Произведение «Почему мы ругаем, но тоскуем по советскому времени» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Темы: РоссияО жизниСССРИстория и политика
Сборник: Художественная проза и публицистика
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 78
Читатели: 3361
Дата:
Произведение «Почему мы ругаем, но тоскуем по советскому времени» самая комментируемая(34) работа за сутки
14.01.2025

Другие значения: 
04.10.2022 (значение 36)
2

Почему мы ругаем, но тоскуем по советскому времени

[b]     По этой теме написаны уже много умных и глупых слов. Рискну добавить к ним  ещё несколько своих размышлений.
 
     Уже в конце семидесятых годов умным и склонным к анализу людям было ясно,  что страна катится к кризису и неизбежным переменам, которые будут  вызваны им. Правда, никто  не предполагал даже в начале перестройки, что он будет настолько глубоким, что даже развалится Советский Союз и весь социалистический лагерь.

     Многие объясняют это хорошо продуманными и осуществлёнными мерами Америки, в том числе: беспрецедентной гонкой вооружений (вспомним грандиозный и нереализуемый  рейгановский проект «звёздных войн»), обвал с помощью зависимых от США арабских нефтедобывающих стран мировых цен на нефть, служащую основным источником наших внешних доходов, а также другими не менее эффективными.
     Конечно, наша слабая экономика по сравнению с американской, да ещё при резком сокращении доходов, не могла выдержать таких затрат для обеспечения паритета в вооружении.

     Конечно всё это так.  Но вот почему страна оказалась в таком состоянии, позволившем американцам осуществить эти меры, и будет предметом моих размышлений.

     По моим твёрдым убеждениям, основной причиной этому – монопольная власть одной партии. Вспомним, что ещё сам Ленин говорил, что любая монополия приводит к загниванию. После ликвидации единственной легальной левой партии – левых эсеров, сотрудничавших на первых этапах с большевиками, но поднявших восстание 6-го июля 1918 года якобы из-за несогласия с Брестским  миром, он говорил примерно так: мы лишились последней оппозиции. Вообще говоря, это плохо. Но не мы в этом виноваты. Придётся вместо оппозиции развивать критику и самокритику. Но это, как известно, не помогло, да и не могло помочь.

     Некоторые историки утверждают, правда, без серьёзных фактических доказательств, что само восстание эсеров было специально спровоцировано большевиками, а непосредственный убийца германского посла Мирбаха сотрудник ВЧК и эсер Блюмкин был лишь орудием в их руках. Якобы после разгона эсеров он не был расстрелян, не сидел в тюрьме, а спокойно работал в той же системе ВЧК, только не в столице, а где-то на периферии.

     Уверен, что вместо того, чтобы разгонять и уничтожать левые партии: социал-демократов (меньшевиков), левых эсеров и анархистов нужно было сотрудничать с ними на конкурентной основе, доказывая в честной и конкурентно-демократической борьбе своё право руководить государством и обществом.  Возможно, именно тогда постепенно сложилось бы государство с эффективной экономикой и социально справедливым обществом.

     Современные коммунисты говорят, что это было невозможно, так как враги революции внутри и за рубежом не могли с ней смириться и организовали военное сопротивление и гражданскую войну.

     Позвольте, но если бы большевики работали хотя бы с левыми партиями так, как я написал выше; не называли бы творческую интеллигенцию говном и не выдворяли бы её насильственно из страны; не уничтожали бы церкви и не гнобили бы их служителей,  а работали бы с ними и с творческой интеллигенцией, привлекая их к построению нового социально-справедливого общества, то, может быть, и не было бы кровавой (или хотя бы не столь кровавой) гражданской войны и разрухи.  А ещё (и это главное!) физически не уничтожали бы помещиков и предпринимателей под клич «грабь награбленное», а делали бы это экономически в течение продолжительного времени, используя для этого такие инструменты как  прогрессивный налог с доходов, а особенно – также прогрессивный, налог на наследство. При этом часть основных фондов (капиталов) уходило бы не наследникам, а всему обществу, а структура доходов владельцев средств производства менялась бы в сторону уменьшения доходов от капитала и возрастания доходов от трудовой деятельности, например, хорошими топ-менеджерами на тех же предприятиях.

     Вот здесь полезно сделать некоторое отступление от основного текста.

     Как раз поэтому, чтобы не обидеть мошенников и проходимцев, захвативших после перестройки госпредприятия, действующий в советское время налог на наследство (правда, выполняющий несколько  другие функции) был отменён, а налог на доходы установлен плоским в отличие от подавляющего большинства других государств. При этом тогдашний лидер заявил, что сделано это во благо народа, чтобы  наследники родителей и  бабушек не пострадали бы от передачи им квартиры, дачи, машины или другого имущества. А вот предприниматели, продолжал он, всё равно нашли бы способ как-то обойти закон и избежать или существенно сократить эти налоги. То, что при этом он расписался в неспособности или нежелании наладить  элементарный порядок в налоговой сфере, многие и не заметили.

     Но вернёмся к основной теме.

     В шестидесятых годах предсказанное Лениным загнивание при монопольной системе уже было заметно для всех умеющих наблюдать и анализировать людей.  А таких в Советском Союзе было много ввиду высокого уровня образования, что нужно отметить в ряду других несомненных достижений страны. Марксистская теория, служившая основой всей политической системы, ввиду строгой партийной дисциплины и отсутствия политической конкуренции, не развивалась практически все послереволюционные годы и превратилась в догмы. Любое отклонение от них объявлялось ревизионизмом, жёстко преследовалось и не допускалось. А эти догмы уже не удовлетворяли тем изменениям, которые сложились на это время в стране и в мире.

     Несмотря на наличие в стране многочисленных институтов и кафедр марксизма-ленинизма, некоторые социально-экономические понятия были или вообще не определены, или тонули в многочисленных и многословных пояснениях и толкованиях. Например, мне доставляло удовольствие прикалываться над своими друзьями и знакомыми, задавая им вопрос:  «А что же такое социализм?». Большинство не задумываясь, отвечали:

     - Социализм – это первая стадия коммунизма.

     - Ну, конечно, это так, - отвечал я, потому что, как и многие другие знал, что прагматичный Сталин, в отличие от большинства членов ленинской гвардии, не ожидал скорой мировой революции пролетариата, после которой и должен был бы наступить коммунизм. Он понимал, что никакой мировой революции не будет, а коммунизм – это что-то далёкое и не совсем ясное. Поэтому, он своей твёрдой (а можно сказать и кровавой) рукой уничтожил (кого политически, а кого и физически) эту старую гвардию и назвал строящуюся большевиками систему первой стадией коммунизма.

     - Ну, это, конечно, верно, - далее продолжал я. – Но ты назови мне определение этой стадии, которое могло служить критерием того, чтобы взяв любую страну, мы могли бы отнести её к социалистической или нет.

     - Это просто, - обычно отвечал собеседник. – В социалистических странах средства производства принадлежат народу в лице государства, а не частным лицам.

     - Но тогда мы к социалистическим должны отнести и Кампучию (Камбоджу) при Пол Поте. Там вообще всё было национализировано. Но никто не признавал её таковой кроме наших идеологических врагов империалистов. А делали они это лишь для того, чтобы показать своему народу то, какой коммунизм (социализм) страшный и отвратительный. Частично признавали её таковой и китайцы пока сами не содрогнулись от того, что вытворял Пол Пот (ученик Мао и ставленник Китая) над своим народом.

     По этому критерию социалистической частично можно было бы назвать и Великобританию в довольно длительное время правления лейбористов. За время их власти более 80-и процентов предприятий оказались государственными. Но у нас это называлось государственным капитализмом.

     - Тогда, может быть, в качестве критерия может быть можно взять известную формулу уважаемого Лениным анархиста Кропоткина: «От каждого по способностям – каждому по труду», - провокационно предлагал я.

     Возможно, это может кого-то удивит,  так как в советское время анархистов изображали всегда карикатурно, но П. Кропоткин, теоретик анархо-коммунизма, наряду с основателем анархизма Бакуниным, пользовался большим уважением у анархистов, не репрессирован и не иммигрировал из страны, а в 1921 году был с почётом похоронен в Москве. В его честь даже названа одна из станций московского метро.

     - Вот, вот, - обычно обрадовано отвечали мои собеседники на мой провокационный вопрос, - это и есть критерий.

     - Ну, тогда в мире нет ни одной социалистической страны, так как нет и не может быть универсальной меры труда при огромном его разнообразии, - огорчал я своих собеседников.

     Но самое страшное было в том, что этими догмами руководствовались не только в идеологической сфере, но и в управлении экономикой.  Даже самые безобидные реформы, предложенные Косыгиным, после ряда экспериментов, давших положительные экономические показатели на некоторых предприятиях, старичкам из Политбюро показались несоответствующими установленным идеологическим догматам, были осуждены и запрещены.

     Возникновение реформ Косыгина было не случайным. Уже в конце пятидесятых годов в экономике страны начались негативные процессы. Уже в 1959-ом году кремлёвским деятелям стало понятно, что 6-й (1955 – 1960 годы)  народнохозяйственный план развития страны не будет выполнен. Поэтому срочно он был пересчитан и заменен на план семилетний (1959 – 1965 годы) с несколько иными параметрами. Итоги выполнения этого плана были подведены как-то невнятно, но, как всегда, триумфально.

     С 1969 по 1992 годы (с некоторым почти шестилетним перерывом) служил я в организации, занимающейся разработкой и внедрением, так называемых АСУ (автоматизированных систем управления), во многих отраслях промышленности. Поэтому довелось мне часто разговаривать с их руководителями. Однажды в доверительном разговоре один из них сказал мне: «Вы знаете, весь наш так называемый хозяйственный механизм  - это одна сплошная нелепость».

     Я ничего не услышал в этом нового, так как давно  понимал также. Стремление как можно больше сократить статью не позволяют мне привести многочисленные примеры, которые я наблюдал сам, слышал от производственников или читал в газетах. Но всё же я не удержусь и приведу два из них, которые чем-то похожи.

     Люди старшего поколения помнят о длящемся много лет дефиците запчастей к механизмам и оборудованию практически во всех отраслях. Но особенно от этого страдали в горнодобывающей промышленности на карьерных работах, так как простои обладающих большой мощностью карьерных экскаваторов из-за недостатка запчастей приводили к срыву планов и снижению комплекса показателей. Чтобы компенсировать потери от этих простоев, горнодобывающие предприятия старались всяческими путями получить большее количество экскаваторов. А это приводило к ещё большему их дефициту.
 
     На одном высоком совещании горняков страны один из них спросил у присутствующего руководителя подразделения Госплана, отвечающего за горную  промышленность, о решении этой проблемы. При этом он привёл данные, что в Америке в

Обсуждение
12:33 29.10.2021(1)
Анатолий Комогоров
Начало статьи меня вдохновило, но когда автор дошел до вопроса, что такое социализм, мой энтузиазм закончился...
Если автор не знает что такое социализм, как он может рассуждать о кризисе социализма.
Даю определение, - Социализм, это коммунизм, минус электрификация всей страны.
Как-то так.
14:00 29.10.2021(1)
1
Интересное определение, Анатолий. Оценил Ваш юмор.
А я предпочитаю вообще не оперировать измами, а говорить о построении социально-справедливого и экономически эффективного общества.
Советская система не отвечала этим критериям, особенно второй части. А установившееся монопольная система управления из-за запрета на любые общественно-политические мнения и теории, отличные от установившихся догм, не обеспечивало движение к такому.
Не будь этого, уже в советское время можно было бы постепенно перейти действительно к социально-справедливому и экономически эффективному обществу, скорее всего, основанному на общественное владение средствами производства.
В моём рассказе "Философ" в уста ЛГ кратко и поверхностно вложен один из возможных вариантов такого обшества.
Спасибо за комментарий.
13:56 31.10.2021(1)
Анатолий Комогоров
Вообще, я хотел сказать о том, что в России никакого социализма не было и коммунизм никто строить не собирался.
Хотя бы потому, что понятия социализм и коммунизм не определены. Нет чёткого понятия что такое социализм и коммунизм.
Люди просвещённые знают, что создание СССР было организовано еврейскими банкирами.
Существовала идея создания еврейского государства на территории нынешней Украины. Для этого и была совершена Великая Социалистическая революция. Сценарий которой уже был опробован во Франции.
Коммунистическая идеология, это та же библейская идеология, только в более современной интерпретации. Подобно христианству, сменившему язычество, коммунисты решили полностью заменить всё прежние христианские идеологические принципы на коммунистические. Тем более, что они мало чем отличались, автор один и тот же.
Основной задачей было уничтожение русской нации. Поэтому первым делом была уничтожена элита русской нации, а потом взялись и за уничтожение русского народа.
Для уничтожения русского государства, на территории Российской империи было создано 15 "независимых" государств и началось формирование национальных различий. Я жил в Алма-Ате и прекрасно помню, что казахи настаивали на том, что они в Казахстане главные. Никто собственно против этого не возражал. Казалось, что есть республики для всех наций проживающих на территории СССР, и кто хочет быть главным, должен просто поехать в республику с названием его нации и ходить там выделываться. Тем более, что в паспорте у каждого было написано какой он национальности.
Советская Россия, или СССР, это государство промышленные предприятия в котором принадлежали партийной номенклатуре. Народ никаких прав на достояние государства не имел.
Ни о какой социалистической собственности говорить не приходится. Её не может быть по определению собственности. Всё, что было создано в СССР и досталось от Царской России, находилось в собственности партийного аппарата.
Партия создала такие условия, что никакое инакомыслие было невозможно, никакая предпринимательская деятельность не имела права на существование, наука и искусство служило исключительно целям и задачам определённых партией.
СССР полностью копировал структуру Древнего Египта, в котором власть принадлежала жрецам, в СССР коммунистам. На троне восседал фараон, в СССР генсек. Пирамиды строили рабы, в СССР на комсомольских стройках "трудились" заключённые, по аналогии была армия, и относительно свободные граждане.
Так что ничего нового еврейские коммунисты в России не изобрели - азиатский способ производства это вершина коммунистической экономики.
15:09 31.10.2021(1)
1
Ой, Анатолий, с Вашей главной мыслью я, конечно, не согласен. Наверное потому, что не отношу себя к просвещённым, а просто к здравомыслящим людям, способным смотреть и анализировать.
Кстати, в Алма-Ате прожил я около тридцати лет и с теплом вспоминаю эти годы. Среди казахов у меня было много друзей и знакомых. Никто из них не называл себя главным народом, но коренным. И это ни у кого не вызывало возражений, поскольку это есть факт.
15:18 31.10.2021(1)
Анатолий Комогоров
В какие годы Вы в Алма-Ате жили? На покой улице?
16:21 31.10.2021(1)
В Алма-Ате жил я с 1969 по 2001 годы с перерывом с 82-го по 88-й  в Эвенкии в таёжном посёлке, где работал в геофизической экспедиции.
Жил я всё время в геофизгородке, а работал в городских организациях, кроме первых двух лет.
18:24 31.10.2021(1)
Анатолий Комогоров
Где находился геофизгородок, я не знаю.
Я жил на проспекте Ленина, учился в 56 школе, перед армией работал в Институте  Горного дела. Который тоже на проспекте Ленина находился.
Приятно встретить земляка. На сайте есть ещё один алма-атинец.
20:19 31.10.2021(1)
Геофизгородок, а позже п. Мамыр (Май по русски)  почти за ул. Саина, если её пересекать по  Джандосова.
20:25 31.10.2021(1)
Анатолий Комогоров
Посмотрю на карте. Спасибо.
13:21 01.11.2021(1)
Кстати, Анатолий, у меня есть рассказы на базе каких-либо эпизодов жизни в Алма-Ате. Например "Акбар".
18:41 01.11.2021(1)
Анатолий Комогоров
Прочитал только что. Хороший рассказ. Жалко собаку. Я тоже держал алабаев. Вы не совсем правильно описываете породные качества. У всех пород встречаются верные и неверные особи. Точно так же как и у людей.
09:00 02.11.2021(1)
Спасибо, Анатолий. О породных качествах  из какой-то книги взятой из библиотеки. Я так и писал в рассказе. А вот конкретное проявление качеств Акбара описаны по факту.
11:04 02.11.2021(1)
Анатолий Комогоров
В книгах пишут для потенциальных покупателей собак. И пишут только о том, что должно этому потенциальному покупателю понравиться.
Есть понятие выбраковка, плембрак. И в первую очередь это по рабочим качествам. Заводчик обязан отбирать щенков таким образом, чтобы в породе не попадали особи не имеющие тех рабочих касеста, о которых написали Вы. Но зачастую заводчики продают всех подряд.
А щенок с описанвми Вами рабочими качествами может вообще в чужой семье неприжиться...
Я держал слабака, у меня более двухсот щенков было.
11:45 02.11.2021(1)
Наверное так. Я об этом не задумывался.
А с собаками я очень дружу. Когда жил в Эвенкии, держал одновремённо трёх лаек. Очень нравились мне эти собачки.
12:17 02.11.2021(1)
Кстати, Анатолий, как раз сегодня я выложил вой мемуарный рассказ "Ночь приключений и конец Света".  Как алма-атинцу  он может быть Вам интересен.

15:04 02.11.2021
Анатолий Комогоров
Спасибо, посмотрю.
Не нашёл..
13:15 02.11.2021(1)
Толковая статья, уважаемый Анатолий!
Вы по "полкам" разложили этапы, которые привели к развалу экономики, верно указали на причины, которые этому сопутствовали, поэтому, я получил удовольствие от прочитанного.
Абсолютно со всем согласен.

С уважением  Н.А.
14:09 02.11.2021
Спасибо, Никита.
10:58 29.10.2021(1)
Чугунова Лариса
11:06 29.10.2021
Спасибо, Лариса.
12:54 12.08.2021(1)
Маркс и Энгельс в своём «Капитале», мечтали об обществе
честном и чистом…жалко то, что не прописали они –
необходимость смены (зарвавшегося) машиниста…
как только вздумает сменить тот равенство для всех, свободу,
на льготы и пайки в свою угоду… то путь его, необходимо
лишить немедля бренности… ведь справедливость там живет…
где всем всё по потребности…
как только власть имущие имеют привилегии захапать всё
в так называемую частную собственность, то справедливости –
адьё!!! И ни стыда, ни совести… 


иначе говоря, социализм был "убит" наличием дефицита... наличием блата... которым пользовалась лишь властьдержащая и законоиздающая "верхушка"... а когда, получили возможность иметь в личной собственности - недра и полезные ископаемые, промышленные центры...вот тут то и "понеслась Душа в рай"... подмято под себя армия, полиция, суды, законодатели, средства массвой информации... убийство образования, медицины, нравственности... 

С рождения, ягнёночку, внушали,
что самый страшный в Мире это –Волк,
с огромной пастью, с острыми клыками,
сравнимы с обоюдоострыми ножами,
которыми, тот перекусит горло, в один щёлк…

что в безопасности, он только в стаде,
надежно охраняемой людьми, что именно
собачья псарня, от всех невзгод оборонит…

и тот, спокойно щиплет травку, даёт состричь
своё руно, без шерсти-то и так тепло, когда
в толпе ты, спозаранку, бредёшь куда
разрешено… 

и внешне,
так спокойный и размеренный у жизни ритм…
а страх, (её вдруг потерять) уж начал затухать…
в отсутствии волков, ничто ведь не грозит…
вот только смерть идёт - от пастуха…

покуда продолжаешь ты покорно блеять…
то скормлен будешь, а кожею, пойдёшь
на кожухи… надеждою пустой себя лелея,
что все нажрались пастухи…

и будет так всегда - пока ты в стаде,
ведь аппетит у них, лишь возрастает…
пришла пора - объединиться в стаю,
и бойню преподать тому, кто угнетает…
и вырвать ненавистные клыки,
которыми, в счет всех, жируют только
пастухи…  
15:37 12.08.2021(1)
Маркс и Энгельс не только  мечтали о честном и чистом обществе, но и научно доказали, частное владение средствами производства приводит к социальной несправедливости. К сожалению, это практически есть главное, что они успели или смогли предложить. Ко времени победы революции  в марксизме ничего не было разработано в части системы управления экономикой в условиях всенародной собственности на средства производства и , вообще, государства. Как результат - неэффективная командно-управляемая экономика и тоталитарная система управления обществом и государством подавляющая любые мнения и предложения в в социально-экономической области. А общество было практически отключено от вы бора "машинистов". Поэтому и на их место приходили Горбачёвы и Ельцины.
А стихотворение мне понравилось. Точно сказано.
Спасибо за нетривиальный комментарий.
17:45 12.08.2021
И Вам спасибо
Гость21:43 18.03.2021(1)
Комментарий удален
07:23 19.03.2021
1
Думаю, что так. Только я не социализм советского образца с тоталитарной системой управления, которая и привела страну к развалу.
Я за социализм с демократической системой управления на базе всех левых партий, то есть  коммунистического и социально-демократического направления, которых в России и сейчас уже несколько. Только такая система с демократическим соревнованием может обеспечить развитие социально-экономической системы и процветание страны.
К стати, прочтите мой рассказ "Философ", где в устами  ЛГ в самых общих чертах излагается одна из возможных социально-справедливых и экономически эффективных моделей, основанных на государственном владении средствами производства, а не на неэффективном административно-командной системе управления экономикой.
Гость11:48 16.01.2021(1)
Комментарий удален
13:14 16.01.2021
Спасибо, Михаил.
В своей статье, в самом начале. я сделал неверный посыл начиная с развала Союза. Развал Союза был только следствием глубокого кризиса в социально-экономической системе, который сам был следствием тоталитарной системы управления государством подавляющем существование и развитие любых теорий и мыслей в этой области. А они уже появлялись в головах думающих людей и обсуждались на кухнях.
Одна такая теория, не как единственная, а в качестве возможной, вложена в уста ЛГ моего рассказа "Философ".
12:26 13.11.2020(1)
Alex Grechko
Анатолий, очень интересно. Спасибо!

Отношение к  истории неоднозначно . Раскол в душах людей не стал меньше. Нет единства. Единственно,что нас Всех объединяет  - родная земля, РОДИНА.
12:38 13.11.2020
1
Это, конечно так, Алекс. Спасмбо.
13:19 28.10.2020(1)
Нурия Шагапова
Спасибо за исторический экскурс. Но я всегда была глубоко аполитична, но ностальгия осталась совсем по другой причине.
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=327473
15:22 28.10.2020(1)
У Вас, Нурия, наверное, счастливая жизнь, если Вы  "глубоко аполитичны". А я не мог оказаться таким, так как прожил очень разнообразную жизнь, много где бывал и  жил, и мнлго что видел.
Кстати,  в Кыргызстане я тоже неоднократно был, а в Алма-Ате прожил около 30 лет и с теплом вспоминаю эти годы, даже смутные и тяжёлые постперестроечые. Кстати, в эти годы происходили события, описанные  в рассказе "Акбар".
С уважением.
16:52 28.10.2020
Нурия Шагапова
Рада встретить земляка. Чаще буду у Вас в гостях. С уважением, Нурия.
17:10 07.10.2018(2)
1
Татьяна Сунцова
    - А нельзя ли среднеазиатским потребителям леса не заготавливать его, а разрешить им вывозить уже заготовленный? Ведь свой они как-то умудряются вывозить.
- Как? - удивился руководитель. – У нас в стране многие предприятия, даже имея соответствующие фонды, не могут получить его в достаточном количестве. А я отдам лес кому-то, не имеющему фонды. Кто же меня поймёт? Меня же с работы снимут. А могут и посадить за вредительство.

- Но они же всё равно как-то вывозят, - не унимался журналист.

    - Но они вывозят лес, который заготавливают сами. Всё остальное – только по фондам.
Только один пример об "эффективности" соц. экономики! И всё становится ясно. Браво!
15:41 11.09.2020(1)
1
Владимир КУДРЕНКО
Курьёзных случаев было много. Планирование доходило до абсурда. 
На моей странице есть сборник "Дневник инструктора райкома КПСС". Запись 35. Сани. 
07:43 12.09.2020(1)
Прочту обязательно, Владимир.
13:40 12.09.2020
Владимир КУДРЕНКО
Спасибо, В "Дневнике" есть что почитать. 
17:22 07.10.2018
Спасибо, Татьяна. Вы правильно оценили то, что я хотел этим примером сказать.
15:37 11.09.2020(1)
1
Владимир КУДРЕНКО
Интересная статья! 
Что касается определения нашего "развитого", то,  если придерживаться пятистадийной классификации Маркса, то у нас был государственный феодализм. Возможно, "с человеческим лицом".  Вся земля принадлежала одному феодалу - государству.  Этот феодал управлял землёй и населением через своих вассалов республиканского, краевого, областного и районного значения, которым и принадлежала вся полнота власти на местах: законодательная, исполнительная и судебная. СМИ тоже управлялись. Оставались элементы крепостного права: у селян не было паспортов до середины шестидесятых. Был натуральный оброк. Сохранялись элементы барщины, ими были выезды "на картошку", на сбор других овощей, фруктов и злаков. Особой категорией, наиболее феодальной, было выращивание хлопка. 
Сталин не принял мер ко всеобщему примирению после гражданской войны. Действовали силой: отобрать, поделить, сослать, раскулачить, донести, репрессировать, посадить, расстрелять, выслать из страны. Гражданская война так не закончилась. Сталин сделал вывод, что "по мере строительства социализма классовая борьба будет только усиливаться". Гражданская не закончилась ни к сороковым, ни позже. По некоторым признакам, она продолжается и сейчас, чем активно пользуются наши западные "партнёры". 
Все понимали, что реформы нужны, перестройка необходима, но мало кто предполагал, что "верные сыны ленинской коммунистической партии" способны провести лишь самую мошенническую в истории приватизацию, при которой стоящие у "закромов Родины" их и приватизировали. Населению достались лишь их квартиры. Дальнейшей программы у них не было, они надеялись на "невидимую руку рынка, которая всё урегулирует". Китайский вариант им не подходил, хотелось быстрого обогащения. 
На моей страничке есть сборник "Дневник инструктора райкома КПСС". Это чуть больше ста дневниковых записей о позднем "развитом" и совсем немного о девяностых.
08:35 12.09.2020(1)
Спасибо, Владимир.
О ранних и сталинских временах я не пишу. Правда, есть один мемуарный рассказ "Голодные и испуганные" о детских воспоминаниях про суровые военные годы.
И статья у меня о последних годах сложившейся в ранние и сталинские времена догматической, закостенелой системы управления государством и экономикой недопускаюшей никакого  развития. Это и привело к развалу, несмотря на имеющиеся некоторые достижения в социальной сфере.


13:39 12.09.2020
Владимир КУДРЕНКО
У меня тоже есть кое-что о подобных вещах в "Дневнике инструктора райкома КПСС". Понимали, но сделать ничего не могли. "Монолитное единство партии" было непробиваемо. И не о чистоте идей марксизма-ленинизма пеклись верхи, а о своих постах.