочевников был лук, позволявший им издали поражать своих противников. Поневоле приходилось придумывать всевозможные уловки, лишь бы сблизится со врагом на расстояние прямого удара. Вообще-то, в былину оказалась вставлена готовая фольклорная история, давно уже кочевавшая по народным и книжным сказаниям. Такая же байка включена в “Хронику Фредегара” (франкский хронист VII века), только подвиг приписывается византийскому императору Ираклию:

    “По обыкновению, император персов снова пошел с войском на Ираклия. Опустошая провинции империи, персы дошли до города Халкедона, что неподалеку от Константинополя, и, ворвавшись в него, сожгли. После этого, приблизившись к Константинополю, столице империи, они пытались его разрушить. Ираклий выступил ему навстречу. Отправив послов, Ираклий просил императора персов по имени Хосров, чтобы эти два императора сошлись в поединке, а оба войска остались стоять вдалеке. Тот, кому Всевышним будет доставлена победа, получит целиком империю и народ побежденного. Император персов торжественно пообещал, что при таком условии он выйдет на поединок. Император Ираклий, взяв оружие, оставил за собой выстроившийся боевой порядок и вышел, как новый Давид, на поединок. Император персов Хосров отправил по этому условию одного из своих патрициев, которого мог считать самым сильным, вместо себя сражаться с Ираклием. И в начале сражения, когда каждый из двух приблизился к своей лошади, Ираклий сказал патрицию, которого он принял за императора: “Так было уговорено, что мы должны сойтись в поединке. Почему за тобой следуют другие?” Патриций тот повернул голову посмотреть, кто идет за ним, Ираклий быстро пришпорил коня пятками, достал акинак и отрубил патрицию персов голову. Император Хосров с персами, побежденный и приведенный в замешательство, обратился в бегство”
                   (“Хроники Фредегара”, с. 221, С.-Петербург, 2015)

    В сербской песне крылья у коня сжигают и это давний вариант. Сходный эпизод есть в русской сказке, где царь-медведь опаляет крылья соколу и орлу. Сюжет этой сказки поразительно напоминает греческий миф про Фрикса и Геллу, а значит, он очень древен (“Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах”, ЛП, т. II, №201, с. 74-77, М., 1984). Чтобы с земли опалить крылья летящим птицам, надо владеть молнией. Вот так, наверно, всё и происходило в языческом предании. Ведь и Алёша с земли сбил на землю коня Тугарина. Но есть в одной болгарской песне эпизод с дождём, полностью совпадающий с былинным эпизодом:

    “Юда пляшет, Муржо просит:
    “Пошли, боже, мелкий дождик,
    Пусть намочит юде крылья!”
    Темную нагнало тучу,
    Мелкий дождик посыпал,
    Намочил он юде крылья,
    И остановилась юда,
    И плясать больше не может”
                  (“Песни южных славян”, БВЛ, т. XI, с. 47, М., 1976)

    Из содержания песни трудно понять почему могущественной юде помешал плясать какой-то дождь. А вот если под пляшущей юдой понимался огонь, то именно дождь и должен был его остановить. Остаётся признать параллельное существование языческих преданий, где против летающего персонажа применялись как огонь, так и вода.
    Древнейший образ летающего всадника – это шумерский царь Этана верхом на орле. После некоторой переработки мифа появился греческий Беллерофонт верхом на крылатом коне. Грузинские небесные раши – крылатые и огнедышащие (“Мифы народов мира”, т. II, с. 373, М., 1992) – точная копия коня Тугарина. Но первоначальный вариант противоборства крылатого и наземного противников – это шумеро-аккадский миф о схватке орла со змеёй, бросившей орла истерзанным и со сломанными крыльями лежать в яме, где его и нашёл Этана (Д.Г. Редер “Мифы и легенды Древнего Двуречья”, с. 66, М., 1965; С.Г. Хук “Мифология Ближнего Востока”, с. 51, М., 1991; “Ассиро-вавилонский эпос”, ЛП, с. 111-116, С.-Петербург, 2007). Когда-то в древних преданиях змеи имели превосходство над птицами, такой сюжет и был преобразован в былину. Но это означает, что Алёша Попович в родстве со змеями. Именно так, в родстве. Когда языческие предания стали забываться, когда сами сказители в них уже не разбирались, выбор сюжетов происходил только по одному признаку – используя сходство имён. Сыном змея считался Волх Всеславьевич (он же Вольга Святославич):

    “А и на небе просветя светел месяц,
    А в Киеве родился могуч богатырь,
    Как бы молоды Вольх Всеславьевич.
    ..……………………………………
    А и будет Вольх в полтора часа.
    Вольх говорит, как гром гремит”
                    (“Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым”, ЛП, №6, с. 32, М., 1977)

    Теперь рождение Алёши Поповича:

    “Зародился на небе светёл месяц,
    У нас на земле – русский богатырь.
    Свята русска земля взрадовалася,
    Сходились попы со дьяконами,
    Нарекли ему имя Алеша Попов,
    Алеша Попов сын Федорович.
    Стал же наш Алешенька скорёшенько ходить,
    Стал скоро ходить, как сокол летать,
    Громко говорить, как в трубу трубить”
                  (Добрыня Никитич и Алёша Попович, ЛП, №53, с. 224, М., 1974)

    Очевидно, что оба фрагмента имеют общее происхождение, но вариант с Волхом Всеславьевичем более ранний, там больше язычества. Сближение произошло по принципу звукового сходства: Волх-Алёша. Только Алёша по сравнению с Волхом осовременен – оба они владеют хитростью, но у Волха это хитрость волшебства, а у Алёши обычная человеческая хитрость. И всё же, сквозь напластования времени просматривается образ языческого героя. Волх родился от змея и княжны Марфы Всеславьевны. История известная – боги сходят с небес ради связи со смертными. Они преследуют свои цели и желаниями людей не интересуются. Впрочем, и Марфа может оказаться богиней (например, Мара или Мокошь). У новорожденного Волха уже есть предназначение в жизни:

   


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:14 26.02.2020 (1)
Былины о Алёше Поповиче - это 18 век, не раньше.
Кирша Данилов жил в 18 веке.
Ясное дело, что в этих  былинах присутствуют отголоски древних дохристианских сказаний. Но в них ещё много такого, чего быть в истории никак не могло. Это я о Киеве и монголо - татарах и жене князя Владимира.
Об Индрике - это из "Голубиной книги". Индриками раньше называли мамонтов.
В славянском пантеоне есть Богиня Луны. Это Лунная Дивия.
Кстати, Числобога также причисляли к лунным божествам.
     20:52 26.02.2020 (1)
    Из летописного сообщения следует, что на киевском капище стояли идолы шести богов: Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь.  В других летописных статьях названы Велес и Сварог. В "Слове об идолах" добавлен Род. Это ЕДИНСТВЕННЫЕ достоверные сведения, всё прочее - только беспочвенные фантазии. В последнее время нередко издавались длиннющие и богато иллюстрированные списки славянских богов, только вот в подавляющем большинстве персонажи там выдуманы. Не было ни Числобога, ни Услада, ни Зимцерлы ни прочих порождений ненаучной фантастики. В истрических построениях следует придерживаться твёрдо установленных научных фактов, а выдумки только заставят бесцельно блуждать в тумане. Брать надёжные исторические источники, сопоставлять сведения и делать логические выводы. И никакой фантазии.

    Былины только стали записывать с 18 века, а сложены они были намного раньше. Про Илью Муромца сообщали авторы 16 века, но ещё  в 12-13 веках он уже проник и в немецкие сказания. В былинах исследователи отмечали даже реликты первобытного времени. А к 18 веку былинная традиция начала угасать, записаны последние остатки былин.

    Индрик-зверь получил своё имя от бога Индры, о мамонтах же на Руси абсолютно ничего не знали и только, когда в Сибири обнаружили их останки (первую тушу нашли в 1799 году, то есть совсем недавно), то и заработала фантазия. Но мамонт никогда не был персонажем русского фольклора.
     21:05 26.02.2020 (3)
Летописное сообщение не является достоверным источником, т. к. это всё списки со списков.
Их многократно и бессовестно редактировали, а подлинники сожгли. Посему что там написано, вызывает большие сомнения. Ничего достоверного там нет.
Киевская Русь - это вымысел германо-романовских историков.
Киева как города до 13 века не было. Это исторически доказано.
Киевская Русь придумана романо-германскими историками.
Индрик был персонажем русского фольклора.
Читайте "Голубиную книгу"
     21:49 26.02.2020 (1)
    Историю изучают, опираясь на:
    1) Письменные источники;
    2) Фольклорные записи;
    3) Археологические находки.
    Если отбросить эти три составляющие, то на чём вы будете основывать свои суждения? Других источников сведений просто не существует. Машина времени ещё не изобретена. Проверяют достоверность сведений сравнением летописей как между собой, так и с другими письменными памятниками - и нашими, и иностранными. Показания письменных источников сопоставляются с данными археологии. Это долго и сложно, но других способов исторического расследования не придумано. Если облегчать себе работу, как в сочинениях Грушко или Бычкова, то и появляются всевозможныые фантомы.
    Киевская Русь описана в наших летописях и в иностранных хронниках за много веков до рождения германо-романских историков. Не говоря уж о том, что русское книжное богатство никакие иноземцы не смогли бы создать. Это гигантская работа.
    Существование Киева как раз доказано. Археологи нашли многочисленные материальные свидетельства и восстанивили все стадии развития города. О древнем Киеве сохранилось и большое число иностранных свидетельств, так что нелепо отрицать существование города в 9-10 веках. Я уж предпочту поверить нашим археологам.
    Что Индрик был персонажем русского фольклора, я и не отрицал. Конечно был. Вот только мамонтом он не был, эти фантазии появились уже в 19 веке. А Голубиную книгу я читал и в разных вариантах. Не только читал, но и внимательно изучал.
     08:04 27.02.2020
Михаил, вы мне прям сногсшибательную новость рассказали о том, как изучают историю.
Без вас я этого никак не знала.
Если вы читали "Голубиную книгу" и внимательно её изучали, почему не упомянули её в своей работе?
Ведь именно там вопрошается, кто "всем зверям мати, кто всем птицам мати" и т. д.
“Юда пляшет, Муржо просит" - почему не упомянули Верковича С. И., записавшего песни южных славян в 1881 году, а ссылаетесь на книгу БВЛ, т. XI  1976 года?

Насчёт выдуманных персонажей славянского пантеона:

Тебя, Атлант, славил:
"Ой, Атлант, ой, ДЫЙ,
Ой, ДЫЙ, Яра,
Ой, Яра, Прена!" (с) "Веда славян" Верковича.

Кроме Дыя, Яра, Атланта там упоминаются боги:
Коледа Бог
Вишну Бог
Бела Бог
Летн Бог
Зимн Бог (слуга его Бог Снегин)
Злата Майка (родила Коляду)
Ясна Зоря
Сива Бог (бог сева, урожая и скотины) он же Перун
Царна Бог Сура Ламица (Чёрный Бог)
Йогне Бог (Огнебог)
Влас Бог
Сира Бог
Витна Бог
Дъжна Бог
Игне Бог
Водна Бог
Мора Юда
Жива Юда
Парва Юда
Лестувица Юда
Филка Юда
Дургана Юда

Так что о единственно достоверных богах вы погорячились.

Теперь о Киевской Руси:
"Утверждение понятия «Киевская Русь» в государственно-политическом смысле произошло в советскую эпоху, когда академиком Б. Д. Грековым были изданы его основные труды, ставшие хрестоматийными: «Киевская Русь» (1939) и «Культура Киевской Руси» (1944)". (с)
1. В Киеве никогда не было кремля, каменных стен, как во всех древних русских городах. Только дубовая ограда в 17 веке.
2. В Новгородской летописи Киева не было. (11 век)
3. В арабских летописях Куяк к Днепру не привязан.
4. В скандинавских летописях нет Киева.
5. В Византийских летописях Киева нет.
6. София Киевская – первое упоминание в 1595 г.
7. Десятинная церковь – 13 век.


     21:43 26.02.2020
Или вот, например:

"Голубиная книга и славянская космогония" Д. Дудко 2008
     21:11 26.02.2020 (1)
Их многократно и бессовестно редактировали, а подлинники сожгли.


Читайте "Голубиную книгу"

Причём в подлиннике.

Лично Сварогом написана.
Ручкой "Erich Krause".
     21:35 26.02.2020
Красилов, вы где ехидничать учились?
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама