| Стихотворение «Закат (Томас Э. Хьюм)» | Предисловие: Захотелось зарифмовать стихотворение
THE SUNSET (Закат)
основоположника имажизма
Томаса Эрнеста Хьюма.
Это оказалось, к моему удивлению,
не такой уж и простой задачей...
Зачем я это сделал - и сам не знаю...
Thomas Ernest Hulme
The Sunset
A coryphée, covetous of applause,
Loth to leave the stage,
With final diablerie, poises high her toe,
Displays scarlet lingerie of carmin’d clouds,
Amid the hostile murmurs of the stalls.
Закат
Последний выход танцовщицы,
прощальных жаждущей оваций.
Носок тянуть артистка тщится.
- Не надо пошлых демонстраций
белья на старой баядере! –
бормочет публика в партере.
|
Послесловие: Томас Эрнест Хьюм написал немного стихотворений, но остался в истории литературы.
ИМАЖИСТЫ
В 1908 году молодой англичанин Томас Эрнст Хьюм (1883 - 1917), неудавшийся математик, зато удавшийся философ, собрал вокруг себя круг единомышленников. Члены кружка, получившие название «клуб поэтов», занялись философией искусства, в первую очередь - поэзии. Они и сами понемногу писали стихи, но больше спорили - о Рескине и французских символистах, о японских хокку и французском верлибре. Окаменелость существовавших поэтических форм заставила молодых литераторов искать новые пути в поэзии. В 1908 году было опубликовано хьюмовское стихотворение «Осень», удивившее всех неожиданными сравнениями: «Луна стояла у плетня, Как краснорожий фермер», «Кругом толпились щупленькие звезды, Похожие на городских детей» (пер. И. Романовича). Так родилась новая поэтическая школа - имажизм (от английского image - образ). Сподвижниками Хьюма стали его друзья: Френсис Флинт, Эдвард Сторер, Джозеф Кемпбелл, Флоренс Фарр, Ф.-У. Тэнкрид. Компания собиралась в одном из ресторанчиков Сохо. В апреле 1909 года Флоренс Фарр привела туда своего знакомого - молодого американца, только что переселившегося в Европу и еще не определившегося в своих эстетических исканиях. Это был Эзра Паунд (1885 - 1972).
Лидером группы и непререкаемым авторитетом стал Хьюм. К тому времени у него сложились твердые убеждения: «Образы в стихе — не просто декорация, но самая суть интуитивного языка», назначение поэта - искать «внезапность, неожиданность ракурса». По Хьюму, «новые стихи подобны скорее скульптуре, чем музыке, и обращены более к зрению, нежели к слуху». В то же время декларировались и ритмические эксперименты - Хьюм призывал «расшатать каноническую рифму», отказаться от правильных метрических построений. Именно в «Клубе поэтов» зародились традиции английского белого стиха и верлибра.
Хьюму не выпало радости «серую гладить обложку» собственной книги. Уже после его гибели были изданы его статьи и избранные высказывания, к которым присовокупили немногие сохранившиеся стихотворения. Хотя их очень мало, совершенно ясно: в самом начале пути погиб чрезвычайно одаренный поэт. Стихи его остроумны и лаконичны, почти лишены эмоций, но замечательны филигранной отделкой - аллитерациями с неожиданными рифмами, свободной формой, а главное - оригинальными образами...
Из статьи Анатолия Кудрявицкого, опубликованной в журнале поэзии "Арион" в №3 в 2014 году.
|
| |